Версия для печати 847 Материалы по теме
Три кита, на которых держится местный бюджет

Роман Юрьевич ПАНФИЛОВ, глава Администрации Лебедянского района, рассказал, как организована работа по управлению муниципальной собственностью и на какие дивиденды можно тут рассчитывать. Как моногород использует плюсы из сложившейся монопрофильности экономики, не забывая при этом ее диверсифицировать.

— Роман Юрьевич, по итогам всероссийского конкурса Лебедянский район стал лучшим в управлении бюджетными доходами и муниципальной собственностью. Сокращение расходов на содержание имущества, повышение доходов от распоряжения муниципальной собственностью — задачи, которые ставит перед собой каждый правообладатель. Расскажите о ваших наработках в этой сфере.

— Вопрос учета имущества для местного самоуправления ключевой. Чтобы развивать инфраструктуру, необходимо, во-первых, аккумулировать в бюджете средства для этого, а во-вторых, иметь полную картину того, какие объекты на территории находятся и кому они принадлежат. В отношении муниципального имущества серьезных проблем мы не видим, все объекты учитываются, используются по целевому назначению, отражены в реестрах. Для непрофильных объектов активно подыскиваем новых собственников. На сайте администрации создан специальный раздел для предпринимателей, где собрана информация о таких активах. Только в последнем квартале 2021 года был подписан контракт о продаже трех объектов на сумму более 3,4 миллиона рублей. Это два здания бывших сельских школ, которые проданы под торговые объекты, и здание бывшей столовой техникума в городе Лебедянь. Теперь эти объекты из проблемных для бюджета станут, надеюсь, точками роста, генерирующими постоянные доходы, а главное — у нас появятся новые рабочие места.

Это не единственный пример. Так, вместо бывшего гаража сельскохозяйственного техникума постепенно создается новый спортивный объект — база подготовки лыжников и лыжероллеристов. Объект находится буквально в 100 метрах от лыжной трассы, где традиционно зимой тренируются лебедянские спортсмены, а три года назад в рамках федеральной программы развития моногородов построена крупнейшая в области освещенная лыжероллерная трасса. Каждый объект имущества по-своему уникален, и нужно стараться вписать его в общую картину развития территории.

80.jpg

Гораздо сложнее с теми объектами, которые в базах Росреестра числятся как ранее учтенные, но не имеющие определенных собственников, а значит, выпадают из-под налогообложения. Таких только в нашем районе более 14,1 тысячи единиц. Это почти на 20 процентов больше, чем количество объектов, по которым налог начисляется.

И наш район в этом смысле совсем не уникален. Корни проблемы уходят еще в советский период и переходные 1990-е годы, когда единой системы учета недвижимости не существовало: часть информации имелась в органах БТИ, часть — в местных администрациях, отраслевых ведомствах и даже у отдельных предприятий. Попытки провести инвентаризацию, конечно, предпринимались, но успешными они не были, и прежде всего потому, что законодательно не был предусмотрен алгоритм ее проведения. Вернее, переписать все объекты, их внешние признаки и фактических пользователей (потенциальных собственников) местные власти в большинстве случаев могли. Более того, такая информация активно собиралась. Но вот использовать ее для привязки к базе Росреестра было невозможно, а значит, и налоговые органы не имели возможности принять эти данные для начислений.

Только с введением в действие со второго полугодия 2021 года Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518‑ФЗ у муниципалитетов появился шанс сдвинуть ситуацию с мертвой точки. И наш район активно включился в эту работу. За первые пять месяцев действия 518-го закона запросы в соответствующие органы направлены по 260 объектам, выявлено 714 потенциальных собственников ранее учтенных объектов. Эта работа идет буквально каждый день. Нужно отметить, что в абсолютном большинстве случаев наша информация по объектам является объективной — противоречия обнаружены только по десяти позициям.

81.jpg

— Вы считаете, что Закон № 518‑ФЗ исправит ситуацию с «бесхозными» объектами? Сколько дополнительно средств может получить бюджет?

— Надеюсь на это. Конечно, процедура признания лиц в качестве собственников и, соответственно, налогоплательщиков длительная, на несколько лет, но, если вести постоянную работу в потоковом режиме, ситуация, безусловно, изменится. Ну и нормы 518-го закона по мере его применения будут корректироваться, становиться более удобными для работы. Важно, что на федеральном уровне проблема необходимости налогообложения ранее учтенных объектов получила принципиальное законодательное оформление и началось движение вперед.

Разумеется, увеличение налоговых поступлений будет происходить также не сразу, а в течение нескольких лет, по мере прохождения всех предусмотренных законом процедур. Да и стоимость объектов может быть очень разной, но суммарная прибавка налогов может составить в текущих ценах до 15 миллионов рублей ежегодно.

82.jpg

— Вы сторонник приватизации или наращивания муниципальных активов? Ведь высокая доля дохода от сдачи имущества в аренду по методике, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2645-р, негативно отражается на показателях эффективности его использования.

— Безусловно, я сторонник передачи непрофильного имущества новым собственникам, прежде всего субъектам малого бизнеса. Муниципалитеты должны наращивать профильные активы, необходимые для решения вопросов местного значения, и мы движемся по этому пути.

«Важно, что на федеральном уровне проблема налогообложения ранее учтенных объектов получила законодательное оформление и началось движение вперед»

— Зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов в нашей стране очень высока. При этом муниципалитеты проводят разную политику. Кто-то все усилия тратит на максимизацию межбюджетных перечислений, а кто-то ведет политику по мобилизации собственных источников налоговых и неналоговых доходов. Какая позиция у вас?

— Думаю, что на местном уровне нужно все усилия прикладывать к развитию собственной доходной базы. Тогда и субсидии привлечь значительно легче. Если же говорить о цифрах, то их нужно рассматривать в динамике. Не секрет, что макроэкономическая ситуация в России резко поменялась в 2014 году, когда министр финансов страны А. Г. Силуанов прямо завил о формировании «новой экономической парадигмы», в рамках которой «у нас уже не будет столько доходов, сколько полгода назад...» и "... необходимо работать над изменением инвестиционного климата«[1].

В этом смысле Лебедянский район можно назвать передовым, поскольку основу нашей экономики составляет именно реальный сектор. Прежде всего это производство продуктов питания. ООО «Лебедянский», ООО «Пепсико Холдингс», ООО «Фрито лей Мануфактуринг» — предприятия, которые, без преувеличения, являются игроками федерального уровня. Наши соковые бренды «Я», «Тонус», «Фруктовый сад», «Тропикана» (международный бренд компании PepsiCo), «Привет», Frustyle, «Северная ягода» известны всей России. Очень показателен пример развития компании «Лебедяньмолоко», которая из исключительно местного производителя выросла до производства 190 тысяч тонн продукции в год и в 2021 году признана самой быстрорастущей в своей отрасли, войдя в топ-20 крупнейших переработчиков России. Качество продукции «Лебедяньмолоко» и соответствие международным стандартам по системе FSSC 22000 v.5.1 подтверждены независимым зарубежным аудитором DNV GL (Норвегия).

Заказчиками полимерных изделий ООО «Бипласт» являются такие гиганты, как IKEA, Indesit, Beko, Haier. Участник международной группы Mondi — ООО «Монди Лебедянь» входит в число ведущих российских производителей упаковки. ОАО «Лебедянский сахарный завод» в сутки производит более 500 тонн продукции. Встроены в федеральные цепочки производства и лебедянские машиностроители — ООО «Строймаш» и ООО «ЛеМаЗ» — крупнейшие работодатели, где занято более 2000 человек.

83.jpg

Ну и, наконец, флагманы агро­отрасли — ООО «Агроном-сад» и ЗАО «Агрофирма имени 15 лет Октября» — в условиях этой «новой экономической парадигмы» не только освоили наиболее передовые технологии садоводства, но и создали комплексы хранения и переработки плодов мирового уровня; ООО СХП «Мокрое» и ООО «Лебедянское» активно обновляют парк сельскохозяйственных машин и являются лидерами по производству зерновых, корнеплодов, подсолнечника. Практически все сельскохозяйственные земли в районе активно используются в производстве.

В районе развиваются не только крупные предприятия, есть несколько хлебопекарных производств, два производителя пива, открываются новые точки общепита, бытового обслуживания, интернет-магазины. Формируется и новый кластер производства плодовых в Куликовском сельсовете, где заложено 50 гектаров новых садов. Малый и средний бизнес интегрируется в производственные цепочки крупных игроков, что позволяет сотрудничать на взаимовыгодных условиях, наращивать объем производства, повысить гибкость производственных систем, а в конечном итоге — увеличить занятость и бюджетные доходы.

Диверсификация экономики очень важна, так как пока Лебедянь остается моногородом, сохраняя зависимость от деятельности ООО «Лебедянский». Это вопрос долгосрочной социальной стабильности и устойчивости местного бюджета.

Хорошо развитая экономическая база позволяет району удерживать топовые позиции по уровню средней заработной платы, которая превышает 42 тысячи рублей, что позволило нам занять третье место среди муниципалитетов области по итогам первого полугодия 2021 года. К уровню 2014 года рост составил более 77 процентов, а это прямые бюджетные доходы.

Если говорить о налоговых и неналоговых доходах консолидированного бюджета, то они у нас как раз и держатся на трех китах: НДФЛ, который по итогам 2020 года составил 347,2 миллиона рублей, или 62 процента собственных доходов бюджета, имущественных налогах — 49,8 миллиона рублей (8,9 процента) и на арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, — 71,8 миллиона рублей (12,8 процента). От года к году структура если и меняется, то очень незначительно. Поэтому вопросы развития рынка труда, содействия занятости, роста зарплат, администрирования налога на имущество физических лиц и земельного налога, а также арендной платы за землю для нас ключевые.

— Про недостаточность финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения все всё знают. При этом задачи перед муниципалитетами ставят все более серьезные, и решать их необходимо. Расскажите о вашем опыте управления бюджетными доходами.

— Здесь нужно учитывать правовые реалии. Полной свободой муниципалитеты обладают только в отношении управления доходами от собственности. Но основную часть собственных доходов формируют все же налоговые доходы (по итогам 2020 года это порядка 85 процентов). А налоговое законодательство достаточно жесткое, в том числе в части защиты персональных данных налогоплательщиков. Поэтому местное самоуправление может работать только с теми данными, которые официально представляют налоговые органы, например о фактах наличия просроченной налоговой задолженности. И здесь мы работаем очень плотно — финансовый орган района ежемесячно анализирует более семи тысяч таких случаев, доводит информацию до поселений, а уже на поселенческом уровне идет индивидуальная разъяснительная работа.

Ежегодно весной и осенью в каждом сельском поселении работали выездные «налоговые офисы», где жители могли получить консультацию из первых уст. Но в условиях пандемии индивидуальную работу в формате личных встреч необходимо было минимизировать, и наши специалисты оперативно провели обучение сотрудников сельских администраций работе с интернет-сервисами, позволяющими по ИНН узнать детализированные данные о налоговой задолженности и сразу же погасить ее или сформировать для налогоплательщика платежный документ. Ну и, конечно, используем для информирования жителей возможности СМИ и наших веб-сайтов: сами публикуем тематические материалы и предоставляем место для публикаций материалов ФНС, Росреестра.

В результате в течение года удается вернуть в бюджет порядка половины задолженности по имущественным налогам физических лиц, образующейся после 1 декабря, когда истекает их срок уплаты. Так, на 1 ноября текущего года задолженность сократилась к началу года на 13,2 миллиона рублей (на 52,1 процента). Основной секрет успеха этой работы — постоянное взаимодействие финансовой службы района с налоговыми органами и администрациями поселений.

Еще один аспект — работа с подрядчиками по муниципальным и коммерческим контрактам, выполняющими работы на территории района. К сожалению, далеко не всегда они самостоятельно выполняют требования Налогового кодекса о регистрации обособленных подразделений и уплате НДФЛ по месту ведения работ. И здесь мы также активно взаимодействуем с налоговой службой. Только в этом году мы направили в ФНС информацию о более чем 30 подрядчиках. Финансовая служба района также самостоятельно проводит работу с подрядными организациями.

Еще раз повторюсь, что в настоящее время в части содействия увеличению поступления налоговых доходов органы МСУ могут выступать прежде всего в роли модераторов-посредников, а также просветителей. Но, возможно, с учетом того что именно они имеют самый тесный контакт с жителями, назрела необходимость совершенствования законодательства и расширения права местных властей хотя бы в части администрирования имущественных налогов физлиц, может быть, в форме заключения соглашений с налоговыми органами о реализации части их полномочий. Аналогично и по ключевому для местных бюджетов налогу — НДФЛ: именно органы местного самоуправления в силу их приближенности к жителям имеют возможность оперативно выявлять факты нелегальной занятости, выплаты серых и черных зарплат, но в настоящее время не наделены полномочиями для их фиксации.

84.jpg

Ну и наконец, нельзя не коснуться вопросов управления земельными ресурсами. В настоящее время максимальная ставка налогообложения сельскохозяйственных земель — 0,3 процента от кадастровой стоимости. То есть ставка объективно очень невысокая, и она не зависит от рентабельности отрасли, сложившейся в конкретном регионе и муниципалитете. При этом экономическая конъюнктура сейчас такова, что на свободном рынке арендаторы готовы платить за земли в нашем районе до 6 тысяч рублей в год за гектар, а это почти 12 процентов от средней кадастровой стоимости сельхозземель, которая в Лебедянском районе составляет 51,5 тысячи рублей! Соответственно, мы не можем себе позволить оставлять ставки аренды за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (в районе таких земель почти 25,6 тысячи гектаров), на низком уровне — сейчас арендаторы платят в среднем 2,1 тысячи (или четыре процента от кадастровой стоимости). С учетом же норм постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 экономически обоснованной стоимостью аренды, позволяющей в долгосрочной перспективе сбалансировать интересы крупных агропредприятий, фермерских хозяйств и бюджета, представляется сумма 4 тысячи рублей в год за гектар, или восемь процентов от кадастровой стоимости, и мы работаем в этом направлении.

Вся эта работа комплексная, и она дает эффект: по итогам оценки налогового потенциала городских округов и муниципальных районов Липецкой области за 2020 год Лебедянский муниципальный район занял второе место. При составлении рейтинга оценивались показатели инвестиционной активности, качества налогового администрирования и сбора местных налогов, динамики занятости в малом бизнесе.

P. S. Продолжение нашей беседы с Р. Ю. Панфиловым будет опубликовано в следующем номере журнала «Бюджет».

Подготовила Н. Н. ШТОДА


Поделиться