Версия для печати 631 Материалы по теме
Возможности цифровой трансформации на муниципальном уровне

Современное развитие технологий позволяет провести полноценную цифровую трансформацию в сфере управления общественными финансами не только на федеральном и региональном, но и на местном уровне. На примере управления земельно-имущественным комплексом рассмотрим, какой эффект дает создание единой цифровой среды для граждан, бизнеса и органов местного самоуправления.

Александр Анатольевич ЛОПАРЕВ, руководитель проектов по внедрению системы «Парус»

Для большинства муниципалитетов земельно-имущественный комплекс является важнейшим ресурсом. С одной стороны, он обеспечивает весомую часть доходов местного бюджета в виде налогов, арендных платежей, поступлений от приватизации муниципальной собственности. С другой — содержание имущества связано с большим объемом расходов, которые требуют тщательного анализа и эффективного управления. Наконец, во взаимодействие с органами МСУ в сфере земельно-имущественных отношений вовлечено огромное число граждан и юридических лиц.

Вспомним, что еще десять лет назад в этой сфере основным способом взаимодействия бизнеса и граждан с муниципальной администрацией был подомовой обход, результаты которого фиксировали в похозяйственной книге, а обратная связь сводилась к получению выписок и справок. Автоматизировать учет в таких процессах было несложно, но это не приносило большого эффекта.

За последнее десятилетие возможности цифровой трансформации земельно-имущественных отношений серьезно расширились. Устранены основные нормативно-правовые и технические барьеры для электронного обмена данными с федеральными ресурсами. Сегодня можно легко наладить электронное взаимодействие с Единым государственным реестром недвижимости (ЕГРН), который ведет Росреестр, и автоматизированным аналитическим приложением АИН МО («Анализ имущественных налогов муниципального образования»), доступ к которому предоставляет ФНС России. Технологии позволяют автоматически получать и сопоставлять данные Росреестра и ФНС России со сведениями муниципальных архивов, содержащими реестры населения, земельных участков и объектов капитального строительства, документы муниципального земельного контроля, разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

Кроме того, атрибутивные характеристики объектов недвижимости можно сравнить с полученными в результате аэрофотосъемки ортофотопланами, которые отображают фактические границы земельных участков и объектов капитального строительства. Это позволяет выявлять объекты недвижимости, не поставленные на кадастровый учет, не имеющие оформленного права собственности, объекты с признаками самозахвата или использование зарегистрированной недвижимости с нарушением законодательства, включая нецелевое использование земли (рисунок 1).

99.jpg

Таким образом, сегодня есть все законодательные и технические возможности создать единую цифровую платформу, которая будет содержать данные о земельно-имущественном комплексе территории. Также теперь можно регулярно актуализировать эту информацию с учетом сведений Росреестра и ФНС России и анализировать атрибутивные и пространственные данные об объектах земельно-имущественного комплекса на основе настроенных алгоритмов (рисунок 2). Такая цифровая инвентаризация частного имущества на регулярной основе позволяет сформировать реестры проблемных объектов для работы по увеличению поступлений в бюджет земельного налога и налога на имущество физических лиц.

100.jpg

Развитие коммуникаций, мобильных устройств, электронного документооборота позволяет создавать удобные интернет-сервисы, которые упрощают взаимодействие граждан, бизнеса и органов МСУ по земельно-имущественным вопросам. А использование современных цифровых технологий в области земельно-имущественных отношений обеспечивает сбор, структурирование и анализ большого количества разнородной информации, автоматизированный контроль процессов и удобные механизмы электронного взаимодействия (рисунок 3). Подробнее о возможностях, которые муниципальной администрации дает цифровизация для коммуникации с гражданами и бизнесом, а также для управления муниципальным имуществом, автор рассказывал в статье, опубликованной в № 11 журнала за 2020 год.

101.jpg

Опыт регионов

Ряд регионов России сегодня уже идет по пути такой цифровой трансформации в сфере управления земельно-имущественным комплексом, реализуя проекты на базе пилотных муниципалитетов или начиная с цифровизации отдельных направлений. Как пример приведем Комплексную автоматизированную информационную систему управления собственными доходами (КАИС УСД), развернутую на базе платформы «Цифровая территория» в Министерстве финансов Чеченской Республики.

Система позволила, во-первых, произвести оценку совокупного налогового потенциала имущественных налогов. Под налоговым потенциалом мы понимаем максимальную величину суммы налоговых поступлений, возможной к получению на территории региона. Для оценки налогового потенциала были использованы сведения, полученные из Министерства финансов Чеченской Республики, ЕГРН, ФНС России, а также администраций муниципальных образований республики. По земельному налогу физических лиц налоговый потенциал превзошел плановый показатель 2021 года в пять раз, по налогу на имущество физических лиц — в три раза.

Во-вторых, по каждому муниципальному образованию Чеченской Республики в КАИС УСД были составлены перечни земельных участков и объектов капитального строительства, сформирована налогооблагаемая база и рассчитаны имущественные налоги. Таким образом, совокупная сумма налогового потенциала по республике, району, городу, сельскому поселению может быть детализирована до конкретного объекта — земельного участка, объекта капитального строительства, квартиры. Полученные таким образом оценки налогового потенциала используются как целевые показатели для муниципальных образований на ближайшие пять лет. А сформированные в КАИС УСД перечни проблемных объектов, подлежащих вовлечению в налоговый оборот, — как инструменты для достижения этих показателей.

В Ленинском районе города Махачкалы также проводятся работы по мобилизации имущественных налогов на базе платформы «Цифровая территория». Здесь акцент был сделан на выявлении земельных участков, не поставленных на кадастровый учет, и случаев самовольного захвата земли. При проведении работ кроме данных Росреестра и ФНС России используются результаты аэрофотосъемки — цифровые ортофотопланы, на которых отображаются как официальные границы земельных участков, взятые из ЕГРН, так и фактические границы.

По данным ЕГРН, на территории Ленинского района Махачкалы зарегистрировано более 61 тысячи земельных участков. Из них 23,5 тысячи участков зарегистрировано в базе ФНС России. По состоянию на 1 ноября 2021 года по результатам анализа выявлено более четырех тысяч участков, не поставленных на кадастровый учет, суммарная кадастровая стоимость которых достигает 5,5 миллиарда рублей. Определено более 2,5 тысячи участков с признаком самовольного захвата, суммарная кадастровая стоимость которых составила 1,36 миллиарда рублей. Здесь также важно отметить, что в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или его части (в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим на него прав) влечет существенные административные штрафы.

Что препятствует прогрессу

В то же время, несмотря на очевидную пользу и наличие всех предпосылок, в большинстве регионов цифровизация земельно-имущественных отношений не получает широкого распространения. В этой связи интересно обратиться к результатам анализа налогового потенциала консолидированных бюджетов отдельных дотационных регионов, которые в октябре 2021 года опубликовала Счетная палата РФ[1].

Одной из целей исследования являлась оценка влияния мер, предпринимаемых региональными органами власти и территориальными налоговыми органами во взаимодействии с ФОИВ и органами МСУ, на развитие налогового потенциала консолидированных бюджетов субъектов РФ. Анализ выполнялся на базе 12 российских регионов. В фокус внимания аудиторов Счетной палаты в числе прочих налоговых доходов попали имущественные налоги. Были выявлены причины недопоступления налоговых доходов:

  • некорректные действующие нормы налогообложения имущества организаций, исходя из остаточной стоимости имущества;
  • несвоевременное проведение государственной кадастровой оценки земли;
  • неэффективная совместная работа органов власти субъектов РФ, органов МСУ с территориальными органами Росреестра и ФНС России по выявлению неучтенных объектов недвижимого имущества и вовлечению их в налоговый оборот, а также по установлению зарегистрированных объектов недвижимости, используемых не по назначению.

Также в выводах Счетной палаты было отмечено, что эффективным способом увеличения налоговой базы субъекта РФ по имущественным налогам является проведение верификации данных об объектах недвижимости, содержащихся в базах данных налоговых органов с данными регистрирующих органов (Росреестра). Как видим, выводы и рекомендации Счетной палаты четко согласуются с задачами цифровой трансформации, которая позволяет задействовать огромный потенциал земельно-имущественного комплекса для развития муниципальной экономики, оптимально распределять и использовать муниципальное имущество для реализации полномочий городской администрации и увеличения доходов бюджета, выстраивать эффективные отношения с гражданами и бизнесом.



[1] Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ налогового потенциала консолидированных бюджетов отдельных дотационных регионов Российской Федерации, в том числе осуществление мероприятий по оценке эффективности налоговых расходов в 2018–2020 годах и истекшем периоде 2021 года» утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 28 сентября 2021 года.


Поделиться