Очередные поправки в Налоговый кодекс РФ ожидаются в 2022 году. Подробнее об этом, а также об уже произошедших в текущем году в налоговом законодательстве изменениях и о работе, которую проводит в этом направлении Минфин России, читайте в статье.
Алексей Валентинович СОРОКИН, начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
Вопросы формирования доходной базы региональных и местных бюджетов, увеличения поступлений доходов в бюджеты, и в первую очередь за счет собственных источников — региональных и местных налогов, являются приоритетными в рамках реализуемой в стране налоговой политики. До 2024 года должна завершиться большая работа по совершенствованию налогового законодательства, старт которой дали поручения Президента РФ, озвученные в посланиях Федеральному собранию в 2016 и 2018 годах. Ее цель — стабилизация налоговой системы и выработка необходимых для этого параметров. Это масштабная задача. В первую очередь наши усилия направлены на совершенствование налогового администрирования и уточнение отдельных положений Налогового кодекса. При этом необходимо учесть влияющие на налоговую сферу изменения в отраслевом законодательстве, а также изменения, связанные с проблемными вопросами, возникающими в правоприменительной практике, в том числе и в судебной.
В рамках этой работы к настоящему моменту уже принят целый ряд законов. Для реализации основных направлений налоговой политики на
Корректировка регионального и местного налогообложения
Подробнее остановлюсь на изменениях, которые произошли в области региональных и местных налогов, и прокомментирую ряд вопросов из регионов. Начну с изменений, связанных с расширением порядка предоставления льгот субъектами РФ по региональным налогам. Закон № 305‑ФЗ дает регионам право при установлении льгот определять в том числе и порядок их применения. Со стороны субъектов возникает вопрос: для каких целей внесены эти изменения и являются ли они обязательными при установлении региональных льгот по региональным налогам? В данном случае мы исходим из того, что это право, а не обязанность, субъекты сами формируют свое законодательство. Цель данной поправки — исправить определенное несоответствие положений второй и первой частей Налогового кодекса. В статье 12 НК РФ написано, что налоговые льготы, основание и порядок их применения устанавливаются законами субъекта РФ. Во второй части кодекса такой порядок отсутствует. А поскольку вторая часть НК РФ является специальной по отношению к первой, то возникает правовая коллизия — первая часть предусматривает, а вторая право на это не дает.
Второй важный вопрос — для каких целей устанавливается порядок? В первую очередь это важно для администрирования налогов. На сегодняшний день региональное законодательство предусматривает очень много разнообразных налоговых льгот. Возьмем, к примеру, транспортный налог. Часто отдельным категориям лиц предоставляется налоговая льгота в отношении одного транспортного средства. Возникает вопрос: а если у этого лица два и более транспортных средств, как исчислять налог? До внесения изменений в НК РФ налоговая служба, чтобы не было конфликтных ситуаций с налогоплательщиками, брала определение порядка исчисления на себя. Она применяла льготы в отношении тех транспортных средств, по которым налоги начислены по максимальной сумме.
Весной 2021 года налоговая служба предложила субъектам РФ внести в региональное законодательство поправки, устанавливающие порядок применения налоговых льгот. Однако на тот момент такого права субъекты РФ не имели, о чем мы и сообщали обратившимся в Минфин России регионам. Теперь же все легитимно, Закон № 305‑ФЗ внес в НК РФ соответствующие изменения.
В контексте транспортного налога в Налоговый кодекс был внесен целый ряд поправок. В целях совершенствования налогового администрирования введено понятие — «единый источник сведений о транспортных средствах, их владельцах, используемых всеми участниками правоотношений». Причиной уточнения стал рост числа случаев, и в первую очередь это касалось ввозимого транспорта, когда данные паспорта транспортного средства зарубежного производства отличались от данных, которые были у регистратора транспортного средства. И возникала конфликтная ситуация. Поправки в НК РФ сняли эту проблему с повестки дня.
Следующая поправка была внесена в кодекс по предложению ФНС. Теперь на налогоплательщиков-организации будет распространен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по транспортному налогу (на основании сведений, имеющихся в ФНС), который раньше действовал только по отношению к физическим лицам.
Наиболее существенным корректировкам подверглась глава 30 Налогового кодекса — «Налог на имущество организаций». Напомню, с 2021 года налоговые декларации по транспортному и земельному налогам отменены. Закон № 305‑ФЗ продолжил зародившуюся тенденцию и частично распространил это положение на имущество организаций. Законом установлено, что российские организации не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Норма начнет применяться с налогового периода 2022 года. Этой поправкой мы также обязаны ФНС. Налоговые органы на сегодняшний день обладают достаточным объемом информации, в том числе ее им предоставляет Росреестр. Поэтому необходимость дублирования в декларациях таких сведений, по мнению ФНС, отсутствует.
Еще одно новшество: из полномочий субъектов РФ исключено право устанавливать срок уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему. Федеральный закон ввел единый срок уплаты налога — до 1 марта года, следующего за прошедшим налоговым периодом. Также закон утвердил единые сроки уплаты авансовых платежей по налогу — не позднее последнего числа месяца, следующего за прошедшим отчетным периодом. В данном случае по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество организаций установлены единые сроки уплаты как самих налогов, так и авансовых платежей по ним.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса субъект РФ вправе устанавливать особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Он уполномочен переводить их с налогообложения по балансовой стоимости, на налогообложение по кадастровой стоимости. Основное количество объектов налогообложения, переводимых на кадастровую стоимость, устанавливается перечнем, который ежегодно формируют уполномоченные органы субъектов РФ. В частности, это касается торговых, административно-деловых помещений. Как показывает практика, в силу ошибок и субъектных решений регулярно возникают ситуации, которые в течение налогового периода требуют внесения изменений в этот перечень. В целях именно оперативного администрирования этих изменений Закон № 305‑ФЗ внес в НК РФ корректировку. Согласно ей уполномоченные органы исполнительной власти теперь обязаны в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень представлять соответствующую информацию в налоговые органы и размещать эту информацию на соответствующих сайтах субъектов РФ.
Согласно законодательным новациям налоговая льгота в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, распространена и на участки, которые только предназначены для размещения религиозных и благотворительных объектов. Норма введена обратным числом и распространяется на весь налоговый период 2021 года
В отношении местных налогов — земельного и налога на имущество физических лиц — были внесены технические изменения, по существу, не влияющие на доходную базу местных бюджетов. Исключением стала одна норма, которая предусматривает введение новой налоговой льготы в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям. В действующей до внесения изменений редакции налоговая льгота предоставлялась религиозным организациям в отношении земельных участков, на которых размещены объекты религиозного и благотворительного назначения. Теперь же льгота распространяется и на участки, предназначенные для размещения таких объектов. Обратите внимание, что эта льгота была введена обратным числом и распространяется на весь налоговый период 2021 года.
Грядущие новации
Внимание субъектам РФ
Остановлюсь на работе, которую в настоящее время проводит Минфин России, и вопросах, которые мы планируем вынести на рассмотрение в Правительство РФ и в Государственную думу. Каких же новаций стоит ожидать с 2022 года?
Главные изменения претерпит глава 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса. В рамках реформы имущественного налогообложения основным является перевод недвижимого имущества на налогообложение по кадастровой стоимости. Такая реформа в отношении земельных участков и объектов, принадлежащих физическим лицам, уже завершена. На сегодняшний день актуальным остается вопрос о переводе на кадастровую стоимость налогообложения объектов, принадлежащих организациям.
Реформа имущественного налогообложения организаций началась в 2014 году, когда была введена статья 378.2 НК РФ, которая предоставила субъектам право устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Ежегодно регионы формируют и утверждают перечень объектов, переводимых на кадастровую стоимость. Перечень формируется на основании критериев, определенных в главе 30 Налогового кодекса, документов технического и кадастрового учета, а также данных ЕГРН.
Как показывает практика, схема, которая действует сегодня, имеет ряд неурегулированных вопросов. К примеру, возникает достаточно много конфликтных ситуаций между плательщиками и органами, которые формируют эти перечни, содержащие объекты недвижимого имущества, подлежащего налогообложению по кадастровой стоимости. Проблема в том, что перечни формируют на основании сведений ЕГРН, а информация, содержащаяся в нем, не всегда корректна. Например, разрешенное использование земельного участка может не соответствовать фактическому использованию объекта, который находится на данном участке. В этом случае возникает ситуация, при которой плательщики оспаривают решение субъектов РФ о включении тех или иных объектов в перечни. Как правило, эти конфликтные ситуации завершаются судебными решениями в пользу налогоплательщиков.
По мнению субъектов РФ, надо переводить максимально большее количество объектов недвижимого имущества на налогообложение по кадастровой стоимости. С этим предложением в Минфин России обратился целый ряд регионов. Мы согласны, что пора настала, и Министерство финансов совместно с ФНС разработало концепцию такого перехода. Уже подготовлен проект соответствующего федерального закона. Все это находится сейчас в стадии обсуждения. Мы планируем вынести предложение по внесению изменений на весеннюю сессию Государственной думы (2022 год).
Суть новаций такова. Мы предлагаем установить переходный период с 2023 по 2027 год, в течение которого субъект РФ будет вправе выбрать один из двух вариантов. Первый — регион может остаться на действующей системе с применением перечня и формировать на его основании налоговую базу. Второй — перейти на новые условия, которые предполагает переход к налогообложению объектов недвижимости на основании данных ЕГРН, за исключением отдельных объектов. К последним относятся в первую очередь магистральные трубопроводы, гидротехнические сооружения, линии электропередачи. То есть речь идет о закрытом перечне объектов, в отношении которых есть проблема с кадастровой оценкой. Она связана с тем, что кадастровая стоимость формируется на основании рынка недвижимости, а в отношении таких объектов сегодня заключается минимум сделок, поэтому говорить о том, что кадастровая стоимость этих объектов соответствует рыночной, пока преждевременно. И по отношению к данным объектам будет применяться налогообложение по балансовой стоимости, в эту же группу войдут и объекты, по которым отсутствуют сведения в ЕГРН. После окончания работы над этой новацией, до вынесения в Правительство РФ и Государственную думу, мы направим наши предложения для обсуждения в субъекты РФ.
Внимание муниципалитетам
Муниципалитетам следует ожидать определенных изменений в части земельного налога. Мы хотим пересмотреть порядок применения коэффициентов, которые используют в отношении земельных участков, приобретаемых для жилищного строительства. В настоящее время коэффициенты применяются начиная с даты регистрации прав на земельный участок. Но действующая редакция предполагает, что коэффициент применяется только в отношении тех земельных участков, которые изначально приобретают для жилищного строительства. При этом есть варианты — например, вначале участок может быть приобретен с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, и в другой вид разрешенного использования, непосредственно для жилищного строительства, его переведут лишь потом. Формулировка Налогового кодекса предусматривает, что в отношении тех земельных участков, которые изначально не предназначены для жилищного строительства, коэффициент применяться уже не будет. Эта несправедливость в налогообложении возникает от того, что есть прямая зависимость от первоначального вида разрешенного использования земельного участка.
Чтобы устранить эту проблему, Минфин предлагает применять коэффициент не с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок, а с момента установления вида разрешенного использования земельного участка. Это позволит установить единообразие налогообложения в отношении всех земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.
Очень много вопросов возникает в части применения в отношении физических лиц коэффициента 1,1, который предусматривает ограничение налоговой нагрузки по земельному налогу и налогу на имущество. Этот коэффициент был введен в соответствии с поручением Президента РФ, когда рассматривался вопрос о том, что во многих ситуациях кадастровая стоимость не соответствует рыночной, из года в год меняется. А это влияет на налоговую базу физических лиц, вызывая социальную напряженность. По существу, этот коэффициент предусматривает, что ежегодный рост налоговой нагрузки для физических лиц не может превышать 10%.
Налоговая нагрузка связана не только с проблемами, которые возникают в связи с кадастровой оценкой, есть целый ряд других факторов. Например, дифференциация ставок земельного налога в отношении земель сельхозназначения, которые используют или не используют по целевому назначению. Если их используют по целевому назначению, устанавливается ставка 0,3%, а если не используют — 1,5%. Такие же ставки применяют в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства. Когда земельные участки используют для личных целей — ставка 0,5%, когда для коммерческих — 1,5%.
В отношении земельных участков виды разрешенного использования могут меняться, что, соответственно, меняет кадастровую стоимость и налоговую ставку. Применение коэффициента 1,1 не учитывает эти факторы, и, по существу, для физических лиц на сегодняшний день положения Налогового кодекса не работают.
Для исправления ситуации Минфин России предлагает установить ограничение на применение коэффициента в отношении земель сельхозназначения, земель, используемых в предпринимательской деятельности для ИЖС, садоводства, личного подсобного хозяйства. Аналогичные предложения предлагается внести и по налогу на имущество физических лиц. В данном случае ограничение в использовании коэффициента может быть связано с изменением физических характеристик объекта, с изменением использования этого объекта. Эти вопросы зафиксированы в проекте основных направлений налоговой политики на
И в конце остановлюсь на поддержанном Минфином России предложении субъектов РФ об увеличении ставки по налогу на имущество физических лиц. Сейчас ставка по объектам жилого назначения устанавливается в пределах 0,3%, а в отношении объектов стоимостью 300 миллионов рублей и более — 2% от налоговой базы. Одно из предложений субъектов РФ заключается в том, чтобы увеличивать налоговую ставку в зависимости не только от стоимости объекта, но и от количества объектов в собственности. В частности, можно увеличить налоговую нагрузку при наличии у налогоплательщика трех и более квартир. Такие квартиры надо содержать, а содержание осуществляется через аренду этих помещений. И поскольку администрирование НДФЛ в этой части проблематично, можно рассмотреть вопрос об увеличении налоговой ставки как одном из источников компенсации выпадающих доходов по НДФЛ.