№ 8 август 2021 — 19 августа 2021

Практика учета бюджетных обязательств

Версия для печати 671 Материалы по теме
Практика учета бюджетных обязательств

Полномочия по учету бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета Управление Федерального казначейства по Кемеровской области — Кузбассу исполняет с 2017 года. В связи с тем что передача этих полномочий осуществлялась в рамках передачи полномочий по контролю, управление приступило к учету бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета не с начала финансового года. О том, какая подготовительная работа была проведена и какие проблемы возникают у казначейства и его клиентов в том случае, если передача полномочий осуществляется не с 1 января, рассказано в статье.

Алексей Викторович ИВАНОВ, начальник отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления Федерального казначейства по Кемеровской области — Кузбассу

Новации бюджетного законодательства

С 1 января 2021 года вступили в силу поправки в Бюджетный кодекс, обеспечивающие запуск и функционирование системы казначейских платежей. Статьей 220.2 определен новый порядок осуществления Федеральным казначейством отдельных функций финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований). В соответствии с ним в случае принятия решения о передаче функций высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (местной администрацией) в Федеральное казначейство не позднее чем за три месяца до даты передачи отдельных функций направляется обращение в порядке, установленном приказом Минфина России от 31 марта 2020 года № 50н.

При этом передача функций, связанных с исполнением бюджета субъекта (местного бюджета), возможна при одновременной передаче функций по открытию и ведению лицевых счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета; доведению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования; учету бюджетных и денежных обязательств и санкционированию операций, связанных с оплатой денежных обязательств. Соглашения, заключенные между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями) и Федеральным казначейством до 1 января 2021 года, действуют до окончания срока их действия, но не далее чем до 1 января 2022 года. Таким образом, существует вероятность ситуации, в которой передача полномочий финансового органа по исполнению бюджета будет осуществляться не с начала финансового года.

Предпосылки передачи полномочий

УФК по Кемеровской области — Кузбассу до 2017 года в соответствии с заключенным с коллегией Администрации Кемеровской области соглашением осуществляло следующие полномочия финансового органа (Минфина Кузбасса) по исполнению областного бюджета:

  • открытие и ведение лицевых счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств областного бюджета и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета областного бюджета;
  • доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита областного бюджета;
  • санкционирование операций, связанных с оплатой денежных обязательств получателей средств областного бюджета.

В декабре 2016 года в управление поступило обращение от Минфина Кузбасса о передаче его полномочий по контролю в сфере закупок в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ (полномочия по контролю), которая была возможна только после передачи управлению функций по учету бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета. В связи с тем что передача полномочий по учету бюджетных обязательств осуществлялась именно в рамках передачи полномочий по контролю, управление приступило к учету бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета не с начала финансового года, а с 3 апреля 2017 года. На эту дату в управлении обслуживалось 154 получателя средств областного бюджета (клиента).

Подготовительные мероприятия

Подготовительная работа по передаче полномочий по учету бюджетных обязательств была начата в декабре 2016 года и проводилась по следующим направлениям:

Первое направление — разработка нормативных документов.

  • Разработана и утверждена совместно с Минфином Кузбасса дорожная карта, включающая в себя более десяти мероприятий, которые должны предшествовать передаче управлению полномочий по учету бюджетных обязательств.
  • Подготовлено и подписано дополнительное соглашение к соглашению об осуществлении управлением отдельных функций по исполнению областного бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета. Стоит отметить, что при передаче аналогичных полномочий в настоящее время необходимость проведения такой работы отсутствует, так как в соответствии с порядком 50н передача полномочий производится на основании обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации) и заключение соглашения не предусмотрено.
  • Совместно с Минфином Кузбасса подготовлены проекты приказов, утверждающих порядок учета бюджетных обязательств и новый порядок санкционирования по областному бюджету. При подготовке проектов приказов было учтено, что работа программного обеспечения, используемого в управлении, ориентирована на осуществление контролей, установленных в рамках аналогичных порядков для получателей средств федерального бюджета.

Второе направление — организационно-техническое.

В связи с тем что переход на учет бюджетных обязательств осуществлялся не с 1 января, необходимо было создать и зарегистрировать сведения о бюджетных обязательствах (сведения), бухгалтерские справки и заявки на кассовый расход на сумму кассовых выплат на дату перехода по каждому клиенту в разрезе КБК. Эту работу управление проводило в выходные дни, предшествующие дате перехода, в ней были задействованы более 60 человек, включая специалистов отдела информационных систем и отделов, созданных для осуществления функций управления на соответствующей территории и обслуживающих лицевые счета получателей бюджетных средств областного бюджета.

Минфин Кузбасса подготовил информацию о государственных контрактах, заключенных до даты перехода и не оплаченных по состоянию на 3 апреля. В соответствии с ней управление осуществляло контроль при постановке на учет после 3 апреля «переходящих» контрактов.

Третье направление — проведение работы с клиентами по вопросам учета бюджетных обязательств управлением.

Было проведено совещание с клиентами, на котором специалисты Минфина Кузбасса разъяснили основные положения новых приказов. Сотрудники управления подготовили и заранее разместили на сайте образцы заполнения документов и актуализировали перечень допустимых причин возврата без исполнения платежных документов, направляемых в управление клиентами.

Трудности первоначального этапа работы

Несмотря на масштабные подготовительные мероприятия, без трудностей на первоначальном этапе работы не обошлось.

В связи с тем что для осуществления кассовых выплат по контрактам, а также для перечисления субсидий клиентам необходимо было сначала поставить на учет бюджетные обязательства, большая часть бюджетных обязательств была представлена в управление в первый месяц после перехода — в апреле 2017 года. Так, в апреле было представлено более 11 тысяч сведений, в мае — четыре тысячи, а в последующие месяцы в пределах двух тысяч в месяц (рисунок 1).

46.jpg

В первую неделю осуществления управлением учета бюджетных обязательств ежедневное количество сведений доходило до тысячи документов в день (рисунок 2). В связи с тем что большое количество сведений нужно было поставить на учет в сжатые сроки, значительная часть документов, представленных клиентами, была сформирована с ошибками и не соответствовала требованиям порядков Минфина Кузбасса, поэтому специалисты управления вынуждены были отказывать в их принятии. Это касалось как сведений, так и платежных документов. Если в марте в среднем по клиентам областного бюджета процент платежных документов, по которым был отказ, не превышал 5%, то в апреле он вырос вдвое. Это повлекло за собой дополнительную нагрузку на специалистов управления в связи с двойным потоком документов и необходимостью оказания консультационной помощи клиентам.

47.jpg

Результаты передачи полномочий

Передача полномочий по учету бюджетных обязательств в отношении клиентов уровня бюджета субъекта РФ позволила управлению значительно расширить контрольные полномочия. Это произошло как за счет последующей передачи полномочий по контролю, так и за счет дальнейшей передачи управлению полномочий по учету бюджетных обязательств уже в отношении получателей бюджетных средств муниципального уровня. Так, 8 декабря 2017 года заключено соглашение о передаче управлению полномочий по контролю в отношении получателей средств областного бюджета, а с 1 января 2019 года управлением приняты полномочия Минфина Кузбасса по учету денежных обязательств получателей средств областного бюджета.

Всего по состоянию на 1 января 2021 года в состав Кемеровской области — Кузбасса входит 71 муниципальное образование, а с 1 января 2022 года в связи с преобразованием в муниципальные округа их останется только 50. Управлению уже переданы полномочия финансовых органов по учету бюджетных и денежных обязательств по двум бюджетам муниципальных образований, по санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств — по 69 бюджетам.

Как показала практика, осуществлять передачу полномочий по учету бюджетных обязательств более целесообразно с начала финансового года. Иначе возникают следующие проблемы:

  • во-первых, усложняется сама процедура перехода;
  • во-вторых, требуется подготовка финансовым органом соответствующих порядков учета бюджетных обязательств и санкционирования с указанием конкретной даты начала действия, что не всегда представляется возможным;
  • в-третьих, создается ситуация, когда клиентам одномоментно необходимо сформировать большое количество документов, а специалистам управления — их обработать.

С учетом накопленного опыта управление подготовилось к передаче с 1 января 2022 года всех функций, связанных с исполнением местного бюджета по всем муниципальным образованиям Кемеровской области — Кузбасса.

Поделиться