Версия для печати 662 Материалы по теме

Роль агломераций как территорий опережающего развития растет во всем мире. Какова ситуация у нас? Что такое агломерация в России, какие инструменты могут создать условия для формирования и эффективного функционирования агломераций в нашей стране, какие риски существуют при реализации инфраструктурных проектов в регионах? Поискам ответов на эти вопросы была посвящена дискуссия, развернувшаяся на сессии «Новые механизмы стимулирования инвестиционной активности. Агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов».

19.jpg

Участники сессии обсудили новые механизмы стимулирования инвестиционной активности в регионах. И хотя одним из них принято считать агломерации, такого термина в российском законодательстве по-прежнему нет. «Ни в Жилищном, ни в Градостроительном, ни в Гражданском кодексе это понятие пока не ввели», — отметил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ И. Э. Файзуллин в начале обсуждения. Его поддержал первый заместитель министра финансов РФ Л. В. Горнин. Он сообщил, что Минфин при совершенствовании межбюджетных отношений планирует уделить внимание развитию агломераций — установить повышающие коэффициенты регионам, имеющим возможности для эффективного развития через агломерационный подход. А для этого понятие агломерации следует закрепить законодательно.

Главная задача агломерационного развития — определить, каким образом будет сконцентрировано финансовое развитие территорий

Деньги на агломерации

Регионы получили возможность направлять дополнительные бюджетные средства на развитие агломераций. До 2023 года в крупных городах будет сконцентрировано более 1 триллиона рублей. Это 500 миллиардов инфраструктурных кредитов и порядка 630 миллиардов рублей, высвобождающихся в результате реструктуризации прошлогодних бюджетных кредитов. Об этом участникам сессии сказал первый заместитель министра финансов. Также он добавил, что на втором, конкурсном этапе распределения инфраструктурных кредитов будет установлен критерий агломерационного подхода, поскольку именно агломерации дают возможность использовать ограниченные ресурсы более эффективно.

«У нас для Минстроя России готовы проекты на 53,6 миллиарда рублей. Проекты на 39,5 миллиарда рублей уже прошли госэкспертизу», — сказал в продолжение темы инфраструктурных кредитов губернатор Ленинградской области А. Ю. Дрозденко. По его словам, пока региону одобрено 8 миллиардов, но область не теряет надежду на увеличение суммы. «Все средства мы вернем в обязательном порядке. Мы выбираем для развития как раз те территории, которые входят в агломерацию», — заверил губернатор. «Агломерация — это возможность совместного развития. Для нас Петербург — это инженерное, культурное, инфраструктурное обеспечение. Мы даем Петербургу территориальное, экологическое, рекреационное развитие», — пояснил он.

Сообщил Горнин и о том, что, возможно, уже в сентябре ведомство внесет на рассмотрение в Госдуму поправки в бюджетное законодательство, которые подстегнут развитие агломераций в стране. «Изменения расширят правоспособность губернаторов устанавливать исключительно дифференцированные нормативы распределения налогов — налога на прибыль, налога на имущество и других базовых налоговых источников, которые формируют доходную часть субъектов РФ, органов местного самоуправления внутри субъекта, фокусируя внимание на агломерации. Я думаю, что этот инструмент позволит более эффективно перераспределять финансовые ресурсы внутри региона, концентрируя внимание как раз на тех территориях, которые подпадают под понятие „агломерация“», — сообщил он. «Агломерация — это средство повышения эффективности имеющихся ресурсов, поскольку здесь каждый рубль инвестиций имеет совершенно иную добавленную стоимость», — поддержал тему заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений В. В. Ефимов.

Опыт регионов

Успешным опытом развития крупнейшей нестоличной Самарско-Тольяттинской агломерации поделился губернатор Самарской области Д. И. Азаров. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата регион в 2021 году занял восьмое место, поднявшись с 65-го всего за четыре года. Инвестиции в основной капитал увеличились на 57% только с начала года. «Президент в своем послании сказал, что регионам нужно смелее брать на себя ответственность за масштабные инфраструктурные проекты. Никто из регионов большую, чем Самарская область, ответственность на себя не взял. Именно мы реализуем в рамках ГЧП проект строительства мостового перехода через Волгу и 100 километров федеральной трассы, вписанный в международный транспортный маршрут Европа — Западный Китай. Это федеральная и даже межгосударственная задача, но инициировал этот проект наш регион, и мы же его реализуем», — отметил Азаров.

Для развития агломераций в стране создают Институт пространственного развития. Он будет оперировать опытом, уже сформированным в ряде территорий. Этот опыт Минстрой России будет рекомендовать и где-то даже внедрять, используя рычаги федерального финансирования

Губернатор Новосибирской области А. А. Травников сообщил, что сегодня большая часть всех инфраструктурных проектов субъекта сконцентрирована в двух агломерациях — Новосибирской и Барабинско-Куйбышевской. «Шесть лет назад мы перераспределили полномочия в градостроительстве и земельных отношениях для всех 55 муниципалитетов Новосибирской агломерации. Это позволяет нам сегодня быстро адаптировать градостроительную документацию при необходимости размещения инвестпроектов», — отметил Травников.

В Новосибирской агломерации сейчас идет формирование зоны опережающего развития «Наукополис». Эта территория объединит объекты научной, инновационной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры программы «Академгородок 2.0», якорным проектом которой является Центр коллективного пользования «СКИФ».

Также губернатор рассказал об успешном использовании федеральных мер поддержки, таких как, например, инвестиционный налоговый вычет. По итогам 2020 года компании региона воспользовались этим вычетом на сумму 400 миллионов рублей. Две трети расходов по вычету, которые несет областной бюджет, возместят из федеральной казны, соответствующую заявку на компенсацию Новосибирская область уже направила.

Продолжая тему развития территорий, губернатор заметил, что говорить нужно не об агломерациях, а о центрах экономического роста. «Под это понятие подпадают и мегаполисы с прилегающей территорией, и средние и малые города, и районные центры. По сути, сельский муниципальный район с районным центром — это территория со всеми признаками агломерации, с ее задачами и проблемами. И такие населенные пункты тоже надо иметь в виду, поскольку их развитие влияет на локальную, но достаточно обширную при этом территорию», — заявил губернатор.

В ходе дискуссии участники также обсудили и риски, связанные с ростом цен на строительство и стройматериалы. Представители ведомств отметили, что важно не допустить разрывов контрактов и остановок строек.

20.jpg


Москва и Московская область разрабатывают совместные планы транспортной доступности. Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург приведет к возникновению гигантской агломерации

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться