№ 10 октябрь 2021 — 14 октября 2021

Ресурс у страны есть. Нужно грамотно им управлять

Версия для печати 768 Материалы по теме

Новации бюджетного, налогового и закупочного законодательства, новые механизмы развития регионов, особенности формирования местных бюджетов, реализация системы казначейских платежей — вопросы, которые были рассмотрены на вебинаре Союза финансистов России. Мероприятие состоялось 16 сентября 2021 года на площадке Федерального казначейства. Руководители финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и представители территориальных органов Казначейства России приняли участие в конференции в режиме онлайн.

20.jpg

Участников совещания поприветствовал руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин и рассказал о тех задачах, которые ведомство решает совместно с финансистами регионов и муниципалитетов. В частности, речь шла о реализации статьи 220.2 Бюджетного кодекса и приказа Минфина России от 31 марта 2020 года № 50н, которые утверждают порядок направления обращений финансовых органов субъектов и муниципалитетов по вопросу казначейского обслуживания и казначейского сопровождения. По казначейскому обслуживанию все понятно. Это модернизация нынешней модели кассового обслуживания. В соответствии с обновленной моделью с января 2022 года регионы выбирают или базовое казначейское обслуживание с открытием лицевого счета финоргану, или полный вариант казначейского обслуживания с передачей всех функций по исполнению бюджета. К моменту проведения мероприятия определились 65 субъектов РФ: 34 из них планируют исполнение всех функций самостоятельно, 31 субъект передает все функции территориальным органам казначейства. 20 субъектов пока не сделали выбор.

«Что же касается казначейского сопровождения, то здесь наша позиция следующая: казначейское обслуживание и казначейское сопровождение автоматически не объединяются в единый пакет. Ситуация может быть следующей: финорган региона полностью самостоятельно обслуживает свой бюджет, казначейское сопровождение при этом осуществляет территориальный орган Казначейства России», — отметил Артюхин. Серьезное же изменение законодательства, которое вступит в силу с 1 января нового года, состоит в том, что субъекты Федерации могут осуществлять казначейское сопровождение средств самостоятельно, и до конца года все регионы должны определиться с выбором, как они это будут делать.

21.jpg

Председатель совета Союза финансистов России Н. С. Максимова отметила, что ресурс на реализацию направленных на повышение качества жизни людей инициатив Президента РФ в стране есть. Рост экономики, о чем на Московском финансовом форуме говорил председатель Правительства РФ М. В. Мишустин, в первом полугодии текущего года составил 4,8%, что существенно превысило ту планку, которую в прошлом году осторожно закладывали в Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в ней. «Благодаря росту экономики поступление доходов в бюджет существенно выросло. К концу августа их объем примерно на треть превысил показатель на ту же дату прошлого года. И, что важно, увеличиваются доходы не только федерального бюджета, но и регионов, а значит, растут и их возможности», — сказала председатель Союза финансистов.

Механизмы действенные, но нужна доработка

О новых механизмах развития регионов рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник департамента финансов, председатель секции «Финансисты субъектов РФ» Союза финансистов России В. Н. Артамонова[1]. Один из действенных механизмов — это реструктуризация бюджетных кредитов. Благодаря высвобождению средств в результате реструктуризации Вологодская область имеет возможность направить 7,5 миллиарда рублей на инвестиции в новые инфраструктурные проекты. Регион уже определил два проекта, по которым общий объем инвестиций ожидается на сумму 5,5 миллиарда рублей, из них бюджетные инвестиции — 500 миллионов рублей. За счет прогнозируемых к уплате налогов в федеральный бюджет от реализованных проектов (построенных объектов) сумма долга перед федеральным бюджетом, по оценкам, сократится в 2025–2029 годах на 500 миллионов рублей.

23.jpg

Как положительный момент Артамонова отметила, что в начале сентября Министерство финансов РФ подготовило усовершенствованный вариант Правил списания задолженности регионов перед РФ по бюджетным кредитам, а также разработало Методику расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов. Самое главное нововведение документов в том, что правила списания задолженности распространяются на действующие организации, а не только на вновь созданные. «Сейчас мы приступили к диалогу с действующими предприятиями, которые готовы реализовать инвестиционные проекты с государственным участием», — отметила финансист.

Тем не менее остались некоторые вопросы, решение которых будет способствовать более эффективному использованию средств, высвобождаемых в результате реструктуризации. К примеру, необходимо описать в документе федерального уровня, как в отношении появившихся инвестобъектов считать налоговые доходы, которые в дальнейшем могут быть списаны в счет государственного долга, и как их соотносить с объемом вложений в инфраструктуру. Кроме того, необходимо уточнить правила и адаптировать их к новым инвестиционным проектам, которые начали реализовываться до 1 января 2021 года, но планируются к вводу после этой даты. Это позволило бы регионам сформировать дополнительные заявки на реализацию инфраструктурных проектов.

22.jpg

Председатель секции «Финансисты субъектов РФ» выдвинула ряд предложений, касающихся реализации нового механизма — предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов. В частности, она предложила в правилах отбора проектов, для реализации которых предоставляются инфраструктурные кредиты, предусмотреть отдельную сумму бюджетных кредитов, которая не распределена по субъектам и которая бы увеличивалась на сумму невостребованных средств в рамках лимитов. Это позволит в рамках конкурса отбирать дополнительные проекты с наибольшей бюджетной эффективностью. Для этого необходимо разработать и проанонсировать заранее критерии конкурсного отбора. Кроме того, по мнению Артамоновой, при комплексной оценке проектов не нужно учитывать показатель прогноза социально-экономического эффекта от строительства жилья. «Это очень меняет общую картину, и не все проекты из-за этого показателя могут пройти конкурсный отбор», — сказала она.

Контрактация стала проще

24.jpg

Заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров традиционно рассказал о новациях бюджетного и закупочного законодательства. В частности, он остановился на закупках и отметил, что с вступлением в силу оптимизационного закона из-под регулирования закупочной деятельности выводится подавляющее большинство бюджетных и казенных учреждений. Им теперь не нужно связываться со сложными процедурами, которые работают на большие закупки, а можно обращаться в электронный магазин или к запросу котировок. Эту информацию заместитель министра финансов РФ просил собравшихся — руководителей финансовых органов регионов и представителей территориальных органов Федерального казначейства в обязательном порядке довести до всех учреждений в регионе. Оптимизация способов закупок, а также введение предквалификации для участия в крупных закупках позволят, по мнению Лаврова, действенно противостоять армии профессиональных жалобщиков. На победу над последними будет работать находящийся на стадии рассмотрения в Правительстве РФ проект постановления о введении предквалификации и для подачи жалобы в ФАС. То есть, по замыслу антимонопольного ведомства, подавать жалобы смогут только те поставщики, которые имеют необходимый опыт в соответствующей сфере.

Важная для финансовых органов новация оптимизационного закона — переход к электронному актированию. С 1 января 2022 года появятся электронный контракт и электронный акт сдачи-приемки. Это означает, что нужно будет сомкнуть новые опции ЕИС с системой исполнения бюджета. Законодатель предусмотрел поэтапное сокращение сроков оплаты контрактов. Сроки регламентированы и сейчас, но все понимают, что отсчет от даты подписания акта сдачи-приемки условный — никто не знает, никто не контролирует, когда акт реально подписан. Соответственно, сроки оплаты остаются пока абстрактными, что негативно сказывается и на исполнении бюджета, и на исполнителе контракта. Сейчас будет поэтапное сокращение сроков оплаты: на первом этапе до 10–15 дней, а потом до 7–10 дней. «Но, помимо того, что сокращаются сроки, есть еще один важный плюс. У контролеров впервые появляется возможность отслеживать соблюдение этих сроков. Если сейчас контролер не знает, когда нужно было провести оплату, то при новой системе электронного документооборота, применении электронного акта приемки, это будет автоматически известно, что резко повысит платежную дисциплину», — считает Лавров. И финансисты должны заранее прогнозировать необходимые суммы, ставить этот расход на учет в кассовый план выплат и строго его исполнять.

Новое в казначейском сопровождении

25.jpg

Директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Т. В. Саакян рассказала о нормативных правовых актах, регулирующих правила казначейского сопровождения из бюджетов бюджетной системы РФ. Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 244‑ФЗ внес очень серьезные изменения в Бюджетный кодекс и впервые закрепил понятие «казначейское сопровождение», которое теперь могут осуществлять и финансовые органы регионов и муниципалитетов. В своем докладе Саакян указала на те новшества, которые появились по сравнению с тем периодом, когда казначейское сопровождение было прерогативой Казначейства России. И их важно понимать, потому что уже сейчас нужно проводить предварительную работу с потенциальными участниками казначейского сопровождения. В частности, заключаемые государственные контракты, контракты, договоры (соглашения) должны содержать положения в соответствии с требованиями БК РФ, а именно:

  • об открытии в Федеральном казначействе участниками казначейского сопровождения лицевых счетов;
  • о предоставлении в Федеральное казначейство документов, установленных порядком санкционирования;
  • об указании в контрактах (договорах), распоряжениях, а также в документах, установленных порядком санкционирования, идентификатора государственного контракта, договора (соглашения);
  • о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору);
  • о соблюдении в установленных Правительством РФ случаях положений о расширенном казначейском сопровождении;
  • по гособоронзаказу об уведомлении до заключения государственного контракта, контракта, соглашения (договора) головного исполнителя (исполнителя), получателя субсидий (инвестиций) о необходимости открытия лицевого счета;
  • о представлении в Федеральное казначейство и Росфинмониторинг информации о каждом привлеченном исполнителе по их запросу;
  • о соблюдении запретов, режима лицевого счета, установленных пунктом 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса.

Режим лицевого счета — это новое понятие Бюджетного кодекса и является основой для санкционирования. Он определяет, какие операции участник казначейского сопровождения может совершать, а какие финорган или Федеральное казначейство имеют право приостановить. Например, режим лицевого счета вводит запрет на перечисление:

  • взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал другого юридического лица;
  • в целях размещения средств на депозитах, а также в иные финансовые инструменты;
  • на свои счета, открытые в банке (по этому пункту есть исключения).

«Очень осторожно обращайтесь с разрешениями на перечисление средств на депозиты, — предупредила директор департамента Минфина участников конференции, — потому что сейчас, к сожалению, идут очень большие отвлечения средств на депозиты». Особенно это касается бюджетных инвестиций, когда в соглашениях явно не прописана цель и не установлен результат. Результат предоставления субсидии должен быть прописан и прописан четко.

Проблем с ликвидностью нет

26.jpg

Заместитель руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьев поделился успехами реализации самого крупного проекта Казначейства России последних 20 лет — перехода на систему казначейских платежей. «То, что мы смогли перевести фактически всю финансовую систему на новые рельсы, смогли сделать этот переход плавным и аккуратным, не потеряв при этом доходы, не создав социальную напряженность, огромная заслуга всех финансистов России» (подробнее читайте в интервью С. Е. Прокофьева). Коснулся Прокофьев и темы казначейских кредитов. В прошлом году были внесены изменения в бюджетное законодательство, которые удлинили период пользования этими займами до 240 дней и передвинули предельный срок окончательного расчета с казначейством на 15 декабря. Финансисты субъектов и муниципалитетов часто задают вопросы, возможно ли дальнейшее удлинение сроков и возможен ли переход пользования кредитами на следующий год. По мнению Минфина и Казначейства России, переход этих кредитов на другой год невозможен. «Природа казначейских кредитов такова, что это не есть заимствования для покрытия дефицита бюджетов, это подкрепление кассовой позиции субъектов и муниципалитетов, подкрепление их единых казначейских счетов в части управления ликвидностью. Поэтому мы считаем, что те сроки, которые сегодня закреплены в законодательстве, предельно возможные, и мы видим, что регионы, судя по отзывам, это устраивает», — объяснил заместитель руководителя ФК.

Кроме того, Прокофьев рассказал о тех новациях, которые были введены по предложениям Союза финансистов. В частности, это закрепленное законодательством право субъекта и муниципалитета на основании договора воспользоваться одновременно несколькими кредитами в пределах лимита на сумму кредитных средств. К настоящему моменту четыре региона и шесть муниципальных образований применили эту опцию. Кроме того, установлено и право досрочного возврата кредита. Этой возможностью уже воспользовались девять регионов.

«Бюджетные деньги работают или не работают в том числе и на ваши доходы. Поэтому очень прошу финансистов быть корректными в заимствованиях, не забывать возвращать даже досрочно, если эти заимствования не нужны. В случае необходимости Казначейство России в трехдневный срок выдаст вам новый кредит. Проблем с ликвидностью у Российской Федерации нет, поэтому я ответственно заявляю: мы готовы удовлетворять заявки регионов и муниципалитетов в установленные сроки и в установленном объеме», — подчеркнул казначей.

Кстати, как показывает анализ состояния единого казначейского счета, проблем с ликвидностью нет и у регионов. Именно по этой причине снизились количество и объемы казначейских кредитов даже по сравнению с прошлым годом.

P. S. На вебинаре выступила заместитель начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России И. И. Скляр с докладом «Об особенностях формирования местных бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Статья, подготовленная на основе доклада, опубликована далее в текущем номере.

С. В. МАРТЫНЕНКО



[1] На момент выхода журнала В. Н. Артамонова стала депутатом Государственной думы VIII созыва.


Поделиться