Долговая политика, нацпроекты и работа над повышением инвестиционной привлекательности города — на вопросы по этим трем важнейшим для жизни и развития муниципалитета темам ответил директор финансового департамента Администрации города Хабаровска Сергей Леонидович ГОЛИК.
— Сергей Леонидович, насколько сегодняшний Хабаровск интересен инвесторам и какие изменения в реализации инвестиционной политики города произошли в связи с коронавирусом?
— В последние два года объем инвестиций в основной капитал Хабаровска поступательно рос. Если в 2018 году он составлял 75,6 миллиарда рублей, то по итогам 2020 года перевалил отметку в 126 миллиардов рублей. И это с учетом того, что ограничения, связанные с пресечением распространения коронавирусной инфекции в 2020 году, добавили нам проблем. Тяжелее всего пришлось, конечно, малому и среднему предпринимательству. Впрочем, и другие сферы тоже ощутили на себе влияние пандемии. Вместе с тем многие организации воспользовались этим сложным периодом для обновления основных фондов. Поэтому в будущее мы смотрим со сдержанным оптимизмом, рассчитывая, что объем инвестиций в основной капитал по итогам 2021 года будет не хуже, чем в предыдущем. Ожидаемый рост объема инвестиций по итогам года — 105 процентов, или 132,3 миллиарда рублей.
— Продолжается ли сейчас развитие сформированной в 2015 году территории опережающего социально-экономического развития «Хабаровск»?
— Конечно, ведь эта ТОСЭР стала локомотивом привлечения инвестиций в промышленность и производство. В ее состав входят пять площадок — «Авангард», «Аэропорт», «Ракитное», «Лазо» и «Вяземский». Сегодня на территории ТОСЭР «Хабаровск» зарегистрирован 41 резидент, в том числе на территории города — 22 резидента. Компании — резиденты ТОСЭР создали в производственном секторе экономики 1387 новых рабочих мест, в том числе на территории города — 1181. Суммарный объем инвестиций резидентов — 11,85 миллиарда рублей. Из них резиденты ТОСЭР, расположенные непосредственно на территории города, принесли 8,9 миллиарда рублей при изначально планируемом объеме 8,6 миллиарда. Это показывает, что компании видят перспективы и готовы продолжать расти и развиваться в рамках ТОСЭР. А город им в этом помогает — статус резидента ТОСЭР дает целый ряд налоговых и таможенных преимуществ, особый режим государственного и муниципального контроля.
— Какие еще интересные инвестпроекты реализуются в городе и какую поддержку получают инвесторы от властей?
— В 2020 году муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» в рамках своей инвестпрограммы завершило строительство водовода в поселке Красная Речка. В 2021 году планируем начать строительство станции Хабаровской ТЭЦ-4. Мероприятия по строительству этого объекта включены в схему теплоснабжения города на период до 2035 года, утвержденную приказом Минэнерго России, а также в проект актуализированной схемы теплоснабжения Хабаровска на период до 2036 года.
Реализации масштабных инвестпроектов в Хабаровске способствует такой вид поддержки, как предоставление земельных участков без торгов. Прежде всего данный инструмент используется для поддержки семи проектов на общую сумму 12 миллиардов рублей, признанных Правительством Хабаровского края приоритетными. Это проекты в сфере медицины, гостиничного бизнеса и торгово-развлекательных услуг Хабаровска.
В обозримом будущем в Хабаровске появится несколько новых парков. В 2019 году Минобороны России передало в муниципальную собственность земельный участок площадью 74,64 гектара по улице Промышленной. Условие — город должен открыть на этом месте парк с патриотической тематикой. Работы по созданию парка «Патриот» уже ведутся. Кроме того, посредством МЧП на особо охраняемой территории в районе улицы Трехгорной планируется создание парка семейного отдыха. Общая площадь территории парка составит почти 24 гектара. Там появятся гостиничный комплекс, беседки для отдыха, свадебные павильоны, тир для пулевой стрельбы, полоса препятствий и многое другое. Общий объем инвестиций в создание парка — более 400 миллионов рублей. Также Хабаровск будет развивать и уже существующие парковые территории.
Продолжится в Хабаровске и работа по созданию на базе бывшего спортивного комплекса «Спартак» нового комплекса «Хехцир». Этот проект Правительство Хабаровского края признало флагманским для региона. В перспективе горнолыжный комплекс «Хехцир» станет не просто современным спортивным объектом, это будет круглогодичный центр отдыха и туризма для жителей Хабаровска, Хабаровского края и гостей региона. Центр призван способствовать увеличению внутреннего и международного туристического потока.
— Насколько эффективным инструментом город считает концессионные соглашения?
— Это удобный инструмент, которым мы активно пользуемся. Сейчас в Хабаровске реализуется шесть концессионных соглашений с общим объемом инвестиций около 127 миллионов рублей. И до конца года планируем заключить концессионные соглашения еще по двум объектам муниципальной собственности. Все объекты социально ориентированы. Остановлюсь на этой теме подробнее.
В рамках развития жилищного строительства администрация города запланировала застройку территории площадью 26,48 гектара, расположенной на улице Жуковского в поселке имени Горького. Проект развития территории предполагает возведение жилого микрорайона, который включает строительство порядка 165 тысяч квадратных метров жилья, двух детских садов на 190 мест, одной школы на 700 учащихся, а также благоустройство и озеленение территории, создание спортивных объектов, коммерческой недвижимости и зон отдыха населения. Первоочередной задачей по освоению территории является обеспечение планируемых к строительству объектов инженерной инфраструктурой, и в этих целях администрация города прорабатывает вопрос получения софинансирования из вышестоящих бюджетов. Также мы рассматриваем предложение инвестора о заключении концессионного соглашения в порядке частной инициативы по проекту «Подключение жилмассива поселка Горького к централизованной системе водоотведения города Хабаровска».
Реализация инвестиционных проектов на основе таких соглашений и с учетом высокого уровня устойчивости бюджета города позволит муниципалитету привлечь внебюджетное финансирование, приобрести и сохранить имущественный комплекс города, создать новые производства и рабочие места. Это повлечет за собой увеличение доходов бюджета и, как следствие, повышение уровня финансовой самостоятельности города. На основании вышеизложенного можно с уверенностью сказать, Хабаровск — инвестиционно привлекательный город.
— В 2019 году в журнале «Бюджет» была опубликована статья мэра Хабаровска, в которой он рассказывал об успешной практике управления муниципальным долгом. Что-то в этой сфере изменилось в прошлом и текущем годах?
— За последние четыре года отношение объема заемных средств к доходам бюджета города без учета безвозмездных поступлений при разрешенных 100 процентах варьируется в пределах от 4,8 до 11,5 процента. Стоимость обслуживания муниципального долга в этот период находится в границах
Ежегодно мы пользуемся механизмом замещения более дорогостоящих банковских кредитов бюджетными кредитами Федерального казначейства, предоставляемыми на пополнение остатков средств на счетах местного бюджета под 0,1 процента годовых. В результате в семи из двенадцати месяцев 2020 года муниципальный долг (без учета бюджетных кредитов) отсутствовал.
В пределах от 4,8 до 11,5% при разрешенных 100% варьируется в последние четыре года отношение объема заемных средств к доходам бюджета Хабаровска без учета безвозмездных поступлений
В обязательном порядке город соблюдает ограничения по уровню муниципального долга, установленные бюджетным законодательством. Приказом Министерства финансов Хабаровского края от 18 сентября 2020 года № 182П «Об утверждении Перечня муниципальных образований Хабаровского края, распределенных в зависимости от уровня долговой устойчивости» Хабаровск отнесен к муниципальным образованиям с высоким уровнем долговой устойчивости. Таким город намерен оставаться и впредь.
На 1 января 2021 года муниципальный долг Хабаровска составлял 820 миллионов рублей: ПАО «Росбанк» — 570 миллионов рублей под 5,4 процента и ПАО «Сбербанк» — 250 миллионов рублей под 7,39 процента. Этот показатель ниже уровня прошлого года на 28 миллионов рублей.
На кассовый разрыв в течение 2020 года мы привлекали и впоследствии оперативно погашали бюджетные кредиты на общую сумму 1,30 миллиарда рублей под 0,1 процента. Экономия от проведения аукционов на получение кредитов, досрочное погашение этих кредитов и замещение их бюджетными кредитами позволили нам сократить расходы на обслуживание муниципального долга в 2020 году на 55,9 миллиона рублей.
В 2020 году мы применили норму, введенную статьей 5 Федерального закона от 15 октября 2020 года № 327‑ФЗ в части приостановления возврата остатков средств автономных и бюджетных учреждений при завершении текущего финансового года. Беспроцентное пользование средствами учреждений до конца года дало нам возможность не привлекать средства кредитных организаций.
— Это, безусловно, говорит о закреплении успешной практики управления муниципальным долгом Хабаровска. А какими успехами текущего года можете поделиться?
— За шесть месяцев текущего года мы провели два аукциона по открытию кредитных линий. Заключены контракты с ПАО «Совкомбанк» на возобновляемую кредитную линию в 150 миллионов рублей сроком на 90 дней под 5,87 процента и с ПАО «Росбанк» на возобновляемую кредитную линию в 700 миллионов рублей сроком на один год под 6,31 процента.
Муниципальный долг Хабаровска на 1 июля 2021 года составил 420 миллионов рублей (за аналогичный период прошлого года он составлял 650 миллионов рублей) по бюджетному кредиту Федерального казначейства под 0,1 процента годовых сроком до 15 декабря 2021 года (лимит 700 миллионов рублей). За счет этого досрочно и в полном объеме погашены банковские кредиты на общую сумму 420 миллионов рублей. Вместе с тем открыта возобновляемая кредитная линия в ПАО «Росбанк» с лимитом использования 700 миллионов рублей под 6,31 процента сроком до 27 мая 2022 года.
Долговая политика города в 2021 году, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджета города и безусловное выполнение принятых обязательств по возврату заемных средств. Ведь одной из главных задач долговой политики Хабаровска является эффективное управление муниципальным долгом.
— Какова ситуация с реализацией нацпроектов в Хабаровске? Какие финансово-затратные проекты удается реализовать муниципальному образованию в рамках участия в национальных и федеральных проектах?
— В 2020 году город участвовал в одиннадцати федеральных проектах в рамках пяти нацпроектов — «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура».
Подробнее остановлюсь на части из них. Так, финансовое обеспечение шести федеральных проектов в рамках четырех нацпроектов из всех уровней бюджетов составило более 2,5 миллиарда рублей. В рамках нацпроекта «Демография» город принял участие в реализации федерального проекта «Спорт — норма жизни». В 2020 году на развитие отрасли «Физкультура и спорт» из бюджетов всех уровней было направлено около 64 миллионов рублей. В том числе средства пошли на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, включая закупку комплектов искусственных покрытий для футбольных полей спортивных школ города, адресную финансовую поддержку муниципальных спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, а также на завершение строительства стадиона.
Участие в реализации ФП «Современная школа» нацпроекта «Образование» позволит нам уже в сентябре 2021 года распахнуть двери новой современной школы для 800 учеников. Финансовые затраты на строительство школы за два истекших года составили 1,4 миллиарда рублей, в том числе в 2020 году — 537 миллионов рублей. Новый стадион пяти корпусов этой школы оснащен не только футбольным полем, беговыми дорожками и трибунами, но и баскетбольными площадками и теннисными кортами.
Реализация в городе такого социально значимого федерального проекта, как «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», нацпроекта «Жилье и городская среда» позволила продолжить переселение хабаровчан из аварийного фонда и приобрести для них благоустроенные квартиры. На эти цели из бюджетов всех уровней в 2020 году был направлен 271 миллион рублей. Общий объем финансирования за
Не менее 1,3 млрд рублей намерен привлечь Хабаровск из вышестоящих бюджетов на условиях софинансирования в текущем году
В рамках реализации ФП «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» в 2020 году благоустроено пять скверов города. Финансовые затраты составили 75,5 миллиона рублей. А в целях реализации ФП «Жилье» того же нацпроекта на комплексное освоение территорий для строительства жилья в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства, из бюджетов всех уровней было направлено 82 миллиона рублей.
В 2020 году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» было продолжено участие Хабаровска в реализации ФП «Дорожная сеть». Финансирование расходов на развитие и ремонт улично-дорожной сети краевого центра составило более 1,5 миллиарда рублей, что позволило ввести в эксплуатацию после капитального ремонта более 600 тысяч квадратных метров автомобильных дорог местного значения.
— Хабаровск в рамках нацпроектов участвует в реализации и ряда других федеральных проектов, но уже без финансовых вложений за счет средств местного бюджета. Расскажите о них.
— В течение 2020 года в рамках ФП «Творческие люди» нацпроекта «Культура» обеспечена организация и проведение мероприятий по повышению квалификации работников культуры на базе престижных вузов.
В ходе реализации мероприятий нацпроекта «Образование» город принял участие еще в четырех федеральных проектах. Во-первых, в рамках ФП «Успех каждого ребенка» в 2020 году было продолжено внедрение модели персонифицированной системы учета реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечено участие общеобразовательных учреждений города во Всероссийских онлайн-уроках. Во-вторых, по линии ФП «Цифровая образовательная среда» силами краевого правительства осуществлена поставка современного учебного цифрового оборудования в общеобразовательные учреждения города. В-третьих, благодаря участию в ФП «Учитель будущего» за счет средств вышестоящих бюджетов обеспечена профессиональная переподготовка педагогических работников. И последнее, благодаря участию в ФП «Поддержка семей, имеющих детей» Хабаровск имеет возможность продолжать практику реализации проектов по семейному воспитанию.
Осталось добавить, что, несмотря на достижение довольно значимых результатов в ходе реализации вышеуказанных мероприятий, работа Хабаровска по вхождению в нацпроекты, безусловно, будет продолжена.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА