№ 11 ноябрь 2021 — 26 ноября 2021

Проблемы и потенциал Сибири

Версия для печати 957 Материалы по теме
Проблемы и потенциал Сибири

О проблемах и перспективах Сибирского федерального округа и планах Правительства РФ по его развитию мы поговорили с Валерием Владимировичем СЕМЕНОВЫМ, сенатором Российской Федерации, представителем от законодательного органа государственной власти Красноярского края.

— Валерий Владимирович, складывается впечатление, что в последние годы все крупные финансовые инъекции из федерального бюджета производились в экономику европейской и дальневосточной территорий страны, а регионы Сибирского федерального округа как бы выпали из поля пристального внимания.

— Я бы не был столь категоричен. Конечно, СФО не простая территория и в плане транспортной доступности, и в плане природно-климатических условий, и это многое осложняет. Принято считать, что Сибирь — столп экономического развития, но в большей степени столп ресурсный. Да, в ней есть экспортно ориентированные отрасли: нефтегазовая, металлургическая, — но нельзя забывать про серьезный мультипликативный эффект, когда, развивая добывающие отрасли, мы даем импульс большому количеству других отраслей, например науке, потому что нужна геологоразведка, машиностроению, электронной промышленности и так далее.

И такое развитие в СФО идет. Поэтому нельзя сказать, что Сибирь — это только нефть, газ, металлургия. Современная Сибирь — это очень много новых программ, которые реализуются в рамках пилотных социальных проектов. Это территория, на которой активно развивается сельское хозяйство, — последние 15–20 лет Федерация оказывает сибирскому АПК очень серьезную поддержку. И конечно, Сибирь — это колоссальный научный потенциал, развитию которого Федерация уделяет повышенное внимание.

В 2019 году ХХIХ Всемирная зимняя универсиада проходила в Красноярском крае. Для подготовки к этому мероприятию были задействованы средства федерального и краевого бюджетов, спонсорская помощь. Мы получили колоссальную поддержку Правительства РФ, и не только материальную, но и организационную. На уровне руководства страны была создана комиссия по подготовке ко Всемирной универсиаде. Стоит отметить, что в Красноярске универсиада прошла, как нигде, успешно.

В Новосибирске, Томске, Омске, Красноярске при поддержке Сибирского отделения РАН, Сибирского федерального университета проходит большое количество научно-информационных мероприятий. В Иркутской области реализуется важный проект по экологическому оздоровлению озера Байкал, и это тоже нельзя сбрасывать со счетов, поскольку данная тема вынесена на уровень Российской Федерации. Республика Алтай — регион, где идет развитие важной для страны туристической индустрии. Алтайский край — это тоже туризм, а также АПК — одна из ключевых для страны сфер, и она, разумеется, в зоне внимания федерального центра. Вступили в действие законодательные новации, связанные с развитием Арктической зоны РФ. В эту зону входит и Красноярский край. И это тоже новый и мощный ресурс для развития региона.

Федерация финансово участвует в организации юбилеев городов, в том числе и сибирских. Взять, к примеру, Красноярский край. В регионе прошли торжества в честь 400-летия Енисейска, идет подготовка к юбилеям Красноярска и Минусинска. Постановлениями Правительства РФ создаются комиссии, предусмотрено софинансирование подготовки этих мероприятий. И такая работа идет не только по Красноярскому краю, это касается всех субъектов Российской Федерации.

Не будем забывать и про средства нацпроектов, и про инфраструктурные кредиты. Сибирский федеральный округ, по моей информации, получает 50 миллиардов рублей. Эти кредиты до 2035 года под минимальные проценты позволят регионам решить застаревшие проблемы. И это огромная поддержка для субъектов.

Крупные российские компании тоже делают ставку на Сибирь. Новый красноярский аэропорт сегодня стал вторым базовым аэропортом Аэрофлота — одного из самых крупных авиаперевозчиков в мире. Для Красноярска это означает рост его роли в СФО как трансконтинентального транспортного хаба. Или авиакомпания S7, авиация которой, руководство и базовый аэропорт находятся в Новосибирске. И таких примеров наличия в регионе крупных и крупнейших компаний из разных отраслей, одним своим присутствием повышающих статус региона, достаточно много.

А сейчас в федеральной повестке находится проработка инициативы министра обороны РФ С. К. Шойгу. Он считает необходимым создание в Центральной и Восточной Сибири промышленных и экономических центров, которые будут профилированы в зависимости от имеющихся в этих районах энергетических, транспортных и ресурсных мощностей. Одновременно с их созданием должно происходить благоустройство существующих населенных пунктов и строительство новых агломераций для проживания там людей. Президент РФ поручил Правительству России подготовить предложения по реализации этой программы.

— Работает ли в Сибирском округе механизм ОЭЗ, и насколько эффективно?

— Конечно. ОЭЗ есть в Красноярском крае, в Новосибирской и Омской областях, на Алтае и так далее. Проблема в другом — они обособлены и работают в границах своего субъекта, выполняя ограниченное количество конкретных и определенных этими границами задач. А между тем потенциал ОЭЗ большой и роль их может быть гораздо серьезнее. Они могут запускать тот самый мультипликативный эффект, включая в работу другие мощности, другие сферы и другие субъекты РФ. Они могут работать на раскрытие потенциала Сибири в целом. В этом отношении программа Шойгу очень перспективная. И важно, что таковой ее считает и Президент России. Это вселяет надежду на то, что программа будет доработана и допущена к реализации.

— По данным эксперта РАН, в 2020 году пандемия и неблагоприятные ситуации на сырьевых рынках привели к тому, что общий дефицит регионов составил 74 миллиарда рублей, а совокупный долг регионов вырос на 20 процентов. Как на общем фоне выглядит СФО?

— В СФО четыре региона, госдолг которых выше 50 процентов объема налоговых и неналоговых доходов их бюджетов, — Томская и Омская области, республики Тыва и Хакасия. А в целом по России таких субъектов 34. Такой объем долга сегодня — это нормальная ситуация, потому что в этой новой реальности, занимая средства, живут все. И во многом благодаря нашей работе (и Федерального собрания в целом, и Государственной думы) было принято решение о выделении бюджетных кредитов и реструктуризации региональных долгов до 2029 года.

35.jpg

В результате многие регионы, и среди них Красноярский край, вышли из позиции закредитованности. За семь лет субъект должен успеть развить свою экономику, наработать ресурсы для закрытия долга. С начала 2019 года в Красноярском крае госдолг снизился на 26,5 миллиарда рублей — это колоссальная сумма, на которую мы вышли благодаря бюджетным кредитам, реструктуризации и правильной экономической политике региона.

— В связи с пандемией эксперты ожидают затяжного выхода регионов СФО из кризиса, предрекают рост долговых обязательств. Вы согласны с этими прогнозами?

— В этом случае я не могу согласиться с экспертами. Думаю, что из всех проблем, связанных с пандемией, округ будет выходить ровно так, как и все прочие федеральные округа. Может, даже быстрее, за счет того что экономика большинства регионов СФО ресурсонаправленная и экспортно ориентированная. Во всяком случае, к такому выводу нас приводят последние цифры. Совокупный бюджет СФО имеет профицит 50 миллиардов рублей. Да, в округе есть субъекты, которые работают с дефицитом, но это вопрос в том числе и управленческий, это не вопрос только межбюджетных взаимоотношений.

Статистика СФО по первому кварталу 2021 года практически по всем показателям превышает соответствующие показатели прошлого года. Пожалуй, отстает лишь сельское хозяйство — 98,2 процента от прошлого года. Но очевидно, что это происходит из-за погодных условий.

В целом в Сибирском федеральном округе стабильно нет ничего аномального. Он занимает пятое место по объему реализации продукции и доходам населения, третье место по финансовой помощи из федерального бюджета — дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам. Не вижу никаких предпосылок для аномальных провалов или падения темпов выхода из коронакризиса.

36.jpg

— Можете проиллюстрировать свое утверждение на примере Красноярского края?

— В 2021 году бюджет Красноярского края вырос в абсолютных цифрах по отношению к 2020 году на 18 миллиардов рублей. Это колоссальная сумма. Мы получили ее благодаря тому, что в регионе стартовали новые инвестпроекты, заработали нефтяники, газовики, предприятия металлургии, оживился в том числе и перерабатывающий комплекс. Основная сложность — это зависящий об благополучия наших добывающих и перерабатывающих отраслей налог на прибыль, который обеспечивает более 50 процентов бюджета края.

— И тем не менее какие свойственные СФО проблемы вы можете назвать?

— Начну все же с общих вещей. По итогам исполнения бюджета 2020 года можно сформулировать одну, общую для всех регионов, в том числе для субъектов СФО, проблему — не все средства по ряду нацпроектов были эффективно использованы. Достаточно слабое кассовое исполнение, особенно это касается вопросов строительства новых объектов. Сейчас Правительство РФ разрабатывает технологию, которая позволит на каждом этапе каждый день отслеживать исполнение этих средств.

Что касается именно СФО, то тяжелее всех нам было, когда поднялся МРОТ. В Сибири, во всех регионах, применяются коэффициенты, а по решению Конституционного суда коэффициент должен накручиваться на МРОТ, и как результат наши затраты существенным образом выросли по сравнению с субъектами Центрального или Южного округа. Тем не менее все справились, нуждающимся в поддержке ее оказала Федерация.

Больная для округа тема — развитие дорог. Сибирские регионы занимают большие территории, при этом имеют весьма специфические климатические особенности. Стоимость строительства дорог в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах сама по себе очень высока. И высокой ценой дело не ограничивается, все осложняется отсутствием в местах строительства специальных инертных материалов, доставкой этих материалов до строек и так далее. Это текущие моменты, и они решаются, но все это ложится на наши регионы, на их бюджеты дополнительным бременем. Сложные процедуры контрактации по Закону № 44‑ФЗ не помянул добрым словом только ленивый. А, учитывая короткое сибирское лето, для регионов СФО этот фактор зачастую становится критическим.

Еще одна специфическая проблема — экологическая экспертиза. Кстати, для арктической зоны мы приняли поправки в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», и теперь все находящиеся в Арктике объекты социальной инфраструктуры не подлежат федеральной государственной экспертизе. Это существенно ускоряет работу, особенно в районах арктической зоны, где лето еще короче сибирского.

Все мы помним, что в 2020 году Президент России поручил обеспечить горячим питанием всех учащихся начальной школы — с первого по четвертый классы. Минпросвещения России подготовило проект правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на организацию такого питания. Правила были таковы, что многие регионы не смогли бы в срок подготовиться к реализации данного предложения. И только после повторного вмешательства Президента РФ документ[1] был доработан Правительством РФ, и число регионов — получателей субсидий из федерального бюджета на реализацию данного предложения существенно возросло. При доработке данного документа были учтены предложения Совета Федерации, так как данный вопрос находится у палаты регионов на особом контроле.

37.jpg

Дело в том, что субсидия из федерального бюджета предоставляется на конкурсной основе и лишь в случае выполнения обязательного условия. А именно: регион должен обеспечить наличие в школах пищеблоков, причем они должны строго соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. А сибирские регионы отличаются тем, что имеют большое количество отдаленных, расположенных, например, в горах школ, школ, которые подлежат сносу, и так далее, и, естественно, создание пищеблоков в таких школах экономически нецелесообразно. Есть в регионах округа и школы, где учатся дети староверов, а они никогда не будут питаться в общей столовой. Правительство Красноярского края, например, вопрос с питанием детей староверов решило, введя систему пайков. Данное предложение было предварительно согласовано с родителями этих учеников.

Есть и специфические, индивидуальные проблемы регионов. Например, в Красноярском крае, в районе города Лесосибирска, для строительства моста через Енисей, чтобы соединить Мотыгинский и Северо-Енисейский районы, пришлось инициировать принятие отдельного решения на уровне Федерации. Для того чтобы аэропорт Красноярска стал международным, с большой пропускной способностью, отдельно из резервного фонда Правительства РФ были выделены средства на строительство дополнительной рулежной дорожки. Казалось бы, это одиночные вопросы, но они существуют во всех субъектах СФО и несут колоссальный социально-экономический эффект, обеспечивающий или развитие отраслей промышленности, или улучшение качества жизни наших земляков. Такие вопросы требуют незамедлительного решения, в том числе с поддержкой Федерации. Уверен, так оно и будет. И Сибирь, как всегда, как это было исторически, и впредь будет локомотивом развития экономики страны.

Подготовили О. В. ИЗУТОВА и С. А. СТРЕЛЬНИКОВА



[1] Постановление Правительства РФ от 20 июня 2020 года № 900, внесшее в паспорт госпрограммы РФ «Развитие образования» новое приложение № 29 о правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств, возникающих при организации бесплатного горячего питания учащимся начальной школы.


Поделиться