Новации бюджетного, налогового и закупочного законодательства, новые механизмы развития регионов, особенности формирования местных бюджетов, реализация системы казначейских платежей — вопросы, которые были рассмотрены на вебинаре Союза финансистов России. Мероприятие состоялось 16 сентября 2021 года на площадке Федерального казначейства. Руководители финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и представители территориальных органов Казначейства России приняли участие в конференции в режиме онлайн.
Участников совещания поприветствовал руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин и рассказал о тех задачах, которые ведомство решает совместно с финансистами регионов и муниципалитетов. В частности, речь шла о реализации статьи 220.2 Бюджетного кодекса и приказа Минфина России от 31 марта 2020 года № 50н, которые утверждают порядок направления обращений финансовых органов субъектов и муниципалитетов по вопросу казначейского обслуживания и казначейского сопровождения. По казначейскому обслуживанию все понятно. Это модернизация нынешней модели кассового обслуживания. В соответствии с обновленной моделью с января 2022 года регионы выбирают или базовое казначейское обслуживание с открытием лицевого счета финоргану, или полный вариант казначейского обслуживания с передачей всех функций по исполнению бюджета. К моменту проведения мероприятия определились 65 субъектов РФ: 34 из них планируют исполнение всех функций самостоятельно, 31 субъект передает все функции территориальным органам казначейства. 20 субъектов пока не сделали выбор.
«Что же касается казначейского сопровождения, то здесь наша позиция следующая: казначейское обслуживание и казначейское сопровождение автоматически не объединяются в единый пакет. Ситуация может быть следующей: финорган региона полностью самостоятельно обслуживает свой бюджет, казначейское сопровождение при этом осуществляет территориальный орган Казначейства России», — отметил Артюхин. Серьезное же изменение законодательства, которое вступит в силу с 1 января нового года, состоит в том, что субъекты Федерации могут осуществлять казначейское сопровождение средств самостоятельно, и до конца года все регионы должны определиться с выбором, как они это будут делать.
Председатель совета Союза финансистов России Н. С. Максимова отметила, что ресурс на реализацию направленных на повышение качества жизни людей инициатив Президента РФ в стране есть. Рост экономики, о чем на Московском финансовом форуме говорил председатель Правительства РФ М. В. Мишустин, в первом полугодии текущего года составил 4,8%, что существенно превысило ту планку, которую в прошлом году осторожно закладывали в Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в ней. «Благодаря росту экономики поступление доходов в бюджет существенно выросло. К концу августа их объем примерно на треть превысил показатель на ту же дату прошлого года. И, что важно, увеличиваются доходы не только федерального бюджета, но и регионов, а значит, растут и их возможности», — сказала председатель Союза финансистов.
Механизмы действенные, но нужна доработка
О новых механизмах развития регионов рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник департамента финансов, председатель секции «Финансисты субъектов РФ» Союза финансистов России В. Н. Артамонова[1]. Один из действенных механизмов — это реструктуризация бюджетных кредитов. Благодаря высвобождению средств в результате реструктуризации Вологодская область имеет возможность направить 7,5 миллиарда рублей на инвестиции в новые инфраструктурные проекты. Регион уже определил два проекта, по которым общий объем инвестиций ожидается на сумму 5,5 миллиарда рублей, из них бюджетные инвестиции — 500 миллионов рублей. За счет прогнозируемых к уплате налогов в федеральный бюджет от реализованных проектов (построенных объектов) сумма долга перед федеральным бюджетом, по оценкам, сократится в
Как положительный момент Артамонова отметила, что в начале сентября Министерство финансов РФ подготовило усовершенствованный вариант Правил списания задолженности регионов перед РФ по бюджетным кредитам, а также разработало Методику расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов. Самое главное нововведение документов в том, что правила списания задолженности распространяются на действующие организации, а не только на вновь созданные. «Сейчас мы приступили к диалогу с действующими предприятиями, которые готовы реализовать инвестиционные проекты с государственным участием», — отметила финансист.
Тем не менее остались некоторые вопросы, решение которых будет способствовать более эффективному использованию средств, высвобождаемых в результате реструктуризации. К примеру, необходимо описать в документе федерального уровня, как в отношении появившихся инвестобъектов считать налоговые доходы, которые в дальнейшем могут быть списаны в счет государственного долга, и как их соотносить с объемом вложений в инфраструктуру. Кроме того, необходимо уточнить правила и адаптировать их к новым инвестиционным проектам, которые начали реализовываться до 1 января 2021 года, но планируются к вводу после этой даты. Это позволило бы регионам сформировать дополнительные заявки на реализацию инфраструктурных проектов.
Председатель секции «Финансисты субъектов РФ» выдвинула ряд предложений, касающихся реализации нового механизма — предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов. В частности, она предложила в правилах отбора проектов, для реализации которых предоставляются инфраструктурные кредиты, предусмотреть отдельную сумму бюджетных кредитов, которая не распределена по субъектам и которая бы увеличивалась на сумму невостребованных средств в рамках лимитов. Это позволит в рамках конкурса отбирать дополнительные проекты с наибольшей бюджетной эффективностью. Для этого необходимо разработать и проанонсировать заранее критерии конкурсного отбора. Кроме того, по мнению Артамоновой, при комплексной оценке проектов не нужно учитывать показатель прогноза социально-экономического эффекта от строительства жилья. «Это очень меняет общую картину, и не все проекты из-за этого показателя могут пройти конкурсный отбор», — сказала она.
Контрактация стала проще
Заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров традиционно рассказал о новациях бюджетного и закупочного законодательства. В частности, он остановился на закупках и отметил, что с вступлением в силу оптимизационного закона из-под регулирования закупочной деятельности выводится подавляющее большинство бюджетных и казенных учреждений. Им теперь не нужно связываться со сложными процедурами, которые работают на большие закупки, а можно обращаться в электронный магазин или к запросу котировок. Эту информацию заместитель министра финансов РФ просил собравшихся — руководителей финансовых органов регионов и представителей территориальных органов Федерального казначейства в обязательном порядке довести до всех учреждений в регионе. Оптимизация способов закупок, а также введение предквалификации для участия в крупных закупках позволят, по мнению Лаврова, действенно противостоять армии профессиональных жалобщиков. На победу над последними будет работать находящийся на стадии рассмотрения в Правительстве РФ проект постановления о введении предквалификации и для подачи жалобы в ФАС. То есть, по замыслу антимонопольного ведомства, подавать жалобы смогут только те поставщики, которые имеют необходимый опыт в соответствующей сфере.
Важная для финансовых органов новация оптимизационного закона — переход к электронному актированию. С 1 января 2022 года появятся электронный контракт и электронный акт сдачи-приемки. Это означает, что нужно будет сомкнуть новые опции ЕИС с системой исполнения бюджета. Законодатель предусмотрел поэтапное сокращение сроков оплаты контрактов. Сроки регламентированы и сейчас, но все понимают, что отсчет от даты подписания акта сдачи-приемки условный — никто не знает, никто не контролирует, когда акт реально подписан. Соответственно, сроки оплаты остаются пока абстрактными, что негативно сказывается и на исполнении бюджета, и на исполнителе контракта. Сейчас будет поэтапное сокращение сроков оплаты: на первом этапе до
Новое в казначейском сопровождении
Директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Т. В. Саакян рассказала о нормативных правовых актах, регулирующих правила казначейского сопровождения из бюджетов бюджетной системы РФ. Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 244‑ФЗ внес очень серьезные изменения в Бюджетный кодекс и впервые закрепил понятие «казначейское сопровождение», которое теперь могут осуществлять и финансовые органы регионов и муниципалитетов. В своем докладе Саакян указала на те новшества, которые появились по сравнению с тем периодом, когда казначейское сопровождение было прерогативой Казначейства России. И их важно понимать, потому что уже сейчас нужно проводить предварительную работу с потенциальными участниками казначейского сопровождения. В частности, заключаемые государственные контракты, контракты, договоры (соглашения) должны содержать положения в соответствии с требованиями БК РФ, а именно:
- об открытии в Федеральном казначействе участниками казначейского сопровождения лицевых счетов;
- о предоставлении в Федеральное казначейство документов, установленных порядком санкционирования;
- об указании в контрактах (договорах), распоряжениях, а также в документах, установленных порядком санкционирования, идентификатора государственного контракта, договора (соглашения);
- о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору);
- о соблюдении в установленных Правительством РФ случаях положений о расширенном казначейском сопровождении;
- по гособоронзаказу об уведомлении до заключения государственного контракта, контракта, соглашения (договора) головного исполнителя (исполнителя), получателя субсидий (инвестиций) о необходимости открытия лицевого счета;
- о представлении в Федеральное казначейство и Росфинмониторинг информации о каждом привлеченном исполнителе по их запросу;
- о соблюдении запретов, режима лицевого счета, установленных пунктом 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса.
Режим лицевого счета — это новое понятие Бюджетного кодекса и является основой для санкционирования. Он определяет, какие операции участник казначейского сопровождения может совершать, а какие финорган или Федеральное казначейство имеют право приостановить. Например, режим лицевого счета вводит запрет на перечисление:
- взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал другого юридического лица;
- в целях размещения средств на депозитах, а также в иные финансовые инструменты;
- на свои счета, открытые в банке (по этому пункту есть исключения).
«Очень осторожно обращайтесь с разрешениями на перечисление средств на депозиты, — предупредила директор департамента Минфина участников конференции, — потому что сейчас, к сожалению, идут очень большие отвлечения средств на депозиты». Особенно это касается бюджетных инвестиций, когда в соглашениях явно не прописана цель и не установлен результат. Результат предоставления субсидии должен быть прописан и прописан четко.
Проблем с ликвидностью нет
Заместитель руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьев поделился успехами реализации самого крупного проекта Казначейства России последних 20 лет — перехода на систему казначейских платежей. «То, что мы смогли перевести фактически всю финансовую систему на новые рельсы, смогли сделать этот переход плавным и аккуратным, не потеряв при этом доходы, не создав социальную напряженность, огромная заслуга всех финансистов России» (подробнее читайте в интервью С. Е. Прокофьева). Коснулся Прокофьев и темы казначейских кредитов. В прошлом году были внесены изменения в бюджетное законодательство, которые удлинили период пользования этими займами до 240 дней и передвинули предельный срок окончательного расчета с казначейством на 15 декабря. Финансисты субъектов и муниципалитетов часто задают вопросы, возможно ли дальнейшее удлинение сроков и возможен ли переход пользования кредитами на следующий год. По мнению Минфина и Казначейства России, переход этих кредитов на другой год невозможен. «Природа казначейских кредитов такова, что это не есть заимствования для покрытия дефицита бюджетов, это подкрепление кассовой позиции субъектов и муниципалитетов, подкрепление их единых казначейских счетов в части управления ликвидностью. Поэтому мы считаем, что те сроки, которые сегодня закреплены в законодательстве, предельно возможные, и мы видим, что регионы, судя по отзывам, это устраивает», — объяснил заместитель руководителя ФК.
Кроме того, Прокофьев рассказал о тех новациях, которые были введены по предложениям Союза финансистов. В частности, это закрепленное законодательством право субъекта и муниципалитета на основании договора воспользоваться одновременно несколькими кредитами в пределах лимита на сумму кредитных средств. К настоящему моменту четыре региона и шесть муниципальных образований применили эту опцию. Кроме того, установлено и право досрочного возврата кредита. Этой возможностью уже воспользовались девять регионов.
«Бюджетные деньги работают или не работают в том числе и на ваши доходы. Поэтому очень прошу финансистов быть корректными в заимствованиях, не забывать возвращать даже досрочно, если эти заимствования не нужны. В случае необходимости Казначейство России в трехдневный срок выдаст вам новый кредит. Проблем с ликвидностью у Российской Федерации нет, поэтому я ответственно заявляю: мы готовы удовлетворять заявки регионов и муниципалитетов в установленные сроки и в установленном объеме», — подчеркнул казначей.
Кстати, как показывает анализ состояния единого казначейского счета, проблем с ликвидностью нет и у регионов. Именно по этой причине снизились количество и объемы казначейских кредитов даже по сравнению с прошлым годом.
P. S. На вебинаре выступила заместитель начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России И. И. Скляр с докладом «Об особенностях формирования местных бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Статья, подготовленная на основе доклада, опубликована далее в текущем номере.
С. В. МАРТЫНЕНКО