Версия для печати 601 Материалы по теме
Как справиться с кризисом

Пример Вологодской области, наверное, можно будет включать в учебники для будущих финансистов. С 2008 года регион находился в кризисе, имел непомерные долги, но за несколько лет справился с ситуацией. В 2016 году был сверстан профицитный бюджет. Потери 2020 года тоже не стали глобальными. О том, как построена в регионе работа по управлению общественными финансами, рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов Валентина Николаевна АРТАМОНОВА.

— Валентина Николаевна, применение каких именно финансовых инструментов помогло оздоровить общественные финансы, избавиться от коммерческих долгов, сбалансировать бюджет? Ведь не так давно был огромный дефицит бюджета, долги зашкаливали.

— Действительно, в экономический кризис 2008 года Вологодская область имела максимальное среди субъектов РФ падение доходной базы бюджета. В 2009 году поступление налоговых и неналоговых доходов сократилось на 40 процентов. Почему так произошло? Практически половину доходов бюджета формировал налог на прибыль организаций. А этот источник является самым чувствительным к изменениям экономической конъюнктуры. Восстановительный процесс доходной базы затянулся на шесть лет. Только в 2014 году по абсолютному показателю собственных доходов регион вышел на уровень 2008 года. Недостаток доходов регион был вынужден компенсировать за счет привлечения заемных ресурсов. В результате в 2013 году государственный долг региона достиг критического уровня. Для вывода региона из долговой ямы был запущен механизм по оздоровлению государственных финансов. В первую очередь встал вопрос укрепления и увеличения доходной базы бюджета за счет ее диверсификации.

Стратегической задачей стало ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства и расширение потребления продукции на внутреннем рынке. Особое внимание в регионе было уделено построению системы межведомственного взаимодействия в вопросах вывода экономики из тени, сокращения налоговой задолженности, повышения эффективности использования собственности. По прошествии десяти лет доходная база бюджета области диверсифицирована. Сегодня доходы бюджета региона более устойчивы к влиянию кризисных процессов.

Расходы регионального бюджета строго контролировались. В период 2012–2016 годов работа по повышению эффективности бюджетных расходов была направлена на выявление неэффективных и их переориентирование на решение социально значимых задач. В 2012 году правительство области внесло изменения в региональное законодательство в части отмены или приостановления предоставления отдельных мер социальной поддержки. В области проводится взвешенная долговая политика. В 2019 году досрочно погашены банковские кредиты, в результате существенно сокращены расходы на обслуживание долга. В 2019–2020 годах обеспечена сбалансированность бюджета области без привлечения коммерческих кредитов.

Все эти меры, а также поддержка федерального центра в виде предоставления бюджетных кредитов для замещения рыночных заимствований и реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета позволили переломить создавшуюся ситуацию.

Начиная с 2016 года на протяжении четырех лет областной бюджет исполнялся с профицитом.

— Какие нормотворческие инициативы для изменения регионального законодательства исходили именно от финансистов?

— В первую очередь для нас как финансистов было важным формирование комфортной налоговой среды для стимулирования инвестиционной активности субъектов бизнеса. Введен режим налоговой поддержки для субъектов предпринимательства, ведущих инвестиционную деятельность. Льготы предоставляются как новым, так и действующим организациям при условии реализации приоритетного для области инвестиционного проекта.

С 2019 года в регионе внедрен новый подход к развитию инвестирования за счет расширения объемов и сроков предоставления преференций. Впервые при установлении сроков применения льгот стал применяться зональный принцип, позволяющий учесть экономический ландшафт ведения бизнеса.

С 2020 года субъектам предпринимательства, инвестирующим в экономику региона, предложены дополнительные инструменты поддержки. Модернизирован механизм инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль; предоставлен комплекс налоговых преференций для организаций — участников специальных инвестиционных контрактов, а также резидентов и управляющих компаний индустриальных парков.

Не менее значимой для нас задачей является поддержка малого и среднего бизнеса. Главный акцент сделан на создании максимально комфортного климата на востребованных им режимах налогообложения. Это упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения, налог на профессиональный доход. Субъектам бизнеса предоставлены налоговые преференции в виде пониженных ставок по упрощенной системе и налогу на имущество организаций в отношении коммерческой недвижимости. Право на преференции получили предприниматели, выполняющие социальные обязательства по оплате труда наемных работников с дифференциацией в зависимости от места ведения деятельности и количества трудоустроенных граждан.

Патентная система налогообложения преимущественно ориентирована на начинающих предпринимателей. В 2020 году данный налоговый режим существенно реформирован. Качественно новой особенностью стало детальное зонирование уровня налоговой нагрузки в зависимости от территории ведения предпринимательской деятельности. С учетом нововведений федерального законодательства максимально расширен перечень видов деятельности, по которым можно приобрести патент.

Для обеспечения «бесшовного» перехода субъектов бизнеса с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на альтернативные режимы налогообложения установлены пониженные ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения и налога на имущество организаций. Для создания комфортных и максимально упрощенных условий ведения бизнеса самозанятыми гражданами с августа прошлого года в регионе введен специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход. Налоговый режим востребован. Уже сейчас в качестве налогоплательщиков зарегистрировалось свыше 11 тысяч граждан. Ежемесячно в среднем в качестве самозанятых регистрируются 800–1000 граждан, преимущественно занимающихся грузоперевозками, репетиторством, оказывающих парикмахерские услуги или имеющих собственное мини-производство.

30.jpg

Большое значение для региона имеет продовольственная безопасность. Для ее сохранения на протяжении более двух десятков лет сельскохозяйственные товаропроизводители освобождены от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога.

Мы полностью поддерживаем определенный на федеральном уровне принцип защиты социально незащищенных категорий населения. В регионе он реализуется через систему налоговых льгот по транспортному налогу. Пенсионеры и предпенсионеры, инвалиды, чернобыльцы, участники боевых действий освобождены от его уплаты. Независимо от статуса гражданина с 1 января 2020 года для владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил — наиболее используемого вида транспорта — снижена ставка налога с 25 до 15 рублей за одну лошадиную силу.

— Валентина Николаевна, являясь председателем секции Союза финансистов России, вы часто выступали с предложениями по корректировке федерального законодательства. Какие именно из них получили поддержку и в конечном итоге помогли регионам, в том числе Вологодской области, оздоровить финансы?

— Например, это очень значимая для всех регионов компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов в связи с исключением из налогообложения движимого имущества. Сейчас при рассмотрении вопроса о целесообразности установления налоговой преференции в федеральном законодательстве Минфин России все чаще обращается в финансовые органы регионов с просьбой высказать свою позицию. Во многих случаях, когда затрагивается вопрос предоставления налоговой льготы по региональным налогам, его решение остается за органами государственной власти субъектов.

Немаловажным для регионов на определенном этапе времени было решение федерального центра об увеличении норматива зачисления в бюджеты субъектов акцизов на нефтепродукты. Также учтены предложения регионов о расширении возможности получения финансовыми органами субъектов информации от налоговых органов о деятельности консолидированных групп налогоплательщиков. Это позволило повысить уровень эффективности бюджетного планирования. В целях оптимизации долговой нагрузки субъектов РФ по предложениям Союза финансистов России на федеральном уровне были приняты решения, касающиеся реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом, предоставления бюджетных кредитов на замещение коммерческих, снижения ставок за пользование бюджетными кредитами. Данные решения позволили Вологодской области оптимизировать структуру государственного долга и существенно снизить расходы на его обслуживание.

— Изменились ли в последнее время принципы межбюджетных отношений с муниципалитетами?

— Для оздоровления муниципальных финансов Департамент финансов Вологодской области предпринимает целый ряд мер. Во-первых, дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляется муниципальным районам области в соответствии с условиями, определенными соглашениями о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных районов (городских округов) области. Соглашения предусматривают необходимость обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального района не менее индекса инфляции; утвердить программу оптимизации расходов местного бюджета, включающую мероприятия по оптимизации расходов на муниципальное управление и установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих; провести оценку эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов.

Во-вторых, дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов предоставляется муниципальным районам и городским округам с учетом выполнения целевых показателей, установленных соответствующими соглашениями. Показатели характеризуют уровень управления муниципальными финансами. Это сокращение задолженности по налоговым доходам, просроченной кредиторской задолженности и муниципального долга, повышение доли программных расходов в бюджете муниципалитета и поступлений от легализации серой заработной платы. Муниципалитеты, выполняющие условия, поощряются за счет областного бюджета.

31.jpg

— Каким образом региональный финорган стимулирует муниципальные образования к наращиванию собственной доходной базы, экономии?

— В Вологодской области широко применяется модель мотивации муниципалитетов к работе с собственными доходными источниками, повышению их финансовой и экономической самостоятельности. Практикуем передачу местным бюджетам налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по единым и дополнительным нормативам. Начиная с 2016 года осуществлена передача местным бюджетам по единым нормативам налога по упрощенной системе налогообложения: 50 процентов поступлений остается в муниципальных районах, 20 процентов — в городских округах. С 2018 года бюджетам городских округов переданы единые нормативы отчислений в размере пяти процентов от налога на доходы физических лиц.

Положительное влияние на развитие территорий оказывает замена дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. При этом в районах со слабой экономикой НДФЛ остается в полном объеме, а в экономически развитых территориях — в размере, позволяющем полностью возместить дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности отчислениями от налога на доходы физических лиц.

За 2016–2020 годы муниципалитеты Вологодской области по единым и дополнительным нормативам получили 22,7 миллиарда рублей, из них только в 2020 году — 5,7 миллиарда рублей. Удельный вес переданных налогов по дополнительным и единым нормативам на формирование местных бюджетов увеличился с 30 процентов в 2016 году до 38 процентов по итогам 2020 года. В условиях отмены единого налога на вмененный доход передача бюджетам муниципальных районов и городских округов налога по упрощенной системе налогообложения по дифференцированным нормативам в полной мере компенсировала их потери от данного доходного источника. По итогам января — июля 2021 года поступление налогов на совокупный доход в местные бюджеты увеличилось к прошлому году в 1,6 раза.

— Как ваши наработки, опыт борьбы с кризисными явлениями помогли региону выстоять в непростой 2020 год?

— Пандемия заставила пересмотреть приоритеты нашей работы, чтобы обеспечить в первую очередь спасение жизни и здоровья населения региона. Именно на социальных вопросах был сделан приоритет бюджетной политики. Создали условия для стабилизации ситуации в экономике. С высокой степенью ответственности подошли к проведению долговой политики.

Выстоять в непростой 2020 год нам помогли результаты проводимой правительством области на протяжении последних десяти лет взвешенной бюджетной политики. Доходная и расходная части бюджета увеличены за это время в два раза, что позволило создать финансовый резерв. Государственный долг региона — на экономически безопасном уровне.

Развитие экономики и создание комфортных условий для бизнеса — это один из приоритетов налоговой политики 2020 года. Понимая, что бизнесу пришлось работать в условиях действия ограничительных мер, мы приняли комплекс антикризисных законов налогового характера для сглаживания последствий распространения инфекции. Налоговые послабления были направлены на то, чтобы помочь бизнесу снизить издержки и сохранить рабочие места. Помощь была сфокусирована на субъектах малого и среднего предпринимательства, в котором заняты десятки тысяч человек.

Так, для бизнеса, в наибольшей степени пострадавшего от распространения коронавирусной инфекции, на 2020 год в три раза снижены ставки налога по упрощенной системе налогообложения при условии сохранения 90 процентов численности персонала и выплате минимальной заработной платы в размере не ниже одного МРОТ на одного работника. Для налогоплательщиков стратегически важных видов деятельности, даже если они не отнесены к наиболее пострадавшим от коронавируса, смягчены условия применения сниженных ставок. Субъекты бизнеса вправе воспользоваться преференцией при условии сохранения 90 процентов численности персонала и наличия среднемесячной заработной платы не ниже МРОТ с учетом районного коэффициента. Для субъектов бизнеса — владельцев коммерческой недвижимости ставки налога на имущество организаций снижены в два раза. Получили поддержку регионального уровня также организации — арендодатели коммерческой недвижимости. Для них на 2020 год в два раза снижен налог на имущество организаций при условии, что арендодатель уменьшил арендную плату. Налоговые преференции по единому налогу на вмененный доход, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, аналогичные региональным, в 2020 году своим налогоплательщикам предоставили и муниципалитеты. Учитывая, что процесс восстановления бизнеса и вхождения его в привычный ритм ведения деятельности не может быть быстрым, руководство области приняло решение о пролонгации внедренных антикризисных мер на 2021 год.

И уже сегодня итоги исполнения бюджета подтверждают улучшение общей ситуации, и мы говорим о полном восстановлении доходного потенциала. Положительная динамика поступления налогов отмечается во всех отраслях экономики, в том числе в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Так, налоговые поступления в бюджет области по пострадавшим отраслям возросли по итогам 2020 года к уровню 2019 года на 3,4 процента, по итогам полугодия 2021 года рост к доковидному 2019 году составляет 38 процентов.

— Валентина Николаевна, в настоящий момент какие проблемы волнуют региональных финансистов? Какие законодательные изменения, на ваш взгляд, необходимы?

— Мы следуем приоритетам налоговой политики, определенным на федеральном уровне. Основным вектором нашей деятельности остается поддержка развития субъектов предпринимательства, создающая предпосылки для увеличения экономического и налогового потенциала регионов. Об этом шла речь в Послании Президента России Федеральному собранию этого года. Самая востребованная мера поддержки инвестиций — налоговые преференции, в их числе льгота по налогу на прибыль в виде пониженной ставки. Данная преференция понятна для инвестора и удобна в администрировании. Вместе с тем срок ее действия ограничен на федеральном уровне 1 января 2023 года. Мы предлагаем снять это ограничение и сохранить за регионами право снижать ставку налога на прибыль до 13,5 процента при условии направления инвесторами прибыли на новое строительство, модернизацию производства и создание рабочих мест.

32.jpg

Федеральным законодательством предоставлен новый инструмент поддержки инвестиционного развития — инфраструктурные бюджетные кредиты. Кредиты будут выдаваться из федерального бюджета на срок не менее 15 лет по ставке не выше трех процентов под конкретные инфраструктурные проекты. Лимиты бюджетных кредитов предварительно определены по каждому региону, в том числе и по Вологодской области. Сейчас наша задача — пройти отбор на федеральном уровне и за счет кредита реализовать свои планы по совершенствованию инфраструктурных объектов. Вологодская область участвует также в программе реструктуризации бюджетных кредитов, в которой мы приняли на себя обязательство по направлению ежегодно в течение 2022–2024 годов высвободившихся средств в сумме 2,5 миллиарда рублей на финансирование объектов инфраструктуры в рамках новых инвестиционных проектов. Сегодня на уровне Минфина России обсуждаются поправки — и мы их целиком поддерживаем, — дающие возможность вкладывать бюджетные ресурсы не только в новые предприятия, но и в действующий бизнес.

Выстояли

Кризис 2020 года бюджет Вологодской области пережил с гораздо меньшими потерями доходов, чем это было в 2009 году. Собственные доходы бюджета области в 2020 году упали на 6%, в то время как в 2009 году — на 40%.

Вологодская область всегда выступает за расширение границ применения специальных налоговых режимов — упрощенной системы налогообложения и патентной системы. Поэтому поддерживаем инициированную на федеральном уровне тенденцию по изменению условий применения УСН и патента, ориентированную на повышение доступности этих налоговых режимов для максимального круга налогоплательщиков.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться