№ 12 декабрь 2021 — 12 декабря 2021

Риск-мониторинг. Опыт УФК по Нижегородской области

Версия для печати 1099 Материалы по теме
Риск-мониторинг. Опыт УФК по Нижегородской области

В ноябре 2020 года Федеральное казначейство сообщило о начале функционирования модуля «Риск-мониторинг» подсистемы «Мониторинг закупок» единой информационной системы в сфере закупок и открыло для всех территориальных органов к нему доступ. Модуль предназначен для осуществления контроля в сфере закупок, предусмотренного частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ.

Ирина Геннадьевна ГОЛУНОВА, начальник отдела по контролю в сфере контрактных отношений УФК по Нижегородской области

Подключению к модулю «Риск-мониторинг» всех территориальных органов Федерального казначейства предшествовал длительный этап пилотирования. Апробация началась в августе 2019 года. При участии пяти ТОФК (УФК по Республике Татарстан, УФК по Оренбургский области, УФК по Республике Мордовия, УФК по городу Санкт-Петербургу и УФК по Нижегородской области) разработчики тестировали функциональные возможности модуля.

Модуль «Риск-мониторинг» представляет собой отдельный функциональный блок, доступный в личных кабинетах ЕИС при авторизации пользователя с полномочиями «Орган внутреннего контроля». Основная его задача — выявлять в автоматизированном режиме закупки с рисками и признаками нарушений. Данные о закупках, размещенные в ЕИС, рассматриваются по 29 рискоемким показателям и 20 признакам нарушений. Модуль, доступный ТОФК, состоит из четырех разделов: «Инфопанели», «Риск-рейтинг», «Планирование КМ» и «Меры реагирования».

Инфопанели

Данный раздел представляет собой массив обобщенной аналитической информации по восьми тематическим блокам: «Конкуренция», «Достижения результатов», «Поддержка российского производства», «Национальные проекты», «Аномалии в закупках», «Закупки в сфере строительства», «Закупки лекарственных препаратов», «Закупки медицинских изделий». В каждом блоке представлена статистическая информация по закупочным рискам с указанием доли и суммы контрактов, по которым были выявлены нарушения, и перечнем заказчиков, их допустивших.

Риск-рейтинг

В разделе «Риск-рейтинг» доступна информация о рейтинге заказчиков и рейтинге закупок. Основные и детальные фильтры раздела позволяют сформировать данные в соответствии с любым пользовательским запросом. С помощью фильтров пользователь может, например, выбрать заказчика и просмотреть информацию о заключенных им контрактах, в отношении которых выявлены признаки нарушений. Есть возможность сформировать данные о контрактах, заключенных в рамках реализации национальных проектов, в отношении которых выявлен риск «Короткие сроки исполнения контракта», или по реестровому номеру контракта проверить, есть ли по нему нарушения. Информация о выявленных рисках и признаках нарушений по закупкам дополнена данными, на основании которых они были установлены, с указанием эталонного и фактического значения соответствующих показателей, а также ссылок на данные закупки в ЕИС. В этом разделе доступны блоки «Досье поставщика» и «Досье заказчика». В «Досье поставщика» пользователь, указав название или ИНН поставщика, сможет получить сведения о заключенных им контрактах, а также о том, как они исполнялись. В «Досье заказчика» имеется вся информация о закупочной деятельности конкретного закупщика, а также рассчитанный на основании данных о неконкурентных закупках, экономии и ненадлежащем исполнении контракта мультипликатор неэффективности (рисунок 1).

62.jpg

Управления Федерального казначейства используют «Риск-рейтинг» прежде всего в тех случаях, когда необходимо получить информацию о конкретной закупке или сформировать представление о надежности поставщика или закупочной дисциплине заказчика. «Риск-рейтинг» обеспечивает оперативное предоставление информации по запросам органов прокуратуры, позволяя сделать точечную выборку данных по заданным критериям.

Планирование КМ

Раздел «Планирование КМ» предназначен для просмотра территориальными органами Федерального казначейства централизованных заданий, сформированных центральным аппаратом в рамках осуществления контроля в сфере закупок, в разрезе объектов контроля и закупок, подлежащих проверке, а также для формирования предложений ТОФК во второй раздел плана контрольных мероприятий.

Предложения во второй раздел плана контрольных мероприятий формируются с учетом категорий риска объектов контроля и рейтинга закупок. В модуле «Риск-мониторинг» заложен риск-ориентированный подход, установленный федеральным стандартом «Планирование проверок, ревизий и обследований» (постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 года № 208). По каждому заказчику в автоматическом режиме с учетом критериев вероятности допущения нарушений и существенности последствий нарушений, на основе данных ЕИС, рассчитывается категория риска объекта контроля. Категория риска формируется из сложения оценок существенности и вероятности. Пользователю по каждому заказчику доступна информация о том, какие показатели были учтены при формировании оценок, их доля и значения (рисунок 2).

63.jpg

В разделе «Планирование КМ» реализован учет нагрузки на контролеров по контрольным мероприятиям в сфере закупок, определяемой в соответствии с приказом Федерального казначейства от 1 июня 2021 года № 174 «Об утверждении Регламента внутренней организации деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства, федерального казенного учреждения „Центр по обеспечению деятельности Казначейства России“ по планированию контрольной деятельности». Пользователю с правами доступа «Лицо, осуществляющее планирование УФК КМ» доступна информация о предельном и минимальном общедоступном ресурсе, выраженном в человеко-днях, и текущей нагрузке, рассчитанной исходя из количества объектов контроля, включенных в план контрольных мероприятий ТОФК, и количества закупок, подлежащих проверке (рисунок 3).

64.jpg

Ответственный за планирование контрольных мероприятий в сфере закупок сотрудник ТОФК, формируя предложения в план контрольных мероприятий, на основании данных о категории риска заказчиков, заключении ими контрактов в рамках реализации национальных проектов, контрактов на строительство и поставку лекарственных препаратов формирует пул заказчиков. Затем он, учитывая цены контрактов, наличие признаков нарушений и рисков с наиболее существенными финансовыми последствиями, а также данные о надежности поставщика из «Досье поставщика», отбирает закупки, подлежащие проверке.

При необходимости по некоторым закупкам делаются отметки, указывающие на то, что в ходе контрольного мероприятия следует провести экспертизу или исследование. Сформированные в «Риск-мониторинге» предложения в план контрольных мероприятий экспортируются в XML-формате в Автоматизированную систему планирования контрольной и надзорной деятельности (АС Планирование, версия 2.0), где обрабатываются в установленном порядке.

Меры реагирования

С 29 июля этого года территориальным органам Федерального казначейства открыт доступ к новому разделу «Меры реагирования». Здесь автоматически формируется перечень наиболее значимых контрактов, в отношении которых выявлены существенные риски. Функциональные возможности раздела позволяют использовать его как инструмент контроля. В соответствии с утвержденным алгоритмом действий контролер осуществляет оценку выявленных рисков и при необходимости применяет меры реагирования, направленные на их устранение.

Этапы проверки включают в себя: предварительный анализ, взаимодействие с заказчиком, предпроверочный анализ, выбор меры реагирования. Количество контрактов, которые отражаются в разделе «Меры реагирования», напрямую зависит от закупочной дисциплины заказчиков в регионе. В настоящий момент практика ТОФК в части работы с этим разделом только формируется, но уже можно говорить об эффективности использования данного инструмента, который позволяет осуществлять не только умный (smart-контроль), но еще и оперативный контроль в сфере закупок.

Поделиться