Версия для печати 619 Материалы по теме

В статье рассказан опыт Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов.

57.jpg

Максим Владимирович ШЕВЧЕНКО, заместитель руководителя УФК по Алтайскому краю

58.jpg

Ирина Алексеевна КЛИМОВА, начальник отдела расходов УФК по Алтайскому краю

До 1 января 2021 года исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов на территории Алтайского края осуществляли территориальные подразделения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Фонда ОМС (территориальные фонды). C 1 января 2021 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 479‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» определен порядок исполнения органами Федерального казначейства судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, аналогичный порядку исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета.

С внедрением данного порядка применительно к бюджетам государственнных внебюджетных фондов законодательно установлены сроки исполнения ИД. При неисполнении судебных актов применяется инструмент — приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, который для должника является стимулом оперативного их исполнения, а для взыскателя — гарантией исполнения судебных актов в установленные сроки.

Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Управление) еще до вступления в силу изменений в БК РФ на своем официальном сайте размещало всю необходимую для взыскателей информацию, проводило работу с территориальными фондами по разъяснению нового порядка исполнения судебных актов. В результате проделанной работы первый исполнительный документ (ИД), поступивший в Управление 13 января 2021 года, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, исполнен должником в установленные БК РФ сроки.

Итоги первого полугодия 2021 года

В первом полугодии 2021 года в Управление предъявлено 185 ИД на сумму 2,35 миллиона рублей, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе:

  • 170 ИД на сумму 2,15 миллиона рублей — на средства бюджета Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю (рисунок 1);
  • 15 ИД на сумму 196 тысяч рублей — на средства бюджета Алтайского регионального отделения ФСС РФ.

59.jpg

ИД, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета Территориального фонда ОМС Алтайского края, в Управление в первом полугодии 2021 года не предъявлялись. Исполнение ИД в первом полугодии составило 91%.

Основные категории взыскания:

  • задолженность по судебным расходам, по оплате госпошлины (96,2%);
  • задолженность по выплате компенсации стоимости проезда и провоза багажа при переселении из районов Крайнего Севера (1,6%);
  • задолженность по оплате оказанных услуг (0,5%);
  • взыскание недополученной пенсии (0,5%);
  • перечисление средств материнского капитала в счет погашения задолженности (0,5%);
  • устранение нарушений в системе обязательного пенсионного страхования (0,5%) (рисунок 2).

60.jpg

Основными причинами возврата ИД в 2021 году являются ошибки в оформлении документов и невыполнение установленных положений законодательства. Со стороны взыскателей (представителя взыскателя): не представлена копия судебного акта (десять ИД), поступившее заявление не подписано взыскателем (один ИД), представленная доверенность не заверена надлежащим образом (один ИД). Со стороны судебных органов: в резолютивной части ИД не указано, в чью пользу осуществляется взыскание (один ИД), несоответствие размера взыскания в резолютивной части ИД и судебном акте (один ИД), ИД не заверен печатью (один ИД), не указана сумма в валюте РФ (один ИД).

Чтобы уменьшить количество возвратов и для оперативного исполнения ИД, на странице интернет-сайта Управления в разделе «Информация для взыскателей» мы размещаем ответы на часто задаваемые вопросы, тут же даны образцы заполнения заявлений, перечень необходимых документов для ознакомления с действующим порядком взыскания. Кроме этого, ежедневно размещается информация о ходе исполнения ИД, что позволяет взыскателям отслеживать исполнение на любой стадии.

Дальнейшее развитие

1

Ключевым направлением реализации мероприятий Стратегической карты Казначейства России на 2021–2024 годы в части организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является организация обмена документами в электронном виде. В рамках реализации данного направления в 2019 году Управление заключило соглашение с Алтайским краевым судом о сотрудничестве и организовало в тестовом режиме прием электронных ИД. Обмен электронными документами существенно сократит сроки исполнения, улучшит качество предоставления документов, позволит оперативно информировать судебные органы и взыскателей о ходе исполнения ИД.

Еще одним направлением развития организации исполнения судебных актов служит размещение на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (budget.gov.ru) информации об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 28 декабря 2016 года № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации». Размещение информации на едином портале позволит всем заинтересованным лицам получать данные в разрезе учреждений-должников о количестве и суммах предъявленных, возвращенных ИД за любой период, а также о количестве и остатке суммы, подлежащей взысканию по неисполненным ИД.

Повышение эффективности управления общественными финансами, эффективности реализации бюджетных полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации, а также обеспечение контроля за деятельностью организаций сектора государственного управления диктует необходимость формирования единого государственного информационного ресурса, которым является подсистема информационно-аналитического обеспечения ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет». Подсистема позволяет решать задачи накопления, сопоставления и анализа информации, формируемой и обрабатываемой системой «Электронный бюджет», а также информации из внешних источников, непосредственно связанных с бюджетным процессом. В этой связи планируется создание в подсистеме информационных панелей по исполнению судебных актов, которые позволят пользователям наглядно осуществлять анализ, мониторинг, оценку результативности (эффективности) исполнения ИД и будут способствовать принятию решений в сфере управления общественными финансами уполномоченными органами власти.

Перспективным направлением развития организации исполнения судебных актов является создание электронного сервиса для взыскателей на едином портале бюджетной системы. А именно размещение информации о стадиях исполнения ИД в личном кабинете взыскателя. Данная опция позволит взыскателям оперативно получать информацию о ходе исполнения ИД.

Утвержденный законодательством порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов с учетом перспективного развития будет способствовать своевременному и качественному исполнению судебных актов, а также соблюдению прав и обязанностей всех сторон исполнительного производства.

Поделиться