№ 9 сентябрь 2021 — 23 сентября 2021

Методологические и практические вопросы финансового контроля

Версия для печати 627 Материалы по теме

В настоящее время в государственных информационных системах содержится значительный объем информации о деятельности объектов контроля в финансово-бюджетной сфере. Цифровизация открывает широкие горизонты для органов финансового контроля. В частности, УФК по Ростовской области применяет новый метод проверки — выездную проверку с элементами камеральной.

48.jpg

Елена Борисовна НОВАК, заместитель руководителя УФК по Ростовской области

49.jpg

Елена Борисовна КОНЯЕВА, начальник отдела по контролю в сфере контрактных отношений УФК по Ростовской области

50.jpg

Дмитрий Эдуардович ПОЛТАВСКИЙ, заместитель начальника отдела по контролю в сфере контрактных отношений УФК по Ростовской области

При проведении предпроверочного анализа, в том числе с применением риск-ориентированного подхода[1], контролеры уже используют информацию об объектах и предметах контроля из информационных систем, операторами или владельцами которых являются Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, иные государственные и муниципальные органы, а также из иных источников информации об объектах контроля и предметах контроля.

Например, контролер имеет возможность получать информацию о показателях исполнения бюджета объектов контроля из автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК), о закупках, контрактах — из ЕИС. Для проверки достоверности ценовой информации, полученной по запросу у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и использованной объектами контроля при обосновании и расчете Н(М)ЦК, анализа информации о представивших ценовые предложения поставщиках на аффилированность используются в том числе данные Единого государственного реестра юридических лиц на портале Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru и информационно-аналитической системы СПАРК-Интерфакс. Размещение информации и документов (их объем, форма, сроки и т. п.) в государственных информационных системах регламентировано нормативными правовыми актами РФ, и отдельные информационные системы содержат в том числе документы объекта контроля, подписанные электронной подписью.

Новый метод проверки

Практика Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее — Управление) по осуществлению контрольных мероприятий показывает, что при сегодняшнем уровне цифровизации бизнес-процессов и возможностях, которые имеет контролер, наряду с традиционными методами проверок (часть 3 статьи 267.1 БК РФ) могут быть использованы, например, выездные проверки с элементами камеральной. В ходе выездной проверки контролер может получить и использовать в работе информацию и документы объекта контроля, не запрашивая информацию непосредственно у него. И наоборот, проводя камеральную проверку и выявив факты, которые требуют подтверждения, уточнения, при отсутствии документов и информации в открытых источниках контролер вправе инициировать проведение контрольных действий с выездом по месту нахождения объекта контроля.

Проведение контрольного мероприятия методом выездной проверки с элементами камеральной проверки позволит оптимизировать не только временные затраты и трудозатраты контролера, сократить командировочные расходы, но снизить нагрузку на объекты контроля. Имея доступ к информации по всем наиболее значимым направлениям деятельности объектов контроля в финансово-бюджетной сфере, контролер способен перейти на новый уровень реализации своих полномочий. Он будет иметь возможность оказывать объектам контроля помощь в достижении запланированных результатов с обеспечением законности их финансовых операций, фокусируя свою деятельность на недопущении и предупреждении нарушения.

Не допустить нарушение

Автоматизация контроля позволяет контролеру осуществлять постоянный мониторинг объекта контроля и не только оперативно выявлять нарушения, но и реагировать на возникающие риски, не позволяя выполнять действия, ведущие к нарушениям. Так, например, в ЕИС реализован контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ, что исключает возможность принятия обязательств сверх сумм доведенных лимитов на всех уровнях публично-правовых образований. Кроме того, модуль ЕИС «Риск-мониторинг» позволяет с минимальными временными затратами качественно проанализировать значительный объем данных системы и сформировать перечень рискоемких закупок, определив по ним признаки нарушений с соответствующей квалификацией. Например, один из вопросов, подлежащих изучению в рамках реализации полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, — это соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, в том числе:

  • соблюдение требований нормативных правовых актов РФ при заключении и исполнении контрактов (договоров) на реализацию мероприятий в рамках региональных проектов;
  • соответствие заключенных контрактов (договоров) законодательству РФ, правильность определения предмета и цены контракта (договора), сроков его исполнения;
  • наличие в контрактах условий об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом и т. п.

Кроме того, в рамках полномочий, определенных частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, при осуществлении как предварительного контроля, так и последующего в первоочередном порядке используются информация и документы, содержащиеся в ЕИС, применяемом Федеральным казначейством ППО. Это позволяет осуществлять в том числе документальную проверку непосредственно в Управлении (по месту нахождения органа контроля). Данные ЕИС в том числе можно использовать:

  • при проверке соблюдения объектом контроля правил нормирования в сфере закупок;
  • при проверке и анализе обоснования начальной (максимальной) цены контракта. В случае использования в качестве источников информации о ценах товаров, работ, услуг, содержащейся в реестре контрактов, — обоснования тарифным, нормативным, затратным, проектно-сметным методами, наличия в контракте обоснования цены в соответствии с частью 4 статьи 93 закона о контрактной системе;
  • при проверке соблюдения требований к исполнению, изменению контракта.

Конечно, при изучении вопросов соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, целям осуществления закупки в ходе контрольных мероприятий необходимо проведение контрольных действий непосредственно на объекте контроля. Например, нужно сделать визуальное обследование объектов (выполненных объемов работ, помещений, основных средств, материальных запасов) в целях получения информации по предмету и вопросам контрольного мероприятия (при необходимости фото- и видеофиксации результатов осмотра), обмеры и т. д.

Электронное актирование расширяет возможности контролера

Следует отметить, что для логического завершения процесса электронизации закупок вводятся процедуры электронного актирования по итогам процедуры приемки, формирования и подписания документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме. В соответствии с постановлением Правительства от 28 апреля 2021 года № 667[2] получатели средств федерального бюджета, указанные в отдельном распоряжении Правительства РФ, и подведомственные им получатели бюджетных средств с 1 мая 2021 года обязаны включать в условия заключаемых контрактов положения о возможности подписания документов о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги в форме электронного документа ЕИС. Норма постановления распространяется на закупки, извещения об осуществлении которых размещаются в ЕИС, а также на контракты, заключаемые с единственным поставщиком.

Принимая во внимание тот факт, что согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 года № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ, составляемый при совершении факта хозяйственной жизни, в том числе при передаче-приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, может быть оформлен в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, у контролеров расширяются возможности по документальному изучению документов. В частности, это касается проверки исполнения контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта в рамках выездной проверки, но по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Безусловно, для полноценной реализации и корректного функционирования такого механизма необходимо обеспечить непрерывный процесс систематизации, анализа информации, содержащейся в информационных системах, а также данных о результатах проводимых контрольных мероприятий. Кроме того, для реализации имеющихся возможностей автоматизированного контроля в целях обеспечения единообразия осуществления деятельности в данной сфере требуется методологическое обеспечение со стороны Федерального казначейства.

Информационные системы — источники информации об объектах контроля:

  • единый портал бюджетной системы Российской Федерации (budget.gov.ru);
  • официальный сайт Федеральной налоговой службы, в том числе раздел «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» (egrul.nalog.ru);
  • аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти (портал государственных программ Российской Федерации) (programs.gov.ru);
  • Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (fedresurs.ru), в том числе Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (bankrot.fedresurs.ru);
  • официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru);
  • информационная система ФК «Автоматизированная система Федерального казначейства»;
  • государственная информационная система «Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений» (portal.audit.gov.ru);
  • единая информационная система в сфере закупок (zakupki.gov.ru);
  • государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
  • информационная система ФК «Прикладной программный продукт „Автоматизированная система планирования контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в исполняемых модулях“»;
  • информационная система «Картотека арбитражных дел»;
  • реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
  • Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.


[1] Определение риск-ориентированного подхода актуализировано приказом Федерального казначейства от 1 июня 2021 года № 173 «Об утверждении Временного руководства по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере».

[2] Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 2050».


Поделиться