№ 10 октябрь 2021 — 14 октября 2021

Государство на рынке труда: от восстановления занятости к цифровизации трудовых отношений

Версия для печати 904 Материалы по теме
Государство на рынке труда: от восстановления занятости к цифровизации трудовых отношений

В ходе преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции особое, стратегическое значение государство уделяет восстановлению рынка труда. И показатели Росстата позволяют оценивать ситуацию с определенным оптимизмом. В то же время возникают вопросы о дальнейшем направлении трендов на рынке занятости.

Руслан Альбертович ФАХРУТДИНОВ, ведущий консультант департамента методологии, анализа и консалтинга ООО «БФТ»

Поручением Президента РФ от 8 июля 2020 года Правительству РФ была поставлена задача по возвращению численности занятого населения к уровню 2019 года до четвертого квартала года текущего. Эта задача была решена с опережением: согласно представленному 1 сентября Росстатом докладу «Социально-экономическое положение России» уже в июле численность занятых составила 72 миллиона человек, символически превысив среднегодовое значение 2019 года — 71,9 миллиона человек. При этом, учитывая сезонность (максимальная активность на рынке труда приходится на третий квартал — рисунок 1), можно рассчитывать на дальнейший рост показателя.

61.jpg

Анализ данных Росстата говорит о том, что развитие рынка труда в регионах соответствует общему тренду по стране в целом. По данным за июнь 2021 года[1], в 38 регионах численность рабочей силы уже превысила средние значения 2019 года, в 47 этот показатель вплотную приближается к ним (таблица).

Таблица. Отношение численности занятых по итогам июня 2021 г. к среднему уровню 2019 г.

Субъект РФ

Численность занятых, тыс. человек

Прирост занятых 2019–2021

в среднем за 2019

апрель —
июнь 2021

тыс. человек

%

41

Липецкая область

575,2

574,5

–0,7

–0,13

42

Курганская область

336,7

336,1

–0,5

–0,15

43

Магаданская область

81,8

81,6

–0,2

–0,22

44

Волгоградская область

1176,5

1173,7

–2,8

–0,24

45

Смоленская область

457,2

456,0

–1,3

–0,28

46

Калининградская область

513,5

511,3

–2,2

–0,43

47

Воронежская область

1140,0

1134,7

–5,3

–0,47

48

Республика Бурятия

393,4

391,0

–2,3

–0,60

49

Брянская область

572,6

569,1

–3,5

–0,61

50

Забайкальский край

476,7

473,6

–3,1

–0,65

51

Москва

7208,4

7157,9

–50,5

–0,71

52

Томская область

511,9

508,0

–3,9

–0,76

53

Архангельская область (без авт. округа)

502,3

497,9

–4,4

–0,89

54

Ставропольский край

1315,7

1304,0

–11,7

–0,90

55

Кировская область

606,2

600,8

–5,4

–0,90

56

Новгородская область

291,6

288,6

–3,0

–1,02

57

Амурская область

385,9

381,7

–4,2

–1,09

58

Удмуртская Республика

730,4

722,1

–8,3

–1,15

59

Астраханская область

468,3

462,8

–5,5

–1,19

60

Краснодарский край

2670,9

2638,8

–32,2

–1,22

61

Челябинская область

1779,5

1755,4

–24,1

–1,37

62

Ульяновская область

587,9

579,8

–8,1

–1,39

63

Иркутская область

1090,2

1075,1

–15,1

–1,41

64

Мурманская область

398,4

392,4

–6,0

–1,53

65

Владимирская область

692,1

681,5

–10,6

–1,55

66

Республика Марий Эл

318,2

313,2

–5,0

–1,59

67

Нижегородская область

1682,4

1655,2

–27,2

–1,64

68

Чувашская Республика

580,0

570,0

–10,0

–1,76

69

Костромская область

297,1

291,9

–5,3

–1,81

70

Курская область

546,8

536,3

–10,5

–1,97

71

Московская область

4075,3

3993,0

–82,3

–2,06

72

Вологодская область

541,0

528,6

–12,4

–2,34

73

Республика Северная Осетия — Алания

273,3

267,0

–6,3

–2,35

74

Кемеровская область

1220,4

1188,7

–31,7

–2,67

75

Омская область

950,4

923,5

–26,9

–2,91

76

Республика Коми

398,8

386,5

–12,2

–3,16

77

Алтайский край

1073,8

1040,8

–33,0

–3,17

78

Саратовская область

1151,3

1113,0

–38,3

–3,44

79

Республика Хакасия

231,1

223,0

–8,1

–3,63

80

Республика Карелия

282,7

271,9

–10,8

–3,99

81

Республика Мордовия

419,1

402,2

–16,9

–4,19

82

Тверская область

648,9

622,5

–26,4

–4,24

83

Республика Ингушетия

190,4

181,4

–9,0

–4,96

84

Республика Дагестан

1202,8

1140,1

–62,7

–5,50

85

Рязанская область

514,3

477,1

–37,3

–7,81

Источник: данные Росстата, расчет автора

Показатели занятости позволяют оценивать ситуацию с определенным оптимизмом: безработица не просто минимальна для периода восстановительного роста, но и в целом находится вблизи минимальных значений за всю историю наблюдений. В то же время возникают вопросы о дальнейшем направлении трендов. В 2019 году Минэкономразвития России определял естественный уровень безработицы ниже 5%[2], а в июле 2021 года наблюдалось значение 4,5%. Есть ли перспективы роста числа занятых граждан или все ресурсы для него уже исчерпаны?

Для такой оценки необходимо рассмотреть мероприятия, которые реализовывались государством для поддержки занятости в 2020–2021 годах, оценить влияние этих мер, а также характер эффекта (краткосрочный или долгосрочный). Это позволит органам государственной власти в субъектах РФ повысить эффективность планирования действий на рынке труда.

Направления деятельности государства

В последние полтора года основные направления мер по восстановлению рынка труда определял Общенациональный план[3]. Кроме того, продолжалась реализация соответствующих федеральных проектов — «Содействие занятости» (НП «Демография»), «Цифровое государственное управление» (НП «Цифровая экономика»).

Действия государства, направленные на поддержку рынка труда, можно разделить на три большие группы: 1) финансовая поддержка; 2) поддержание занятости; 3) развитие и ускорение цифровизации рынка труда.

Рассмотрим особенности реализации мероприятий в разрезе указанных групп.

1. Финансовая поддержка безработных

Для борьбы с экономическими последствиями пандемии государство значительно нарастило расходы, в том числе увеличив прямые выплаты населению. Применительно к сфере занятости наибольший эффект оказали следующие решения: продление срока выплаты пособия по безработице, увеличение его максимальной и минимальной величины, дополнительные выплаты на детей семьям, в которых родители являются безработными. Возможность получения финансовой поддержки стала дополнительным стимулом для обращения граждан в органы службы занятости. Действительно, рост регистрируемой безработицы значительно опережал рост общей (рисунок 2). До 2020 года в среднем каждый пятый безработный обращался в центр занятости населения, в третьем квартале 2020 года таких было более 75% (рисунок 3).

62.jpg

63.jpg

Тем не менее с октября 2020 года после прекращения действия некоторых мер поддержки (в частности, возвращения минимального размера пособия на уровень 1,5 тысячи рублей) разрыв между зарегистрированной и общей безработицей вновь стал расти. Таким образом, финансовые меры оказали краткосрочный эффект на численность зарегистрированных безработных, вызвав значительный рост числа обращений в органы службы занятости населения. Вместе с тем финансовая поддержка не привела к структурному изменению механизмов взаимодействия государства и работников на рынке труда, однако способствовала тому, что многие граждане впервые обратились в службу занятости.

2. Поддержка занятости

К данной группе относятся мероприятия, непосредственно направленные на увеличение числа занятых — как посредством сохранения занятости трудоустроенных граждан, так и через содействие трудоустройству граждан, не состоявших в трудовых отношениях[4]. Прямое действие на уровень занятости оказали в первую очередь нормативные изменения, связанные с вопросами регулирования трудовых отношений, в частности расширение возможностей по использованию срочных трудовых договоров.

Во-вторых, к этой группе мероприятий относится повышение конкурентоспособности отдельных категорий граждан на рынке труда посредством развития у них востребованных компетенций. В соответствии с Общенациональным планом возможность прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования была доступна для лиц, находящихся под риском увольнения, выпускников образовательных организаций и лиц, ищущих работу. Кроме Общенационального плана в рамках федерального проекта «Содействие занятости» (НП «Демография») было предусмотрено проведение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в отношении отдельных категорий граждан. К ним относятся, например, граждане, ищущие работу и обратившиеся в службу занятости (включая безработных); граждане предпенсионного возраста; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и т. д. Напомним, что в рамках указанного федерального проекта планируется обучить в 2021 году не менее 168,7 тысячи человек, в 2022–2024 годах — не менее 125 тысяч человек ежегодно. Соответственно, осуществление указанных мероприятий должно обеспечить трудоустройство около полумиллиона человек в ближайшие три года.

Кроме того, федеральным проектом «Содействие занятости» предусмотрено повышение доступности дошкольного образования, что расширит возможности трудоустройства для женщин с детьми. Данные меры влияют на базу трудовых ресурсов, возвращая в состав рабочей силы граждан, которые не искали или отчаялись найти работу по причине несоответствия или устаревания навыков (skill-mismatch).

В-третьих, к этой группе мероприятий можно отнести поддержку субсидирования найма граждан, признанных безработными, реализуемую в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 марта 2021 года № 362. Данные субсидии предоставляет ФСС по истечении первого, третьего и шестого месяца работы трудоустроенного безработного гражданина.

Эффект данных мер можно оценить как смешанный: программы профессионального обучения (дополнительного профессионального образования) имеют скорее стратегический эффект (вхождение в состав рабочей силы ранее экономически неактивного населения, актуализация компетенций безработных). Другие меры (субсидирование найма) имеют скорее оперативный характер.

3. Цифровизация рынка труда

Цифровизация социальной сферы — одно из магистральных направлений развития государственного управления в России. Пандемия COVID-19 существенным образом изменила рынок труда, что повлекло расширение спектра предпринимаемых государством действий. Вместе с тем до недавнего времени в системе управления занятостью отсутствовала единая точка сборки, аналогичная порталу госуслуг. С момента вступления в силу новой редакции закона о занятости[5] (1 июля текущего года) такой правовой статус получила единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее — Платформа). К ее задачам относится:

1) содействие занятости населения, в том числе посредством размещения информации о вакансиях и резюме;

2) обеспечение процесса предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения;

3) осуществление электронного кадрового документооборота;

4) формирование аналитической информации о трудоустройстве граждан в Российской Федерации.

Создание Платформы позволит обеспечить качественное развитие инструментов взаимодействия государства с одной стороны, работников и работодателей — с другой. Выполнение нормативно закрепленных за Платформой задач окажет существенное влияние на рынок труда.

Применительно к первой задаче (формирование информации о вакансиях) необходимо иметь в виду, что с 1 января 2022 года вступают в силу отложенные нормы статьи 25 закона о занятости населения. В соответствии с ними работодатели с численностью работников более 25 человек будут обязаны подавать через единую цифровую платформу информацию о потребностях в работниках, а также о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Таким образом, на базе «Работы в России» появится единая база вакансий, снижающая информационную асимметрию на рынке труда. Это должно способствовать снижению фрикционной безработицы за счет сокращения времени поиска работы. Вместе с тем уполномоченным органам государственной власти необходимо будет уделить особое внимание проработке нормативного механизма приведения в жизнь положений статьи 25 с учетом интересов и удобства работодателей. В частности, это обеспечение возможностей подачи работодателем информации о вакансиях при обращении в кадровые агентства.

Создание единой базы вакансий и развитие инструментов электронного кадрового документооборота расширяет возможности работодателей и работников по использованию удаленных форматов занятости и аутсорса. Таким образом, появляется вероятность более эффективной аллокации трудовых ресурсов, особенно в регионах, в том числе использования труда граждан, которые не могли ранее найти работу в своем регионе. По оценке Минтруда России, в марте 2021 года удаленно работало более трех миллионов человек, до пандемии таковых было около 30 тысяч (рост в 100 раз). С учетом развития соответствующей инфраструктуры возможности бизнеса по использованию таких форм занятости расширились, особенно в сферах, не требующих личного присутствия, — информационные технологии и связь, продажи, консалтинг.

Также Платформа открывает новые возможности для органов государственной власти по фасилитации взаимодействия работников и работодателей. Выше отмечалось, что финансовые стимулы привели к росту обращений граждан в органы службы занятости населения. Представляется, что цифровизация деятельности органов службы занятости позволит зафиксировать число обращений в них на более высоком уровне — как за счет упрощения процедуры обращения граждан в учреждения, так и за счет улучшения клиентского опыта.

Наконец, важнейшим ресурсом обновленной Платформы является развитие аналитической подсистемы. Получение актуальной и полной информации о состоянии рынка труда позволяет государству выступать не только в качестве поставщика услуг и регулятора, но и как институт коллективного действия нового типа, способный реализовать комплексную стратегию на рынке труда на основе полных и актуальных данных (data-driven-подход). Данные мероприятия являются наиболее значимыми в стратегическом плане. Они предлагают принципиально новый механизм взаимодействия государства, работодателей и работников, ориентируются на актуальные вызовы и при этом обеспечивают платформу для долгосрочных решений.

Институциональная трансформация

Скоординированные действия государства позволили в короткий срок осуществить возвращение рынка труда к допандемийным показателям. В то же время, если вынести за скобки экономические показатели, все еще мало известно о «новой реальности» рынка труда. Насколько изменилась структура занятости? Является ли возросшая в 2020 году роль службы занятости населения краткосрочным эффектом или новой нормой? Как трансформировались требования работодателей к работникам (и, что не менее важно, работников к работодателям)? Повысят ли новые (удаленные) форматы занятости инклюзивность рынка труда или, наоборот, приведут к вымыванию с него граждан с низкими компетенциями в информационных технологиях (например, граждан предпенсионного возраста)? Это лишь немногие из вопросов, которые предстоит решать в ближайшее время.

В этом контексте стратегическая задача органов государственной власти — научиться максимально эффективно использовать имеющиеся данные в целях формирования качественных выводов о состоянии рынка труда. Не менее важной является и возможность использования получаемых сведений в рамках текущей деятельности, как при проведении мониторингов и составлении прогнозов, так и при разработке и реализации конкретных мер по содействию занятости населения. При этом ускорение цифровизации позволяет значительно увеличить детализацию доступных государству сведений и повысить точность и скорость принятия решений.



[1] На момент подготовки статьи данные за июль 2021 года в разрезе субъектов РФ не были опубликованы.

[2] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

[3] Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен Правительством РФ 23 сентября 2020 года, протокол № 36, раздел VII) (№ П13-60855 от 2 октября 2020 года).

[4] Сюда же можно отнести, в частности, субсидии на кредиты предприятиям МСП в рамках реализации постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 года, № 422, однако эффект этих мер на систему содействия занятости в рамках данной статьи не оценивался.

[5] Федеральный закон от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».


Поделиться