№ 9 сентябрь 2021 — 23 сентября 2021

Прошлое и настоящее петербургских финансов

Версия для печати 785 Материалы по теме
Прошлое и настоящее петербургских финансов

Один из старейших органов исполнительной власти Северной столицы празднует юбилей — Комитету финансов Санкт-Петербурга исполняется 90 лет. И хотя его история уходит корнями еще во времена царской России, днем создания своей службы петербургские финансисты считают 13 декабря 1931 года.

Алексей Алексеевич КОРАБЕЛЬНИКОВ, председатель Комитета финансов Санкт‑Петербурга

От Сената до Ленгорфо

История становления петербургских финансов неразрывно связана с развитием финансового управления Российского государства. При Петре I высшее управление финансами осуществлял Сенат, созданный в Петербурге в 1711 году. С приходом к власти Екатерины II Сенат был разделен на департаменты. Первому из них было поручено заниматься финансами. Продолжая реформирование власти, Екатерина II учреждает Экспедицию о государственных доходах, а в 1775 году во всех губерниях создает казенные палаты. В 1779 году для хранения доходов и ведения расходов императрица основывает казначейства в Петербурге и Москве.

Начало XIX века ознаменовано министерской реформой Александра I. С 8 сентября 1802 года ведет свою летопись Минфин России. В полномочия Министерства финансов тогда входило «управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов». На министра финансов возлагалась обязанность «при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих государственных расходов». 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 года для управления государственными финансами была создана комиссия, вскоре преобразованная в Народный комиссариат финансов.

Первым финансовым учреждением Петрограда стала Петроградская казенная палата (1917–1918 годы), следующим — Комиссариат финансов Союза коммун Северной области. В 1919 году был создан Финансовый отдел Петроградского городского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (Петрогорфо). С мая 1919 года по август 1920 года Петрогорфо находился в структуре Комиссариата городского хозяйства и состоял из бюджетно-отчетной части, центральной бухгалтерии, расходной части и казначейства. 7 августа 1920 года Петрогорфо влился в Петроградский губернский финансовый отдел.

Следующий этап трансформации финоргана произошел через семь лет — в августе 1927 года с образованием советскими властями Ленинградской области. Тогда на базе Финансового отдела Петрогубисполкома был создан Финансовый отдел исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся Ленинградской области (Леноблфо).

Красные альбомы

23.jpg

На протяжении ряда лет, начиная с 70-х годов XX столетия, инициативные работники в свободное от основной работы время занимались составлением памятных альбомов с фотографиями. Альбомы представляют собой огромные фолианты красного цвета, куда были вклеены машинописные страницы с воспоминаниями и многочисленные фотографии.

Из воспоминаний Л. Н. Процко, заместителя заведующего Ленгорфо: «С первых же дней Великой Отечественной войны срочно была пересмотрена расходная часть бюджета с тем, чтобы выделить необходимые суммы на финансирование оборонных мероприятий и эвакуацию детей из Ленинграда. В бывшем помещении Финансово-экономического института, который находился на территории Ленгорфинотдела, размещался госпиталь, над которым и было взято шефство. Женщины, работая в госпитале, отдавали все свои знания, силы, тепло своих женских сердец благородному делу возвращения здоровья раненым воинам Советской армии — проводили беседы, делали перевязки, штопали носки».

Из воспоминаний Г. Е. Рамбама, работника Ленгорфинотдела: «Фронтовой город требовал, чтобы каждый его житель в нужную минуту мог защитить его. При Ленгорфинотделе был создан батальон, в котором все сотрудники обучились стрелять из винтовки, бросать гранаты, зажигательные бутылки».

90 лет на службе городу

После выделения Ленинграда в самостоятельный административно-хозяйственный центр, город республиканского значения, создается Ленинградский городской финансовый отдел (Ленгорфо). Это решение закреплено в постановлении пленума Ленинградского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 13 декабря 1931 года. Именно эту дату принято считать днем рождения Комитета финансов Санкт-Петербурга. Первым заведующим Ленгорфо был назначен М. В. Росляков.

22.jpg

В 30-е годы XX века в функции Ленгорфо входило составление единого финансового и кредитного планов, планов финансирования и кассовых планов по городскому бюджету, планирование промышленности, строительства, торговли, сельского и жилищно-коммунального хозяйства. Финансовый отдел занимался наблюдением за финансовой деятельностью предприятий и финансированием городских систем, исчислением налогов, регулированием местных бюджетов, контролем их исполнения, руководством работой районных финансовых отделов Ленинграда, Ленинградского Пригородного района и Кронштадта. С середины 1930-х годов Ленгорфо также осуществляет контроль за выполнением плана товарооборота, политикой цен, проводит проверки работы торговых организаций и учреждений. Приоритетными целями становятся соцсоревнования и ударничество.

Основным доходным источником городского бюджета в то время были отчисления по налогу с оборота — более 28,5%. В расходной части основной акцент был сделан на просвещении и здравоохранении — около 31% на каждое направление.

С декабря 1940 по август 1948 года в должности заведующего Ленгорфо работал И. В. Гужков. Военные годы внесли свои коррективы в работу финансового органа — экономика города требовала оперативных и выверенных решений. Во время блокады Ленинграда бюджет города принимался дважды в год. С риском для жизни под артобстрелами его доставляли в Москву на самолете. В те тяжелые времена финансисты помимо работы над бюджетом всячески помогали городу: строили оборонные сооружения, убирали улицы, выдавали продовольственные карточки, эвакуировали детей и разбивали огороды.

В 1943 году доходы города составляли 1,1 миллиарда рублей, расходы — 953 миллиона рублей. При этом основной доходной статьей были отчисления от государственных налогов и неналоговые доходы (31%), основной статьей расходов бюджета оставалось здравоохранение (26,7%).

В послевоенный период при Ленгорфинотделе был образован филиал Бюро государственной бухгалтерской экспертизы. Расходы стали группировать по комитетам и управлениям в соответствии с отраслевой принадлежностью. В 50–60-х годах основные расходы приходились на коммунальное хозяйство (35%), при этом доли расходов на здравоохранение и просвещение оставались высокими (18 и 24% соответственно). Основным источником дохода были налоговые поступления. Такие же пропорции характерны и для 70–80-х годов прошлого столетия.

С июня 1977 по ноябрь 1988 года заведующим Ленгорфинотделом был В. Н. Ломаченко. В 80-х годах финансовый отдел был преобразован в Финансовое управление исполкома Ленсовета, затем в Главное финансовое управление (ГФУ) исполкома Ленсовета. На это же время приходится начало активного внедрения средств автоматизации. Первыми были автоматизированы наиболее трудоемкие функции: составление консолидированного бюджета города и сводной отчетности об исполнении бюджета, осуществление взаимных межбюджетных расчетов, учет доходов бюджета, составление и ведение росписи доходов и расходов.

В мае 1990 года была образована первая государственная налоговая инспекция Ленинграда. Она состояла в основном из работников ГФУ. В 1990 году платежи из прибыли предприятий составили 43,5% доходной части бюджета, расходы на ЖКХ — 34,4%, здравоохранение и физкультуру — 20,6%, просвещение — 20,7%.

В 1992 году ГФУ объединили с Управлением цен мэрии Санкт-Петербурга, в результате чего был образован Финансовый комитет мэрии Санкт-Петербурга. Во главе комитета вплоть до 1996 года находился А. Л. Кудрин. В 1994 году в результате объединения с Комитетом по экономическому развитию к основным полномочиям комитета добавилось формирование стратегии социально-экономического развития города и проведение экономической реформы, формирование городской промышленной и инвестиционной политики.

24.jpg

В 1997 году вновь было образовано два комитета. Финансовое ведомство получило название Комитет финансов Администрации Санкт-Петербурга. Помимо основных функций у комитета появились полномочия по организации выпуска государственных облигаций и векселей, выдаче лицензий на право совершения операций с ценными бумагами, разрешений на выпуск ценных бумаг и лицензированию игорного дела. Председателем был назначен И. Ю. Артемьев.

25.jpg

Девяностые годы для истории петербургских финансов были непростыми, но динамичными и интересными. Новый бюджет формировали одновременно с отчетом об исполнении предыдущего. Фактически городской бюджет утверждался уже после начала финансового года. Так, бюджет Санкт-Петербурга на 1993 год был принят 25 мая, на 1994 год — 18 марта, на 1995 год — 21 июня, на 1996 год — 10 апреля, на 1997 год — 5 марта. В течение года в связи с ростом инфляции и изменениями в налоговом законодательстве бюджет неоднократно уточнялся. По бюджету 1996 года было принято шесть корректировок, по бюджету 1997 года — десять. Исполнялся бюджет также напряженно. Поступающие доходы не обеспечивали финансирования предусмотренных расходов, быстро увеличивался дефицит. Лимиты финансирования сотрудникам комитета приходилось пересматривать ежемесячно.

Для бесперебойного выполнения финансовых обязательств, а также сокращения заимствований в коммерческих банках город стал внедрять новые рыночные технологии и инструменты. 23 марта 1995 года Петербург первым из субъектов РФ выпустил гособлигации. Это потребовало создания с нуля всей инфраструктуры рынка, а также интенсивной работы с потенциальными инвесторами. Лишь спустя год после начала торговли облигациями Санкт-Петербурга был принят Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Первое размещение еврооблигационного займа состоялось в июне 1997 года на 300 миллионов долларов. Экономический эффект по сокращению расходов на обслуживание долга от размещения еврооблигаций составил более 77 миллиардов рублей.

Современное название Комитет финансов Санкт-Петербурга получил в 2004 году. В этом же году произошли серьезные изменения в структуре комитета — территориальные финорганы управления вошли в его состав как управления Комитета финансов по районам Санкт-Петербурга.

С 1999 по 2003 год ведомство возглавлял В. Ю. Кротов, с 2003 по 2008 год — А. А. Никонов. С 2008 по 2015 год председателем Комитета финансов был Э. В. Батанов. Сейчас Батанов курирует Комитет финансов в качестве вице-губернатора Санкт-Петербурга.

Комитет сегодня

В ходе своего развития структура и названия комитета неоднократно менялись. В зависимости от конъюнктуры и вызовов времени претерпевали изменения и его полномочия. Вместе с тем его основная миссия остается неизменной — создавать условия для стабильного функционирования городского хозяйства и развития города, обеспечивать сбалансированность бюджета Санкт-Петербурга, устойчивость и поступательное развитие городской системы финансового управления.

В этом контексте одной из основных задач было и остается постоянное увеличение доходов городской казны. В частности, губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Беглов поставил задачу по увеличению доходов городского бюджета до 1 триллиона рублей к 2024 году, то есть в полтора раза по сравнению с фактом 2020 года. Причем рост должен происходить не из-за роста налоговой нагрузки на горожан и городские предприятия, а преимущественно за счет создания стимулов для экономического роста, повышения качества администрирования доходов, сокращения доли теневой экономики. Задача амбициозная, но выполнимая.

Отдельный акцент традиционно сделан на повышении эффективности расходов бюджета Санкт-Петербурга. Уже несколько лет комитет проводит системный анализ расходной части бюджета — так называемые бюджетные обзоры. Их основная цель — выявить неэффективные или недостаточно эффективные расходы, которые можно направить на решение важных для города задач. В плане — за несколько лет охватить все наиболее ресурсоемкие направления расходов.

26.jpg

В рамках решения указанных задач комитет также активно работает над внутренней эффективностью, улучшая бизнес-процессы и внедряя передовые управленческие и цифровые технологии. Мы активно используем программное обеспечение с открытым кодом, возможности нейронных сетей, RPA, анализ больших данных и пр.

Здания

Свою работу Ленгорфинотдел начинал в здании бывшего Ассигнационного банка по Садовой улице, дом 21. Здание, построенное на месте сгоревшего Морского рынка в 1790 году, занимает важное место среди памятников архитектуры последней четверти XVIII века. Архитектор Джакомо Кваренги расположил центральный корпус в глубине парадного двора, образованного большим зданием кладовых, имевшим в плане форму подковы.

28.jpg

С 1930 года в здании также располагался Ленинградский финансово-экономический институт (сегодня — Санкт-Петербургский государственный экономический университет). В то время институт был очень небольшим и имел всего два отделения: кредитное и финансовое — с общим числом студентов 580 человек и профессорско-преподавательским составом 68 человек.

В связи с расширением потребностей ЛФЭИ в дополнительных учебных площадях в 1970 году Ленгорфо переехал в здание на проспект Майорова (сегодня Вознесенский проспект), дом 16. Здесь финансовый орган находился 48 лет. В июне 2018 года Комитет финансов переехал в здание административно-делового комплекса «Невская Ратуша» на Новгородской улице, 20, где размещается большая часть комитетов Правительства Санкт-Петербурга.

27.jpg

Работая на будущее, мы также бережно сохраняем память о прошлом — об истории комитета, о людях, которые внесли значимый вклад в развитие финансовой системы города и страны. В частности, комитет ведет активную работу над созданием ведомственного музея, где будут собраны архивные документы, памятные вещи, фотографии и прочие интересные экспонаты.

По инициативе комитета в юбилейный год на карте Петербурга появился сквер Финансистов. Такое имя присвоено безымянному скверу на Суворовском проспекте Петербурга. Комитет финансов и другие петербургские финансисты намерены взять шефство над этим сквером, чтобы превратить его в образец развития городских общественных пространств. В сентябре следующего года сквер должен предстать перед горожанами в новом обличии.

Поделиться