№ 10 октябрь 2021 — 14 октября 2021

Различия региональных подходов к размещению средств субфедеральных бюджетов на банковских депозитах

Версия для печати 721 Материалы по теме

Размещение бюджетных средств на депозитах с целью увеличения доходной базы является популярным инструментом среди субъектов РФ, соответствующих установленным БК РФ для таких операций требованиям. При этом в силу отсутствия единого механизма осуществления таких операций (Бюджетный кодекс устанавливает только базовые требования к кредитным организациям, а также ограничения по сроку размещения) каждый регион самостоятельно определяет как порядок размещения средств, так и требования к кредитным организациям, допущенным к подобным операциям.

Варианты размещения средств

Несмотря на имеющиеся общие черты подходов к размещению средств (а именно конкурсная основа отбора кредитных организаций), механизм каждого региона имеет свои уникальные особенности. Некоторые субъекты определяют уполномоченные банки путем заключения с ними генеральных соглашений, определяющих общие условия, порядок размещения средств и продлевающихся автоматически. Далее регионы проводят среди таких кредитных организаций конкурсные процедуры по параметрам, определяемым на основании фактических результатов исполнения кассового плана соответствующего бюджета. В итоге депозитные сделки заключатся с одним или несколькими победителями.

При использовании такого механизма минимальная процентная ставка размещения средств формируется по результатам анализа текущей рыночной конъюнктуры. Кроме того, подобный механизм позволяет использовать технические средства бирж для определения банка-победителя, что значительно повышает степень оперативности управления свободными средствами.

Другие регионы предпочитают заключать соглашения с ограниченным сроком действия, фиксируя в них суммы, которые могут быть размещены в кредитной организации, сроки размещения и порядок определения процентной ставки. При этом процентную ставку размещения для соответствия текущей ситуации на рынке, как правило, привязывают к одной из индикативных процентных ставок, рассчитываемых на ежедневной основе (Mosprime, RUONIA и т. д.). Такой подход избавляет региональный финансовый орган от необходимости проведения дополнительных конкурсных процедур, так как кредитные организации соревнуются в своих предложениях на этапе заключения генеральных соглашений.

Варианты требований к банкам

Также разнится подход регионов к установлению требований к уполномоченным кредитным организациям: некоторые субъекты Федерации предпочитают приравнять свои требования к требованиям, предъявляемым к банкам для размещения средств федерального бюджета. Другие, напротив, устанавливают повышенные требования к кредитным организациям, чаще всего — в части собственных средств (капитала) банка, доли государственного участия, а также наличия подразделения кредитной организации на территории соответствующего субъекта РФ. Такой подход ограничивает круг банков-участников до крупнейших игроков рынка, что может привести к ограничению конкуренции и, как следствие, несоответствию условий размещения средств рыночной конъюнктуре.

В. А. АБРУКИН, начальник управления по работе с бюджетной системой департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

Поделиться