25 апреля 2024 года
№ 10 октябрь 2021 — 14 октября 2021

Бюджет начинается с доходов

Версия для печати 1024 Материалы по теме
Бюджет начинается с доходов

Статья рассказывает о приоритетах бюджетной политики Грачевского района, методах поддержания положительной динамики поступлений от НДФЛ, эффективных инструментах стимулирования роста бюджетных доходов в сельских поселениях и опыте применения относительно нового в бюджетном процессе механизма — обзора бюджетных расходов.

Ольга Анатольевна УНЩИКОВА, начальник финансового отдела Администрации Грачевского района Оренбургской области

Многие годы одной из наших первостепенных задач было повышение эффективности управления муниципальными финансами, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях расходов, осуществление финансового контроля и пр. Для обеспечения указанных целей с 2012 года Грачевский район утверждает и реализует планы мероприятий по мобилизации доходов и повышению эффективности бюджетных расходов в программном формате, который на деле доказал свою эффективность. Особенно это стало очевидно в 2020 году.

В прошлом году в условиях нестабильной экономической ситуации, вызванной пандемией, муниципалитет не мог рассчитывать на значительный рост собственных доходов. Тем не менее в 2020 году было проведено 21 мероприятие, направленное на увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет. Это мероприятия по:

  • совершенствованию администрирования административных штрафов;
  • выявлению неиспользуемых основных фондов (земельных участков) и принятие мер по их продаже;
  • обеспечению поступлений в районный бюджет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • обеспечению работы по приросту поступлений налоговых платежей от сельхозтоваропроизводителей;
  • оказанию содействия налоговым органам по сокращению недоимки по налоговым платежам.

В результате проведенных мероприятий по итогам 2020 года бюджетный эффект достиг 1,1 миллиона рублей, а уровень исполнения бюджета муниципального образования составил 100% от утвержденных годовых назначений. Общая сумма доходов, поступивших в районный бюджет в 2020 году, составила 436,1 миллиона рублей, или 96,8% от уровня 2019 года (таблица 1). По прогнозам исполнения бюджета за 2021 год, уровень бюджетного эффекта по сравнению с показателями прошлого года увеличится. Этому способствует проведенная работа по инвентаризации земельного фонда, реализации земельных участков и прирост поступлений налогов от сельхозтоваропроизводителей.

Таблица 1. Анализ обеспечения доходными источниками одного жителя Грачевского района в 2019 и 2020 гг., тыс. руб.

2019

2020

Численность населения

11,6

11,4

Исполнение доходной части бюджета с учетом безвозмездных поступлений

450 711,8

436 064,8

Обеспечение доходными источниками одного жителя

38,9

38,3

Исполнение бюджета по налоговым и неналоговым доходам

119 680,7

129 082,8

Обеспечение налоговыми и неналоговыми доходами, в расчете на одного жителя

10,3

11,3

Исполнение бюджета по безвозмездным поступлениям

331 031,1

306 982,0

Обеспечение безвозмездными поступлениями, в расчете на одного жителя

28,5

26,9

Положительная динамика по НДФЛ

В 2020 году поступления от НДФЛ, нашего основного доходного источника, составили 94 миллиона рублей, или 72,8% от общего объема налоговых и неналоговых доходов районного бюджета. Несмотря на снижение дополнительного норматива отчислений от НДФЛ, данный налог поступает в бюджет района только с положительной динамикой — по сравнению с 2019 годом в 2020-м поступление НДФЛ увеличилось на 2 миллиона рублей.

Для обеспечения выплат заработной платы не ниже МРОТ и повышения налогооблагаемой базы по НДФЛ в районе создана и успешно работает межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов оплаты труда и снижения неформальной занятости. В ее состав включены представители финансового и налогового органов, Пенсионного фонда, Фонда занятости, правоохранительных органов. Комиссия решает такие вопросы, как сокращение задолженности налогоплательщиков по налоговым обязательствам, задолженности плательщиков по страховым взносам перед ПФР, задолженности по арендной плате за пользование земельными участками и иным муниципальным имуществом.

88.jpg

Важным направлением деятельности комиссии является и работа по расширению налоговой базы по НДФЛ посредством выявления и пресечения использования работодателями схем минимизации налогообложения в виде выплаты неучтенной или теневой заработной платы. Также комиссия занимается выявлением и постановкой на налоговый учет лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации в налоговых органах.

План работы предусматривает приглашение на заседание комиссии хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей, имеющих непогашенную задолженность по отчислениям в фонды и по налогам в районный бюджет и бюджеты поселений. С каждым из приглашенных члены комиссии проводят беседу о причинах образования задолженности, согласовывают сроки ее погашения. Данный формат позволяет муниципальному образованию держать на постоянном контроле должников по платежам и взносам и пресекать накопление задолженности на начальных этапах ее образования.

Поступления НДФЛ в районный бюджет в значительной части формируют предприятия нефтегазовой отрасли, такие как АО «Оренбургнефть» и его дочерние общества. Тот факт, что крупных предприятий в районе очень немного, формирует необходимость индивидуального подхода к анализу поступлений от крупных налогоплательщиков.

Налоговые и финансовые органы района делают все возможное, чтобы обеспечить повышение собираемости доходов от крупных налогоплательщиков. В частности, проводят мероприятия по мониторингу поступлений налоговых платежей от крупных предприятий, делают сравнительный анализ за несколько лет, и в случае отрицательных показателей вступают в диалог с плательщиками для разъяснения причин сокращения налоговых поступлений.

Прогнозируемые поступления доходов за 2021 год ожидаются в сумме более 135 миллионов рублей, что превышает поступления 2020 года на сумму более 32 миллионов рублей. Причина заключается в положительной динамике поступления налогов на совокупный доход и доходов от продажи материальных и нематериальных активов.

Управление имуществом

В районе большое внимание уделяется эффективности управления муниципальным имуществом. Для повышения доходного потенциала районного бюджета мы обеспечиваем участие субъектов малого предпринимательства в конкурсах и аукционах по продаже земельных участков, нежилых помещений, передаче в аренду и концессию муниципального имущества (рисунок).

89.jpg

Для сельских поселений Грачевского района основным инструментом стимулирования роста бюджетных доходов остается администрирование земельного налога, а также управление муниципальным имуществом. Местные администрации проводят инвентаризацию имущественного комплекса, земель, вносят уточненные сведения о назначении категории земель в ЕГРН.

С целью реализации мероприятий по выявлению незарегистрированных объектов, в том числе индивидуального жилищного строительства, поселения проводят инвентаризацию выданных администрацией муниципалитета разрешений на строительство объектов и на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию. Следующий важный этап работы — проведение подомового обхода и выявление фактически построенных объектов капитального строительства, но не зарегистрированных в установленном порядке.

В районе проводится регулярный мониторинг установленных в поселениях налоговых ставок и льгот по местным налогам. Мы делаем оценку эффективности установленных налоговых ставок и предоставляемых налоговых льгот по местным налогам в разрезе категорий налогоплательщиков. Итогом проводимых мероприятий является установление максимальных ставок по земельному налогу в десяти из 12 сельских поселений с предоставлением льгот автономным, бюджетным и казенным учреждениям, финансируемым из районного бюджета и бюджета поселения, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам боевых действий (таблица 2).

Таблица 2. Анализ поступления земельного налога в бюджеты поселений Грачевского района, млн руб.

2019

2020

Разница

Налогооблагаемая база с учетом льгот по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной в соответствии с подпунктом 1 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ

6917,3

7825,6

+909,2

Сумма земельного налога, поступившего в бюджеты поселений от организаций и физических лиц

11,4

12,9

+1,5

Инициативное бюджетирование

В целях решения отдельных локальных проблем и вопросов в поселениях Грачевского района мы применяем механизмы инициативного бюджетирования с привлечением средств населения и спонсоров. Инициативное бюджетирование и проект «Народный бюджет» позволяют выявлять и оперативно решать важнейшие социальные проблемы местного уровня, вовлекать население в решение этих проблем и привлекать для этого дополнительные ресурсы.

В поселениях для привлечения инициативных платежей граждан проводятся собрания населения, на которых люди выбирают, какой проект будет реализован с привлечением средств населения, определяют размер вклада местных жителей в реализацию выбранного проекта. Главное отличие механизма привлечения указанных платежей от предусмотренного механизма самообложения граждан — отсутствие необходимости проведения референдума в поселении для принятия соответствующих решений.

При этом все этапы исполнения проектов с привлечением средств населения сопровождает информационная кампания, которая подробно освещает реализацию проекта, сбор средств с населения и другие возникающие по ходу дела вопросы. Для этих целей мы привлекаем местные СМИ. Информацию размещаем в доступных для населения местах, в том числе на информационных стендах в общественных местах.

Инициативное бюджетирование и проект «Народный бюджет» являются одним из перспективных направлений эффективного и рационального использования бюджетных средств Грачевского района. За весь период реализации проектов расходы составили 14,5 миллиона рублей, в том числе за счет бюджета — 13,2 миллиона рублей, экономия бюджетных средств составила 1,4 миллиона рублей (таблица 3).

Таблица 3. Реализация инициативных проектов в Грачевском районе

Год

Количество проектов

Общая стоимость проектов, тыс. руб.

Источники финансирования, тыс. руб.

Средства бюджетов

Средства населения

Средства организаций

Проект «Народный бюджет»

2016–2020

15

6646,8

5606,0

1002,8

38,0

Инициативное бюджетирование

2017–2020

2

7898,2

7558,2

166,0

174,0

В 2021 году в проекте «Народный бюджет» участвуют пять поселений, сметная стоимость реализуемых проектов составляет более 1,2 миллиона рублей. В проектах инициативного бюджетирования в текущем году приняли участие два поселения. В них проведен ремонт одного сельского Дома культуры и отремонтированы внутрипоселковые дороги. На реализацию данных проектов направлено 6,9 миллиона рублей.

Контроль расходов

Необходимость достижения приоритетов, определенных стратегическим планированием, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов вызывает потребность корректировки подходов к реализации мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов. Одним из инструментов, позволяющих обеспечить более углубленный и комплексный анализ эффективности использования бюджетных ресурсов, является обзор бюджетных расходов, внедренный с 1 января текущего года в систему управления муниципальными финансами.

Одна из главных целей — выявление и высвобождение неэффективных или недостаточно эффективно используемых бюджетных средств и перенаправление их на решение приоритетных задач. А также использование альтернативных источников финансирования реализуемых мероприятий.

Обзоры бюджетных расходов — механизм в бюджетном процессе новый. Так, за истекший период 2021 года проведенные путем анализа, мониторинга и сопоставления различных данных обзоры бюджетных расходов выявили резервы бюджетных расходов в сфере деятельности учреждений культуры района на сумму более 1,3 миллиона рублей.

Программный бюджет

Программно-целевой метод управления бюджетными расходами — эффективный и результативный механизм в бюджетном процессе Грачевского района. На протяжении ряда лет район реализует 12 муниципальных программ, доля расходов которых составляет 99,2% в общих расходах бюджета. На сегодняшний день в районе внедрены и активно применяются механизмы проектного управления реализацией муниципальных программ.

Ежегодно мы оцениваем эффективность реализации муниципальных программ. Анализ их качества позволяет оперативно принимать управленческие решения, изменяя параметры реализации программ и объемы ресурсного обеспечения, корректировать показатели и добиваться наиболее эффективного достижения поставленных целей. Комплексный подход, учитывающий качественные и количественные показатели эффективности реализации, дает возможность оценить процесс реализации программ максимально объективно.

Цифровизация в управлении районом

В современных условиях политической и экономической нестабильности важным является эффективное использование бюджетных средств с применением передовых технологий в управлении бюджетным процессом. Особое внимание необходимо уделять повышению прозрачности и доступности бюджета для граждан, расширению их информированности и созданию дополнительных возможностей для учета мнения общественности при составлении бюджетных проектировок. Решить эти задачи и вовлечь широкие массы населения в бюджетный процесс позволяет цифровой сервис «Интерактивный бюджет для граждан».

На территории Грачевского района этот инструмент работает с 2019 года. Жители получили возможность ознакомиться с информацией о бюджете, изложенной в доступной форме, подавать свои предложения по изменению его параметров, выходить с бюджетными инициативами на будущий период. Все предложения пользователей сервиса мы анализируем и учитываем при исполнении бюджета в текущем году и формировании бюджета на очередной год.

Основные направления расходов, которые граждане хотели бы увеличить, — физкультура и спорт, социальная политика, коммунальное хозяйство и финансовая помощь поселениям района. Увеличение расходов по данным направлениям мы планируем сделать за счет сокращения расходов на муниципальное управление и увеличения доходов путем усиления контроля за неплательщиками налогов и платежей за аренду муниципального имущества. При этом большинство граждан высказываются за сохранение бездефицитного бюджета.

Бюджет Грачевского района будет стабильным за счет принятия дополнительных мер по увеличению доходной части бюджета и направления поступающих средств на реализацию действующих муниципальных программ.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно