Версия для печати 808 Материалы по теме
Ренкинг регионов СФО по уровню финансовой устойчивости

Статья знакомит с результатами анализа финансовой устойчивости регионов Сибирского федерального округа, подготовленного для «Бюджета» рейтинговым агентством АКРА.

Максим Андреевич ПЕРШИН, эксперт Группы региональных рейтингов АКРА

Различия в экономике регионов СФО определяют разные возможности по формированию собственных доходов. Субъекты, входящие в округ, достаточно сильно отличаются друг от друга как по климатическим условиям, так и по преобладающей отрасли в структуре их экономик (рисунок 1). В СФО осуществляется добыча нефти, угля и металлов, действуют большие металлургические предприятия, находятся крупные транспортные центры, есть в округе и сельскохозяйственные регионы.

45.jpg

В 2019 году наибольшая доля ВРП регионов СФО приходится на обрабатывающие производства (21,1%). В структуре отгруженной продукции обрабатывающих производств регионов СФО в этот период преобладают металлургическое производство (37,8%) и производство нефтепродуктов (22,3%). Наиболее значительна доля обрабатывающих производств в ВРП Красноярского края[1] (36,3%) и Омской области (33,2%). В Республике Алтай и Республике Тыва доля обрабатывающих производств составила лишь 2,9 и 0,7% соответственно.

Другим значимым сектором экономики для регионов СФО является добыча полезных ископаемых (17,7% в структуре ВРП). В 2019 году в структуре отгруженной продукции по указанному виду экономической деятельности добыча нефти и природного газа составила 46,6%, угля — 40,9% и металлических руд — 7,0%. В Иркутской, Кемеровской[2] и Томской[3] областях на добычу полезных ископаемых приходится более четверти их ВРП, в Красноярском крае добыча полезных ископаемых составила 22,4% ВРП. Структура ВРП половины регионов СФО указывает на зависимость их бюджетов от конъюнктуры рынка полезных ископаемых (прежде всего нефти и угля).

Из остальных отраслей можно выделить деятельность, связанную с транспортировкой и хранением. В 2019 году на нее приходилось 7,9% ВРП регионов СФО. В Новосибирской области[4], являющейся крупным транспортным центром, этот сектор экономики формировал максимальную долю — 15,3% ВРП.

Доля сельского хозяйства в структуре ВРП регионов СФО невелика — в 2019 году 4,2%. Однако есть отдельные субъекты, у которых доля сельскохозяйственного сектора значительно выше, чем у прочих. В частности, Алтайский край[5] является крупнейшим по объему производства сельскохозяйственной продукции регионом, расположенным восточнее Уральских гор. По данному показателю в 2019 году край занимал 11-е место среди всех субъектов РФ.

Ввиду различий в структуре экономик регионов СФО их ВРП на душу населения также значительно отличается. В 2019 году лишь в Красноярском крае подушевой ВРП превысил среднестрановой уровень, составив 938 тысяч рублей (145% от среднероссийского показателя). В Иркутской и Томской областях, в структуре экономики которых преобладает добыча нефти, подушевой ВРП близок к среднестрановому (в 2019 году — 99,9 и 89% соответственно). В Алтайском крае, Республике Алтай и Республике Тыва подушевой ВРП составляет порядка 40% среднероссийского показателя. Невысокий объем ВРП на душу населения ограничивает возможности этих регионов по формированию доходной части бюджета.

Зависимость от федеральных трансфертов

Зависимость от трансфертов из федерального бюджета в СФО выше, чем в среднем по России. В 2016–2020 годах[6] доля собственных налоговых и неналоговых доходов (ННД) в регионах СФО составляла в среднем 73% их совокупных доходов, что ниже среднего по России показателя (78%) (рисунок 2).

46.jpg

В течение последних пяти лет в СФО наблюдается характерный для остальных федеральных округов тренд к снижению доли ННД в доходах. Наибольшее снижение наблюдалось в 2020 году. Это обусловлено уменьшением собственных доходов в результате введения ограничительных мер в целях борьбы с коронавирусной инфекцией и снижения цен на сырье, с одной стороны. С другой — увеличение трансфертов из федерального бюджета в целях реализации мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и компенсации выпадающих доходов.

Все регионы СФО получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Доли указанных дотаций в совокупных трансфертах из федерального бюджета в СФО сопоставимы со средним показателем по России.

В 2020 году из всех регионов федерального округа только в Красноярском крае доля собственных доходов превысила среднестрановой уровень (рисунок 3). В 2016–2019 годах, помимо Красноярского края, доля собственных доходов была выше среднестранового уровня в Иркутской и Новосибирской областях. А в Томской и Кемеровской областях она была сопоставима со среднестрановым уровнем.

47.jpg

Наименьшая доля собственных доходов среди регионов СФО в 2016–2020 годах наблюдалась в Республике Алтай и Республика Тыва (порядка 20%), что обусловлено невысокими показателями экономического развития. Половина трансфертов из федерального бюджета, которые получают указанные субъекты РФ, приходится на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В абсолютном выражении одним из крупнейших получателей трансфертов из федерального бюджета в СФО является Алтайский край. Данный регион также лидер и по объему получаемых дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В 2020 году из всех регионов Сибирского федерального округа только в Красноярском крае доля собственных доходов превысила среднестрановой уровень

Невысокая гибкость расходной части бюджетов

Важным фактором, обеспечивающим устойчивость бюджета к возможному ухудшению ситуации в экономике, является гибкость его расходной части, для оценки которой часто используют уровень капитальных расходов. В ряде случаев часть запланированных расходов, в отличие от выплат заработных плат, социальных пособий и расходов на поддержание текущей деятельности бюджетных организаций, может быть перенесена на будущие периоды, что позволяет сократить расходы при падении доходов.

По оценкам АКРА, капитальные расходы[7] в СФО в 2016–2020 годах в среднем составили порядка 8% совокупных расходов в отличие от среднероссийских 12% (рисунок 4). Лишь в Республике Алтай доля капитальных расходов превысила среднестрановой уровень. При невысокой доле капитальных расходов регионов СФО, возможности сокращения их расходов в кризисных условиях являются ограниченными.

48.jpg

Зависимость доходов от конъюнктуры сырьевых рынков

В 2012–2020 годах совокупный финансовый результат исполнения бюджетов регионов СФО был отрицательным пять раз, положительным — четыре раза (рисунок 5). В указанном периоде наибольший дефицит был в 2013 году (95 миллиардов рублей, или 21% ННД), наибольший профицит — в 2019 году (69 миллиардов рублей, или 9% ННД).

49.jpg

Основной вклад в высокую волатильность финансового результата вносят три региона, характеризующихся высокой зависимостью от добычи и переработки полезных ископаемых. Это Кемеровская область, Красноярский край и Иркутская область. Изменение цен на полезные ископаемые, прежде всего металлы и уголь, влияет на прибыль компаний, реализующих данную продукцию, и, соответственно, на поступления по налогу на прибыль. Так, в 2020 году в условиях снизившихся цен на уголь поступления по налогу на прибыль в бюджет Кемеровской области были более чем вдвое ниже, чем в 2018 году, когда цены на уголь были высокими. Дефицит бюджета в 2020 году составил более 41 миллиарда рублей по сравнению с профицитом 2018 года в сумме 36 миллиардов рублей.

Лишь в четырех регионах СФО в 2016–2020 годах бюджет в среднем исполнялся с профицитом: это Алтайский край (среднее за пять лет соотношение итогов исполнения бюджетов и ННД составило 7,6%), Республика Тыва (7,1%), Красноярский край (0,7%) и Кемеровская область (0,2%). Наиболее высокий уровень дефицита бюджета относительно собственных доходов за последние пять лет наблюдался в Республике Хакасия (—13,0%) и Томской области (—8,9%).

Долговая нагрузка регионов СФО снижается

С 2016 по 2020 год госдолг регионов СФО увеличился в абсолютном выражении на 3% (на 9 миллиардов рублей), однако относительно собственных доходов долговая нагрузка снизилась с 52 до 42% (рисунок 6). В структуре государственного долга регионов СФО преобладают бюджетные кредиты (42% на 1 января 2021 года) (рисунок 7). На облигации и на банковские кредиты приходится 37 и 19% долговых обязательств соответственно, а оставшуюся часть составляют госгарантии и иные долговые обязательства.

50.jpg

51.jpg

На 1 января 2021 года по уровню долговой нагрузки лидировали Республика Хакасия (соотношение долга и ННД — 137%) и Томская область (93%). Указанное соотношение превысило 50% также в Омской и Кемеровской областях (65 и 60% соответственно). Самый низкий уровень долговой нагрузки был у Алтайского края (3%).

Бюджетные кредиты присутствуют в структуре долга у всех регионов СФО. На 1 января 2021 года меньше всего доля бюджетных кредитов в структуре долга в Красноярском крае (28%) и в Томской области (29%). В Алтайском крае почти весь долг представлен бюджетными кредитами. Условия предоставления бюджетных кредитов предполагают длительный срок возврата и льготную процентную ставку (0,1% годовых), что делает их крайне привлекательным долговым инструментом.

Облигации в обращении имеют семь регионов — Красноярский край, Томская область, Новосибирская область, Кемеровская область, Омская область, Республика Хакасия и Иркутская область. В Красноярском крае доля облигаций в структуре долга на 1 января 2021 года составила 72%, в Томской и Новосибирской областях — 51 и 44% соответственно. У остальных регионов она не превышала 20%. Томская область, помимо облигаций, обращающихся на бирже, также выпускает облигации, предназначенные для приобретения населением.

На 1 января 2021 года банковские кредиты присутствовали в долговых портфелях почти всех регионов СФО (кроме Алтайского и Красноярского краев). Наиболее высокую долю банковского долга имеют Иркутская, Кемеровская и Омская области (41, 37 и 32% соответственно). С учетом того что срок погашения банковских кредитов, как правило, не превышает трех лет, высокая доля банковского долга в структуре портфелей создает для регионов повышенные риски рефинансирования долговых обязательств, а в долгосрочной перспективе несет существенные процентные риски.

У кого остатки на счетах

Важным фактором, повышающим устойчивость бюджета к возможным кассовым разрывам, является наличие достаточного объема остатков на счетах. Эти средства, наряду с привлечением заимствований, региональные власти также могут использовать для финансирования дефицита бюджета. Кроме того, у регионов с невысоким уровнем трансфертов есть возможность управлять своими временно свободными средствами путем размещения их на депозитах. А с 2021 года благодаря консолидации остатков средств бюджетов на ЕКС все субъекты могут получать процентные доходы от их размещения.

Совокупные остатки на счетах регионов СФО по состоянию на конец 2020 года превысили сумму остатков на конец 2016-го почти в три раза. Произошло это главным образом за счет роста остатков у Кемеровской области, Красноярского края и Алтайского края. В четырех регионах за указанный период остатки на счетах сократились (Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Алтай и Томская область).

Остатки на счетах распределены среди регионов СФО неравномерно. На Алтайский край и Красноярский край приходится 40 и 29% совокупных остатков на счетах всех регионов СФО. При этом в 2016–2020 годах лишь в Алтайском крае остатки на счетах на конец года превышали среднемесячные расходы бюджета в соответствующем году. В Красноярском крае и Кемеровской области отношение остатков на счетах на конец 2020 года и среднемесячных расходов в этом году составило 66 и 55% соответственно. У остальных регионов это отношение составило менее 50%.

Наименьшее соотношение остатков на счетах на 1 января 2021 года и среднемесячных расходов в 2020 году было у Омской области (10%), Иркутской области (8%) и Республики Хакасия (2%). Небольшой запас собственной ликвидности увеличивает для данных регионов риски возможных кассовых разрывов и усиливает их зависимость от внешних источников ликвидности.

За последние пять лет лишь два региона СФО осуществляли размещение временно свободных средств на банковские депозиты. Кемеровская область приступила к размещению депозитов в 2017 году, а Красноярский край — в 2019-м. Алтайский край, несмотря на значительный объем остатков на счетах, не мог размещать средства на банковских депозитах из-за высокой доли трансфертов из федерального бюджета в совокупных доходах.

Главный фактор финансовой устойчивости

При оценке финансовой устойчивости регионов СФО и составлении ренкинга учитывались следующие факторы:

  • самодостаточность бюджета (среднее соотношение ННД и совокупных доходов в 2016–2020 годах);
  • гибкость расходной части бюджета (средняя доля капитальных расходов в совокупных расходах в 2016–2020 годах);
  • уровень дефицита бюджета (среднее соотношение дефицита/профицита и ННД в 2016–2020 годах);
  • уровень долговой нагрузки (соотношение долга и ННД на 1 января 2021 года);
  • уровень собственной ликвидности (соотношение остатков на счетах на 1 января 2021 года и среднемесячных расходов в 2020 году).

Таблица. Значения факторов, характеризующих финансовую устойчивость
регионов СФО, %

Регион СФО

Самодостаточность бюджета

Гибкость расходной части бюджета

Уровень дефицита бюджета

Уровень долговой нагрузки

Уровень собственной ликвидности

Республика Тыва

18

11

7

37

27

Алтайский край

54

7

8

3

204

Красноярский край

84

8

1

34

66

Иркутская область

79

1

–2

21

8

Кемеровская область —
Кузбасс

77

6

0

60

55

Новосибирская область

80

10

0

38

14

Омская область

71

5

–2

65

10

Томская область

74

6

–9

93

14

Республика Алтай

21

13

–3

29

19

Республика Хакасия

66

8

–13

137

2

Источник: расчеты АКРА.

Исходя из показателей, приведенных в таблице, регионы ДФО можно разделить на три группы (рисунок 8) по уровню финансовой устойчивости. К первой группе агентство относит Алтайский край, Иркутскую область, Кемеровскую область, Красноярский край и Новосибирскую область. Алтайский край отличается крайне низким уровнем долговой нагрузки, значительными остатками на счетах и консервативным подходом к исполнению бюджета. Это обеспечивает субъекту высокую финансовую устойчивость.

52.jpg

Бюджетные показатели Иркутской области, Кемеровской области и Красноярского края отличаются высокой волатильностью бюджетных показателей в зависимости от конъюнктуры сырьевых рынков. Это компенсируется консервативной бюджетной политикой субъектов — в период высоких доходов от экспорта сырья данные регионы снижают долговую нагрузку и формируют значительные резервы, которые могут использовать в периоды ухудшения конъюнктуры на сырьевых рынках. Диверсифицированная экономика Новосибирской области обеспечивает стабильность бюджетных показателей. Этот факт, наряду с консервативной долговой политикой области, позволяет нам говорить о высокой финансовой устойчивости данного региона.

Во вторую группу регионов СФО по уровню финансовой устойчивости вошли Республика Алтай, Республика Тыва, Омская и Томская области. Республики Алтай и Тыва, несмотря на ограниченную налоговую базу для формирования собственных доходов, сохраняют долговую нагрузку на умеренном уровне. Это способствует повышению финансовой устойчивости данных регионов. Омская область характеризуется более высоким уровнем долговой нагрузки при меньшем уровне ликвидности относительно расходов ее бюджета. Томская область в 2016–2020 годах ежегодно исполняла бюджет с дефицитом, вследствие чего ее долговая нагрузка достигла высокого уровня.

В третью группу ренкинга АКРА вошла Республика Хакасия. Этот регион отличается крайне высокой долговой нагрузкой и низким уровнем ликвидности бюджета. Это во многом обусловлено высоким уровнем дефицита бюджета республики в течение последних пяти лет.



[6] Здесь и далее Республика Бурятия и Забайкальский край, входившие в состав СФО до ноября 2018 года, ретроспективно отнесены к Дальневосточному федеральному округу.

[7] Включает расходы по кодам видов расходов 241, 243, 400, 522, 821.


Поделиться