Версия для печати 1961 Материалы по теме
Психология победителя — как выйти из кризиса с прибылью

Сургутский район — самый крупный по численности населения и объему промышленного производства муниципалитет в ХМАО-Югре. Район наращивает собственную доходную базу, бюджет развития и на протяжении нескольких лет не имеет муниципального долга. По итогам 2020 года муниципалитет стал одним из победителей XIV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Об успехах, задачах и планах Сургутского района рассказал его глава Андрей Александрович ТРУБЕЦКОЙ.

— Андрей Александрович, 29 сентября в Москве на XIV Всероссийской конференции «Местные бюджеты в современных условиях» вы получили заслуженную награду — диплом II степени Всероссийского конкурса по управлению общественными финансами. Это один из лучших результатов среди муниципалитетов России.

— Диплом II степени на конкурсе федерального уровня — это действительно очень достойная награда. К этому результату мы шли несколько лет, системно проводя эффективную бюджетную, налоговую и долговую политику, повышая качество организации бюджетного процесса. Поэтому говорить о каких-то прорывных решениях в 2020 году будет не совсем правильно. Тем более что мы все помним особенности прошлого года, когда из-за коронавируса исполнение бюджета было сопряжено с необходимостью постоянного мониторинга экономической ситуации и принятия оперативных нестандартных решений.

В период предыдущих экономических кризисов, как правило, происходило лишь снижение доходной части бюджета, а основным инструментом сбалансированности становилось секвестирование расходов. В отличие от тех кризов в 2020 году бюджетная политика, наоборот, проводилась в условиях увеличения расходных обязательств для предотвращения распространения коронавируса и стимулирования активности бизнеса.

Справка «Бюджета»

По площади Сургутский район сравним, например, с Кубой или Болгарией. Население района — 126 тысяч человек.

Ежегодно Сургутский район обеспечивает более четверти объема промышленного производства ХМАО-Югры, а также четверть региональных инвестиций в основной капитал.

На территории муниципалитета добычу нефти осуществляют семь нефтедобывающих компаний и 16 независимых компаний-недропользователей. Каждая пятая тонна российской нефти добыта в Сургутском районе.

— Тем не менее Сургутскому району удалось завершить год с профицитом.

— Это не случайный факт, а результат взвешенного планирования доходов, своевременной оценки возможных рисков и системной работы по оптимизации затрат и пересмотру приоритетов в течение всего финансового года. Как глава района я горжусь тем, что на протяжении нескольких лет Сургутский район постоянно наращивает собственную доходную базу и не имеет муниципального долга. Наша бюджетная политика ориентирована на качественное улучшение условий жизни в районе, обновление материально-технической базы учреждений, коммунальной и дорожной инфраструктуры.

Бюджет развития муниципального образования стабильно растет — с 607 миллионов рублей в 2016 году до 1,7 миллиарда рублей в 2021 году. Также увеличивается инвестиционная составляющая. Например, в 2020 году инвестиционные расходы обеспечены на беспрецедентно высоком уровне — 3,9 миллиарда рублей, или 26 процентов от общего объема расходов бюджета.

— На что в своей работе вы делаете главную ставку? Какие меры в управлении муниципалитетом, по вашему мнению, наиболее эффективны?

— Особое внимание мы уделяем качеству планирования, повышению финансового менеджмента, совершенствованию и оптимизации регламентных процедур в бюджетном процессе. Пытаемся свести к минимуму количество вносимых в решение о бюджете изменений. К 2020 году нам удалось сократить их до трех раз в году. При этом бюджет исполнен по доходам на 101,5 процента к плану, по расходам — 99,3 процента от плана.

Немаловажную роль в управлении муниципальными финансами администрация района уделяет применению современных управленческих инструментов и внедрению новаций. Мы успешно используем механизмы повышения ликвидности счета, автоматизации основных этапов бюджетного процесса, электронного документооборота, разработали уникальную модель прогнозирования поступлений НДФЛ.

79.jpg

Динамично развивается система инициативного бюджетирования. Наш опыт стимулирования молодежных инициатив отмечен в докладе Минфина России о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Сургутский район вошел в число пяти лучших муниципалитетов по показателю «доля граждан — участников офлайн-голосований». В 2020 году его значение составило 29,5 процента от общей численности населения, то есть в голосовании принял участие каждый четвертый житель района.

Поэтому я уверен, что наш район достоин статуса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Эффективность нашей работы подтверждается результатами различных оценок и рейтингов, проводимых на уровне региона. Так, по итогам 2020 года Сургутский район занял первое место в рейтинге муниципальных образований ХМАО по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, а также в рейтинге качества бюджетного процесса.

— Во время подведения предварительных итогов социально-экономического развития района вы отметили, что собственные доходы бюджета за первое полугодие 2021 года к аналогичному периоду прошлого года выросли на 210 миллионов рублей. За счет чего произошел такой рост? И, если можно, расскажите, из чего он складывается?

— На этапе формирования проекта бюджета на 2021–2023 годы у нас уже было понимание рисков, возникших в период пандемии, и набора мер по их минимизации. Благодаря этому мы взвешенно подошли к планированию доходов и расходов бюджета района. Наша активная политика по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности и вовремя принимаемые меры по обеспечению социальной стабильности позволили не только сохранить налоговый потенциал района, но и нарастить его.

80.jpg

Основные результаты 2021 года следующие. 44 новых налоговых агента — плательщиков НДФЛ. Это плюс 86 миллионов рублей. Количество субъектов МСП выросло на 58 процентов. Как следствие, зафиксирован рост поступлений налогов на совокупный доход на 27 процентов, а это 32 миллиона рублей.

Также хочется отметить рост доходов от использования муниципального имущества — 87 миллионов рублей. Он обусловлен обеспеченными администрацией мерами, такими как усиление контроля за использованием имущества (в том числе в части реализации жилищных программ), проведение претензионной работы, вовлечение неиспользуемого недвижимого имущества в хозяйственный оборот. Также для вовлечения в оборот земельных участков мы проводим инвентаризации свободных территорий, формируем земельные участки на торги под многоквартирное, индивидуальное строительство, сервисные объекты, развитие застроенных территорий.

— Почти 20 процентов всей российской нефти добывается в Сургутском районе. Как чувствует себя в текущем году отрасль, как сказались на ней ограничения?

— Несмотря на небольшое снижение добычи нефти за первое полугодие 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого, нефтедобывающие организации прогнозируют стабилизацию темпов добычи на фоне принимаемых международных решений. Не последнюю роль играет и рост цен на нефть, поэтому по итогам года ожидается увеличение объемов отгруженных нефтедобывающими предприятиями товаров не менее чем на 50 процентов.

— А как развивается промышленный сектор района?

— В обрабатывающем производстве по сравнению с 2020 годом также наблюдается положительная динамика: за первое полугодие рост объемов производимой продукции составил 20 процентов. Стабильность по сравнению с прошлым годом демонстрируют и отрасли тепло-, водоснабжения и энергетики. Учитывая, что основной вид налогов, формирующих местный бюджет, приходится на НДФЛ, наполняемость бюджета будет зависеть от результатов работы основных предприятий и проводимой ими социальной политики. Радует, что статистика за первое полугодие по сравнению с аналогичным периодом прошлого года демонстрирует рост среднемесячной заработной платы в районе шести процентов. А это означает рост поступлений НДФЛ.

81.jpg

— Вы считаете, что простого увеличения НДФЛ достаточно для того, чтобы муниципалитет мог эффективно развивать территорию?

— Конечно нет, необходима качественная работа по всем параметрам бюджетного процесса. В нашем районе с 2016 года функционирует система финансового менеджмента. Это комплексная работа по акселерации доходной части, оптимизации расходов и формированию бюджета развития. При расходовании средств акцентировано внимание на укрепление базиса развития муниципалитета за счет капвложений и инвестиций в инфраструктуру района. Приоритет отдается тем расходам, которые формируют комфортную среду для жизни в муниципалитете и которые влияют на развитие его инвестиционной привлекательности. Для повышения эффективности расходов мы постоянно работаем над оптимизацией расходов, в том числе над снижением неконкурентных закупок. Повышение качества закупочных процедур в районе поставлено на контроль, и это позволяет ежегодно получать экономию в размере 100–150 миллионов рублей, которые направляются на иные приоритетные расходы.

— Какое место в округе район занимает по уровню инвестиций на душу населения?

— По итогам 2020 года мы занимаем девятое место по ХМАО. В натуральных величинах это 1856 тысяч рублей в расчете на одного жителя.

В июле текущего года на окружном инвестиционном совете при губернаторе автономного округа подвели итоги рейтинга муниципальных образований ХМАО по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции за 2020 год. Сургутский район занял первое место, причем пятый год подряд! Это уникальный случай.

— Как вам это удается?

— Рецептом успеха здесь, на мой взгляд, является рациональное распределение трудовых ресурсов и планомерность деятельности в сфере улучшения инвестиционного климата. А именно: в середине 2015 года в администрации района было создано отдельное структурное подразделение по работе с инвесторами. Ему были переданы полномочия по поддержке МСП и проектной деятельности. Штатную численность администрации при этом мы не наращивали, все сделали за счет оптимизации внутренних ресурсов. Также мы установили показатели эффективности деятельности (41 KPI) для структурного подразделения.

Еще одна мера — теперь важные для развития района проекты мы заводим в проектную деятельность. Для участников проектной деятельности внедрена система мотивации, которая зарекомендовала себя очень положительно.

Кроме этого, я, как глава района и как председатель муниципального инвестиционного совета и проектного комитета, держу указанные проекты на контроле. Во многом благодаря этому скорость принятия решений и их исполнения в районе держится на стабильно высоком уровне. Не менее важным фактором является и обратная связь с инвесторами в режиме онлайн 24/7.

— Малый бизнес в районе выкарабкался из кризиса, вызванного локдауном, во многом благодаря поддержке муниципалитета. Вы чувствуете отдачу? Не зря бюджет нес дополнительные расходы в прошлом году?

— Не нужно напоминать, каким был прошлый год и в каких условиях пришлось работать бизнесу. Чтобы помочь МСП, мы на 47 процентов увеличили объемы средств, направленных на финансовую поддержку, предоставили 311 субсидий — это рекордное для района число, обычно от 67 до 120 в год. Из этих 311 субсидий 274 получили предприятия пострадавших отраслей. Было много и других мер поддержки — мы вдвое увеличили субсидию за аренду нежилых помещений, для пострадавших отраслей ввели компенсацию заработной платы до размера минимального размера оплаты труда за счет средств местного бюджета, вдвое снизили ставку налога на имущество коммерческого использования для физлиц на 2020 год, предоставили отсрочку арендной платы за муниципальное имущество и земельные участки и прочее.

В результате по итогам 2020 года среднесписочная численность работников МСП в районе увеличилась на 30 процентов — с 5,4 до 7 тысяч человек. Годовой объем налоговых поступлений от МСП только по специальным режимам налогообложения увеличился на семь процентов — со 156,4 до 170,8 миллиона рублей.

Результаты работы текущего года не хуже. На 1 сентября 2021 года:

  • 4,4 тысячи субъектов МСП с учетом самозанятых (на начало 2021 года — 3,7 тысячи);
  • число занятых в секторе малого бизнеса — 7,7 тысячи человек;
  • доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций — 7,8 процента (на начало 2021 года — 7,2 процента).

82.jpg

Одно из приоритетных направлений инвестиционной деятельности — развитие в районе муниципально-частного сотрудничества. Мы успешно применяем такие механизмы взаимодействия с инвесторами, как концессионные соглашения и инвестиционные договоры. Используем их для строительства объектов местного значения в сфере образования, культуры и спорта. В частности, на условиях концессии создаются две школы в поселках Солнечный и Нижнесортымский, на 1,1 тысячи мест каждая, общей стоимостью порядка 3,3 миллиарда рублей. В рамках инвестиционных договоров реализовано шесть проектов, в строительство которых привлечено 1, 3 миллиарда рублей частных инвестиций. Это — школа-комплекс (школа на 60 учащихся и детский сад на 35 мест) в поселке Высокий Мыс; детские сады на 300 мест в поселках Нижнесортымский и Солнечный; спортивный комплекс с универсальным игровым залом в сельском поселении Угут; многофункциональный культурно-досуговый центр в городском поселении Барсово; столовая на 100 посадочных мест в деревне Сайгатина. Сейчас строим еще три объекта общей стоимостью 215 миллионов рублей — культурно-досуговый центр в сельском поселении Солнечный, спортивный комплекс с универсальным игровым залом и ледовый каток со спортивной площадкой в сельском поселении Сытомино.

83.jpg

— И последний вопрос. Коэффициент напряженности на рынке труда района в полтора раза ниже окружного уровня безработицы. Как вам это удалось? Поделитесь опытом с коллегами.

— В первую очередь это совместное с работодателями района наполнение банка вакансий. У нас заключено 21 соглашение с работодателями района по своевременному размещению на сайте центра занятости населения возникающих вакансий, что предоставляет гражданам, ищущим работу, больший выбор возможностей для трудоустройства. С начала 2021 года совместно с Сургутским центром занятости населения нам удалось сократить напряженность на рынке труда с 1,16 до 0,2, что соответствует уровню напряженности до начала пандемии.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться