Версия для печати 685 Материалы по теме
Сколько стоит СПО

Вопрос дефицита квалифицированных рабочих кадров уже несколько лет не сходит с повестки дня. Особенно серьезной является проблема нехватки профессиональных рабочих и специалистов среднего звена из числа молодежи. Однако в последнее время интерес к обучению в техникумах и колледжах начал расти — учиться в организациях среднего профессионального образования становится престижно. Что в текущих обстоятельствах представляет собой эта сфера и какие тенденции развития она имеет в регионах, рассмотрим в данной статье.

Марина Александровна КЛИШИНА, первый заместитель генерального директора ЦИБО

Организация предоставления среднего профессионального образования (СПО) относится к компетенции субъектов РФ. И хотя на базе учреждений высшего образования и в частном секторе в настоящее время также ведется обучение по программам среднего профобразования, тем не менее главная роль — у региональных учреждений СПО. Об этом красноречиво говорит статистика: и по количеству организаций, и по числу обучающихся лидируют именно региональные колледжи и техникумы (рисунки 1 и 4).

104.jpg

При сравнении с затратами на реализацию других региональных полномочий расходы на финансирование среднего профессионального образования (подраздел 0704) в общих расходах региональных бюджетов сравнительно невелики. На протяжении многих лет они составляют около 2% от общих расходов региональных бюджетов субъектов РФ, постепенно подрастая в абсолютном выражении (со 126,1 миллиарда рублей в 2013 году до 238,5 миллиарда рублей в 2020-м) (рисунок 2). Наибольшая доля расходов на финансирование СПО в общем объеме расходов региональных бюджетов в 2020 году была отмечена в Республике Крым (5,17%), Чеченской Республике (4,38%), Белгородской (3,6%), Тульской, Кировской и Владимирской областях (около 3%).

105.jpg

Однако эти расходы нельзя признать неважными. Причина не только в том, что в масштабах страны сумма расходов региональных бюджетов на среднее профобразование измеряется в сотнях миллиардов рублей. И не только в том, что почти три тысячи региональных учреждений среднего профессионального образования управляют более чем 11 тысячами зданий общей площадью более 42 тысяч квадратных метров, а к работе в организациях СПО привлечено почти 400 тысяч человек. Не менее важно, что по программам среднего профессионального образования обучаются более трех миллионов человек (рисунок 1). Выпускники этих учреждений могут стать «руками» промышленности и движущей силой для развития малого бизнеса. Освоив профессию, они могут остаться в регионе и внести свой вклад в его экономику.

Рост популярности СПО

Интерес к программам СПО все выше. За период с 2013 года число заявлений на прием для обучения по программам среднего профобразования выросло практически в три раза: с 633,9 тысячи до 1,7 миллиона заявлений (рисунок 3). На некоторые специальности конкурс может составлять до десяти человек на место.

106.jpg

К сожалению, на текущий момент нет полной ясности с тем, сколько уникальных пользователей желают пройти обучение по программам СПО и какое количество заявлений в разные организации на разные специальности подает один поступающий. Решение этой задачи позволило бы точнее определить спрос на услуги среднего профессионального образования со стороны населения, при необходимости скорректировать контрольные цифры приема и в целом направления и масштабы развития региональных учреждений СПО.

Отметим, что интерес растет как к бюджетным местам, так и к обучению на платной основе. Если в 2013 году на бюджетные места субъектов РФ было принято в два раза больше, чем на платные, то в 2020 году превышение составило лишь 1,2 раза (рисунок 4).

107.jpg

Новый этап развития

Дополнительный импульс развитие СПО получило с началом реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» в рамках национального проекта «Образование». В соответствии с федеральным проектом уже осуществляется субсидирование формирования (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы СПО в части создания мастерских (производственных участков), финансируется организация центров опережающей профессиональной подготовки. В планах — создание пяти тысяч мастерских и 100 центров опережающей профессиональной подготовки, причем этой работой будут охвачены все субъекты РФ. Общий плановый объем финансирования из федерального бюджета только двух указанных мероприятий — почти 30 миллиардов рублей.

На федеральном уровне обновлен список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Ведется работа по изменению федеральных государственных образовательных стандартов, повышению квалификации преподавательского состава. Поднимается престиж СПО — путем участия в международном чемпионате Ворлдскиллс, а также проведения чемпионата «Абилимпикс». Внедряется демонстрационный экзамен, вводятся элементы наставничества. Реализуются и иные шаги, призванные повысить качество и престиж СПО в России.

Как повысить эффективность СПО

Рассмотрим отдельные финансово-организационные аспекты работы СПО, которые могут представлять интерес для повышения эффективности работы этой сферы в регионах.

Количество учреждений СПО и их студентов

Учреждения СПО распространены в субъектах РФ неравномерно. В абсолютном значении регионами — лидерами по количеству колледжей и техникумов являются Свердловская и Ростовская области, где в 2020 году действовало по 116 техникумов и колледжей. Также в первую десятку лидеров по количеству подобных образовательных организаций входят Москва, Краснодарский край, Республики Татарстан и Башкортостан, Московская область, Санкт-Петербург, Иркутская область, Ставропольский край (таблица 1).

Таблица 1. Топ-10 субъектов РФ с наибольшим количеством организаций, обучающих по программам СПО, 2020 г.

Субъект РФ

Число образовательных организаций (колледжей и техникумов), ед.

Число образовательных организаций высшего образования, реализующих программы СПО, ед.

1

Свердловская область

116

8

2

Ростовская область

116

10

3

Москва

111

43

4

Краснодарский край

111

9

5

Республика Татарстан

97

10

6

Республика Башкортостан

96

6

7

Московская область

86

11

8

Санкт-Петербург

82

25

9

Иркутская область

81

6

10

Ставропольский край

78

5

Источник: данные Минпросвещения России (форма СПО-1).

Наименьшее количество организаций, где осуществляется обучение по программам СПО в 2020 году, было в Ненецком автономном округе (три организации) и Чукотском автономном округе (четыре организации). Также сравнительно малое количество организаций в Республике Алтай, Еврейской автономной области, Республике Адыгея, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Калмыкия, Севастополе, Магаданской области и Республике Ингушетия.

Впрочем, не всегда количество организаций достаточно полно характеризует масштабы работы сферы СПО в регионе. В чем-то более показательной является информация о соотношении численности населения с количеством обучающихся по программам СПО. В среднем по Российской Федерации это соотношение составляет 1:43,9 (то есть на одного учащегося СПО приходится 43,9 жителя страны). Наибольшее количество учащихся в соотношении с численностью населения — в Республике Алтай (несмотря на малое количество в республике образовательных организаций), наименьшее — в Ленинградской области (таблица 2).

Таблица 2. Субъекты РФ с наибольшим и наименьшим количеством учащихся по программам СПО в 2020 г. в соотношении с численностью населения региона

Субъект РФ

Население на одного учащегося, чел.

Субъект РФ

Население на одного учащегося, чел.

10 регионов с наибольшим числом учащихся

10 регионов с наименьшим числом учащихся

1

Республика Алтай

32,46

1

Ленинградская область

91,36

2

Омская область

33,64

2

Москва

71,34

3

Пермский край

33,87

3

Московская область

69,89

4

Республика Тыва

33,90

4

Республика Адыгея

56,93

5

Амурская область

34,68

5

Чукотский автономный округ

56,46

6

Республика Саха (Якутия)

35,32

6

Севастополь

55,63

7

Свердловская область

35,42

7

Ханты-Мансийский автономный округ

55,28

8

Удмуртская Республика

35,51

8

Еврейская автономная область

55,09

9

Республика Калмыкия

35,53

9

Ямало-Ненецкий автономный округ

52,94

10

Республика Бурятия

35,66

10

Республика Крым

52,29

Обращает на себя внимание то, что численность студентов не всегда прямо пропорциональна числу образовательных организаций из-за разной концентрации обучающихся в различных регионах. Если в среднем по Российской Федерации на одно региональное учреждение СПО в 2020 году приходилось около 700 обучающихся, то межрегиональное сравнение дает различия этого параметра в пять раз. Так, в Тюменской, Московской и Челябинской областях на одно учреждение в 2020 году приходилось более тысячи обучающихся. В то же время в Ненецком и Чукотском автономных округах на одно учреждение приходится около 200 обучающихся. Также сравнительно невысокая концентрация учащихся в расчете на одну образовательную организацию в Еврейской автономной области, Республике Мордовия, Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Саха (Якутия), Магаданской, Ульяновской и Псковской областях.

Безусловно, на возможности объединения схожих учреждений влияют и отраслевая специфика, и территориальные особенности региона. В то же время при прочих равных условиях повышение концентрации работы учреждений позволяет экономить на накладных расходах и более эффективно использовать имущество, включая современное оборудование.

Удельные расходы на СПО

Что касается удельных расходов, то в пересчете на одного обучающегося СПО в целом по Российской Федерации в 2020 году, они составляли 124 тысячи рублей в год[1].

Данный показатель имеет условный характер и показывает не удельную стоимость обучающегося, а в целом соотношение нагрузки на бюджет по финансированию СПО и результата — в виде числа обучающихся.

Наименьшие затраты в расчете на обучающегося в 2020 году за счет средств регионального бюджета были отмечены в Кабардино-Балкарской Республике (53,1 тысячи рублей), Республике Ингушетия (71,3 тысячи рублей), Республике Дагестан (73,1 тысячи рублей), Смоленской области (73,3 тысячи рублей) (рисунок 5). И, напротив, наибольшие затраты в расчете на одного обучающегося — в Чукотском (932,4 тысячи рублей), Ненецком (568 тысяч рублей) и Ямало-Ненецком (553,2 тысячи рублей) автономном округах, Магаданской области (365,9 тысячи рублей), Камчатском крае, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия) и др.

108.jpg

Структура расходов на СПО

Более 95% расходов от общего объема расходов на СПО, отраженных по подразделу 0704, направлялись в 2020 году на финансирование деятельности учреждений в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям. Среди оставшихся 5% более заметными были расходы на социальное обеспечение и иные выплаты (включая стипендии студентам), капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности.

В структуре субсидий бюджетным, автономным учреждениям и некоммерческим организациям (отражаются по виду расходов 600) наиболее заметную долю (83,3%) в 2020 году занимали субсидии автономным и бюджетным учреждениям на выполнение госзадания. Субсидии автономным и бюджетным учреждениям на иные цели составляли почти 16%. Гранты бюджетным и автономным учреждениям были менее 1%, а субсидии НКО — 1,1%.

Инструмент предоставления целевых субсидий, которые позволяют передавать средства по направлениям, не включенным через нормативные затраты в субсидии на госзадание, используют все субъекты РФ, но в разных масштабах. Есть примеры, когда целевые субсидии занимают заметную долю в объеме предоставляемых учреждениям субсидий. Например, в Белгородской области в 2020 году доля субсидий на иные цели в общем объеме субсидий учреждениям и НКО — 43,6%. Также большая доля субсидий на иные цели в 2020 году отмечалась в Севастополе (35,4%), Ненецком автономном округе (34,7%), Смоленской области (32,5%).

Впрочем, приверженность к использованию инструмента субсидий на иные цели на временном отрезке в четыре года не всегда стабильна. У той же Белгородской области за период с 2017 года произошел многократный рост по этому параметру. Наиболее стабильны высокие доли субсидий на иные цели у Ненецкого автономного округа (рисунок 6).

109.jpg

В свою очередь, наименьшие доли субсидий на иные цели в 2020 году отмечались в Республике Хакасия (0,32%), Республике Тыва (1,58%), Новосибирской области (2,37%), Псковской области (4,19%) и Республике Северная Осетия (Алания) (4,55% от общего объема субсидий учреждениям и НКО).

Подобные различия могут быть связаны не только с разными объемами финансирования, направляемыми учреждениям сверх текущего финансирования в рамках госзадания, но и с различиями в подходах к тому, что именно включать в нормативные затраты и, как следствие, передавать в рамках субсидии на госзадание. Например, различия зависят от того, как финансировать текущий и капитальный ремонт, стипендии и социальные выплаты, мероприятия и так далее — целевыми субсидиями или субсидиями на государственное задание.

В 2020 году капитальные вложения, отражающиеся по виду расходов 400, осуществляли лишь 17 субъектов РФ. Наибольшие суммы капитальных вложений были отмечены у Московской области (783,3 миллиона рублей) и Пермского края (430,5 миллиона рублей) (таблица 3).

Таблица 3. Объемы капитальных вложений субъектов РФ в сфере СПО в 2020 г.

Субъект РФ

Сумма капвложений в объекты госсобственности

Из них

Млн руб.

% от расходов на СПО

Бюджетные инвестиции, млн руб.

Субсидии БУ, ГУ, ГУП на капстроительство или покупку недвижимости

1. Московская область

738,30

6,60

738,30

2. Пермский край

430,51

10,20

430,51

3. ХМАО-Югра

375,56

6,99

375,56

— 

4. Республика Татарстан

302,54

4,24

302,54

5. ЯНАО

248,58

7,28

248,58

6. Ленинградская область

215,71

6,38

215,71

7. Республика Крым

115,88

3,96

115,88

8. Красноярский край

99,72

1,25

99,72

9. Белгородская область

93,71

2,33

93,71

10. Томская область

46,70

2,16

46,70

11. Ставропольский край

34,08

1,32

34,08

12. Оренбургская область

25,14

0,97

25,14

13. Ростовская область

24,22

0,40

24,22

14. Краснодарский край

3,70

0,06

3,70

15. Волгоградская область

2,89

0,10

2,89

16. Республика Бурятия

1,94

0,09

1,94

17. Рязанская область

0,10

0,00

0,10

Итого

2759,29

3,60

2437,76

321,53

Источник: данные Федерального казначейства об исполнении бюджетов.

При этом большая сумма капитальных вложений в 2020 году — 2,4 миллиарда рублей (или 88,34%) — расходовалась в виде бюджетных инвестиций (как правило, через уполномоченный орган в сфере строительства). И лишь 321,5 миллиона рублей (11,65%) — путем предоставления учреждениям или унитарным предприятиям субсидий на капитальные вложения в объекты капитального строительства. В последнем случае учреждения организуют расходование капитальных вложений самостоятельно: осуществляют закупочные процедуры по выбору подрядчиков, контролируют качество и своевременность выполнения работ. Как показывает анализ региональных адресных инвестиционных программ, в рамках капитальных вложений осуществлялись строительство, реконструкция или реставрация учебных корпусов, мастерских, спортивных сооружений, общежитий.

Также в регионах активно развивается практика предоставления субсидий НКО, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. И хотя их доля в общем объеме субсидий по виду расходов 600 в 2020 году была невелика — 1,1%, однако динамика роста этих расходов в абсолютном значении впечатляет. В 2020 году сумма таких субсидий превысила 1,1 миллиарда рублей и оказалась в пять раз больше аналогичных субсидий за 2019 и 2018 годы. В 2020 году субсидии НКО предоставлялись в 31 субъекте РФ. При этом наибольшие суммы выделялись в республиках Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, в Краснодарском крае и Вологодской области (таблица 4).

Таблица 4. Топ-10* субъектов РФ по объему субсидий НКО, действующих в сфере СПО, тыс. руб.

Субъект РФ

2018

2019

2020

1

Республика Башкортостан

108 790,21

11 939,70

16 203,20

2

Республика Саха (Якутия)

38 016,85

30 606,50

80 508,68

3

Республика Дагестан

15 000,00

14 889,34

14 112,26

4

Краснодарский край

14 648,30

16 956,70

27 595,22

5

Вологодская область

11 411,31

13 097,36

11 028,73

6

Чувашская Республика

8698,70

15 373,00

13 469,94

7

Камчатский край

7357,90

10 335,56

16 417,28

8

Приморский край

6199,96

10 708,06

8249,37

9

Костромская область

4757,39

4920,77

6161,40

10

Тюменская область

4499,27

4955,11

6922,46

* Сортировка проведена по данным за 2018 год.

Потребность в капремонте

Несмотря на проводимую работу, а возможно, в связи с акцентом федерального проекта на другие аспекты, пока не вполне благополучным является состояние зданий организаций, обучающих по программам СПО. Площади, нуждающиеся в капитальном ремонте, все растут: с 3,9 миллиона квадратных метров в 2014 году до 5,3 миллиона квадратных метров в 2020 году (что составляет уже около 13% от общей площади зданий). В 2020 году в капитальном ремонте нуждалось порядка 10% площадей учебно-лабораторных зданий и более 19% помещений общежитий. При этом капитальный ремонт осуществляется недостаточными темпами: ежегодно он затрагивает около 260 тысяч квадратных метров, а это лишь двадцатая часть площади, нуждающейся в таком ремонте (рисунок 7).

110.jpg

Особенно тревожным является наличие у организаций, обучающих по программам СПО, площадей в аварийном состоянии. Хотя их доля в целом по Российской Федерации около 1% от общей площади зданий организаций, обучающих по программам СПО, однако площадь их составляет 439 тысяч квадратных метров. Такие здания, помещения, невозможно использовать по назначению. При этом не все учреждения в состоянии добиться финансирования и надлежащим образом организовать проведение ремонтных работ. В аварийном состоянии находятся в том числе площади, которые должны использоваться в учебном процессе, и площади общежитий.

По данным официальной статистики, наименее благополучная ситуация (высокая потребность в капитальном ремонте) — в Севастополе, где в ремонте нуждается более половины площадей образовательных организаций СПО. Также высокие потребности в капитальном ремонте в Кабардино-Балкарской Республике (в ремонте нуждается 36,29% площадей), Республике Адыгея (34,9%), в Сахалинской, Томской, Магаданской, Камчатской областях, Республике Крым, Республике Северная Осетия (Алания) и др.

Что касается аварийных площадей, то самые высокие доли таких площадей в Карачаево-Черкесской Республике и Еврейской автономной области — около 10% от общей площади помещений организаций СПО. А наиболее благополучные по этому параметру — Москва, Нижегородская и Вологодская области.

Представляется, что по проблемным помещениям целесообразно принимать принципиальные решения о том, действительно ли необходимо приводить их в надлежащее состояние либо задачи по обучению можно дешевле и без потери качества и доступности решать с использованием других помещений, не нуждающихся в серьезных ремонтах.

Подводя итоги, вернемся к вопросам, поднятым в начале статьи. Перед регионами стоит важная задача снять дисбаланс между региональным рынком труда и рынком образовательных услуг, для чего оценить потребности в подготовке кадров, учитывая как спрос со стороны населения, так и пожелания работодателей и нужды малого бизнеса. Сейчас важно как можно более точно определить траекторию развития СПО в своем регионе с тем, чтобы оптимально организовать работу со сложившейся сетью региональных учреждений СПО (сокращать, наращивать, корректировать направления работы), максимально эффективно использовать доступные в данный момент ресурсы федерального центра, возможности предоставления платных услуг, привлечения НКО — учитывая в том числе опыт наиболее успешно работающих в этой сфере регионов.



[1] Расчет расходов в пересчете на одного обучающегося проведен на основании информации о фактических расходах региональных бюджетов субъектов РФ по подразделу 0704 «Среднее профессиональное образование» (на основе данных Федерального казначейства об исполнении бюджетов) и численности обучающихся за счет средств региональных бюджетов в 2020 году (на основе данных Минпросвещения России).


Поделиться