На XIV Всероссийской конференции «Местные бюджеты в современных условиях», состоявшейся в Москве 29 сентября, финансисты обсудили новации бюджетного законодательства, а также наиболее острые проблемы муниципального уровня бюджетной системы. В рамках мероприятия по традиции были награждены победители конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами».
Конференция «Местные бюджеты в современных условиях» собрала глав и руководителей финансовых органов муниципальных образований из десятков регионов России. Также благодаря онлайн-трансляции к ней смогли подключиться финансисты со всей страны.
Как подчеркнул основатель издательского дома «Бюджет» В. Д. Дзгоев, конференция проводится ежегодно с 2007 года по инициативе журнала «Бюджет» и Союза финансистов России и за это время стала одной из немногих постоянных площадок для профессиональной дискуссии и обмена опытом в области финансовой политики муниципальных образований. Он особо отметил важность поддержки конференции со стороны Совета Федерации, а также ее главных (Компания БФТ, НПО «Криста») и официальных (СМП Банк, Совкомбанк) партнеров.
Одной из центральных тем мероприятия стали новации федерального законодательства, направленные на укрепление финансовых основ местного самоуправления. Председатель Совета Союза финансистов России Н. С. Максимова, занимавшая в Государственной думе седьмого созыва пост заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам, полагает, что новому составу Думы будет проще определить приоритеты своей законодательной работы. «Все основные направления определены, во-первых, общенациональным планом развития страны, и, во-вторых, они присутствуют в предвыборных программах политических партий, прошедших в парламент», — отметила она.
Максимова напомнила о позитивных тенденциях, свидетельствующих об оживлении экономики после пандемии: за восемь месяцев 2021 года рост ВВП составил 4,8% (что значительно выше ожиданий). Это позволило обеспечить и более активное по сравнению с 2020 годом наполнение бюджетов всех уровней: за восемь месяцев поступления доходов увеличились на треть.
В федеральном бюджете на очередную трехлетку предусмотрены значительные средства на достижение национальных целей — почти 13 триллионов рублей ежегодно. От регионов и муниципалитетов потребуется обеспечить четкое и ритмичное исполнение собственных обязательств в части софинансирования этих расходов. «Перед финансистами стоит большая задача — не только искать дополнительные финансовые ресурсы, но и обеспечивать целевое использование средств», — добавила Максимова.
Депутат напомнила, что в течение 2020 года и в весеннюю сессию 2021 года Дума приняла целый ряд поправок в Бюджетный кодекс, направленных на поддержку местного самоуправления. Так, регионам вменили в обязанность передавать в доходы местных бюджетов не менее 15% НДФЛ и не менее 10% акциза на нефтепродукты, а также предоставили право дифференцировать нормативы отчислений от упрощенной системы налогообложения. Муниципальные образования получили право получать казначейские кредиты на увеличенные сроки (до 240 дней). «Мы фиксируем рост доходов местных бюджетов на 14 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Стало больше профицитных бюджетов, сократились объемы дефицита. Муниципальный долг уменьшился на три процента», — рассказала Максимова. По ее словам, Союз финансистов России подготовил целый ряд предложений по дальнейшему увеличению доходов местных бюджетов, которые планирует направить в Правительство РФ, Минфин России и новую Думу.
Руководитель аппарата Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления И. В. Бабичев обратил внимание на сохраняющуюся сверхцентрализацию доходов бюджетной системы. Сейчас пропорция выглядит следующим образом: 68% доходов приходится на федеральный бюджет, 32% — на консолидированные бюджеты субъектов РФ. Он отметил, что еще на рубеже веков стояла задача сделать это соотношение равным, и тогда к ней удалось приблизиться. «Мы должны вновь вернуться к такой пропорции, если хотим развития регионов и муниципалитетов, — конечно, соотнося это с объемом полномочий. Тем более что доля трансфертов в доходах местных бюджетов сейчас и так составляет более 67 процентов», — считает Бабичев.
По мнению спикера, за последние годы для укрепления финансовых основ местного самоуправления сделано немало. Это и передача муниципалитетам доходов от патентной системы налогообложения, и увеличение нормативов отчислений от единого сельскохозяйственного налога, и передача части отчислений от топливных акцизов, и зачисление различных штрафов, и возможность установления нормативов отчислений от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Федерации, и ряд других решений. Определенную позитивную роль (в особенности для поселенческого уровня) сыграло и развитие таких институтов, как самообложение граждан и инициативное бюджетирование. Между тем, как показывают расчеты комитета, в совокупности все эти меры позволили увеличить доходную базу местных бюджетов всего на
Наталья Юрьевна ЗЕЙТЕНИДИ, первый заместитель генерального директора Компании БФТ
Конференция «Местные бюджеты в современных условиях» для БФТ дает возможность погрузиться в текущую обстановку на местном уровне, прислушаться к актуальным запросам и предложить для их реализации цифровые инструменты. Мы рады, что теоретические обсуждения в дальнейшем находят реальное применение на практике. Итоги конкурса «Лучшее муниципальное образование» — лучшее этому подтверждение. Еще раз поздравляю победителей с заслуженным результатом! И благодарю организаторов — издательский дом «Бюджет» и СФР — за создание площадки для продуктивного общения.
В этом году к обсуждению было вынесено много важных тем. На их основе можно сделать один вывод, точнее, даже вывести работающую формулу: знание меняющихся норм законодательства + применение цифровых технологий = гарантия стабильности и крепкая основа для развития.
Быть в курсе повестки особенно важно, поэтому мы создали Клуб «Эксперт БФТ», где сообщаем о последних законодательных новациях, помогаем разобраться в нюансах цифровизации, делимся знаниями и опытом. Участников клуба уже порядка 7,5 тысячи! Буду очень рада видеть коллег в их числе — присоединяйтесь!
В числе проблем Бабичев отметил неравномерное распределение поступлений от основного местного налога — НДФЛ — по типам муниципальных образований. «По НДФЛ наблюдается явный перекос в сторону крупных городских округов. Муниципальным районам достается в два раза меньше, остальным видам муниципальных образований — крохи. Собирая НДФЛ по месту работы, а не жительства, мы обескровливаем все виды муниципалитетов, кроме городов. Нужна постепенная смена налогово-бюджетной политики в отношении муниципальных образований на такую, которая бы стимулировала их к устойчивому гармоничному развитию. Комитет много лет предлагает изменить порядок начисления НДФЛ: вся Европа начисляет его по месту жительства, в СССР делали так же. Пора к этому возвращаться, тем более что необходимые информационные технологии у нас есть», — считает Бабичев. По его мнению, одновременная передача местным бюджетам хотя бы
Еще одной проблемой остается высокая долговая нагрузка на местные бюджеты. На 1 января 2021 года совокупный долг муниципальных образований составлял более 387 миллиардов рублей. В течение 2021 года вслед за оживлением экономики произошло и некоторое сокращение муниципального долга. Однако он по-прежнему велик: 348,7 миллиарда рублей на 1 августа 2021 года, причем опасения вызывает его структура — 232,2 миллиарда приходится на банковские кредиты.
Комитет предлагает вернуться к практике реструктуризации публичного долга с помощью бюджетных кредитов, которая применялась в 2017 году (тогда федеральный бюджет выделил на эти цели 200 миллиардов рублей). Предлагается также постепенно законодательно ограничивать коммерческое кредитование бюджетов и либо переходить на государственные облигации регионов и муниципальные облигации, либо создавать институт уполномоченных банков, которые по соглашению с правительством будут предоставлять кредиты публично-правовым образованиям по низким фиксированным ставкам.
Кроме того, Бабичев предлагает предоставить муниципалитетам возможность введения ряда сборов, помимо уже существующих курортного и гостиничного. В частности, сбор на добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории муниципальных образований, торговый сбор (который сегодня существует только в городах федерального значения), сбор за право использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, сбор за право размещения мусорных полигонов и объектов мусоропереработки, а также сбор за использование местной символики и за право на рекламу. Наконец, по мнению комитета, целесообразно установить в качестве местного транспортный налог на физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, с обязательным зачислением поступлений от данного налога в муниципальные дорожные фонды.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. С. Бычков осветил основные концептуальные вопросы, над которыми работает министерство в части регулирования двух видов контроля — внутреннего государственного (муниципального) контроля, выступающего инструментом руководителя публично-правового образования, и внутреннего финансового аудита, представляющего собой инструмент контроля руководителя бюджетной организации в отношении своих внутренних процедур. По мнению спикера, оба эти направления активно развиваются. Создана единая система федеральных стандартов, которая охватывает все уровни бюджетной системы (включая муниципальный) и избавляет их от необходимости разрабатывать свои порядки осуществления контрольной деятельности.
Юрий Алексеевич ЧЕРНЫХ, генеральный директор НПО «Криста»
Всероссийская конференция «Местные бюджеты в современных условиях» — мероприятие, где на высоком уровне эксперты и практики обсуждают важные вопросы финансовой политики муниципальных образований, вырабатывают оптимальные предложения по совершенствованию местного самоуправления.
НПО «Криста» уже 30 лет помогает органам власти в регионах и муниципальных образованиях России эффективно управлять бюджетным и экономическим процессами. Разработанные в нашей компании комплексные решения обеспечивают высокое качество бюджетного планирования и исполнения бюджета, управления бюджетными доходами и расходами. Наши инструменты способствуют открытости и прозрачности деятельности местных финансовых органов, повышению финансовой грамотности населения и уровня доверия к органам местного самоуправления, соблюдению требований бюджетного законодательства на региональном и муниципальном уровнях.
Спасибо организаторам конференции за возможность участия в профессиональном диалоге и обмена лучшими практиками автоматизации бюджетного процесса муниципальных образований. Также сердечно поздравляю победителей XIV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» с прекрасными профессиональными достижениями!
Данная система действует уже год, формируется соответствующая правоприменительная практика. Бычков подробно остановился на моментах, которые еще требуется уточнить в части организации контроля на муниципальном уровне. По его мнению, глобальных доработок федеральных стандартов на данном этапе не требуется. «На муниципальном уровне можно не заниматься нормативно-правовой работой, достаточно федеральных стандартов, где все процедуры подробно расписаны. При необходимости что-то можно детализировать в ведомственных стандартах. Так что система гибкая», — отметил Бычков.
При этом довольно остро стоит вопрос формирования единых подходов к квалификации выявляемых нарушений, особенно в части нецелевого, неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств. Минфин России планирует выпустить методические рекомендации по каждой группе тем контрольных мероприятий, фигурирующих в стандартах. В этих рекомендациях будет подробно расписано, какие перечни вопросов подлежат изучению в рамках каждой проверки, какие основные контрольные действия по каждому из этих вопросов должны быть совершены контролером и как квалифицировать соответствующее нарушение.
Татьяна Алексеевна ГЕРАСИМОВА, вице-президент — директор департамента государственных финансов АО «СМП Банк», заместитель председателя правления ПАО «Мособлбанк»
Эффективное управление общественными финансами на муниципальном уровне — необходимая составляющая качественного роста всей финансовой системы страны. XIV Всероссийская конференция «Местные бюджеты в современных условиях» активно способствует развитию муниципального финансового менеджмента. Из года в год интересные выступления, острота поднимаемых вопросов и возможность прямого диалога с представителями отрасли, научным и деловым сообществами позволяют участникам находить пути решения множества сложных задач, встающих перед органами местного самоуправления.
Пользуясь случаем, хочу еще раз от всей души поздравить победителей XIV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». А всем без исключения участникам прошедшей конференции желаю не останавливаться на достигнутом. Проявляемые вами профессионализм и мастерство — основа дальнейшего развития системы муниципальных финансов.
Самостоятельной проблемой является организация эффективного финансового контроля на местном уровне. Известно, что небольшие муниципальные образования в силу ограниченности ресурсов не имеют возможности создавать полноценные системы контроля. Одно из обсуждаемых решений — передача местных контрольных полномочий субъектам РФ. «Идея простая и понятная, тем более что для внешнего финансового контроля она уже реализована. Вместе с тем не все так просто. У руководителя муниципального образования должны оставаться контрольные инструменты, позволяющие отследить, что происходит с использованием бюджетных средств. Это важный вопрос местного значения», — подчеркнул представитель Минфина России, добавив, что контрольные органы регионов тоже перегружены работой, поэтому для выполнения функций муниципального контроля им потребуется дополнительная штатная численность, что также является проблемой.
Директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Т. В. Саакян рассказала о новых нормативных правовых актах, затрагивающих вопросы исполнения местных бюджетов. Основное внимание она уделила Федеральному закону от 1 июля 2021 года № 244‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации», который, помимо прочего, установил новые полномочия региональных и местных финансовых органов по осуществлению казначейского сопровождения средств, предоставляемых из бюджета неучастникам бюджетного процесса.
Таким образом, с 2022 года федеральный опыт в этой сфере (перечисление бюджетных средств получателям субсидий, бюджетных инвестиций, исполнителям муниципальных контрактов под потребность; открытие лицевых счетов в финорганах и особый режим лицевых счетов, связанный с ограничениями по распоряжению денежными средствами; новые требования предъявляются к условиям государственных и муниципальных контрактов и так далее) будет распространен на субъекты РФ и муниципалитеты. Как подчеркнула Саакян, в развитие закона предстоит принять целый ряд нормативных правовых актов уровня Правительства РФ, Минфина России, Казначейства России.
Спикер также рассказала о подготовленном к внесению в Правительство РФ проекте федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2022 году». Законопроект предлагает на постоянной основе закрепить в Бюджетном кодексе часть тех норм, которые применялись в рамках борьбы с пандемией COVID-19 и ежегодно продлевались. В том числе это касается норм, применяющихся в отношении региональных и местных бюджетов и затрагивающих вопросы управления остатками бюджетных средств, долговой политики, межбюджетных трансфертов.
В рамках конференции выступили представители муниципальных образований — победителей конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Так, начальник Финансового управления Администрации Соль-Илецкого городского округа Ю. Ю. Макурина осветила уникальный для города опыт увеличения доходной части бюджета, связанный с развитием отрасли бахчеводства. Глава Администрации Белокалитвинского района Ростовской области О. А. Мельникова осветила проблемы участия района в крупных федеральных и областных программах, связанных с переселением из ветхого и аварийного жилья, строительством школ и детских садов, формированием комфортной городской среды. Заместитель главы Администрации Губкинского городского округа — начальник управления финансов и бюджетной политики И. И. Горбач рассказала о динамике доходов городского бюджета, а также о развитии в округе территории опережающего социально-экономического развития «Губкин».
М. А. Цуциев
Видеозапись
конференции, фотографии и материалы докладчиков доступны по ссылке: munforum.ru/online/