Чтобы решать проблемные вопросы, нужно изыскивать дополнительные источники доходов. Увеличение собственной налоговой базы, взаимодействие с органами власти региона, участие в различных конкурсах по распределению субсидий и грантов из федерального и краевого бюджетов — все это позволяет Комсомольскому району обеспечить финансирование муниципальных проектов. Подробнее — в интервью с Галиной Андреевной СЕРГИЕНКО, начальником финансового управления Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
— Галина Андреевна, у главы Комсомольского района большие планы. Это и газификация населенных пунктов, и решение проблем ЖКХ, строительство и ремонт социальных объектов. Денег хватит на решение всех поставленных задач?
— Да, в этом году мы, как никогда, вкладываемся в решение проблем района. Ни один год на моей памяти мы не имели такого бюджета развития (см. таблицу 1. — Прим. ред.). Старались решить все возникающие в поселениях проблемные вопросы, реализовать перспективные идеи, чтобы улучшить качество жизни граждан.
Таблица 1. Бюджет развития Комсомольского района на 2021 г., млн руб.
Направление расходов |
Всего |
В т. ч. средства краевого бюджета |
Капитальное строительство |
73,7 |
16,7 |
Капитальный ремонт |
139,9 |
45,0 |
Расходы по развитию материально-технической базы |
101,1 |
29,0 |
Проекты по благоустройству |
24,7 |
23,3 |
Уверенность в положительном решении всех поставленных главой района задач при поддержке Правительства Хабаровского края есть. Мы много работали, чтобы это стало возможным. За счет постановки на налоговый учет в районе обособленных подразделений строительных организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты, в бюджет за десять месяцев текущего года дополнительно привлечено 221,6 миллиона рублей. Немалая роль отводится взаимодействию с органами государственной власти края по увеличению финансовой помощи. Район и поселения активно участвуют в различных конкурсах по распределению субсидий и грантов из федерального и краевого бюджетов. Это дает ощутимый результат — межбюджетные трансферты из краевого бюджета к первоначальному плану увеличены на 134,8 миллиона рублей.
— Кроме увеличения доходов, привлекаете другие источники? Может, бюджетные или коммерческие кредиты?
— В рамках долговой политики района мы решили не идти по пути привлечения кредитов, чтобы не допускать затрат на обслуживание муниципального долга. Вместо этого стараемся повысить эффективность бюджетных расходов. Ежегодно формируем в районе перечень оптимизационных мероприятий. Так, пятый год подряд установлен запрет на увеличение численности муниципальных служащих, утверждены контрольные показатели на 2021 год по осуществлению муниципальных закупок конкурентными способами, сокращены не имеющие приоритетного характера расходы.
В целом за десять месяцев 2021 года расходы районного бюджета оптимизированы на 113,9 миллиона рублей, в том числе экономия по закупкам конкурентными способами составила 20 миллионов рублей.
Также на 1 января 2021 года в районе сформирован резерв в виде остатков собственных средств на счетах бюджетов в сумме 193,9 миллиона рублей. При первом же уточнении бюджета эти средства были включены в бюджет текущего года для решения первоочередных и социально значимых задач.
— Расскажите о бюджете на предстоящую трехлетку.
— Доходы районного бюджета определены на 2022 год в сумме 1891,7 миллиона рублей со снижением к первоначальному бюджету на 2021 год на 51,7 миллиона рублей, или на 2,7 процента. Такое снижение некритичное. Рассчитываем перекрыть его переходящими остатками. Расходные обязательства на выполнение социально значимых задач запланированы в полном объеме с учетом роста фонда оплаты труда и прогнозного уровня инфляции.
Бюджет муниципального района на 2022 год сформирован с дефицитом 10 миллионов рублей, а на 2023 и 2024 годы — без дефицита. Мы намеренно установили небольшой дефицит «под остатки», чтобы расширить возможности по принятию новых расходных обязательств, которые на очередной год сложились в объеме 50,7 миллиона рублей.
Это расходы по капитальному ремонту учреждений образования и объектов коммунального хозяйства — по 5 миллионов рублей, субсидии для завершения строительства административного центра в селе Пивань в сумме 14,9 миллиона рублей, расходы по возведению жилых домов для работников социальной сферы в селе Даппы в объеме 7,6 миллиона рублей. На 11 миллионов рублей предусмотрено выполнение мероприятий текущего характера по устранению предписаний надзорных органов в учреждениях образования и ремонту административных зданий.
Для финансирования новых муниципальных программ «Профилактика правонарушений» и «Содействие развитию инициатив гражданского общества и поддержка СОНКО» увеличены бюджетные ассигнования на 0,5 миллиона рублей. Кроме того, для участия сельских поселений в реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» и проектов, основанных на местных инициативах граждан, финансовая помощь сельским поселениям из бюджета района увеличена на 6,7 миллиона рублей.
— Что касается национальных проектов, в каких из них участвует Комсомольский район, какое финансирование получает, что уже сделано?
— Школы района активно участвуют в реализации нацпроекта «Образование». В рамках федерального проекта «Современная школа» на базе школ создаются специальные образовательные центры «Точка роста». За три года мы открыли такие центры в 11 школах района, в том числе три — в 2021 году. За счет районного бюджета идет ремонт помещений в стилистике бренда. Современное оборудование центров закупаем за счет федеральных и краевых средств.
По федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» создано десять центров цифрового образования детей, из них шесть — в 2021 году. В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» проводим ремонт спортивных залов в школах. Ранее ремонты сделаны в школах сел Пивань и Новый Мир, а в этом году — в школе села Хурба. Из вышестоящих бюджетов привлечено 6,6 миллиона рублей, в том числе в 2021 году — 3,1 миллиона рублей.
По федеральному проекту «Спорт — норма жизни» нацпроекта «Демография» в 2021 году открыты спортивные площадки для тренировок и сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне» в селах Селихино и Новый Мир.
В 2019 году по федеральному проекту «Культурная среда» нацпроекта «Культура» приобретено два автоклуба и проведен капитальный ремонт в четырех домах культуры. Привлечено 37,1 миллиона рублей из вышестоящих бюджетов. Поданы документы для участия на 2022 год в капитальном ремонте Дома культуры поселка Ягодный.
И, как я уже упоминала, наши поселения с численностью населения свыше тысячи человек реализуют проекты формирования комфортной городской среды (см. таблицу 2. — Прим. ред.).
Таблица 2. Реализация в Комсомольском районе нацпроекта «Жилье и городская среда»
Год |
Количество проектов |
Выделено средств из вышестоящих бюджетов, млн руб. |
2019 |
4 |
8,4 |
2020 |
7 |
10,6 |
2021 |
8 |
12,8 |
2022 |
8 |
16,2 |
— Как в Хабаровском крае построены межбюджетные отношения на уровне регион — район? Насколько эти отношения носят стимулирующий характер?
— Кроме выравнивания бюджетной обеспеченности и финансовых возможностей муниципальных образований по решению вопросов местного значения, межбюджетные отношения в крае направлены на стимулирование социально-экономического развития муниципалитетов, а также на повышение ответственности органов местного самоуправления по использованию финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Между главой района и Министерством финансов края ежегодно заключается соглашение в соответствии со статьей 138 БК РФ, предусматривающее в том числе следующие меры:
- проведение оценки эффективности налоговых льгот и утверждение плана мероприятий по устранению неэффективных налоговых льгот;
- обеспечение реализации плана по оздоровлению муниципальных финансов;
- оптимизация расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление, а также численности работников бюджетной сферы;
- обеспечение установленного роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района;
- выполнение указов Президента РФ в части сохранения достигнутых показателей оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений;
- обеспечение отсутствия просроченной кредиторской задолженности бюджета;
- соблюдение нормативов формирования расходов на оплату труда должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленных Правительством Хабаровского края.
Ежегодно из краевого бюджета распределяются гранты городским округам и муниципальным районам Хабаровского края в целях поощрения за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития, в том числе по увеличению налогового потенциала. В 2021 году по результатам оценки деятельности за 2020 год распределено 25,2 миллиона рублей. Комсомольский район занял в своей группе первое место и получил грант в размере 3,6 миллиона рублей.
— Пользуется ли край возможностью передавать местным бюджетам отчисления от федеральных и региональных налогов, поступающих в региональный бюджет?
— Ежегодно законом о краевом бюджете району устанавливаются дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ (см. рисунок. — Прим. ред.) и дифференцированные нормативы отчислений от акцизов на нефтепродукты. Размер таких отчислений от года к году меняется.
Также краевым законом установлены нормативы отчислений в бюджет района и бюджеты сельских поселений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Норматив отчислений составляет 27 процентов в бюджеты сельских поселений и 23 процента в бюджет муниципального района.
В консолидированный бюджет района передан транспортный налог в полном объеме — по 50 процентов в бюджет района и сельских поселений. Наряду с акцизами на нефтепродукты это основной источник формирования муниципальных дорожных фондов.
— В составе района 21 муниципальное образование. Как организованы межбюджетные отношения с поселениями?
— Мы стараемся транслировать на поселенческий уровень весь имеющийся у нас положительный опыт межбюджетных отношений с регионом. Органы местного самоуправления района наделены полномочиями органов государственной власти Хабаровского края по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
Важно отметить, что дотации обеспечивают устойчивость доходов бюджетов поселений, так как их объем не только не меняется в течение текущего финансового года, но и каждый год увеличивается. Так, на 2021 год дотации определены в объеме 71,9 миллиона рублей, с ростом к прошлому году на четыре процента. Предоставление указанных средств позволило сократить разрыв в уровнях бюджетной обеспеченности поселений в 37,6 раза. На 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в проекте бюджета заложены дотации поселениям с ежегодным ростом на прогнозный уровень инфляции. С каждым получателем дотаций район заключает соглашения, предусматривающие обязательства сельских поселений по оздоровлению муниципальных финансов.
Второй год из дорожного фонда района сельским поселениям на конкурсной основе распределяются субсидии на софинансирование расходных обязательств по осуществлению дорожной деятельности в объеме 15 миллионов рублей ежегодно. За счет них отремонтировано более десяти километров поселковых автомобильных дорог. Указанные субсидии включены в бюджет и на предстоящую трехлетку в том же объеме.
В текущем году появился новый вид субсидий — по строительству объектов муниципальной собственности сельских поселений. Субсидия в размере 17,7 миллиона рублей предоставлена для строительства административного центра в селе Пивань.
Подготовила Н. Н. ШТОДА