Трансформация контрольной деятельности — необходимое условие для дальнейшего развития государственного финансового контроля в Российской Федерации и эффективного взаимодействия всех органов контроля в целях предотвращения и пресечения нарушений в финансово-бюджетной сфере.
Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначействаДистанционный контроль
Сегодня мы не просто свидетели научно-технического прогресса, мы являемся участниками настоящей цифровой революции. И сфера государственного финансового контроля не является здесь исключением. Новые технологии меняют как бизнес-процессы ведения хозяйственной деятельности организаций, так и процессы осуществления контрольных функций со стороны государства. Это приводит к необходимости постоянного развития методов и инструментов контроля, совершенствования нормативной и правовой базы, обучения и повышения квалификации специалистов.
Перед контрольным блоком Федерального казначейства стоит большая задача по трансформации контроля. Необходимо полномасштабно внедрить цифровой контроль, позволяющий в онлайн-режиме анализировать факты финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, вести так называемый цифровой диалог — обмениваться документами, осуществлять постоянный дистанционный мониторинг подконтрольной среды. Иначе говоря, оперативно получать информацию о деятельности объектов контроля, обеспечивая непрерывный и невидимый цикл контрольных процедур.
Следующим взаимосвязанным этапом трансформации является развитие предупреждающего контроля. Меры превентивного характера обеспечат возможностью осуществления контрольных процедур с учетом проведенного объектом контроля самообследования на наличие рисков в финансово-бюджетной сфере, оценки им своего «бюджетного» поведения, создадут условия, при которых объекты контроля будут заинтересованы в минимизации нарушений посредством эффективного взаимодействия с органом контроля, совместного реагирования и управления риск-зонами.
Для этого требуется на базе новой цифровой платформы внедрить дистанционные формы и методы контроля, обеспечив ведение диалога, синергию бизнес-процессов органов контроля и объектов контроля, создав тем самым соответствующий обменный шлюз для масштабного применения дистанционного контроля, который позволит совместно оперативно реагировать на индикаторы риск-факторов. В результате это позволит:
- снизить административную нагрузку за счет комплексного электронного документооборота и невидимого присутствия цифрового контролера;
- создать институт управления рисками, отрабатывать индикаторы риск-зон;
- оперативно реагировать и принимать управленческие решения;
- как следствие, оперативно и своевременно предупреждать нарушения в финансово-бюджетной сфере.
Такая трансформация обеспечит формирование единого информационного пространства контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере, перенастроит работу органов государственного финансового контроля и позволит внедрить умный контроль.
Госпрограмма как комплекс документов
Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 года № 786 утверждено положение «О системе управления государственными программами Российской Федерации». В соответствии с этим документом государственная программа, вместо одного документа, утверждаемого постановлением Правительства РФ, становится комплексом документов с несколькими уровнями утверждения.
В состав госпрограммы по новому положению включаются следующие документы. Во-первых, стратегические приоритеты госпрограммы и цели государственной политики, в том числе с указанием связи с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также общие требования к политике субъектов РФ в сфере, соответствующей госпрограмме (утверждаются актом Правительства РФ).
Во-вторых, паспорт госпрограммы, содержащий цели, показатели, структурные элементы и финансовое обеспечение госпрограммы (одобряется Правительством РФ в рамках проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период).
В-третьих, комплексы процессных мероприятий и ведомственные проекты (утверждаются федеральными органами исполнительной власти), которые составляют проектную и процессную части госпрограммы.
«Контроллинг и учет для системы управления»
В составе госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» есть подпрограмма «Повышение качества управления бюджетным процессом». В рамках проектной части указанной подпрограммы Министерством финансов РФ с участием Федерального казначейства подготовлен один из самых масштабных ведомственных проектов — «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений», или по-другому «Контроллинг и учет для системы управления». Проект утвержден в текущем году, и сегодня работа по нему уже активно идет. Срок реализации проекта — 1 декабря 2027 года.
В практической плоскости результаты ведомственного проекта в части контрольного блока Федерального казначейства будут выражаться в создании цифровой платформы контрольной системы, которая обеспечит возможность консолидации информации об объектах контроля из разных источников в единое представление, комплексного системного анализа и развитие новых форм и методов контроля, таких как экспертно-аналитические мероприятия, наблюдение, финансово-бюджетный мониторинг, рулинг. Все это будет параллельно обеспечиваться взаимосвязанным нормативным правовым закреплением нововведений.
Одним из результатов ведомственного проекта станет система контроллинга в части осуществления контроля (наблюдения) и надзора в финансово-бюджетной сфере. Для этой цели планируется создать принципиально новые цифровые продукты и инструменты, что позволит сформировать цифровую платформу для создания единой электронной среды и информационного пространства.
В целом в рамках проекта запланирована реализация следующих платформенных элементов:
- модуль внутреннего государственного финансового контроля подсистемы финансового контроля ГИИС «Электронный бюджет»;
- модули риск-анализа и паспорт объекта контроля подсистемы информационно-аналитического обеспечения ГИИС «Электронный бюджет»;
- модуль по сбору и анализу данных подсистемы финансового контроля ГИИС «Электронный бюджет, включающий в себя компонент анализа исполнения бюджетных полномочий органов ВГ(М)ФК и компонент анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита. Это важный элемент налаживания взаимодействия с внешней анализируемой (контролируемой) средой;
- модуль внутреннего финансового аудита подсистемы финансового контроля ГИИС «Электронный бюджет»;
- шлюз автоматизированного обмена информацией между органами внешнего и внутреннего финансового контроля, субъектами внутреннего финансового аудита о контрольной и аудиторской деятельности, ее результатах, выявляемых рисках, примененных мерах реагирования.
Реализация ведомственного проекта в части контрольного блока Федерального казначейства будет выражаться в создании цифровой платформы контрольной системы, которая обеспечит возможность консолидации информации об объектах контроля из разных источников в единое представление
Все эти взаимосвязанные элементы составляют базовую цифровую платформу, обеспечивая возможность организации контроллинга в финансово-бюджетной сфере. То есть возможность провести измерение финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля и внедрить элементы управления хозяйственными операциями. Такое цифровое подспорье позволит снизить нагрузку по запросам информации, создаст систему гибкого реагирования на изменения подконтрольной среды, новые принципы, правила и процедуры взаимодействия органов и объектов контроля.
Нужно отметить, что это достаточно длительный, но неотвратимый процесс. Необходимо учесть все нюансы, ведь речь идет о комплексной цифровой трансформации контрольной деятельности, которая, в свою очередь, позволит вывести ее на качественно новый уровень. Цифровая трансформация фактически стала необходимым условием для устойчивого развития. Именно синергетический эффект от применения комплекса цифровых инструментов в конечном счете позволяет организации принимать качественные и своевременные решения на основе большего количества информации и работать на опережение, не занимаясь ликвидацией последствий проблем, а минимизируя их.