Как развивается Оренбургская область, как идет исполнение регионального бюджета, формирование долговой политики, как выстраиваются отношения с муниципалитетами — обо всем этом журналу «Бюджет» рассказала Татьяна Геннадьевна МОШКОВА, министр финансов Оренбургской области.
— Татьяна Геннадьевна, реализуются ли в Оренбургской области проекты по развитию территорий?
— На протяжении ряда лет одной из основных задач регионов остается привлечение инвестиций, позволяющих серьезно ускорить социально-экономическое развитие субъекта РФ. Одним из решений данного вопроса является создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. В Оренбургской области функционируют две такие территории, созданные в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах): ТОСЭР «Новотроицк» и ТОСЭР «Ясный».
Значительное упрощение налогового режима заключается в следующем:
- нулевая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, вместо трех процентов;
- нулевая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональный бюджет в течение первых пяти налоговых периодов, и десять процентов — в течение следующих пяти налоговых периодов вместо 17 процентов;
- нулевая ставка налога на имущество в течение первых пяти лет и 1,1 процента — в течение следующих пяти лет (рисунок 1).
Кроме того, в соответствии с региональным законодательством индивидуальные предприниматели — резиденты ТОСЭР могут уменьшать размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, применяя понижающий коэффициент 0,5. Помимо этого, на основании решений местных властей на обеих территориях резиденты ТОСЭР освобождены от уплаты земельного налога.
Немаловажным преимуществом статуса резидента ТОСЭР является возможность получить льготное кредитование, строительство инфраструктуры за счет средств Фонда развития моногородов и других институтов поддержки. В настоящее время в федеральный реестр резидентов ТОСЭР Оренбургской области включена 21 компания (девять резидентов — в ТОСЭР «Новотроицк», 11 резидентов — в ТОСЭР «Ясный»). Предприятия-резиденты реализуют крупные и уникальные даже для России инвестиционные проекты, в рамках которых в ТОСЭР «Новотроицк» и ТОСЭР «Ясный» создаются новые рабочие места (рисунок 2).
За время функционирования ТОСЭР «Новотроицк» с 2017 по 2021 год отмечено увеличение уровня средней заработной платы. Так, если на 1 июля 2017 года размер средней заработной платы составлял 28,751 тысячи рублей, то на 1 января 2021 года он вырос на 51 процент и составил 43,525 тысячи рублей. Данный показатель — самый высокий среди моногородов Оренбургской области. Средняя заработная плата в Ясненском городском округе на 1 января 2021 года составила 36,036 тысячи рублей.
Рост заработной платы — это не только увеличение покупательной способности и повышение уровня благосостояния граждан в ТОСЭР, но и дополнительные поступления НДФЛ в местные бюджеты. Объем поступлений НДФЛ от резидентов ТОСЭР «Новотроицк» с начала реализации проектов составил 12 миллионов рублей, в том числе за 2019 год — 1,5 миллиона рублей, за 2020 год — 9 миллионов рублей. От резидентов ТОСЭР «Ясный» — 19,3 миллиона рублей, в том числе за 2019 год — 6,7 миллиона рублей, за 2020 год — 12,6 миллиона рублей.
Результатом регистрации новых предприятий — резидентов ТОСЭР стало значительное расширение и перечня видов экономической деятельности, осуществляемой на этих территориях, и ассортимента производимой продукции. На территориях ТОСЭР ведется строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. С каждым годом заинтересованность бизнеса в том, чтобы стать резидентом таких территорий, только растет. Реализуя свои проекты, инвесторы вносят свой вклад в диверсификацию экономики моногородов: привлекаются дополнительные инвестиции, развивается инфраструктура, малый бизнес становится более активным. От такого партнерства, которое дает активная работа в ТОСЭР, в выигрыше все стороны: инвесторы получают налоговые льготы, территории — новые производства и рабочие места, жители — работу и зарплаты, моногорода — новый импульс роста.
— Давайте поговорим о нюансах исполнения бюджета 2021 года. Какие коррективы внес в этот процесс непростой 2020 год?
— Второй год подряд вся страна находится в непростых условиях пандемии коронавируса и существенных изменений в экономике. При исполнении областного бюджета установлен приоритет расходов, подлежащих первоочередному финансированию: оплата труда (включая расходы бюджетных (автономных) учреждений), коммунальных услуг, социальные выплаты, оплата медикаментов, питания, субвенции и дотации муниципальным образованиям, обеспечение условий софинансирования с федеральным бюджетом (рисунок 3). Экономия, образовавшаяся по результатам госзакупок для нужд Оренбургской области, консолидируется в составе областного бюджета. Для недопущения просроченной кредиторской задолженности принятие (изменение) бюджетных обязательств осуществляется в пределах показателей кассового плана. При перераспределении бюджетных расходов мы учитываем актуальность задачи, срочность ее выполнения, делаем оценку исполнения расходов, рассматриваем альтернативные способы решения, принимаем меры для минимизации бюджетных рисков.
Отмечу, что за восемь месяцев текущего года изменения в бюджет внесены только один раз — в августе. Это говорит о том, что изначально бюджет был сформирован грамотно, эффективно и рационально.
— Татьяна Геннадьевна, что вы можете рассказать о долговой политике региона? Изменилась ли ее специфика в 2021 году?
На федеральном уровне для резидентов ТОСЭР установлены пониженные тарифы страховых взносов. Совокупные отчисления в социальные фонды составляют 7,6%, в том числе в Пенсионный фонд — 6%, в Фонд социального страхования — 1,5% и в Фонд обязательного медицинского страхования — 0,1%
— Государственная долговая политика направлена на обеспечение платежеспособности Оренбургской области, сохранение уровня государственного долга на экономически безопасном уровне. При этом должна быть обеспечена способность осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения социально-экономических задач, на комфортных для региона условиях. Отмечу, что государственный долг региона за восемь месяцев текущего года сократился на 1,2 миллиарда рублей и составил 20,2 миллиарда рублей, или 27 процентов от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В текущем году удалось так выстроить приоритеты в сфере расходов, так управлять финансовыми потоками, что все поставленные задачи, в том числе по снижению государственного долга, выполняем без привлечения заемных средств, хотя такая возможность была и есть. Управляя рисками, готовы к шоковым ситуациям при исполнении бюджета — обеспечен доступ к заемным средствам в случае, если такая необходимость возникнет. В январе текущего года заключено соглашение с Управлением Федерального казначейства о предоставлении краткосрочных бюджетных кредитов на 180 дней под ставку 0,1 процента годовых. Лимит на кредитные средства составляет 4,5 миллиарда рублей. Кроме того, имеются свободные возобновляемые кредитные линии (под ставки от 5,5 процента до 6,5 процента годовых) в банках в общем размере 6 миллиардов рублей, которые мы можем привлечь в течение двух рабочих дней и обеспечить нужды областного бюджета в финансировании. В мае текущего года Министерство финансов РФ зарегистрировало Условия эмиссии государственных облигаций Оренбургской области на сумму 5 миллиардов рублей, то есть мы имеем возможность осуществлять долгосрочные заимствования в форме размещения областных облигаций. В настоящее время Оренбургская область по показателю «отношение государственного долга к собственным доходам бюджета» занимает
— Каких ориентиров придерживается региональный Минфин при выстраивании межбюджетных отношений с муниципальными образованиями?
— В 2021 году общий объем расходов на решение вопросов местного значения составляет 41,2 миллиарда рублей, из которых за счет собственных источников — 29,9 миллиарда рублей. Доходные источники, закрепленные за местными бюджетами федеральным законодательством, обеспечивают лишь минимальную необходимость в средствах, вопрос о дополнительных доходных источниках местных бюджетов — это первостепенная задача организации межбюджетных отношений.
В Оренбургской области 487 муниципальных образований, в том числе 12 городских округов, 1 закрытое административно-территориальное образование, 29 муниципальных районов и 445 поселений
В области уже с 2010 года в местные бюджеты дополнительно переданы поступления по упрощенной системе налогообложения. Только за последние пять лет данные налоговые доходы выросли более чем в два раза: с 1,8 миллиарда рублей до 3,7 миллиарда рублей. В повышенном объеме закреплен за муниципальным уровнем и НДФЛ: итоговое значение 33 на 67 процентов.
С учетом очень разного экономического положения наших муниципальных образований алгоритм действий по предоставлению дотаций направлен не только на выравнивание бюджетной обеспеченности, но и на стимулирование развития муниципальных образований. При предоставлении дотации муниципалитеты ориентированы на эффективное управление муниципальным имуществом, повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы и наращивание налогового потенциала.
В соответствии с нашей методикой дотации территориям на очередной финансовый год не снижаются (по сравнению с текущим годом), даже если у муниципалитета значительно выросли доходы благодаря его активной позиции.
Хочу рассказать об одной нашей новации. С 2020 года мы проводим оценку качества межбюджетных отношений муниципальных районов с входящими в их состав сельскими поселениями. Для этого используется бюджетная отчетность, данные, публикуемые в государственных информационно-аналитических системах. Ранжирование проводится в зависимости от набранных при оценке баллов. Оцениваются 16 показателей по планированию и исполнению местных бюджетов, централизации бюджетного учета и отчетности, соблюдению требований бюджетного законодательства, реализации региональных проектов, обеспечению открытости бюджетных данных (рисунок 4). Оценка качества межбюджетных отношений в муниципальном районе Оренбургской области с сельскими поселениями является одной из составляющих оценки качества управления муниципальными финансами.
— А как проводится оценка качества управления муниципальными финансами?
— Ежегодно Министерство финансов области проводит оценку качества управления муниципальными финансами по четырем направлениям: бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных услуг, прозрачность бюджетного процесса. У муниципалитетов есть возможность не только занять высокие позиции в рейтинге и получить признание своего профессионализма по управлению общественными финансами, но и претендовать на финансовое стимулирование из областного бюджета. Среди десяти лучших муниципальных образований области распределяются межбюджетные трансферты в объеме 6 миллионов рублей.
Не могу не упомянуть, что Министерство финансов области проводит региональные этапы всероссийских конкурсов в сфере управления общественными финансами. Это делается осознанно, с целью отбора лучших муниципальных образований для представления региона на федеральном уровне. Такая двухуровневая система отбора конкурсных проектов на муниципальном и областном уровнях дает свои результаты.
В 2021 году сразу шесть муниципальных образований области стали победителями и лауреатами XIV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». По итогам VII Всероссийского конкурса проектов по представлению бюджета для граждан представители региона тоже оказались в числе лучших. В этом году от Оренбургской области на суд жюри было представлено 36 проектов. Четверо оренбуржцев заняли призовые места в номинациях конкурса, предназначенных для физических лиц. В номинации «Лучший проект отраслевого бюджета для граждан» третье место занял проект, подготовленный финансовым управлением Администрации муниципального образования Оренбургский район. На Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика», номинация «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами», Оренбургская область представлена семью заявками. В региональном этапе в категории «городские округа» победили четыре муниципалитета, «сельские поселения» — три.
Для поощрения муниципальных образований — победителей и участников всероссийских конкурсов в сфере управления общественными финансами в областном бюджете ежегодно предусматриваются межбюджетные трансферты в объеме не менее 10 миллионов рублей.
— Оренбургская область активно реализует проекты по инициативному бюджетированию. Что у вас нового по этому направлению деятельности?
— Регион пятый год реализует приоритетный областной проект «Местные инициативы». Это механизм конкурсной поддержки местных инициатив и участия граждан в решении вопросов местного значения. С каждым годом число участников растет. Так, если в первый год было заявлено только 32 проекта, то на 2021 год подано уже 193 проекта. Рост активности — в шесть раз. Объемы финансирования проектов из областного бюджета с 30 миллионов рублей увеличились до 100 миллионов рублей (рисунок 5).
И если в процесс выбора инициатив в 2017 году было вовлечено восемь тысяч человек, то на 2021 год — 80 тысяч человек. За пять лет через конкурсные процедуры было отобрано 474 инициативы сельских жителей общей стоимостью 500 миллионов рублей, на реализацию которых направлены: субсидия из областного бюджета — 300 миллионов рублей, средства местных бюджетов — 120 миллионов рублей, инициативные платежи — 80 миллионов рублей.
В 2021 году проект был дополнен элементами инклюзивности, которые проработаны совместно с общественным советом при Министерстве финансов области, Всемирным банком, Всероссийским обществом инвалидов и Министерством финансов РФ. Оренбургская область стала одной из трех пилотных площадок в Российской Федерации.
C днем финансиста!
Позвольте от всего сердца поздравить финансистов всей страны с недавно прошедшим профессиональным праздником — Днем финансиста! Работа финансиста сложна, но интересна! И выбирают ее не на час, а на всю жизнь!
Дорогие коллеги, желаю вам многообещающих перспектив, амбициозных планов и головокружительных побед! Пусть у вас в жизни будет много событий, встреч и ярких моментов!
Т. Г. МОШКОВА
Инклюзивность данного проекта подразумевает вовлечение в выбор приоритетов развития муниципальных образований людей с инвалидностью. Методика оценки конкурсных заявок была дополнена следующими критериями: соответствие проекта принципам универсального дизайна и доступности среды, участие в инициировании проекта социально ориентированных некоммерческих организаций.
Также у муниципальных образований нашего региона с 2016 года есть свой механизм поддержки инициатив населения — это проект «Народный бюджет». При его реализации муниципалитет самостоятельно определяет все особенности вовлечения жителей в бюджетный процесс. В 2016 году данный проект реализовывался в пяти муниципальных образованиях области, в 2020 году — в 15. Всего было реализовано 140 проектов.
Кроме того, в Оренбургской области на муниципальном уровне развиваются различные формы собственных практик инициативного бюджетирования. С 2020 года в трех городах реализуется «Школьный бюджет» — в Медногорске и Бузулуке, а также в Сорочинском городском округе. Оренбургский район в текущем году активно внедряет на своей территории «Инклюзивное инициативное бюджетирование», а также разработал необходимую нормативную правовую базу для внедрения «Молодежного бюджета». При этом в Гайском городском округе проект «Молодежный бюджет» уже заработал в полную силу: проведен конкурсный отбор, приступили к реализации.
Развитию различных форм инициативного бюджетирования в Оренбургской области способствовало несколько факторов. Во-первых, заинтересованность профильных министерств в развитии инициативного бюджетирования. Во-вторых, при проведении зональных семинаров, расширенных коллегий своим успешным опытом внедрения и реализации проектов делятся сами муниципалитеты, создавая соревновательный эффект. В-третьих, интеграция отдельного показателя «реализация проектов, отобранных населением» в оценку качества управления муниципальными финансами. Ежегодно десять муниципалитетов с наилучшими результатами оценки получают финансовое стимулирование. В-четвертых, проведение в течение года системных обучающих мероприятий. В-пятых, вовлечение членов общественного совета при Минфине области в процесс оказания консультативной помощи населению муниципальных образований, а также мониторинга реализации инициативных проектов. В-шестых, участие депутатов Законодательного собрания региона. Благодаря совместным усилиям инициативное бюджетирование в Оренбургской области развивается.
Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА