В День финансиста, 8 сентября, прошел юбилейный, V Московский финансовый форум. Главной темой мероприятия стали перспективы развития российской экономики в быстроменяющемся мире. Какие структурные перемены спровоцировала пандемия? Как стимулировать экономический рост? Это основные вопросы форума.
Экономика восстановилась, но...
В рамках юбилейного Московского финансового форума состоялось 15 панельных дискуссий по различным тематикам (влияние пандемии на российскую и мировую экономику, бюджетная и налоговая политика, госзакупки, планы по приватизации, вопросы госдолга), на которых выступило более 120 спикеров. На пленарном заседании «Российская экономика и финансовые рынки: устойчивое развитие в меняющемся мире» главным спикером стал председатель Правительства РФ М. В. Мишустин, он и задал тон для дальнейшего обсуждения.
Премьер-министр отметил, что в кризисе, связанном с распространением коронавируса, наступил переломный момент, и выразил уверенность, что ситуация будет постепенно улучшаться. Меры поддержки населения, бизнеса, которые реализовало Правительство РФ по поручениям президента, позволили смягчить влияние пандемии. «В прошлом году Россия стала одним из лидеров „Большой двадцатки“ по росту расходов на поддержку экономики и людей, — подчеркнул Мишустин. — Причем сделано это было без ущерба для устойчивости бюджета, что крайне важно».
Правительство РФ продолжает оказывать поддержку и в текущем году. Помощь получили родители школьников, пенсионеры, военные. В масштабах страны такие шаги требуют серьезных ресурсов. Эти дополнительные доходы государство заработало за счет восстановления экономики. «Российская экономика восстановилась уже в июне, — сообщил премьер-министр — Объем валового внутреннего продукта достиг допандемического уровня. О полной победе говорить пока рано, но даже в таких условиях мы можем двигаться дальше и решать масштабные стратегические задачи».
В годовом выражении за первые шесть месяцев ВВП России, согласно предварительной оценке Росстата, вырос на 4,8%. Этот темп существенно выше уровня, который правительство год назад заложило в Общенациональный план по восстановлению экономики. По словам Мишустина, уверенно превышает допандемические значения выпуск продукции в ключевых несырьевых отраслях, в обрабатывающей промышленности в первую очередь. Растут показатели в сфере жилищного, дорожного строительства. Возвращается к прежним значениям потребительский спрос. Восстанавливается рынок труда. По данным Росстата, в июле уровень безработицы составил 4,5%, тогда как в июле 2020 года она достигала отметки 6,3%.
Правительство РФ приняло постановление от 8 сентября 2021 года № 1520 о продлении моратория на плановые проверки представителей малого предпринимательства
«Ключевым драйвером улучшения ситуации в экономике в текущем году также стал инвестиционный спрос, — подчеркнул Мишустин. — В первом полугодии рост инвестиций в основной капитал (к аналогичному периоду прошлого года) превысил семь процентов». По его словам, дополнительные ресурсы будут направляться в первую очередь на поддержку людей. «Это не разовая мера, это долгосрочная позиция президента, правительства, — подчеркнул премьер-министр. — В дальнейшем она перерастет в программу, которую мы сейчас развиваем, — „Социальное казначейство“». По словам спикера, данная система позволит оказывать адресную помощь людям, которые будут нуждаться в поддержке государства по тем или иным причинам. «Наши граждане должны в полной мере ощутить позитивные изменения от экономического роста, — считает Председатель Правительства РФ. — И мы хотим, чтобы соединение двух факторов — экономического развития и повышения благосостояния наших граждан — произошло максимально быстро». По словам спикера, вся дальнейшая работа правительства будет построена вокруг человека, его семьи, обеспечения их благополучия, повышения качества жизни, защиты здоровья, создания комфортной среды для жизни.
Нестандартный кризис
О том, что ситуация в целом улучшилась, но кризис продолжается, высказался и А. Л. Кудрин, председатель Счетной палаты РФ. «Пандемийный кризис еще не завершился. Многие страны выйдут или уже вышли на докризисный уровень по ВВП в текущем году, как наша страна, — отметил Кудрин. — В то же время многие страны, например Европы, достигнут докризисного ВВП только в 2022 году». При этом спикер отметил, что и в нашей стране некоторые отрасли продолжают оставаться в кризисе. Так, внутренние авиаперевозки в стране в июле составили лишь 50% от докризисных, международные авиаперевозки — 25%.
Кудрин обратил внимание на особый характер этого кризиса: «Он действует не так, как обычный механизм экономического или финансового кризиса». По мнению спикера, кризис, вызванный пандемией, не носит очищающего характера. Если в обычный кризис эффективные предприятия, организации выживают, а неэффективные схлопываются, то в сегодняшний, когда объявляют локдауны, одинаково уязвимы все. В связи с этим Кудрин считает, что мы должны быть готовы к большей неопределенности и большей гибкости, чтобы справиться с нестандартным кризисом.
М. С. Орешкин, помощник Президента РФ, также считает, что стандартные клише экономической политики перестали работать. По его словам, из этого кризиса следует извлечь три макроэкономических урока, чтобы в дальнейшем совершать меньше ошибок. Во-первых, это понимание того, что ответ макроэкономической политики на кризис должен быть соразмерен масштабу экономических проблем. «Если у вас глубокая рецессия со Второй мировой войны, то и ответы должны быть такими же по размеру», — считает чиновник. По его мнению, здесь Россия нашла оптимальные структуру, объем и размеры стимула, что позволило за короткий срок восстановить экономику. «А вот, например, США, которые два года подряд имеют дефицит бюджета 15 процентов ВВП, переборщили с размером стимула, — отметил Орешкин. — Результатом этого стала глобальная волна инфляции».
Второй урок: инструментами макроэкономической политики, инструментами управления совокупным спросом в различных ситуациях нужно пользоваться по-разному. «Активное подключение бюджетных стимулов через поддержку кредитования, прямые выплаты гражданам — это то, что позволяло достигать в кризис максимальных эффектов». По мнению Орешкина, основные моменты, которые вытянули российскую экономику, — это программа льготной ипотеки, прямые выплаты гражданам и бизнесу.
Третий урок: на этапе выхода из кризиса очень важно понимание того, как меняется структура спроса, она во многом будет предопределять то, какими темпами экономика будет восстанавливаться. «Тут в отличие от первых двух пунктов к России есть определенные вопросы. И, возможно, в ближайшие месяцы и кварталы нужно это подкорректировать», — считает помощник президента. По его словам, проблема в том, что сегодня активно растет тот спрос, который финансируется за счет потребительского кредитования. «За пандемический год пузырь у нас схлопнулся, — сообщил Орешкин. — Но сейчас только за август было выдано 647 миллиардов рублей потребительских кредитов — данная сумма больше, чем все выплаты пенсионерам и школьникам вместе взятые». По словам спикера, такая ситуация меняет структуру спроса в экономике, уводит ее от инвестиционного направления к потребительскому, концентрирует его на тех, кто берет кредиты.
За все заплатят граждане
Оценивая макроэкономическую политику стран, министр финансов РФ А. Г. Силуанов высказался о том, что экономический закон не обманешь, нельзя постоянно печатать деньги и не платить за это. «За эмиссию, большие дефициты, высокую инфляцию кто платит? Граждане, и в первую очередь те, кто имеет невысокие доходы, поэтому продолжение такой политики — тупиковый путь», — отметил министр финансов. Он также обратил внимание на то, что большая часть стран начала сворачивать с пути мягкой бюджетной и денежно-кредитной политики. США же по-прежнему продолжают этот курс, но, по мнению спикера, постоянно продолжаться так не может.
Глава Минфина считает, что здесь важно ответить на вопрос: приводит ли мягкая политика к накачиванию экономики, стимулирует ли появление дополнительных источников роста? «Например, бюджет Канады в 2020 году увеличился по сравнению с предыдущими годами более чем в 1,5 раза, в результате выросла инфляция, а снижение темпов роста экономики составило более 5,5 процента, — привел данные Силуанов. — В то же время Китай увеличил объем бюджета в 2020 году менее чем на три процента, а рост экономики в стране — более 5,5 процента». Спикер также привел в пример Турцию, где инфляция разогналась до 19%, а национальная валюта — лира упала на четверть.
Вопрос министру
На пресс-конференции, прошедшей в рамках Московского финансового форума, министр финансов РФ А. Г. Силуанов сообщил, что по текущему году ожидаются дополнительные доходы порядка 1,7 триллиона рублей. Общий баланс бюджета, по мнению Минфина, будет около нуля, поскольку все дополнительные доходы планируется направить на поддержку граждан, а также целый ряд мер по стимулированию экономики. В 2022 году запланирован профицит в пределах 1%, в 2023 году — около 0,3%.
В России старались очень ответственно подходить к использованию монетарных факторов, к осуществлению бюджетных трат. «Не случайно сейчас при подготовке бюджета на следующую трехлетку мы выходим на нормальные уровни бюджета и бюджетной политики», — рассказал Силуанов. По его мнению, предприниматели, видя действия правительства, могут планировать свои бизнес-планы на перспективу, это в свою очередь дает уверенность в том, что та динамика, которую сейчас демонстрирует экономика, продолжится и дальше.
Инфляция растет
Затронутую Силуановым тему инфляции далее развил министр экономического развития РФ М. Г. Решетников. Он отметил, что рост цен начался в продовольственной группе, а в августе индекс цен на непродовольственные товары обогнал индекс цен продовольственных товаров. «Конечно, это естественная реакция мировой экономики на активную эмиссию, бюджетные дефициты, на длительный период мягкой денежно-кредитной политики, — отметил Решетников. — К сожалению, процесс продолжается, потому как в сегменте „продовольствие“ в августе возобновился рост цен на пшеницу, подсолнечное масло, и это все подстегивается разными оценками урожая в различных регионах мира. Это то, с чем нам предстоит и дальше работать».
По словам Решетникова, бороться с ростом цен можно с помощью монетарных и немонетарных мер. Первые реализует Банк России, вторые — правительство. Применение гибкой экспортной пошлины в рамках демпферного механизма снизит влияние внешних цен на внутренний рынок. «Но, безусловно, полностью нивелировать это ценовое давление мы не можем, потому что в условиях открытой экономики, в условиях Евразийского экономического пространства, ВТО наши возможности работать с экспортными пошлинами очень ограниченны, — подчеркнул министр экономического развития. — Более того, нам очень важно в усилиях по сдерживанию инфляции не разрушить рыночную институциональную основу нашей экономики, не повредить стимулы к инвестициям». Он напомнил, что административное сдерживание цен очень быстро приводит к дефициту. Поэтому фокус всех мер правительства — экономические механизмы регулирования.
Мнение
М. Г. Решетников, министр экономического развития РФ
Наша основная цель — социальная стабильность, стабильность цен на внутреннем рынке, на продовольствие в первую очередь, но в целом мы должны оставаться в парадигме рыночности нашей экономики.
Не обошел вниманием Решетников и ситуацию с ростом цен на сырьевые товары. «Изначально, когда вводили экспортные пошлины на металл[1], мы планировали, что они будут носить краткосрочный характер. Но именно сейчас нам предстоит предложить постоянно действующий механизм, в том числе с использованием инструментов налоговой политики, для того чтобы донастроить нашу экономику к ценовым пикам», — сказал глава экономического ведомства. Он также отметил, что прогноз по росту ВВП в 2021 году вновь улучшен — с 3,8 до 4,2%. Пересмотр в плюс связан с тем, что растут доходы бюджета, в том числе из-за роста цен на сырье. Решетников считает, что часть дополнительных доходов, поступающих в бюджет, должна быть направлена на компенсацию удорожания бюджетных строек. Кроме того, нужно реформировать законодательство о налогах так, чтобы стимулировать бизнес на пике роста цен направлять сверхприбыли на инвестиции. Министр напомнил, что рост инвестиций в первом полугодии составил 7,3%.
Также при таких ценовых пиках необходимо расширять программы поддержки потребителей. «Механизм „Социальное казначейство“, который отражает в целом донастройку наших социальных выплат, должен все эти факторы учитывать», — полагает глава Минэкономразвития России. В заключение он признал, что легких решений по борьбе с инфляцией нет и, принимая решения, мы должны думать о долгосрочных стимулах, долгосрочных правилах игры. Бизнес ждет именно предсказуемых и прогнозируемых мер.
Экспортеры должны делиться
Подключившись к дискуссии о сдерживании цен, министр финансов РФ обратил внимание, что цены выросли на сырье, продовольствие, при этом Россия является одним из крупнейших экспортеров и сырья, и продовольствия. Для урегулирования ситуации с ростом цен Силуанов предложил рассмотреть два аспекта. «Во-первых, необходимо контролировать рост цен, чтобы инфляция не выбивалась за те пределы, которые мы себе определили. Для этого применяются ограничительные меры, экспортные пошлины, демпферы и так далее, — отметил глава финансового ведомства. — Во-вторых, те экспортеры, которые получили сегодня дополнительные доходы от повышения цен, должны поделиться. Эти деньги нужно направить на поддержку граждан, в первую очередь тех людей, которые страдают от инфляции, что сейчас и было сделано».
По словам спикера, те 700 миллиардов рублей, которые сейчас дополнительно направили на поддержку пенсионеров, военнослужащих, детей, — это деньги с доходов, которые получены в том числе благодаря возросшим ценам на мировом рынке. «Для нас очень важно, чтобы мировая ситуация не влияла на тех людей, которые сегодня не имеют возможностей осуществлять высокие траты, поэтому нам нужно будет помогать им. — подчеркнул Силуанов. — Задача правительства в том, чтобы обеспечить контрольные механизмы и создать инструменты, обеспечивающие те темпы инфляции, которые не влияли бы на доходы населения, не сокращали их».
Не опоздать к разделу пирога
В заключение спикеры пленарной сессии обсудили рецепты постковидной экономики. Председатель Счетной палаты Кудрин отметил, что ковидный кризис не обозначил существенных изменений в структуре экономики и не подталкнул ее к развитию, разве что за исключением
Следующие изменения касаются масштаба промышленной революции. «Мы считаем, что сейчас идет четвертая промышленная революция, так вот внутри нее будет другая революция: переход к так называемой зеленой экономике — безуглеродной», — полагает глава Счетной палаты. Япония и США приняли решение, что они выйдут на углеродную нейтральность своих экономик к 2050 году, Германия собирается это сделать к 2045 году, Китай — к
Силуанов же считает, что у нас есть еще лет десять для того, чтобы использовать наши преимущества и сделать нашу экономику менее зависимой от углеводородов. Для компаний это время, чтобы переориентировать свой бизнес под новые требования и технологии, а для государства, которое треть своих доходов получает от углеводородов, — перестроить свои инвестиционные планы и программы на создание новых современных производств. Тогда, по словам министра, у нас появится новый пласт, новый сектор экономики, который позволит нам нивелировать ту глобальную тенденцию, которая сейчас идет по снижению углеродной зависимости.
О. В. ИЗУТОВА
[1] В июне Правительство РФ приняло решение о введении экспортной пошлины на черные и цветные металлы с 1 августа по 31 декабря 2021 года.