Цифровая трансформация всех сфер общественного устройства на фоне эпидемиологических событий становится нормой жизни. Удаленная работа и перевод услуг в электронный вид стали вполне обыденными явлениями в повседневной жизни людей. Пандемия ускорила проникновение цифрового инструментария в решение задач государственного сектора экономики и управления.
Александр Евгеньевич КЛИМОВ, министр финансов Тульской области
В2020 году мы все столкнулись с пандемией коронавируса. Приходилось организовывать работу в новых условиях, связанных с ограничениями, и переводить сотрудников на удаленный режим работы. Часть сотрудников мы были вынуждены перевести на дистант уже в марте. Прежде всего это были специалисты, имевшие домашние компьютеры и выполняющие свои функции без использования квалифицированной электронной подписи. В дальнейшем переход на удаленный режим работы осуществлялся с использованием служебных компьютеров. В апреле 2020 года до 100% сотрудников министерства работали в удаленном режиме. Часть из них и сейчас находится на удаленке в связи с введением новых ограничений и принятием мер по недопущению распространения эпидемии, в том числе в связи с установлением в период октября — ноября 2021 года нерабочих дней.
При удаленном режиме работы мы прошли все этапы бюджетного процесса: от планирования бюджета до сбора отчетности. Это стало возможным благодаря существующему единому информационному пространству, основанному на применении облачных технологий. Переход на веб-технологии обеспечил всем участникам бюджетного процесса Тульской области в условиях самоизоляции стопроцентную возможность удаленной работы без потери производительности труда. На протяжении всей пандемии COVID-19 в штатном режиме вносятся поправки в закон о бюджете, вовремя финансируются зарплата и социальные выплаты, ни на секунду не останавливается процесс государственных закупок. Все эти процессы теперь ведутся в веб-формате без привязки сотрудников к рабочим местам.
Быстрый и легкий переход государственных и муниципальных органов власти и учреждений Тульской области на удаленный режим работы обеспечен комплексными программными решениями на базе российской инновационной платформы для государственного управления «Цифровой регион». К настоящему времени в режим цифрового регулирования переведены этапы планирования и исполнения бюджета, сфера государственного заказа, сбор и консолидация бюджетной отчетности. Детали бюджетного процесса отражаются на сайте «Открытый бюджет Тульской области».
История создания единой информационной среды
Построение информационной среды началось задолго до распространения COVID-19. Однако именно вызванная пандемией форс-мажорная ситуация стала серьезным испытанием для всей системы управления регионом на прочность и стимулом к ее активному цифровому совершенствованию.
Автоматизация в области общественных финансов в Тульской области началась в середине нулевых годов. К 2015 году были созданы системы, автоматизирующие планирование и исполнение бюджета, закупочный процесс. Однако существовала проблема их взаимодействия, связанная в основном с отсутствием единых справочников и классификаторов. Это мотивировало нас к принятию решения о развитии существующих информационных систем. Предстояло создать единое информационное пространство, объединяющее все составляющие бюджетного процесса и имеющее единый источник нормативно-справочной информации. При этом в соответствии с государственной политикой было необходимо выбрать именно отечественное программное обеспечение. Подсистема нормативно-справочной информации Автоматизированной системы управления общественными финансами Тульской области создана на базе программного комплекса «WEB-НСИ».
Внедрение подсистемы обусловило разработку единой методологии и правил централизованного хранения, поддержания в актуальном состоянии и распространения справочников и классификаторов, применяемых в бюджетном процессе региона. В системе была настроена автоматическая синхронизация с данными из справочников и классификаторов, администрируемых федеральными структурами (например, реестром участников и неучастников бюджетного процесса, бюджетной классификацией). Наполнением и актуализацией справочников и классификаторов, содержащих данные субъекта и муниципальных образований, занимаются финансовые органы (например, справочники государственных и муниципальных программ, аналитических кодов, пользователей систем). Таким образом, нивелирован риск дублирования и недостоверности справочных данных.
***
Параллельно с внедрением системы нормативно-справочной информации выполнялись работы по включению в единое информационное пространство процесса сбора и консолидации бюджетной отчетности. В результате сейчас вся отчетность ГРБС и МО предоставляется в Министерство финансов Тульской области в электронном виде с применением ЭЦП. К системе подключены все государственные и муниципальные учреждения области.
Таким образом, появилась возможность сбора данных с уровня получателей бюджета с последующим их сводом на вышестоящих уровнях. Данные консолидированной отчетности используются для дополнительного контроля при сдаче реестра расходных обязательств, а также для получения дополнительной нерегламентированной отчетности от всех участников бюджетного процесса. Внедрение этой системы заняло около года и было завершено к 2016 году.
***
Следующим шагом в создании единого информационного пространства стала цифровизация процесса планирования бюджета. К этому времени ведение реестра расходных обязательств и планирование бюджета области были автоматизированы на старой технологической платформе, которую мы эксплуатировали с 2010 года. В 2017 году мы не только перевели эти процессы на облачные технологии, но и оцифровали ведение перечня региональных услуг, формирование государственных заданий, оценку эффективности деятельности учреждений.
В 2018 году система планирования и система исполнения бюджета были интегрированы, а также внедрен механизм изменения показателей сводной бюджетной росписи и бюджета с помощью форм обоснований бюджетных ассигнований. В результате в 2019 году мы получили полноценный программный комплекс, который позволяет спланировать необходимые объемы ассигнований исходя из обоснованных потребностей получателей и распорядителей бюджетных средств, в режиме реального времени контролировать внесение изменений в плановые документы и проводить оценку качества планирования ими своих ассигнований.
***
Процесс исполнения бюджета у нас достаточно плотно увязан с процессом осуществления закупок. С 2014 года Министерство финансов также является и органом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Тульской области. В структуре Минфина есть соответствующий департамент. Подведомственное казенное учреждение «Центр организации закупок» уполномочено на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков в полном объеме, а для муниципальных заказчиков — в том случае, если муниципальное образование получило соответствующие межбюджетные трансферты.
Для муниципальных заказчиков Центр организации закупок выполняет также функции специализированной организации при осуществлении закупок без участия средств межбюджетных трансфертов.
Соответственно, когда рассматривался вопрос о переводе исполнения бюджета в единое информационное пространство, было принято решение сделать это одновременно с переводом процесса закупок. Подготовка к такому переходу велась с начала 2019 года, и уже исполнение бюджета и формирование плана-графика закупок на 2020 год мы осуществляли в рамках единого информационного пространства. Поскольку государственные и муниципальные заказчики уже давно работали в одной информационной системе закупок, то переносить в единое информационное пространство пришлось и государственные, и муниципальные закупки. Одновременно с системой закупок в единое информационное пространство перешла система исполнения бюджета субъекта. Переход состоялся с 1 января 2020 года.
Автоматизация процесса оплаты контрактов
Действующее законодательство предполагает поэтапное сокращение сроков оплаты по контрактам. Так, для контрактов с субъектами малого предпринимательства со следующего года срок оплаты должен составлять десять рабочих дней, а с 2023 года — семь рабочих дней. Сейчас мы с коллегами проводим работу в части автоматизации оплаты контрактов по необходимым срокам. Считаем, что это позволит нам полностью искоренить образование просроченной кредиторской задолженности. Также, используя данные о сроках оплаты денежных обязательств, мы хотим повысить качество планирования кассовых расходов.
В сфере закупок активно внедряется каталог товаров, работ, услуг. Уже сейчас реестр контрактов содержит сведения об объемах и ценах поставляемых товаров. Хотелось бы эту информацию использовать при планировании бюджета. Это одно из тех направлений, в котором нам хотелось бы развиваться.
Включение муниципальных образований в единое информационное пространство
Конечно, нужно признать, что не все получается идеально. В начале мы столкнулись с рядом сложностей. Например, не сразу в полном объеме осуществлялся электронный документооборот. Еще одна проблема — информационные системы исполнения бюджета региона и муниципальных образований были между собой не связаны. Мы решили переносить процесс исполнения бюджета в единое информационное пространство поэтапно.
В этом году переведено два пилотных муниципальных образования. Почему два? С 1 января 2021 года мы с вами перешли на систему казначейских платежей, и поскольку наш субъект и муниципальные районы и городские округа работали с казначейством по смешанной схеме, то нам предстояло передать часть функций по исполнению бюджета в территориальный орган Федерального казначейства. Одно муниципальное образование у нас выбрало полное обслуживание в казначействе, а другое все делало самостоятельно. По результатам полугодового мониторинга мы для себя определили не передавать исполнение бюджета казначейству. Дело в том, что иначе мы не смогли бы получать в той степени детальную информацию по обязательствам, которая нам необходима. Мы уже несколько лет в системе исполнения бюджета ведем учет обязательств как казенных, так и бюджетных учреждений, финансируемых из всех источников.
Со следующего года в единое информационное пространство должны перейти процессы исполнения бюджета 12 муниципальных образований, а с