Версия для печати 800 Материалы по теме
Перспективы Крайнего Севера

Круглый стол «Арктические территории: специфика и стратегические субъекты развития» прошел в рамках общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (Форум стратегов). Организаторами выступили АНО «Экспертный центр — Проектный офис развития Арктики (ПОРА)», Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, ООО «Научные разработки» и Леонтьевский центр.

Арктические приоритеты

Организаторы отмечают растущее геополитическое значение Арктики. Ввиду высокой концентрации природных богатств на арктических территориях вовлечение их в экономический оборот является для многих стран одной из ключевых целей развития регионов Арктической зоны. Однако освоение природных ресурсов арктических территорий, не говоря уже о решении задач обеспечения стратегической безопасности, не означает создание комфортных условий и приращение численности населения, проживающего за Северным полярным кругом. Эти задачи могут быть решены и вахтовым методом, без формирования традиционных населенных пунктов с постоянно проживающим населением, что зачастую выгодно корпорациям, осваивающим новые месторождения. Но этот подход приемлем не для всех территорий и даже может противоречить долгосрочным национальным интересам в Арктике.

По словам сенатора А. И. Широкова, члена Комитета Совета Федерации России по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, наиболее актуальными сегодня вопросами для Крайнего Севера стали необходимость соблюдения экологической безопасности и стремление к углеродной нейтральности. Органы местной власти в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) должны учитывать эти требования в планах своего развития. В качестве примера сенатор привел инициативу по генеральной уборке в Арктике, отметив начало программы по подъему затонувших судов в водах российских дальневосточных и арктических портов. «Речь идет о более чем тысяче затонувших объектов, грозящих прибрежным экосистемам. Пилотный проект в течение этого года начал реализовываться в Магадане», — отметил Широков.

Еще одним примером является предложение Республики Саха (Якутия) об использовании малых атомных станций для обеспечения энергией и теплом населенных пунктов АЗРФ. «Реализация такого проекта позволит обеспечить северные поселки экологически чистой энергией и уменьшить удельный вес углеводородного топлива (мазута, солярки и угля) в структуре северного завоза. Это позволит завозить больше грузов, необходимых для строительства и развития социальной сферы, с учетом того что в 2022 и 2023 годах планируется организация регулярного судоходства по Северному морскому пути», — рассказал сенатор.

Согласно оценкам Широкова, помимо специализированной законодательной базы, регулирующей государственную политику в Арктике (шесть федеральных законов и порядка 40 подзаконных нормативных правовых актов), на развитие арктических муниципалитетов оказывает влияние и обсуждаемая в последнее время транспортная стратегия, в которой особое внимание уделено арктическим портам. На трассе Севморпути расположено 18 портов, три из которых сейчас модернизируют (Певек, Мурманск, Архангельск). Развитие портовых комплексов, по словам сенатора, благоприятно скажется на развитии арктических регионов. Широков привлек внимание участников круглого стола к состоянию инфраструктуры порта Диксон, мощности которого не реконструировались последние 45 лет.

Арктический гектар

Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2021 года № 2956-р была упрощена процедура получения статуса резидента Арктической зоны для малого и среднего бизнеса. Правительство утвердило перечень из 58 направлений деятельности, включая животноводство, лесоводство, производство мебели, одежды, бумаги и изделий из кожи, образование, медицину и многое другое, на которые не распространяется требование по инвестициям бизнеса в строительство или реконструкцию недвижимости. Сенатор обратил внимание и на то, что по программе «Арктический гектар» землю можно получить и в границах населенных пунктов, что облегчает развитие территорий.

Однако, по информации главы города Дудинки Ю. В. Гурина, на территории муниципалитета не поступило ни одной заявки на получение земельного участка по программе «Арктический гектар». По его словам, граждане не заинтересованы в участках за Полярным кругом, так как они непригодны для земледелия, а логистика такова, что, даже если кто-то захочет построить дом, стоимость доставки строительных материалов увеличивает смету в разы. Ситуацию усугубляют отсутствие транспортной инфраструктуры и малая территория покрытия сотовой связью.

В условиях Крайнего Севера городское население стремится проживать компактно. Однако жилой фонд в городе ограничен: дефицит приводит к резкому, значительному повышению стоимости продажи и аренды квартир. Актуальность новому строительству добавляет еще и возрастающее количество вахтовиков. Тогда как представители коренных народов заинтересованы в получении в аренду земельных участков большой площади для оленеводства. Действующее земельное законодательство позволяет беспрепятственно и практически бесплатно пользоваться земельными ресурсами для оленеводства без серьезных ограничений, крестьянско-фермерские хозяйства на Таймыре, общины коренных народов активно используют это право. По мнению Гурина, программа «Арктического гектара» нуждается в доработке относительно определенных арктических зон с учетом региональных потребностей.

Изменение климата и ESG-трансформация

Что касается происходящих в Арктике климатических изменений, приводящих к износу и авариям жилищного фонда, глава Дудинки предлагает разработать и внедрить программы капитального ремонта, включая ремонт свайных оснований, разрушаемых при таянии так называемой вечной мерзлоты, а также субсидирования доставки стройматериалов для строительства социальной инфраструктуры в Арктике. Кроме того, глава муниципалитета обратил внимание на проблему содержания автодорог в АЗРФ, где дорожное полотно часто проложено по болотистой местности. Гурин напомнил, что капремонт единственной дороги, соединяющей Дудинку с Норильском, был проведен в 2015 году, и к настоящему моменту трасса уже пришла в негодное состояние, тогда как ее следующий капремонт запланирован лишь на 2032 год.

116.jpg

Выступая на Форуме стратегов А. М. Воротников, заместитель генерального директора Проектного офиса развития Арктики по работе с экспертами, подчеркнул важность проектов в рамках так называемой ESG-трансформации (англ. Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG — экологическое, социальное и корпоративное управление). «Реализация проектов ESG-трансформации на региональном и муниципальном уровнях позволит избежать многих проблем, в том числе в ходе климатической адаптации», — отмечает эксперт. В рамках реализации проектов ESG-подхода в арктических муниципальных образованиях должны появиться специальные подразделения по управлению рисками. По его мнению, также важным пунктом в обновленных стратегиях арктических муниципалитетов и в их повседневной работе должна стать просветительская деятельность в рамках экологического, социального и корпоративного управления: суть происходящих процессов ESG-трансформации должна быть доведена до всех организаций и жителей арктических регионов.

Концепция ESG становится все более узнаваемой и применимой на уровне как бизнеса, так и государства. Если компании осознали ее преимущества и активно внедряют в бизнес-стратегии, то на уровне регионов заинтересованные стороны сталкиваются с определенными трудностями. По мнению Л. К. Витковской, заместителя директора Института экономики, государственного управления и финансов Сибирского федерального университета, выступившей на Форуме стратегов, многочисленные рейтинги, предлагаемые регионам для оценки их позиции в экологическом и социальном развитии, пока не показывают преимуществ в реализации «ответственных процессов» инвестирования, производства и потребления.

Возможен ли баланс интересов

С. М. Никоноров, профессор экономического факультета Московского государственного университета, эксперт ПОРА, обратил внимание, что в России с 1996 года существует концепция устойчивого развития, а вот соответствующей стратегии нет ни на уровне страны, ни на уровне регионов и городов. По словам эксперта, необходима разработка такого стратегического документа с горизонтом планирования до 2050 года. Эффективная программа устойчивого развития, по его мнению, должна быть ориентирована на повышение качества жизни ныне живущих поколений и поколений, которые придут им на смену. Главная задача такого документа заключается в поиске баланса между интересами главных стейкхолдеров: общества, бизнеса и власти, между социальными, экологическими и экономическими факторами развития. По мнению Никонорова, главным элементом в новой модели развития экономики АЗРФ станут предпочтения и пожелания социума, а экономика и экология будут обеспечивать эти новые предпочтения. Это так называемая синяя экономика, в ближайшие месяцы на базе МГУ планируется выпуск научного издания, посвященного новой концепции социально-экономического развития России.

По мнению вице-президента Национальной гильдии профессиональных консультантов В. Г. Марача, цели устойчивого развития и ESG-подход, имеющие особое значение для Арктики и стратегий ее освоения, не должны сводиться только к экологической повестке. В то же время, говоря о «сбережении народа» как национальной цели, нужно понимать, почему люди уезжают из Арктики, ответить на вопросы: сколько населения нужно арктическим территориям, должны ли люди жить там постоянно или находиться на «вахте»? Нужно разобраться с арктической спецификой проблемы неравенства, касающейся не только доходов населения, но и транспортного, цифрового неравенства и в целом проблемы равной доступности к общественным благам.

Такой подход вызвал критику со стороны заместителя министра экономического развития Архангельской области Е. А. Шелюк. Отвечая на вопрос, нужны ли Арктике постоянные населенные пункты, она отметила крупнейшую городскую агломерацию Арктической зоны, объединившую Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и части Приморского района. Здесь сосредоточено более 571 тысячи человек, что составляет более четверти жителей всей российской Арктики. Шелюк выделила два устойчивых тренда, сформировавшихся за последние 30 лет в Архангельской области: миграционный отток трудоспособного населения и урбанизация населения внутри региона. Традиционными отраслями экономики региона являются судостроительная, лесоперерабатывающая и рыбная промышленность, в городах сконцентрированы высшие учебные заведения и научные центры Архангельска. Все это требует постоянного проживания населения, и главная задача состоит в развитии инфраструктуры уже существующих населенных пунктов с постоянно проживающими в них гражданами страны, а также создание комфортных условий, способствующих успешной реализации регионального потенциала и минимизации миграционного оттока.

По словам главы Оленекского эвенкийского национального района (село Оленек, Якутия) Л. С. Ивановой, ответ на вопрос о постоянных населенных пунктах в Арктике, с точки зрения представителей коренных малочисленных народов Севера, очевиден: «жили, живем и будем жить». Особые надежды малые народы возлагают на региональные и федеральные стратегии развития АЗРФ, включающие планы строительства торгово-логистических центров, что должно способствовать повышению доступности продуктов питания, снижению цен на продовольственные товары в условиях затрудненного транспортного сообщения. Также Иванова надеется на развитие малой авиации и работу по улучшению функциональности федеральных дорог. Глава поселка Тикси Н. В. Султанова отметила «кадровый голод» арктических муниципалитетов по всем направлениям. Ситуацию усугубляет то, что заработная плата в регионе не соответствует экономическим реалиям Арктики. Ведущие специалисты в АЗРФ зарабатывают до 38 тысяч рублей с учетом всех повышающих коэффициентов, северных доплат, в то время как стоимость аренды жилья может достигать 15 тысяч рублей в месяц, плюс коммунальные расходы, не говоря о дорогостоящих продуктах питания и билетах на самолет.

М. Н. Кутузова

Поделиться