№ 10 октябрь 2021 — 14 октября 2021

Проблемы школьного питания

Версия для печати 2604 Материалы по теме

Большой блок Всероссийской конференции «Местные бюджеты в современных условиях» был посвящен проблемам организации школьного питания. Как известно, до 2020 года бесплатное горячее питание в начальном звене обеспечивали регионы и муниципалитеты самостоятельно, и в большинстве субъектов РФ оно было доступно только для льготников. Теперь из федерального бюджета на эти цели бюджетам субъектов РФ предоставляют субсидии.

Федеральный бюджет не финансирует, а софинансирует

По словам А. В. Родионова, заместителя руководителя Департамента развития инфраструктуры Минпросвещения России, программа по обеспечению учащихся 1–4-х классов бесплатным горячим питанием имеет яркую социальную окраску. Непосредственными получателями данной услуги являются семь миллионов детей. Но федеральную субсидию на организацию горячего питания в школах можно рассматривать и как инструмент развития муниципалитетов. В частности, как поддержку предприятий пищевой промышленности, сельхозпроизводителей, работающих на территориях муниципалитетов.

Спикер также отметил, что на первом этапе работы по организации питания для начального звена 2261 школа не соответствовала требованиям, предъявляемым Роспотребнадзором к организации питания детей. Сегодня только 184 школы по тем или иным условиям не подходят по требованиям Роспотребнадзора. Это учебные заведения, которые осуществляют удаленное обучение, имеют особенности в организации учебного процесса, например старообрядческие школы в Красноярском крае и т. д.

17.jpg

Представитель Минпросвещения России напомнил, что субсидия, выделяемая из федерального бюджета, является софинансированием региональных программ по организации бесплатного горячего питания в школах. В основу ее расчета положена стоимость набора продуктов питания, необходимого для нормального развития и физического формирования детей. «Мы рассчитали стоимость набора необходимых продуктов по каждому субъекту РФ, чтобы понимать, какую часть мы должны софинансировать, — рассказал спикер. — Разбег по суммам, выделяемым из федерального бюджета на одного учащегося, составляет от 45 до 154 рублей на день».

Как заметил чиновник, возможно, эти суммы кому-то покажутся недостаточными, особенно если учитывать существующие проблемы с перевооружением школьных пищеблоков. На самом деле до последнего времени большинство школьных столовых в России были оснащены технологическим, холодильным и другим оборудованием и мебелью еще в советские времена. Степень морального и материального износа данного оборудования, по разным оценкам, составляет от 85 до 100%. По словам Родионова, техническое оснащение пищеблоков — это один из острых вопросов, который сейчас прорабатывается на уровне Федерации.

Однако ожидать, что модернизация пищеблоков будет погружена в федеральный бюджет, скорее всего, не стоит. Как и не стоит ожидать, что организация горячего питания в школах будет на 100% финансироваться из федерального бюджета. Спикер четко сказал, что данные статьи затрат не являются расходными обязательствами Федерации. «Мы лишь софинансируем расходы, которые генерируются на муниципальном и региональном уровнях», — подчеркнул Родионов.

По его мнению, нельзя говорить и о недостаточности выделяемых из федерального бюджета средств на питание. По итогам 2020 года кассовое исполнение данного вида расходов составило 90%, то есть 10% выделенных из федерального бюджета средств не были освоены. По мнению чиновника, данный факт является косвенным подтверждением того, что денег на питание достаточно. «В то же время мы понимаем, что неосвоение средств связано в том числе с пандемией, — сказал представитель Минпросвещения России. — Учащиеся ушли на вынужденные каникулы и, соответственно, школьное питание не получали». По словам спикера, в субъекты РФ было направлено письмо Минпросвещения России (от 19 ноября 2020 года № АН-2021/09) с разъяснениями того, как можно было использовать сложившуюся экономию. Так, за счет сэкономленных средств субсидии можно было повысить качество и наполнение рациона питания и/или увеличить кратность предоставления бесплатного горячего питания ученикам 1–4-х классов (больше одного раза в день).

Чтобы быстро решать вопросы, возникающие по организации горячего питания в школах, в Минпросвещения России создан оперативный штаб, который возглавляет первый заместитель министра просвещения. Еженедельно замминистра проводит заседание штаба, на котором анализируется ситуация на местах. Безусловно, большая часть вопросов оперативно решается на региональном уровне, но и федеральное ведомство в курсе всех событий. «Мы живем в век цифровых технологий, поэтому даже, условно говоря, болезнь школьного повара в каком-то образовательном учреждении не остается нами не замеченной. То есть качество нашего взаимодействия с субъектами РФ по вопросу питания и по его координации очень оперативное и плотное. Учитывая количество школ, задействованных в этой истории, по-другому никак нельзя», — резюмировал Родионов.

Нужна единая методика

Вопрос финансирования организации школьного питания в своем выступлении развил Ю. А. Баздырев, руководитель отдела социального питания АНО «Институт отраслевого питания». В частности, он указал, что вопрос достаточности финансирования школьного питания для обеспечения его безопасности и качества крайне актуален, так как организацию питания все чаще осуществляют специализированные организации, что удорожает процесс. В связи с этим обоснование бюджетных потребностей на питание по каждому региону и муниципалитету, то есть стоимость питания на одного ребенка в сутки, должно отражать реальную цену его завтрака или обеда с учетом всех объективных затрат, позволяющую обеспечить и полноту «тарелки», и ее безопасность. «Проблема обоснования стоимости питания была одной из ключевых из поставленных Минпросвещения России на апрельском Всероссийском семинаре-совещании по вопросам обеспечения качества и безопасности школьного питания», — рассказал Баздырев. Он также отметил, что на сегодняшний день у нас, к сожалению, нет утвержденной на федеральном уровне методики обоснования стоимости питания, поэтому подходы к данному вопросу в регионах очень разные. Анализ нормативов финансирования показал, что в одних субъектах РФ стоимость питания зависит от возрастной категории, способа организации питания, типа приема пищи (завтрак или обед) и т. д. В других за норматив стоимости питания принят размер субсидии, определяемый по постановлению № 900[1], хотя в документе расчет осуществлен исходя из 25% стоимости нормы для младших классов по ценам статистики (то есть применительно к завтракам для начальной школы). При этом не учтены затраты на аутсорсинг, необходимость увеличения норматива на обеды и для учеников старших классов.

18.jpg

Таким образом, задача по разработке и утверждению методики обоснования стоимости горячего питания и размера выделяемых субсидий при организации питания собственной службой и при аутсорсинге — из разряда актуальных и требующих оперативного решения. Минфин России — регулятор контрактной системы также считает, что необходимо разработать типовые методики расчета начальной (максимальной) цены контракта. «Иначе ситуация, когда заказчик делает вид, что он требует качественного питания, а исполнитель делает вид, что его предоставляет, будет продолжаться и далее», — считает Баздырев.

Интересный опыт

Некоторые регионы уже сегодня смогли решить вопрос организации горячего питания в школах на высоком уровне. Например, Республика Башкортостан. Для координации процесса здесь при региональном Министерстве торговли и услуг создано ГКУ «Управление социального питания». По словам руководителя управления С. Р. Ачакеевой, еще в 2019 году в республике принят единый стандарт по организации детского питания, разработаны варианты меню для облегчения работы заказчиков, сформирована типовая конкурсная документация, утвержден перечень продуктов, которые учреждения могут закупать.

19.jpg

Подробнее тема организации школьного питания и опыт Башкортостана, в частности, будут освещены в ноябрьском номере журнала «Бюджет».

О. В. ИЗУТОВА



[1] Постановление Правительства РФ от 20 июня 2020 года № 900 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Развитие образования“».


Поделиться