№ 11 ноябрь 2021 — 12 ноября 2021

Как управлять бюджетом эффективно: практика Магаданской области

Версия для печати 1539 Материалы по теме
Как управлять бюджетом эффективно: практика Магаданской области

Цифровая трансформация управления общественными финансами является одним из стратегических направлений работы Правительства Магаданской области. В статье представлена практика перевода регионального и муниципальных бюджетов на единую цифровую платформу с применением веб-технологий.

Диана Леонидовна САМАНДАС, министр финансов Магаданской области

Региональный электронный бюджет

Активное внедрение цифровых инструментов в госуправление Магаданской области осуществляется с 2019 года. Основанием для этого стал прежде всего указ Президента РФ В. В. Путина № 204. Мотивирующим фактором стало и то, что реализованная ранее в регионе система планирования и исполнения бюджета не позволяла контролировать возникновение кредиторской задолженности у получателей бюджетных средств и не давала возможности оперативно собирать информацию о потраченных средствах, а также о средней заработной плате в разрезе отраслей и учреждений.

По инициативе Правительства Магаданской области и при поддержке НПО «Криста» разработана инновационная информационная система управления общественными финансами «Региональный электронный бюджет Магаданской области». Она создана на основе единой программно-технической платформы с применением современных веб-технологий, что обеспечивает полную бесшовную интеграцию всех ее подсистем.

Цифровые подсистемы

Управление нормативно-справочной информацией

Все составляющие бюджетного процесса в рамках информационной системы автоматизированы посредством цифровых подсистем. Так, подсистема управления нормативно-справочной информацией обеспечивает единый вход во все подсистемы через личный кабинет пользователя и удобный доступ к их функциям по принципу единого окна в соответствии с полномочиями пользователя. Подсистема позволяет централизованно вести и распространять нормативно-справочную информацию, сертификаты электронной подписи, регистрировать пользователей подсистем и управлять их правами.

Планирование бюджета

Созданная в рамках информационной системы подсистема планирования бюджета повысила прозрачность и четкость бюджетных процессов, позволила отслеживать, сопоставлять и контролировать данные на каждом этапе их продвижения — от первоначальных расчетов на уровне учреждений до формирования проекта бюджета.

Исполнение бюджета

Внедрив подсистему исполнения бюджета, мы добились высокого уровня унификации бизнес-процессов. Многоуровневое ведение данных позволяет получать аналитическую информацию по различным направлениям в разрезе областного и местных бюджетов путем использования основной и дополнительной классификации расходов.

Сбор и консолидации отчетности

Подсистема сбора и консолидации бюджетной отчетности обеспечила повышение ее качества, а также сократила время камеральной проверки отчетности. Сейчас в подсистеме работают 123 областных и 295 муниципальных учреждений.

Управление закупками

Благодаря подсистеме управления закупками значительно сократилось число ошибок, допускаемых региональными и муниципальными заказчиками при подготовке документов, и затрачиваемое ими время на предоставление отчетов. Также функционал подсистемы не позволяет принять бюджетное обязательство, не связанное с планом-графиком, что полностью исключает возможность возникновения кредиторской задолженности.

В 2020 году в подсистеме осуществлено почти 3,8 тысячи конкурентных закупочных процедур, по итогам которых заключено порядка 3,1 тысячи контрактов на общую сумму около 11,03 миллиарда рублей. Экономия бюджетных средств составила почти 758 миллионов рублей. За девять месяцев 2021 года документация размещена по более 2,7 тысячи конкурентным закупочным процедурам. Из них около 700 на общую сумму более 14,92 миллиарда рублей находятся на стадии определения победителя. По итогам процедур заключено более двух тысяч контрактов на общую сумму более 46,36 миллиарда рублей. При этом экономия составила более 460 миллионов рублей.

Централизация учета

Подсистема формирования первичной бюджетной (бухгалтерской) отчетности разработана для взаимодействия между централизованными бухгалтериями и обслуживаемыми ими учреждениями Магаданской области. Соблюдение единых требований подсистемы по ведению учета и использованию единых справочников позволило нам формировать сводные аналитические отчеты по всем обслуживаемым учреждениям. Это, в свою очередь, дало возможность видеть состояние финансово-хозяйственной деятельности как отрасли в целом, так и каждого учреждения. Создание подсистемы обусловило следующие эффекты:

  • повышение управляемости учреждений;
  • унификацию учета и отчетности;
  • значительное снижение затрат на консультационную и техническую поддержку ПО;
  • отказ от использования бумажных носителей информации за счет электронного документооборота.

«Открытый бюджет Магаданской области»

Подсистема «Открытый бюджет Магаданской области» обеспечила свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами. Представление информации о бюджете осуществляется в простой и доступной для граждан форме для повышения уровня их финансовой грамотности и вовлечения их в бюджетный процесс.

7.jpg

К концу первого полугодия 2021 года ведение бухгалтерского учета и отчетности централизовано в 116 областных учреждениях. В 2022–2025 годах к подсистеме планируется подключить 295 муниципальных учреждений

Результаты и перспективы

В результате создания «Регионального электронного бюджета Магаданской области» в бюджетной сфере региона построено единое информационное пространство, в котором работают исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения. Благодаря этому реализован переход на централизованную методологию управления бюджетным процессом и межбюджетными отношениями. Это позволило нам получать оперативную и достоверную многоуровневую аналитическую информацию для принятия управленческих решений, а также оперативно отслеживать и корректировать реализацию мероприятий в рамках национальных и федеральных проектов. Мы получили возможность повысить прозрачность бюджетных расходов и отслеживать денежные потоки по принципу «меченого рубля».

Информационная система помогает нам осуществлять долгосрочный экономический прогноз до 2036 года. В соответствии с ним при реализации инвестиционных проектов с 2024 года ожидается рост налоговых доходов. К примеру, по налогу на добычу полезных ископаемых рост поступлений предполагается при любой конъюнктуре рынка.

При поддержке федерального бюджета за 1,5 года Магаданская область широко развернула строительство. Работать пришлось в условиях крайне сложной логистической схемы, отсутствия строительных организаций и мощностей по производству строительных материалов и конструкций. Однако благодаря автоматизации бюджетного процесса мы смогли значительно увеличить количество вводимого жилья и объектов социальной инфраструктуры для наших граждан.

Цифровизация позволит региону динамически развиваться и создавать условия для комфортного проживания, учебы, оздоровления и занятий спортом всех групп населения. Это поможет не только остановить поток уезжающих в центральные регионы России, но и приумножить в дальнейшем население Магаданской области за счет привлечения высококвалифицированных специалистов на вводимые инвесторами объекты. Только реализация поставленных целей позволит Магаданской области изжить вахтовый метод работы и увеличить постоянно проживающее в регионе население.

Поделиться