Версия для печати 806 Материалы по теме
Как объединить интересы государства, бизнеса и граждан

Повышению качества предоставления государственной поддержки в экономике и социальной сфере была посвящена одна из сессий V Московского финансового форума. Участники дискуссии обсудили, как обеспечить публичность информации о предоставлении государственной поддержки, как эффективно организовать взаимодействие между органами власти, исполнителями услуг и гражданами. О том, как поставленные задачи планирует решать Минфин России, журналу «Бюджет» рассказал заместитель министра финансов России Алексей Михайлович ЛАВРОВ.

— Алексей Михайлович, Минфин России включил в повестку Московского финансового форума 2021 вопрос о публичности и достижении результатов при предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам экономики. В связи с чем сформулирована данная проблематика?

— Это связано в первую очередь с задачей повышения эффективности бюджетных расходов. Здесь мы рассматриваем два направления: расходы на социальную сферу в части финансирования оказания бюджетных услуг и расходы на поддержку экономики — субсидирование производителей товаров (работ, услуг). Приоритетной задачей в социальной сфере является обеспечение граждан правом выбора исполнителя услуг. Если потребители станут сами выбирать организацию для получения услуги, то исполнители будут мотивированы повышать качество оказываемых ими услуг в целях привлечения потребителей. Таким образом, мы хотим достичь клиентоцентричности — когда при оказании услуг исполнитель ориентируется на определенные потребности отдельного гражданина.

Второй аспект — целевая поддержка бизнеса. Распределение субсидий, предоставляемых из бюджета, должно стать конкурентным и удобным для их получателя. Поэтому используется единая электронная площадка, которая сделает более понятными результаты, на которые ориентирована субсидия, а также снизит издержки бизнеса при получении средств из бюджета. Такое снижение издержек и мониторинг достижения результата увеличат отдачу от каждого рубля, направленного на поддержку бизнеса.

Работа с единой площадкой и большими данными сектора госуправления позволит изменить подход в распределении бюджетных средств от «заявительного» к «выявительному». То есть не предприниматель будет искать, каким образом он может получить господдержку, а государство должно находить предпринимателя и предлагать ему принять участие в отборе на получение субсидии.

Как только сложится клиентоцентричная модель, сформируется спрос на господдержку, потребуется четко выстроенная система мониторинга достижения результата, на который рассчитывало государство при предоставлении поддержки. Нужно понимать, все ли в порядке с реализуемым получателем субсидии процессом (например, производит ли он заявленную продукцию, выходит ли на мировые рынки) и есть ли отклонения, не позволяющие достигнуть поставленного результата. Имея необходимые данные, государство сможет принимать решения о дальнейшем субсидировании предпринимателя. Именно такой подход обеспечивает бюджетную эффективность.

— Каковы предпосылки для начала движения в данном направлении?

— Что касается социальных услуг, то реализация норм принятого в 2010 году Закона № 83‑ФЗ — это первый этап реформы бюджетной сферы. Механизмы, предложенные 83‑ФЗ, сегодня работают в полном объеме и подтвердили свою состоятельность. Государственное задание является основным способом определения исполнителя услуг, но нужно делать следующий шаг. Там, где уместно, нужно внедрять конкурентные способы отбора исполнителей, чтобы не учредитель решал, какой организации утвердить государственное задание, а сам потребитель определял, где он хочет получить эту услугу.

Субсидии из бюджета предоставляют исключительно для достижения конкретного результата, направленного на получение социально-экономического эффекта. Для повышения эффективности использования каждого предоставленного рубля нужно устанавливать правильные результаты и прослеживать их достижение

В отношении субсидий действует та же логика. Мы сейчас находимся в самом начале пути внедрения конкурентных способов предоставления государственной поддержки.

— О каком объеме средств господдержки идет речь? Какое общее количество получателей субсидии было, например, в 2020 году?

— В 2020 году из бюджетов бюджетной системы предоставлены субсидии на сумму 2,9 триллиона рублей[1], что составляет 7,6 процента от консолидированного бюджета страны. В текущем году соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета и бюджетов регионов заключены более чем с четырьмя тысячами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[2].

— Обеспечить публичность информации о субсидиях Минфин России предлагает с помощью единой площадки предоставления бюджетных субсидий. Какой функционал будет включать в себя этот ресурс?

— Пользователями единой площадки станут субъекты экономической деятельности — потенциальные получатели субсидий; при этом не важно, в какие отрасли экономики будут направляться бюджетные деньги. Главные распорядители бюджетных средств, предоставляющие субсидии, и эксперты, осуществляющие оценку заявок на участие в отборе, также будут в числе пользователей единой площадки.

На единой площадке предусмотрена открытая (публичная) часть, в рамках которой информацию об условиях, порядке и ходе предоставления субсидий может получить любое заинтересованное лицо. Мы планируем размещать информацию на единой площадке в формате открытых данных.

Единая площадка включает в себя личный кабинет юрлица на портале госуслуг, через который он сможет получать информацию о потенциально доступных ему мерах господдержки. Также будет организован личный кабинет заявителя, через который он сможет формировать и подписывать заявки на участие в отборах получателей субсидий, отслеживать статусы этих заявок.

На площадке будет предусмотрен и личный кабинет главного распорядителя бюджетных средств (организатора отбора). Он сможет формировать информацию о субсидиях, условиях и порядке их предоставления, организации процедур отбора получателей средств. И наконец — личный кабинет эксперта для проведения оценки поступивших заявок на получение субсидии.

Для пользователей будут доступны справочники, типовые документы, возможность работать в онлайн-режиме. Например, получатель субсидии, зайдя в свой кабинет, сможет увидеть информацию о том, по каким правилам выдают средства, как заполнить заявку, чтобы получить субсидию, как отчитаться о достигнутых результатах.

— Предполагается, что на площадке будет осуществляться автоматическая проверка потенциального получателя субсидии на соответствие установленным критериям. Это значит, что площадка будет связана с иными информационными системами, например системой ФНС?

— Да, конечно, единая площадка предусматривает авторизацию через Единую систему идентификации и аутентификации. Благодаря этому будет обеспечено автоматическое заполнение основных данных об участнике отбора на основании сведений, имеющихся на едином портале госуслуг.

29.jpg

Также создание единой площадки предполагает использование системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), с помощью которой проверяются данные, имеющиеся в других государственных информационных системах, а также подсистемах «Электронного бюджета», в том числе системе ФНС. Такая связь площадки с другими ресурсами обеспечит автоматическую проверку соответствия участника отбора установленным требованиям, например отсутствие налоговой задолженности, отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц. В планах — использование на площадке бюджетного мониторинга, позволяющего еще до заключения соглашений с получателем провести проверку на предмет бюджетных рисков и признаков неблагонадежности, установленных Бюджетным кодексом.

Единая площадка станет инструментом для управления процессом выдачи субсидий, избавит ГРБС и получателей от рутины. У первых появится больше времени, возможностей для анализа эффективности субсидии, для выработки управленческих решений.

— На каком этапе находится разработка единой площадки?

— На сегодняшний день Минфин России при взаимодействии с Миннауки России и Минцифры России в рамках пилотного проекта апробирует прототип единой площадки. Пилот проводится с первого полугодия текущего года. В конце года хотим его завершить и подвести предварительные результаты, чтобы затем дать старт работе площадки. В ходе пилотного проекта на практике идет тестирование функционала единой площадки на предмет возможности проведения всех этапов отбора получателей бюджетных средств.

— Система мониторинга достижения результатов предоставления субсидии — это еще один инструмент, который Минфин России планирует внедрить. На решение каких проблем он направлен?

— Сегодня сведения о достижении результатов использования субсидий собираются и анализируются вручную. Использовать эти данные для оперативных управленческих решений не представляется возможным. В то же время нужна не периодическая оценка, а непрерывный онлайн-мониторинг эффективности. В ходе использования бюджетных денег нужно видеть, как достигаются те или иные контрольные точки.

Для внедрения системы мониторинга в текущем году Минфин России при участии Минпромторга России и Минтруда России провел еще один пилотный проект, касающийся создания автоматизированной системы мониторинга достижения результатов предоставления субсидий. Такая система позволяет оперативно воздействовать на процесс достижения результата конкретным получателем субсидии, обеспечить выполнение запланированных этапов точно в срок, а также предупредить и не допустить случаи образования неиспользованных остатков субсидий.

По результатам реализации пилотного проекта подготовлены поправки в постановление Правительства РФ № 1492, устанавливающее общие требования к нормативным правовым актам о предоставлении субсидий[3], и проект приказа Минфина России о порядке проведения мониторинга. Надо отметить, что оба документа распространяются не только на предоставляемые из федерального бюджета субсидии, но и на субсидии, предоставляемые из региональных и местных бюджетов.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА



[1] Отчет Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации на 01.01.2021.

[2] В 2021 году заключено 4382 соглашения (по данным реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий).

[3] Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1492.


Поделиться