В ходе преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции особое, стратегическое значение государство уделяет восстановлению рынка труда. И показатели Росстата позволяют оценивать ситуацию с определенным оптимизмом. В то же время возникают вопросы о дальнейшем направлении трендов на рынке занятости.
Руслан Альбертович ФАХРУТДИНОВ, ведущий консультант департамента методологии, анализа и консалтинга ООО «БФТ»
Поручением Президента РФ от 8 июля 2020 года Правительству РФ была поставлена задача по возвращению численности занятого населения к уровню 2019 года до четвертого квартала года текущего. Эта задача была решена с опережением: согласно представленному 1 сентября Росстатом докладу «Социально-экономическое положение России» уже в июле численность занятых составила 72 миллиона человек, символически превысив среднегодовое значение 2019 года — 71,9 миллиона человек. При этом, учитывая сезонность (максимальная активность на рынке труда приходится на третий квартал — рисунок 1), можно рассчитывать на дальнейший рост показателя.
Анализ данных Росстата говорит о том, что развитие рынка труда в регионах соответствует общему тренду по стране в целом. По данным за июнь 2021 года[1], в 38 регионах численность рабочей силы уже превысила средние значения 2019 года, в 47 этот показатель вплотную приближается к ним (таблица).
Таблица. Отношение численности занятых по итогам июня 2021 г. к среднему уровню 2019 г.
№ |
Субъект РФ |
Численность занятых, тыс. человек |
Прирост занятых 2019–2021 |
||
в среднем за 2019 |
апрель — |
тыс. человек |
% |
||
41 |
Липецкая область |
575,2 |
574,5 |
–0,7 |
–0,13 |
42 |
Курганская область |
336,7 |
336,1 |
–0,5 |
–0,15 |
43 |
Магаданская область |
81,8 |
81,6 |
–0,2 |
–0,22 |
44 |
Волгоградская область |
1176,5 |
1173,7 |
–2,8 |
–0,24 |
45 |
Смоленская область |
457,2 |
456,0 |
–1,3 |
–0,28 |
46 |
Калининградская область |
513,5 |
511,3 |
–2,2 |
–0,43 |
47 |
Воронежская область |
1140,0 |
1134,7 |
–5,3 |
–0,47 |
48 |
Республика Бурятия |
393,4 |
391,0 |
–2,3 |
–0,60 |
49 |
Брянская область |
572,6 |
569,1 |
–3,5 |
–0,61 |
50 |
Забайкальский край |
476,7 |
473,6 |
–3,1 |
–0,65 |
51 |
Москва |
7208,4 |
7157,9 |
–50,5 |
–0,71 |
52 |
Томская область |
511,9 |
508,0 |
–3,9 |
–0,76 |
53 |
Архангельская область (без авт. округа) |
502,3 |
497,9 |
–4,4 |
–0,89 |
54 |
Ставропольский край |
1315,7 |
1304,0 |
–11,7 |
–0,90 |
55 |
Кировская область |
606,2 |
600,8 |
–5,4 |
–0,90 |
56 |
Новгородская область |
291,6 |
288,6 |
–3,0 |
–1,02 |
57 |
Амурская область |
385,9 |
381,7 |
–4,2 |
–1,09 |
58 |
Удмуртская Республика |
730,4 |
722,1 |
–8,3 |
–1,15 |
59 |
Астраханская область |
468,3 |
462,8 |
–5,5 |
–1,19 |
60 |
Краснодарский край |
2670,9 |
2638,8 |
–32,2 |
–1,22 |
61 |
Челябинская область |
1779,5 |
1755,4 |
–24,1 |
–1,37 |
62 |
Ульяновская область |
587,9 |
579,8 |
–8,1 |
–1,39 |
63 |
Иркутская область |
1090,2 |
1075,1 |
–15,1 |
–1,41 |
64 |
Мурманская область |
398,4 |
392,4 |
–6,0 |
–1,53 |
65 |
Владимирская область |
692,1 |
681,5 |
–10,6 |
–1,55 |
66 |
Республика Марий Эл |
318,2 |
313,2 |
–5,0 |
–1,59 |
67 |
Нижегородская область |
1682,4 |
1655,2 |
–27,2 |
–1,64 |
68 |
Чувашская Республика |
580,0 |
570,0 |
–10,0 |
–1,76 |
69 |
Костромская область |
297,1 |
291,9 |
–5,3 |
–1,81 |
70 |
Курская область |
546,8 |
536,3 |
–10,5 |
–1,97 |
71 |
Московская область |
4075,3 |
3993,0 |
–82,3 |
–2,06 |
72 |
Вологодская область |
541,0 |
528,6 |
–12,4 |
–2,34 |
73 |
Республика Северная Осетия — Алания |
273,3 |
267,0 |
–6,3 |
–2,35 |
74 |
Кемеровская область |
1220,4 |
1188,7 |
–31,7 |
–2,67 |
75 |
Омская область |
950,4 |
923,5 |
–26,9 |
–2,91 |
76 |
Республика Коми |
398,8 |
386,5 |
–12,2 |
–3,16 |
77 |
Алтайский край |
1073,8 |
1040,8 |
–33,0 |
–3,17 |
78 |
Саратовская область |
1151,3 |
1113,0 |
–38,3 |
–3,44 |
79 |
Республика Хакасия |
231,1 |
223,0 |
–8,1 |
–3,63 |
80 |
Республика Карелия |
282,7 |
271,9 |
–10,8 |
–3,99 |
81 |
Республика Мордовия |
419,1 |
402,2 |
–16,9 |
–4,19 |
82 |
Тверская область |
648,9 |
622,5 |
–26,4 |
–4,24 |
83 |
Республика Ингушетия |
190,4 |
181,4 |
–9,0 |
–4,96 |
84 |
Республика Дагестан |
1202,8 |
1140,1 |
–62,7 |
–5,50 |
85 |
Рязанская область |
514,3 |
477,1 |
–37,3 |
–7,81 |
Источник: данные Росстата, расчет автора
Показатели занятости позволяют оценивать ситуацию с определенным оптимизмом: безработица не просто минимальна для периода восстановительного роста, но и в целом находится вблизи минимальных значений за всю историю наблюдений. В то же время возникают вопросы о дальнейшем направлении трендов. В 2019 году Минэкономразвития России определял естественный уровень безработицы ниже 5%[2], а в июле 2021 года наблюдалось значение 4,5%. Есть ли перспективы роста числа занятых граждан или все ресурсы для него уже исчерпаны?
Для такой оценки необходимо рассмотреть мероприятия, которые реализовывались государством для поддержки занятости в
Направления деятельности государства
В последние полтора года основные направления мер по восстановлению рынка труда определял Общенациональный план[3]. Кроме того, продолжалась реализация соответствующих федеральных проектов — «Содействие занятости» (НП «Демография»), «Цифровое государственное управление» (НП «Цифровая экономика»).
Действия государства, направленные на поддержку рынка труда, можно разделить на три большие группы: 1) финансовая поддержка; 2) поддержание занятости; 3) развитие и ускорение цифровизации рынка труда.
Рассмотрим особенности реализации мероприятий в разрезе указанных групп.
1. Финансовая поддержка безработных
Для борьбы с экономическими последствиями пандемии государство значительно нарастило расходы, в том числе увеличив прямые выплаты населению. Применительно к сфере занятости наибольший эффект оказали следующие решения: продление срока выплаты пособия по безработице, увеличение его максимальной и минимальной величины, дополнительные выплаты на детей семьям, в которых родители являются безработными. Возможность получения финансовой поддержки стала дополнительным стимулом для обращения граждан в органы службы занятости. Действительно, рост регистрируемой безработицы значительно опережал рост общей (рисунок 2). До 2020 года в среднем каждый пятый безработный обращался в центр занятости населения, в третьем квартале 2020 года таких было более 75% (рисунок 3).
Тем не менее с октября 2020 года после прекращения действия некоторых мер поддержки (в частности, возвращения минимального размера пособия на уровень 1,5 тысячи рублей) разрыв между зарегистрированной и общей безработицей вновь стал расти. Таким образом, финансовые меры оказали краткосрочный эффект на численность зарегистрированных безработных, вызвав значительный рост числа обращений в органы службы занятости населения. Вместе с тем финансовая поддержка не привела к структурному изменению механизмов взаимодействия государства и работников на рынке труда, однако способствовала тому, что многие граждане впервые обратились в службу занятости.
2. Поддержка занятости
К данной группе относятся мероприятия, непосредственно направленные на увеличение числа занятых — как посредством сохранения занятости трудоустроенных граждан, так и через содействие трудоустройству граждан, не состоявших в трудовых отношениях[4]. Прямое действие на уровень занятости оказали в первую очередь нормативные изменения, связанные с вопросами регулирования трудовых отношений, в частности расширение возможностей по использованию срочных трудовых договоров.
Во-вторых, к этой группе мероприятий относится повышение конкурентоспособности отдельных категорий граждан на рынке труда посредством развития у них востребованных компетенций. В соответствии с Общенациональным планом возможность прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования была доступна для лиц, находящихся под риском увольнения, выпускников образовательных организаций и лиц, ищущих работу. Кроме Общенационального плана в рамках федерального проекта «Содействие занятости» (НП «Демография») было предусмотрено проведение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в отношении отдельных категорий граждан. К ним относятся, например, граждане, ищущие работу и обратившиеся в службу занятости (включая безработных); граждане предпенсионного возраста; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и т. д. Напомним, что в рамках указанного федерального проекта планируется обучить в 2021 году не менее 168,7 тысячи человек, в
Кроме того, федеральным проектом «Содействие занятости» предусмотрено повышение доступности дошкольного образования, что расширит возможности трудоустройства для женщин с детьми. Данные меры влияют на базу трудовых ресурсов, возвращая в состав рабочей силы граждан, которые не искали или отчаялись найти работу по причине несоответствия или устаревания навыков (skill-mismatch).
В-третьих, к этой группе мероприятий можно отнести поддержку субсидирования найма граждан, признанных безработными, реализуемую в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 марта 2021 года № 362. Данные субсидии предоставляет ФСС по истечении первого, третьего и шестого месяца работы трудоустроенного безработного гражданина.
Эффект данных мер можно оценить как смешанный: программы профессионального обучения (дополнительного профессионального образования) имеют скорее стратегический эффект (вхождение в состав рабочей силы ранее экономически неактивного населения, актуализация компетенций безработных). Другие меры (субсидирование найма) имеют скорее оперативный характер.
3. Цифровизация рынка труда
Цифровизация социальной сферы — одно из магистральных направлений развития государственного управления в России. Пандемия COVID-19 существенным образом изменила рынок труда, что повлекло расширение спектра предпринимаемых государством действий. Вместе с тем до недавнего времени в системе управления занятостью отсутствовала единая точка сборки, аналогичная порталу госуслуг. С момента вступления в силу новой редакции закона о занятости[5] (1 июля текущего года) такой правовой статус получила единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее — Платформа). К ее задачам относится:
1) содействие занятости населения, в том числе посредством размещения информации о вакансиях и резюме;
2) обеспечение процесса предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения;
3) осуществление электронного кадрового документооборота;
4) формирование аналитической информации о трудоустройстве граждан в Российской Федерации.
Создание Платформы позволит обеспечить качественное развитие инструментов взаимодействия государства с одной стороны, работников и работодателей — с другой. Выполнение нормативно закрепленных за Платформой задач окажет существенное влияние на рынок труда.
Применительно к первой задаче (формирование информации о вакансиях) необходимо иметь в виду, что с 1 января 2022 года вступают в силу отложенные нормы статьи 25 закона о занятости населения. В соответствии с ними работодатели с численностью работников более 25 человек будут обязаны подавать через единую цифровую платформу информацию о потребностях в работниках, а также о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Таким образом, на базе «Работы в России» появится единая база вакансий, снижающая информационную асимметрию на рынке труда. Это должно способствовать снижению фрикционной безработицы за счет сокращения времени поиска работы. Вместе с тем уполномоченным органам государственной власти необходимо будет уделить особое внимание проработке нормативного механизма приведения в жизнь положений статьи 25 с учетом интересов и удобства работодателей. В частности, это обеспечение возможностей подачи работодателем информации о вакансиях при обращении в кадровые агентства.
Создание единой базы вакансий и развитие инструментов электронного кадрового документооборота расширяет возможности работодателей и работников по использованию удаленных форматов занятости и аутсорса. Таким образом, появляется вероятность более эффективной аллокации трудовых ресурсов, особенно в регионах, в том числе использования труда граждан, которые не могли ранее найти работу в своем регионе. По оценке Минтруда России, в марте 2021 года удаленно работало более трех миллионов человек, до пандемии таковых было около 30 тысяч (рост в 100 раз). С учетом развития соответствующей инфраструктуры возможности бизнеса по использованию таких форм занятости расширились, особенно в сферах, не требующих личного присутствия, — информационные технологии и связь, продажи, консалтинг.
Также Платформа открывает новые возможности для органов государственной власти по фасилитации взаимодействия работников и работодателей. Выше отмечалось, что финансовые стимулы привели к росту обращений граждан в органы службы занятости населения. Представляется, что цифровизация деятельности органов службы занятости позволит зафиксировать число обращений в них на более высоком уровне — как за счет упрощения процедуры обращения граждан в учреждения, так и за счет улучшения клиентского опыта.
Наконец, важнейшим ресурсом обновленной Платформы является развитие аналитической подсистемы. Получение актуальной и полной информации о состоянии рынка труда позволяет государству выступать не только в качестве поставщика услуг и регулятора, но и как институт коллективного действия нового типа, способный реализовать комплексную стратегию на рынке труда на основе полных и актуальных данных (data-driven-подход). Данные мероприятия являются наиболее значимыми в стратегическом плане. Они предлагают принципиально новый механизм взаимодействия государства, работодателей и работников, ориентируются на актуальные вызовы и при этом обеспечивают платформу для долгосрочных решений.
Институциональная трансформация
Скоординированные действия государства позволили в короткий срок осуществить возвращение рынка труда к допандемийным показателям. В то же время, если вынести за скобки экономические показатели, все еще мало известно о «новой реальности» рынка труда. Насколько изменилась структура занятости? Является ли возросшая в 2020 году роль службы занятости населения краткосрочным эффектом или новой нормой? Как трансформировались требования работодателей к работникам (и, что не менее важно, работников к работодателям)? Повысят ли новые (удаленные) форматы занятости инклюзивность рынка труда или, наоборот, приведут к вымыванию с него граждан с низкими компетенциями в информационных технологиях (например, граждан предпенсионного возраста)? Это лишь немногие из вопросов, которые предстоит решать в ближайшее время.
В этом контексте стратегическая задача органов государственной власти — научиться максимально эффективно использовать имеющиеся данные в целях формирования качественных выводов о состоянии рынка труда. Не менее важной является и возможность использования получаемых сведений в рамках текущей деятельности, как при проведении мониторингов и составлении прогнозов, так и при разработке и реализации конкретных мер по содействию занятости населения. При этом ускорение цифровизации позволяет значительно увеличить детализацию доступных государству сведений и повысить точность и скорость принятия решений.
[1] На момент подготовки статьи данные за июль 2021 года в разрезе субъектов РФ не были опубликованы.
[2] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
[3] Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен Правительством РФ 23 сентября 2020 года, протокол № 36, раздел VII) (№ П13-60855 от 2 октября 2020 года).
[4] Сюда же можно отнести, в частности, субсидии на кредиты предприятиям МСП в рамках реализации постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 года, № 422, однако эффект этих мер на систему содействия занятости в рамках данной статьи не оценивался.
[5] Федеральный закон от 19 апреля 1991 года №