№ 11 ноябрь 2021 — 26 ноября 2021

Бизнес-проект «Город Красноярск»

Версия для печати 990 Материалы по теме
Бизнес-проект  «Город Красноярск»

Крупные города страны, призванные стать движущей силой России, флагманами ее экономического и пространственного развития, имеют свои амбиции. Их достижение, безусловно, во многом зависит от объемов и стабильности финансирования. Где найти дополнительные финансовые возможности не просто для покрытия текущих расходов города, но и для его развития? Об этом мы поговорили с мэром самого восточного города-миллионника страны, председателем Палаты городов центров — субъектов России, президентом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Сергеем Васильевичем ЕРЕМИНЫМ.

— Сергей Васильевич, вы как мэр Красноярска имеете свой нестандартный взгляд на бюджетную политику города и убеждены, что даже при существующей достаточно консервативной модели межбюджетных отношений нельзя плыть по течению.

— Безусловно, так. Говоря о бюджете, особенно городов-миллионников, все мы, главы муниципалитетов, сетуем на то, что нам катастрофически не хватает средств, что городской «кошелек» — это бюджет выживания. При этом в плане бюджетной политики из года в год мы идем по одному и тому же сценарию.

Я считаю, что нужно менять эту парадигму и пропагандирую простую идею о том, что все деньги, которые вкладываются, в частности, в Красноярск, окупаются с лихвой. На рубль, вложенный в наш город, мы заработаем минимум два рубля. Вообще для того, чтобы лучше понимать параметры такого многотомного документа, как бюджет, я предлагаю рассматривать город как бизнес-единицу, бизнес-проект. Мегаполис является той же инвестиционной площадкой или предприятием, которое зарабатывает, участвует в формировании внутреннего валового продукта. К примеру, в 2020 году внутренний городской продукт достиг 1,18 триллиона рублей — столько зарабатывает большая бизнес-компания под названием «Город Красноярск».

Основной принцип работы с городским кошельком абсолютно идентичен принципу любой бизнес-компании. Мы также берем деньги в кредит, также ищем того, кто готов инвестировать в город, чтобы заработать. И чем больше город заработает, тем больше поступит налогов в городскую казну, на региональный и на федеральный уровни.

При этом не стоит забывать, что на городе лежит очень серьезная социальная нагрузка в плане развития образования, культуры, спорта, обеспечения благоустройства и содержания территории города. Поэтому я всегда, защищая бюджет города в Правительстве Красноярского края, оперирую цифрами: показываю наши доходы и расходы, кредитную нагрузку и обязательно — сколько средств мы заработали для бюджетов всех уровней. И тогда становится понятно, что город не просто потребитель, задача которого создавать комфортную городскую среду, условия для обучения наших детей, их развития, он влияет на развитие экономики в целом.

Миллионный город, повторю, это большая бизнес-машина. Я считаю, что именно с такой позиции мы должны позиционировать себя и учиться разговаривать в том числе и на федеральном уровне, а не только лишь говорить о том, что у нас есть дыры в бюджете, которые нужно залатать, и просить на это средства. С таким подходом мы так и продолжим латать дыры и никакого прорывного развития не получим. Я уже не говорю о достижении амбициозных целей, которые обязательно должны быть и есть у крупных городов.

— Сергей Васильевич, в октябре текущего года исполнилось четыре года, как вы управляете Красноярском. За этот период в бюджетной политике города многое изменилось. Достаточно сказать, что после сложнейшего 2020 года бюджет на 2021 год был принят с профицитом. На какие направления в плане укрепления финансовой базы города вы делаете упор?

— Да, октябрь 2017 года стал для меня важной точкой отсчета. Тогда городской бюджет составлял 28,4 миллиарда рублей. Впереди был сложный 2018 год, нужно было за короткий период завершить подготовку города к масштабному событию — XXIX Всемирной зимней универсиаде, проходившей в России впервые.

Бюджет города Красноярска — стабильное увеличение объема

2017 г. — 28,4 млрд руб.

2018 г. — 34,7 млрд руб.

2019 г. — 34,4 млрд руб.

2020 г. — 37,5 млрд руб.

2021 г. (в ред. от 05.10.2021) — 43,4 млрд руб.

Привлечение средств из вышестоящих бюджетов

2017 г. — 4,3 млрд руб.

2018 г. — 9,5 млрд руб.

2019 г. — 7,9 млрд руб.

2020 г. — 7,8 млрд руб.

2021 г. (в ред. от 05.10.2021) — 9,9 млрд руб.

Когда мы намечали план экстренных работ по благоустройству, улучшению визуального облика Красноярска на 2018 год, бюджет на этот период уже был сверстан, и предусмотреть в нем статьи расходов, нам необходимые, было невозможно. И вот в феврале 2018 года впервые в истории города состоялась эксклюзивная нулевая корректировка краевого бюджета с целью благоустройства Красноярска. Если бы губернатор и Правительство Красноярского края ее не поддержали, то можно было бы уже тогда говорить о том, что Универсиада в плане подготовки самого города провалена. Эта нулевая корректировка подтвердила, что можно оперативно решать задачи. И когда говорят, что в рамках бюджетного процесса это невозможно, наш опыт подтверждает обратное. Необходимо только консолидированное желание всех участников бюджетного процесса. А их немало — администрация города, городской Совет депутатов, правительство региона, Законодательное собрание и, безусловно, глава субъекта. В итоге в 2018 году бюджет города составил уже 34,7 миллиарда рублей.

Бюджет 2019 года мы сохранили на уровне 2018 года. И это тоже можно расценивать как прорыв. Взятую планку мы не опустили, даже несмотря на то что задач в виде проведения мероприятия мирового уровня у нас уже не было. Затем бюджет прирос еще на 3 миллиарда рублей и составил 37,5 миллиарда. Текущий год мы планируем завершить практически на уровне 45 миллиардов. То есть за четыре года городская казна стала больше более чем на 15 миллиардов рублей.

Помимо работы над увеличением параметров бюджета важнейшее направление — кредитная история города. В 2017 году доля муниципального долга в собственных доходах составляла 87,6 процента. Представьте: из 100 рублей практически 88 рублей мы были должны. Оставалось всего 12 на то, чтобы жить и отрабатывать долги. Более одного миллиарда рублей мы ежегодно направляли на погашение процентов по кредитам! Уж не знаю, почему так сложилось — по политическим мотивам или историческим, но у Красноярска практически все кредиты были коммерческие. Что это значит, думаю, объяснять не стоит. Скажу лишь, что банки-кредиторы регулярно проводят мониторинг финансовой надежности города. И если бы наш бюджет не рос, то банки тут же пересмотрели бы условия и при перекредитовании не предоставляли бы минимальную ставку. Поэтому увеличение бюджета — это некая гарантия выполнения всех финансовых обязательств, в том числе и в отношении коммерческих кредитов. В связи с этим в условиях роста бюджета своей первой задачей я видел увеличение расходов на текущее содержание города, строительство социальных объектов, детсадов, школ, парков, скверов, поддержку инициатив жителей, а второй задачей — погашение кредитов.

58.jpg

На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом. Как я уже сказал, в конце 2017 года муниципальный долг составлял 87,6 процента от объема налоговых и неналоговых доходов, а на конец текущего года он снизится до 34 процентов. В начале 2021 года мы впервые за десятилетнюю историю перешагнули психологическую планку в 50 процентов долга! Это стоило колоссальных усилий, но теперь город относится к заемщикам с высоким уровнем долговой устойчивости, что подтвердила в текущем году оценка, проведенная Министерством финансов Красноярского края.

Конечно, дела бы обстояли иначе, будь у нас бюджетный кредит. Мы продолжим соблюдать график по погашению коммерческих кредитов, и это позволит нам подойти к обсуждению вопроса о получении более дешевых кредитов из бюджета региона. Я считаю, что замена дорогих коммерческих кредитов бюджетными выгодна для бюджетной системы в целом. Такая конструкция позволяет защитить муниципальные бюджеты от зависимости от кредитных учреждений. Ведь если случится крах городского бюджета, то цепной реакции не избежать. Таким образом, государство, внедрив механизм бюджетного кредитования, по сути, само себя защитило.

— Какие меры позволяют так стабильно снижать долговую нагрузку?

В феврале 2021 года, оценив результаты исполнения городского бюджета за 2020 год, рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Красноярска и муниципальных ценных бумаг с уровня ruА- до уровня ruA со стабильным прогнозом. В августе 2021 года рейтинг был подтвержден.

— Прежде всего мы мониторим ключевую ставку. Как только происходит ее понижение, мы тут же перекредитовываемся. Мы вынуждены играть в эту финансовую игру, поскольку считаем, что пользоваться деньгами по ставке 11 процентов при ее снижении, к примеру, до семи недопустимо. Каждый процент для города выливается в миллионы рублей.

В работе по уменьшению долговой нагрузки новацией для нас стало использование механизма муниципальных облигаций. В стране вообще очень мало городов, осуществляющих эмиссию муниципальных ценных бумаг. Так вот Красноярск стал первым муниципальным образованием, разместившим облигации на Московской бирже в 2020 году. Мы разместили облигационный заем на сумму 3 миллиарда рублей со сроком обращения пять лет. Ставка по купону составила 6,25 процента годовых — это ниже уровня ставок по размещениям отдельных субъектов РФ в 2020 году. Спрос на ценные бумаги превысил предложение на 1,3 миллиарда рублей. Инвесторами стали как юридические, так и физические лица. Это говорит о стабильности и финансовой надежности муниципального образования. Средства, полученные от размещения облигаций, мы направили на погашение задолженности по коммерческим кредитам.

Облигации на бирже для нас выгоднее, чем простой банковский кредит. Поэтому мы пошли на этот эксперимент. Меня радует, что наши специалисты финансовой сферы отточили все финансово-кредитные механизмы. И в этом тоже выражается отношение к городу как к бизнес-проекту.

— Параметры бюджета увеличиваются, долг снижается, а как обстоит ситуация с зарабатыванием Красноярском средств?

— Если говорить честно, то это никто сильно не анализирует, не просчитывает. Я считаю, это не совсем верно. Давайте попробуем посмотреть на город как на бизнес-проект, приносящий прибыль. Так, по итогам 2017 года налоговые отчисления Красноярска во все уровни бюджетной системы составили почти 137 миллиардов рублей. При этом объем бюджета был 28 миллиардов рублей. Вот эти две цифры демонстрируют, что город — это выгодный партнер. В 2018 году мы увеличили бюджет всего на 6 миллиардов рублей, а заплатили налогов уже 183 миллиарда. Да, понятно, что в тот период строились объекты Универсиады, было много проектов. Давайте возьмем 2019 год: во все уровни бюджетной системы мы заработали еще больше — 203 миллиарда рублей, в текущем году отдадим в виде налогов 190–200 миллиардов рублей. Сравним две цифры: 137 миллиардов (налоги в 2017 году) и 200 миллиардов (объем налогов текущего года), бюджет Красноярска за этот период увеличился всего на 15 миллиардов. При этом мы снизили долговую нагрузку.

Если разложить перечисленные нами налоги по уровням бюджетной системы, то получится, что, к примеру, из 137 миллиардов Федерации перечислено более 74 миллиардов, в краевой бюджет — 52,3 миллиарда рублей. При этом доходы городского бюджета составили всего 10,6 миллиарда рублей. Остальные средства поступили в бюджет города в виде межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов. При сумме налогов 200 миллиардов рублей в федеральный бюджет мобилизовано уже порядка 120 миллиардов рублей. Скажем, федеральный бюджет — неприкосновенная компонента, а вот над межбюджетными отношениями края и муниципалитетов стоит поразмышлять.

На наш взгляд, было бы целесообразно установить гарантированный объем налогов, который должен поступать в бюджет края, а то, что муниципалитет сможет мобилизовать сверх установленной суммы, поделить пополам между бюджетами края и города. Или можно рассмотреть такой вариант: 60 процентов налогов мобилизуется в краевом бюджете, а 40 остается в городе.

При таком подходе у глав муниципалитетов появится стимул зарабатывать, пополнять бюджеты, а в конечном итоге работать на благо граждан. Мэр города здесь как раз выступает в роли руководителя большого бизнес-проекта, а не просто бухгалтера, который обязан следить за доходами, расходами, контролировать текущие платежи. Хотелось, чтобы эта ситуация изменилась, чтобы была создана мотивация для мэров развивать экономику города, зарабатывать... Кстати, на мой взгляд, все это могло бы стать хорошим методом оценки эффективности работы глав муниципальных образований.

— Развивать город, зарабатывать вряд ли возможно без привлечения инвесторов. Как вы строите работу в этом направлении?

— У нас достаточно активно реализуются проекты на основе муниципально-частного партнерства. Наш инвестиционный портфель содержит интересные проекты в различных сферах: в торговле, сфере досуга и отдыха. Работаем над созданием новых объектов и форматов отдыха для горожан. Сейчас мы прорабатываем механизм концессии. В том числе с корпорацией ВЭБ.РФ рассматриваем возможность в рамках концессионных соглашений строить школы. Также мы хотим с помощью концессии осуществлять капремонт и реконструкцию аварийных социальных объектов.

Важно, чтобы инвесторы, которые хотят стать нашими партнерами в развитии города, чувствовали поддержку со стороны городских властей. Именно для этой цели летом 2020 года был создан инвестиционный комитет, который стал единой «точкой входа» для любых инвесторов. Таким образом, мы сделали первый шаг на пути сокращения времени, необходимого для запуска нужных для экономики города и горожан проектов. Я вместе с руководителями различных подразделений администрации присутствую на презентации предлагаемых предпринимателями проектов, мы анализируем каждое предложение.

59.jpg

Большое внимание уделяем поддержке некоммерческого сектора. Так, мы одними из первых в России открыли Ресурсный центр поддержки общественных инициатив, который оказывает комплексную помощь некоммерческим организациям, в том числе по качественной подготовке заявок для участия в грантовых конкурсах. В результате на социальные проекты почти за год работы ресурсного центра было привлечено почти 90 миллионов рублей.

В целом скажу, что работа с инвестициями также раскрывает понимание города как бизнес-проекта. Ведь чем активнее он развивается, чем больше проектов осуществляется, тем больше поступлений мобилизуется в бюджет. А чем больше город заработает, тем больше возможностей для его развития. Вот такая логика.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться