Полномочия по учету бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета Управление Федерального казначейства по Кемеровской области — Кузбассу исполняет с 2017 года. В связи с тем что передача этих полномочий осуществлялась в рамках передачи полномочий по контролю, управление приступило к учету бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета не с начала финансового года. О том, какая подготовительная работа была проведена и какие проблемы возникают у казначейства и его клиентов в том случае, если передача полномочий осуществляется не с 1 января, рассказано в статье.
Алексей Викторович ИВАНОВ, начальник отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления Федерального казначейства по Кемеровской области — Кузбассу
Новации бюджетного законодательства
С 1 января 2021 года вступили в силу поправки в Бюджетный кодекс, обеспечивающие запуск и функционирование системы казначейских платежей. Статьей 220.2 определен новый порядок осуществления Федеральным казначейством отдельных функций финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований). В соответствии с ним в случае принятия решения о передаче функций высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (местной администрацией) в Федеральное казначейство не позднее чем за три месяца до даты передачи отдельных функций направляется обращение в порядке, установленном приказом Минфина России от 31 марта 2020 года № 50н.
При этом передача функций, связанных с исполнением бюджета субъекта (местного бюджета), возможна при одновременной передаче функций по открытию и ведению лицевых счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета; доведению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования; учету бюджетных и денежных обязательств и санкционированию операций, связанных с оплатой денежных обязательств. Соглашения, заключенные между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями) и Федеральным казначейством до 1 января 2021 года, действуют до окончания срока их действия, но не далее чем до 1 января 2022 года. Таким образом, существует вероятность ситуации, в которой передача полномочий финансового органа по исполнению бюджета будет осуществляться не с начала финансового года.
Предпосылки передачи полномочий
УФК по Кемеровской области — Кузбассу до 2017 года в соответствии с заключенным с коллегией Администрации Кемеровской области соглашением осуществляло следующие полномочия финансового органа (Минфина Кузбасса) по исполнению областного бюджета:
- открытие и ведение лицевых счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств областного бюджета и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета областного бюджета;
- доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита областного бюджета;
- санкционирование операций, связанных с оплатой денежных обязательств получателей средств областного бюджета.
В декабре 2016 года в управление поступило обращение от Минфина Кузбасса о передаче его полномочий по контролю в сфере закупок в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ (полномочия по контролю), которая была возможна только после передачи управлению функций по учету бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета. В связи с тем что передача полномочий по учету бюджетных обязательств осуществлялась именно в рамках передачи полномочий по контролю, управление приступило к учету бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета не с начала финансового года, а с 3 апреля 2017 года. На эту дату в управлении обслуживалось 154 получателя средств областного бюджета (клиента).
Подготовительные мероприятия
Подготовительная работа по передаче полномочий по учету бюджетных обязательств была начата в декабре 2016 года и проводилась по следующим направлениям:
Первое направление — разработка нормативных документов.
- Разработана и утверждена совместно с Минфином Кузбасса дорожная карта, включающая в себя более десяти мероприятий, которые должны предшествовать передаче управлению полномочий по учету бюджетных обязательств.
- Подготовлено и подписано дополнительное соглашение к соглашению об осуществлении управлением отдельных функций по исполнению областного бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета. Стоит отметить, что при передаче аналогичных полномочий в настоящее время необходимость проведения такой работы отсутствует, так как в соответствии с порядком 50н передача полномочий производится на основании обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации) и заключение соглашения не предусмотрено.
- Совместно с Минфином Кузбасса подготовлены проекты приказов, утверждающих порядок учета бюджетных обязательств и новый порядок санкционирования по областному бюджету. При подготовке проектов приказов было учтено, что работа программного обеспечения, используемого в управлении, ориентирована на осуществление контролей, установленных в рамках аналогичных порядков для получателей средств федерального бюджета.
Второе направление — организационно-техническое.
В связи с тем что переход на учет бюджетных обязательств осуществлялся не с 1 января, необходимо было создать и зарегистрировать сведения о бюджетных обязательствах (сведения), бухгалтерские справки и заявки на кассовый расход на сумму кассовых выплат на дату перехода по каждому клиенту в разрезе КБК. Эту работу управление проводило в выходные дни, предшествующие дате перехода, в ней были задействованы более 60 человек, включая специалистов отдела информационных систем и отделов, созданных для осуществления функций управления на соответствующей территории и обслуживающих лицевые счета получателей бюджетных средств областного бюджета.
Минфин Кузбасса подготовил информацию о государственных контрактах, заключенных до даты перехода и не оплаченных по состоянию на 3 апреля. В соответствии с ней управление осуществляло контроль при постановке на учет после 3 апреля «переходящих» контрактов.
Третье направление — проведение работы с клиентами по вопросам учета бюджетных обязательств управлением.
Было проведено совещание с клиентами, на котором специалисты Минфина Кузбасса разъяснили основные положения новых приказов. Сотрудники управления подготовили и заранее разместили на сайте образцы заполнения документов и актуализировали перечень допустимых причин возврата без исполнения платежных документов, направляемых в управление клиентами.
Трудности первоначального этапа работы
Несмотря на масштабные подготовительные мероприятия, без трудностей на первоначальном этапе работы не обошлось.
В связи с тем что для осуществления кассовых выплат по контрактам, а также для перечисления субсидий клиентам необходимо было сначала поставить на учет бюджетные обязательства, большая часть бюджетных обязательств была представлена в управление в первый месяц после перехода — в апреле 2017 года. Так, в апреле было представлено более 11 тысяч сведений, в мае — четыре тысячи, а в последующие месяцы в пределах двух тысяч в месяц (рисунок 1).
В первую неделю осуществления управлением учета бюджетных обязательств ежедневное количество сведений доходило до тысячи документов в день (рисунок 2). В связи с тем что большое количество сведений нужно было поставить на учет в сжатые сроки, значительная часть документов, представленных клиентами, была сформирована с ошибками и не соответствовала требованиям порядков Минфина Кузбасса, поэтому специалисты управления вынуждены были отказывать в их принятии. Это касалось как сведений, так и платежных документов. Если в марте в среднем по клиентам областного бюджета процент платежных документов, по которым был отказ, не превышал 5%, то в апреле он вырос вдвое. Это повлекло за собой дополнительную нагрузку на специалистов управления в связи с двойным потоком документов и необходимостью оказания консультационной помощи клиентам.
Результаты передачи полномочий
Передача полномочий по учету бюджетных обязательств в отношении клиентов уровня бюджета субъекта РФ позволила управлению значительно расширить контрольные полномочия. Это произошло как за счет последующей передачи полномочий по контролю, так и за счет дальнейшей передачи управлению полномочий по учету бюджетных обязательств уже в отношении получателей бюджетных средств муниципального уровня. Так, 8 декабря 2017 года заключено соглашение о передаче управлению полномочий по контролю в отношении получателей средств областного бюджета, а с 1 января 2019 года управлением приняты полномочия Минфина Кузбасса по учету денежных обязательств получателей средств областного бюджета.
Всего по состоянию на 1 января 2021 года в состав Кемеровской области — Кузбасса входит 71 муниципальное образование, а с 1 января 2022 года в связи с преобразованием в муниципальные округа их останется только 50. Управлению уже переданы полномочия финансовых органов по учету бюджетных и денежных обязательств по двум бюджетам муниципальных образований, по санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств — по 69 бюджетам.
Как показала практика, осуществлять передачу полномочий по учету бюджетных обязательств более целесообразно с начала финансового года. Иначе возникают следующие проблемы:
- во-первых, усложняется сама процедура перехода;
- во-вторых, требуется подготовка финансовым органом соответствующих порядков учета бюджетных обязательств и санкционирования с указанием конкретной даты начала действия, что не всегда представляется возможным;
- в-третьих, создается ситуация, когда клиентам одномоментно необходимо сформировать большое количество документов, а специалистам управления — их обработать.
С учетом накопленного опыта управление подготовилось к передаче с 1 января 2022 года всех функций, связанных с исполнением местного бюджета по всем муниципальным образованиям Кемеровской области — Кузбасса.