В Башкортостане ЦУР был запущен в работу в ноябре 2020 года, а в июне 2021 года в Уфе состоялось открытие нового здания центра. О том, чем республику не устраивало старое, о новых возможностях центра и планах по его использованию на благо субъекта рассказывает Елена Анатольевна ПРОЧАКОВСКАЯ, начальник Управления главы Республики Башкортостан по социальным коммуникациям, руководитель проекта «Центр управления Республикой Башкортостан».
— Елена Анатольевна, 8 июня состоялось торжественное открытие нового здания ЦУРа. Чем была вызвана необходимость его строительства?
— Причин было несколько, и каждая из них важная. Во-первых, раньше ЦУР базировался на нескольких площадках, и это осложняло работу. Нахождение всех подразделений в одной локации крайне важно, ведь кроме обработки и доставки исполнителям обращений жителей у центра есть очень важная функция по улучшению работы госучреждений. А этого, как показала практика, трудно добиться, когда все специалисты разбросаны по разным точкам города.
Площадь нового трехэтажного дома составляет 6,2 тысячи квадратных метров, и мы наконец смогли разместить под одной крышей все службы ЦУРа. В здании располагается блок социальных коммуникаций, который работает с обращениями в соцсетях, Корпорация развития Республики Башкортостан, Центр стратегических разработок, Ситуационный антиковидный центр. И главное, в новом здании присутствуют представители почти всех республиканских органов исполнительной власти.
Во-вторых, новое здание оснащено мощнейшим сервером, который способен обрабатывать огромный поток информации. В-третьих, и это тоже важно, современный высокотехнологичный ЦУР — это символ цифровизации нашей республики, показатель уровня внедрения инноваций в Башкортостане.
— Но ведь новым зданием дело не ограничилось? Апгрейд был сделан даже на уровне названия центра.
— Да, премьер-министр Республики Башкортостан Андрей Назаров по итогам совещаний принял решение, что Центр управления регионом у нас будет называться Центром управления Республикой Башкортостан. Кроме анализа обращений жителей он теперь отвечает еще и за мониторинг социально-экономической ситуации в регионе и выработку предложений по дальнейшему развитию республики. Также мы контролируем в режиме онлайн национальные проекты, их исполнение по всем экономическим показателям, ход строительства, освоение средств. Благодаря обновлению ЦУРа у нас есть возможность в режиме онлайн анализировать все экономические и социальные проблемы в республике. Когда вначале перед нами ставили такую задачу, она казалась фантастически сложной, но в итоге многое, что задумывалось, сейчас уже внедрено. Тут большая заслуга нашего регионального Министерства цифрового развития госуправления и профильных министерств и ведомств.
Хочу добавить, что созданием нового здания ЦУРа работа не исчерпывалась. К настоящему времени в каждом районе и ведомстве республики у нас есть коллеги, которые занимаются отработкой обращений, поступивших через системы ЦУРа — «Инцидент Менеджмент» и Платформу обратной связи. Это взаимодействие отлажено и четко функционирует.
— Как ЦУР будет способствовать дальнейшему развитию цифровых компетенций в республике?
— Уже сейчас мы приступили к запуску платформы онлайн-обучения «Диалог Эксперт». Она создана для обучения представителей власти цифровым компетенциям, в частности работе в социальных сетях. Также важно сказать и о том, что в ЦУР Башкортостан активно интегрируются цифровые платформы, которые разрабатывают коллеги из Министерства цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан совместно с профильными ведомствами. По своей сути это информационные системы, позволяющие быстро анализировать поток данных. Часть этих информационных систем будет доступна и жителям нашей республики, функционал позволит упростить населению Башкортостана процесс подачи документов в различные профильные министерства.
— Какие региональные системы взаимодействия населения и власти были подключены к ЦУРу?
— Дорожную карту по подключению информационных систем в ЦУР мы разрабатывали совместно с Минцифры республики. Перечень информационных систем, интегрированных с информационно-аналитическим центром ЦУРа, очень большой. Это ГИС «Система контроля и планирования работ в области дорожной инфраструктуры Республики Башкортостан», ГАС «Управление» республики, ИАС «Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан», сервис «Госуслуги. Решаем вместе». Также были подключены автоматизированные информационные системы «Многофункциональный центр», «Центр ситуационных и проектных решений Министерства здравоохранения Республики Башкортостан», «Адресная социальная помощь», «Социальное обслуживание населения» и т. д. Всего 15 информационных систем. И работа на этом, как я уже сказала, не останавливается.
— Расскажите подробнее о цифровых платформах — и тех, которые внедрены, и тех, которые планируется внедрить в ближайшее время. И о новых видах услуг, которые они будут оказывать.
— Например, скоро у аграриев появится возможность через портал госуслуг подать документы на получение грантов и субсидий. Развитие ЦУРа позволит Минсельхозу Башкортостана автоматизировать отчетность, прием и обработку заявок, аналитику по всем отраслям агропромышленного комплекса Башкирии. Ждем открытия цифрового сервиса для пчеловодов. На нем будет отражаться оперативная информация об обработке полей удобрениями, что позволит пчеловодам планировать перевозку пасек.
В системе «Агропромышленный комплекс», которая уже работает, заложена информация по молоку, мясу и пищевым продуктам, по растениеводству, по механизации и внешнеэкономической деятельности. В системе можно проанализировать, сколько тракторов работает в тех или иных районах, кто их собственники, когда нужно проходить техосмотр. Аналитика помогает планировать республике закупку необходимой техники.
Для сферы жилищно-коммунального хозяйства внедряется платформа «Регент», позволяющая вести электронный реестр всех парков, скверов, аллей, дворов жилых домов, благоустройство которых планируется за счет бюджета. Любой житель Башкортостана сможет увидеть планы по благоустройству и оценить качество сделанного.
Система «ТКО-Башкортостан», как ясно из ее названия, также создана для сферы ЖКХ. Она дает возможность мониторить вывоз мусора. В системе можно увидеть каждую контейнерную площадку в Башкирии и проверить, соблюдается ли график вывоза мусора.
— С какими проблемами вы столкнулись при создании ЦУРа?
— Проблем как таковых не было, так как с жалобами и обращениями населения мы работаем давно — роботизированная система мониторинга комментариев в социальных сетях «Инцидент Менеджмент» была запущена в Башкортостане в октябре 2018 года. Работа с самого начала была выстроена хорошо, мы сразу наладили взаимодействие со всеми органами местного самоуправления, некоторыми федеральными ведомствами. Как результат — в 2019 году мы получили диплом второй степени за лучшую коммуникацию с жителями от Института развития интернета[1].
— В интервью в апрельском номере журнала «Бюджет» глава республики отметил, что Башкортостан занимает третье место в ПФО по охвату широкополосным доступом населения к интернету, а с появлением коронавируса и введением вызванных им самоизоляции и прочих ограничительных мер правительство субъекта активизировало реализацию специальной программы «Доступный интернет». То есть пользователей у ЦУРа сразу, с момента его открытия было много?
— Пользователей соцсетями в Башкортостане всегда было немало, а в прошлом году произошел взрывной рост их числа. К примеру, на рисунках 1 и 2 отражена динамика увеличения пользователей системы «Инцидент Менеджмент» и платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе» за несколько лет. Но ЦУР выдержал удар и показал себя очень эффективным инструментом.
То, что год от года количество обращений через соцсети продолжает расти, это, я считаю, означает, что жители поверили, что их проблемы можно решить и что помочь в этом им можем и мы тоже. Они поверили в нас. Кроме жалоб население направляет нам и благодарности — мы ими делимся на страницах пабликов ЦУРа. Здесь же мы публикуем и списки решенных вопросов населения. Также успешными кейсами мы делимся в эфире программы «Инцидент», которая выходит в эфире Башкирского спутникового телевидения.
— На что жаловались жители и как отстроена в ЦУР Башкортостан система работы с жалобами и обращениями населения? Какими были первые шаги ЦУРа?
— Есть обращения — фаст-треки, — которые нужно решать быстро: закрыть люк, обеспечить подвоз питьевой воды в случае коммунальной аварии, оказать медицинскую помощь и т. д. Один из первых инцидентов, которые мы отработали, — открытый люк в Октябрьском районе города Уфы. Время было нерабочее, но тем не менее в течение двух часов люк закрыли.
А есть такие проблемы, которые могут решаться годами. Например, вопросы обманутых дольщиков. Их обращения мы выносили на совещания, которые проводил глава Башкортостана Радий Фаритович Хабиров. Благодаря активной позиции региона и федеральной поддержке во многих районах эта проблема решилась. Так, например, недавно глава Стерлитамака вручил ключи жителям дома.
Еще один пример. С самого начала работы системы «Инцидент Менеджмент» в республике, с октября 2018 года, мы получали много сообщений от жителей Аургазинского района. На федеральной трассе, которая проходит по территории района, сделали капитальный ремонт, поставили отбойники. Жители близлежащих населенных пунктов оказались отрезаны от трассы. Чтобы перейти на другую сторону дороги, им приходилось преодолевать несколько километров, причем чаще по проезжей части. Мы неоднократно докладывали об этой проблеме, в том числе и на совещаниях, которое проводил глава республики. В итоге Радий Фаритович поручил разобраться с проблемой. Коллеги из ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог „Приуралье“ Федерального дорожного агентства», выполняющего функции заказчика этого объекта, подошли к решению проблемы комплексно. Совместно с администрациями районов провели обследование автомобильной дороги Р-240 Уфа — Оренбург и определили участки, где необходимо сделать удобные для жителей съезды. После завершения процедур по оформлению земельных участков ФКУ «Приуралье» построит 14 левоповоротных съездов на территории четырех муниципалитетов. Решилось это не сразу, понадобилось полтора года, но и проблема была масштабной.
— Приведите яркий пример, доказывающий эффективность нового инструмента.
— Количество жалоб на школьное питание в регионе сократилось почти до нуля. Об этом совсем недавно, в конце августа, сообщил на оперативном совещании в правительстве Башкортостана министр торговли республики Алексей Николаевич Гусев.
Одна из мер, которая способствовала улучшениям, — контроль со стороны Центра управления регионом через систему «Единая электронная образовательная среда РБ». Решением проблемы занялись в марте, после обращений родителей в интернете. Теперь с помощью личного кабинета в системе родители контролируют меню, время подачи, чистоту в столовых, а с помощью QR-кода узнают информацию о поставщиках. Благодаря налаженной работе и отзывам родителей ситуация с питанием школьников в республике радикально изменилась. Только за счет обеспечения прозрачности процессов и цифровизации произошло тридцатикратное снижение запросов. Пресс-служба АНО «Диалог» сообщила о том, что опыт Башкирии по внедрению системы контроля за школьным питанием будут масштабировать на другие регионы.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА
[1] Институт развития интернета создан в 2015 году с целью направлять развитие Рунета и связанных с ним отраслей экономики. Он объединяет фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), Российскую ассоциацию электронных коммуникаций (РАЭК), Медиа-коммуникационный союз и Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ).