Версия для печати 573 Материалы по теме
Грамотный расчет, ответственный подход, системная работа

Чрезвычайная ситуация, объявленная в Тоцком районе Оренбургской области в связи с засухой летом 2021 года, пандемия коронавируса — все это стало своего рода испытанием на прочность руководства района. О том, как муниципалитет справился со всеми вызовами, рассказал Сергей Владимирович СКРЯБИН, заместитель главы Администрации Тоцкого района по финансовым и экономическим вопросам — руководитель финансового отдела.

— Сергей Владимирович, последние два года для Тоцкого района выдались нелегкими. Пандемия, чрезвычайная ситуация, объявленная летом в связи с засухой, — все это, очевидно, отразилось на экономике района и, соответственно, на бюджете?

— Действительно, 2020 год был нелегким для всей страны, и наш район не стал исключением. На исполнение районного бюджета в 2020 году оказали влияние изменения законодательства РФ, Оренбургской области и Тоцкого района, направленные на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции. На территории района был принят ряд нормативных правовых актов, позволивших хозяйствующим субъектам продолжить свою деятельность в ситуации кризиса. Так, с 1 марта по 31 мая 2020 года была введена льготная ставка арендной платы за использование муниципального имущества с применением корректирующего коэффициента 0,01, снижена ставка (ныне отмененного) единого налога на вмененный доход с 15 процентов до 7,5 процента для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших от пандемии отраслях экономики. Их перечень был определен Правительством РФ.

Сумма выпадающих доходов бюджета района составила около 5 миллионов рублей. Однако, несмотря на все трудности и вызовы, мы смогли выполнить плановые показатели в полном объеме и даже увеличить объем собственных доходов по сравнению с 2019 годом на 25,2 миллиона рублей. Это стало возможным благодаря нашей работе по мобилизации дополнительных неналоговых доходов от увеличения арендной платы за использование муниципального имущества и земельных участков, от продажи материальных активов, от штрафов. Также мы проводили большую работу по легализации теневой заработной платы. В результате от увеличения фонда оплаты труда мы получили рост поступлений от НДФЛ.

В 2021 году основной упор делаем на работу с неналоговыми доходами, использование земельных ресурсов, ликвидацию неформальной занятости

— Как обстоят дела с собственными доходами района в текущем году? Какое место вы занимаете по этому показателю в регионе?

— Текущий год еще не окончен, но по итогам девяти месяцев можно уже делать определенные прогнозы о выполнении доходной части районного бюджета. Налоговые и неналоговые доходы на 2021 год запланированы в сумме 205,3 миллиона рублей, что составляет 27,7 процента от общего объема доходов. В связи с хорошими показателями по исполнению план был уточнен, и на сегодняшний день он составляет 214,6 миллиона рублей. Несмотря на засуху, неплохо поработали наши аграрии. Дополнительные доходы по единому сельхозналогу составили 5,5 миллиона рублей. Поступления по остальным доходным источникам осуществляются довольно ровно, поэтому мы рассчитываем, что доходная часть бюджета 2021 года будет выполнена полностью.

В 2021 году основной упор делаем на работу с неналоговыми доходами, использование земельных ресурсов, ликвидацию неформальной занятости. 30 декабря 2020 года был принят Федеральный закон № 518‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий порядок выявления правообладателей ранее не учтенных объектов недвижимости. В ходе реализации данного закона планируем выявить все объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы, и обеспечить их регистрацию. Это делается прежде всего для улучшения собираемости имущественных налогов, так как основой для налогообложения служит база Росреестра. Поэтому владельцы объектов, которых в ней нет, зачастую уходят от уплаты имущественных налогов.

— Бюджет на ближайшую трехлетку, учитывая существующую экономическую ситуацию, — каков он будет? Удается ли сформировать бюджет развития и сохранить все социальные обязательства?

— Исходя из опыта прошлых лет, можно сказать, что бюджет будет сформирован социально ориентированным и бездефицитным. Также мы планируем, что объем доходов бюджета останется на уровне 2021 года. У нас принят план мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления муниципальных финансов Тоцкого района, предусматривающий ряд актуальных направлений нашей деятельности. Продолжим работу по легализации теневой заработной платы, устранению неэффективных налоговых льгот и пониженных ставок по налогам, инвентаризации имущества, выявлению неиспользуемых основных фондов. Будем принимать меры по продаже имущества или сдаче его в аренду для того, чтобы увеличить неналоговые доходы. Будем работать над снижением недоимки по налогам и вовлечению в оборот объектов недвижимости, включая земельные участки. Мы считаем, что реализация данных мероприятий принесет нам дополнительные доходы в ходе исполнения бюджета. Получим дополнительные доходы — можно будет увеличить расходы.

96.jpg

В данный же момент в проекте бюджета на 2022 год мы предусмотрели в полном объеме расходы на заработную плату, коммунальные услуги, социальные выплаты гражданам, оплату налогов и другие социально значимые и первоочередные расходы. Кроме этого, надеемся, что нам удастся выделить средства на развитие территории, так называемый бюджет развития. В настоящий момент ведутся проектно-сметные работы, которые позволят нам в 2022 году участвовать в реализации федеральных программ и национальных проектов по капитальному ремонту образовательных учреждений, строительству водопровода в селе Тоцком, капитальному ремонту автомобильных дорог. Также планируем принять участие в комплексных кадастровых работах, которые позволят увеличить налогооблагаемую базу Тоцкого района в 2022–2024 годах.

— Как построены межбюджетные отношения с поселениями?

— Финансовый отдел продолжает совершенствовать систему межбюджетных отношений с поселениями района. Мы разработали и приняли новый Порядок предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета Тоцкого района и Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов. Также разработали и утвердили методику расчета дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений, за исключением дотаций, предоставляемых за счет субвенций на эти цели из областного бюджета, и методику расчета дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, предоставляемых за счет субвенций из областного бюджета.

При расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений используется корректирующий коэффициент К, учитывающий численность жителей, проживающих в каждом поселении, по отношению к общей численности населения района. Для его применения был принят нормативный правовой акт об утверждении критериев и методики оценки определения корректирующего коэффициента, используемого при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений муниципального образования в целях исполнения полномочий Тоцкого района по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Корректирующий коэффициент определяется следующим образом:

— для поселений, численность населения которых в общей численности муниципального района составляет менее 30 процентов, корректирующий коэффициент равен 1; от 30 до 35 (включительно) процентов — 0,8; от 35 до 40 (включительно) процентов, — 0,4; более 40 процентов — 0.

Применение данного коэффициента позволило нам более рационально, эффективно и справедливо распределять фонд финансовой поддержки поселений Тоцкого района. В частности, приведу в пример ситуацию с муниципальным образованием Зареченский сельсовет. Его численность составляет 46,4 процента от общей численности района, доля собственных доходов поселения — более 51 процента от собственных доходов всех поселений района. Данный сельсовет находится на территории войсковых частей, и у него отсутствуют объекты, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе земля. Собственные доходы поселения складываются в основном из налога на доходы физических лиц (99,1 процента в общей сумме налоговых и неналоговых доходов). Если бы дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности Зареченскому сельсовету выделялась исходя из общей методики, утвержденной на региональном уровне, то она бы составляла более 13 миллионов рублей. При этом у муниципального образования практически отсутствует потребность в расходах на выполнение полномочий, установленных Законом № 131‑ФЗ. В то же время у других муниципальных образований возникает значительный дефицит в средствах.

Ежегодно район передавал поселениям дотацию в размере 0,5 миллиона рублей. На 2021 год объем дотации был запланирован в сумме 100 тысяч рублей. Причиной такого снижения стала отмена поселениями льготы по земельному налогу для муниципальных учреждений Тоцкого района, а это более 3 миллионов рублей дополнительных поступлений, перечисленных районными муниципальными учреждениями в бюджеты поселений.

97.jpg

Кроме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, муниципальные образования Тоцкого района получают дотацию на сбалансированность. Методика распределения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов сельских поселений для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения утверждается решением Совета депутатов о районном бюджете. В 2021 году дотация предоставляется на осуществление мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов и реализацию социально значимых мероприятий, утвержденных Законодательным собранием Оренбургской области.

— В условиях нестабильной экономической ситуации особо важно качество управления муниципальными финансами. У вас с этим все в порядке, подтверждение тому — Диплом I степени XIV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»...

— Достигнутые результаты говорят о высоком профессионализме, ответственности, неравнодушии к своему делу всей команды руководства района. Однако ведущая роль в успешной организации бюджетного процесса Тоцкого района принадлежит, конечно же, коллективу финансового отдела. И участие в федеральных и региональных конкурсах — все это также инициатива финансистов.

Высокий профессионализм специалистов финансового отдела Тоцкого района отметил губернатор Оренбургской области Д. В. Паслер. Коллектив финансового отдела района был награжден благодарственным письмом губернатора Оренбургской области за высокий профессионализм и победу на XIV Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами».

Огромную благодарность хотелось бы выразить коллективу Министерства финансов Оренбургской области и лично Т. Г. Мошковой за помощь и поддержку в решении возникающих финансовых вопросов. Это первоклассные специалисты, добросовестные, компетентные, способные решать самые сложные задачи, легко ориентирующиеся в тонкостях бюджетного законодательства. Они в любой момент способны ответить на вопрос, дать консультацию, подсказать решение проблемы.

Подготовила М. И. КУЛЬКОВА

Поделиться