Каждый заказчик по итогам закупок 2021 года обязан будет сформировать в ЕИС отчет об объеме проведенных закупок и достижении значений, установленных постановлением Правительства РФ № 2014. Поскольку детальной информации о порядке формирования в ЕИС указанного отчета пока нет, у заказчиков возникает ряд вопросов. Рассмотрим некоторые из них.
Александр Николаевич ЕВСТАШЕНКОВ, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
С 1 января 2021 года заказчики, работающие по Закону № 44‑ФЗ, должны применять постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 года № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее — Постановление № 2014). Задача документа: стимулировать закупки российской продукции по перечню товаров, являющемуся приложением к постановлению. На день подготовки настоящей статьи к публикации в перечень включено 107 групп товаров, в отношении каждой из которых определены доли российской продукции (в процентном выражении), обязательные для достижения заказчиком в пределах соответствующего календарного года.
С учетом того что каждому заказчику в ближайшем будущем предстоит сформировать в ЕИС отчет (первый отчет по итогам закупок 2021 года) об объеме проведенных закупок и достижении значений, установленных Постановлением № 2014, нормы постановления вызывают большой интерес у заказчиков. Вопросы по применению постановления также обусловлены отсутствием более детальной информации о порядке формирования в ЕИС указанного отчета. Мы попытаемся ответить на основные вопросы заказчиков.
От каких закупок рассчитывается доля?
Согласно части 3 статьи 14 Закона № 44‑ФЗ Правительство РФ для защиты внутреннего рынка страны, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей вправе установить ограничения допуска для импортных товаров, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Обратим внимание читателя на слово «включая». Постановление № 2014 не устанавливает какой-либо самостоятельный механизм импортозамещения, а всего лишь дополняет тот механизм ограничения допуска, который уже предусмотрен Законом № 44‑ФЗ. Иными словами, Постановление № 2014 будет работать только в тех закупках, где заказчик использовал ограничение допуска, и, напротив, Постановление № 2014 не должно применяться в отношении закупок, в которых заказчик не установил ограничение допуска (в том числе по причине приведения заказчиком соответствующего обоснования), даже если по результатам указанных закупок фактически закупалась продукция, попавшая под действие постановления.
В перечень продукции, на который распространяется действие Постановления № 2014, включены радиоэлектронная продукция, медицинские изделия, а также отдельные виды товаров промышленного производства. При закупке указанных товаров заказчик по общему правилу должен устанавливать ограничение допуска, если закупка таких товаров осуществляется конкурентными способами или у единственного поставщика по части 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ («электронный магазин»). При этом, если заказчик осуществляет закупку названных товаров по иным основаниям, установленным статьей 93 Закона № 44‑ФЗ (в том числе по пункту 4 части 1 статьи 93), а также конкурентными процедурами без установления ограничения допуска, Постановление № 2014 применяться не будет. Следовательно, такие закупки не должны учитываться в объеме закупок, от которых рассчитывается минимальная доля закупок российских товаров.
Постановление № 2014 работает только в тех закупках, где заказчик использовал ограничения допуска. И, напротив, оно не должно применяться в отношении закупок, в которых заказчик не установил ограничение допуска (в том числе по причине приведения заказчиком соответствующего обоснования), даже если по результатам указанных закупок фактически закупалась продукция, попавшая под действие постановления.
Какая продукция признается российской?
Для целей исполнения требований Постановления № 2014 под российской понимается продукция, страной происхождения которой является Российская Федерация. К российской продукции приравнена также продукция, происходящая с территории стран, входящих в ЕАЭС. При этом в отличие от механизма ограничения допуска, где порой важно наличие информации о продукции в соответствующих реестрах, Постановление № 2014 не ссылается на такие реестры, признавая отечественной продукцией любую продукцию, произведенную на территории стран, входящих в ЕАЭС. Иными словами, если товар, предлагаемый победителем закупки к поставке будет произведен в Российской Федерации (либо в иных странах ЕАЭС), но информация о таком товаре будет отсутствовать в реестрах, то закупка соответствующей продукции (при условии установления заказчиком в извещении ограничения допуска иностранной продукции) должна засчитываться в долю, установленную Постановлением № 2014.
Что делать с «переходящими» контрактами?
Если продукция по контракту поставляется, принимается и оплачивается заказчиком в течение одного календарного года, то вопросов с применением Постановления № 2014 не возникает. Однако давайте представим ситуацию, когда приемка продукции осуществляется в одном календарном году, а ее оплата — в другом. Еще ситуация: заказчик может произвести авансирование части оплаты в одном году, а принять продукцию и окончательно оплатить ее — в другом. В подобных случаях возникает вопрос: в каком конкретно году учитывать закупку российской продукции?
Постановление № 2014 не содержит ответа на данный вопрос. Мы полагаем, что скорее всего разработчиками ЕИС будет принято решение о том, что долю закупок российской продукции в данном случае следует считать по дате приемки продукции, а не по дате ее оплаты, а сам расчет доли будет осуществляться на основании информации, включенной заказчиком в реестр контрактов.
Нужно ли дробить лоты?
Существует мнение, что продукция, попавшая под действие Постановления № 2014 и не попавшая под него, не может закупаться заказчиком в рамках одного лота. Данная позиция берет свое начало в подходах, которые сформировались при применении механизмов импортозамещения (запретов, ограничений допуска, условий допуска). Однако, как уже было отмечено выше, установление минимальной обязательной доли не является самостоятельным механизмом импортозамещения. Постановление № 2014 не содержит запрета на объединение закупаемой продукции в один лот, если на весь перечень товаров будет применяться общий механизм ограничения допуска.
Например, заказчик покупает медицинское изделие «А» и медицинское изделие «Б». И то и другое попали под действие ограничения допуска, установленное Постановлением № 102[1], — значит, могут закупаться в одном лоте. Но изделие «А» попало в перечень Постановления № 2014, а медизделие «Б» — нет. Это не значит, что нужно делить на два лота.
Укрупнение закупки в рассматриваемом случае, по нашему мнению, не исключает саму возможность заказчика выполнить требования Постановления № 2014, а вот излишнее дробление, напротив, может привести к тому, что небольшие по объему закупки просто будут признаваться несостоявшимися ввиду отсутствия интереса и заявок со стороны участников. Закупка монолотом также не исключает возможности предложения участником (победителем) к поставке импортной продукции.
Особенности расчета цены
Важным аспектом Постановления № 2014 является установление им особенностей определения начальных (максимальных) цен на закупку товаров, включенных в перечень. В документе устанавливаются именно особенности, а не порядок расчета начальных (максимальных) цен. Это важно помнить, так как на некоторые товары, включенные в перечень, уже утверждены порядки расчета цен (например, в отношении медицинских изделий), а на некоторые товары такие порядки будут утверждены в ближайшее время. Соответственно, особенности должны применяться заказчиком в рамках утвержденных порядков (если таковые есть) и при условии установления заказчиком в закупке ограничения допуска. Если же ограничение допуска в закупке не установлено, то Постановление № 2014 не подлежит применению полностью, в том числе в части особенностей расчета начальных (максимальных) цен.
Суть особенностей заключается в том, что заказчик, во-первых, для целей определения цены должен брать информацию только о ценах на отечественную продукцию. Цены на иностранные товары к расчету приниматься не могут. Читатель может справедливо возразить, что такой подход может повлечь за собой увеличение начальной цены без гарантии того, что проводимую процедуру закупки не выиграет участник, предлагающий к поставке импортную (например, китайскую) и более дешевую продукцию. И читатель будет совершенно прав, но в данном случае требования есть требования.
Во-вторых, Постановление № 2014 обязывает заказчиков запрашивать цены у производителей, зарегистрированных в государственной информационной системе промышленности (ГИСП). Следует отметить, что нормы постановления сформулированы таким образом, что названный запрос должен направляться всем производителям, зарегистрированным в ГИСП, вне зависимости от их количества (при условии того, что такие производители выпускают продукцию, соответствующую требованиям заказчика). Производители не обязаны отвечать на поступающие от заказчиков запросы на предоставление ценовой информации. Соответственно, если ответы от производителей заказчику не пришли, то такой заказчик вправе осуществлять расчет цен на базе других источников информации (в том числе на основании коммерческих предложений дистрибьюторов). Срок ожидания ответа от производителей Постановлением № 2014 не установлен, поэтому информацию о ценах можно сразу запрашивать у иных поставщиков.