Открывая мероприятие, Н. С. Максимова, председатель Совета СФР, поздравила хозяев площадки с
«По результатам рассмотрения закона о федеральном бюджете на
Впервые в новом качестве, как депутат Госдумы, в мероприятии СФР участвовала В. Н. Артамонова, председатель региональной секции союза, прежде занимавшая пост заместителя губернатора Вологодской области, начальника областного департамента финансов. Она сообщила, что в 2022 году в рамках работы Комитета по бюджету и налогам Госдумы совместно с экспертным советом, который возглавляет Максимова, запланировано обсуждение новой редакции Бюджетного кодекса, поправок в Налоговый кодекс. Также будет продолжена начатая комитетом в 2021 году работа над созданием нового закона о бухгалтерском учете.
В список актуальных тем для обсуждения на мероприятиях СФР в 2022 году Артамонова предложила включить инфраструктурные бюджетные кредиты, которые регионы начали получать. Депутат отметила, что по этим кредитам у субъектов РФ очень много вопросов, в том числе технических — по их получению, по финансированию расходов в рамках данных кредитов и пр. Реструктуризация бюджетных кредитов и направление средств, высвобождаемых в результате реструктуризации, на инфраструктурные проекты — вторая заявленная Артамоновой тема.
Аналитические панели для регионов
А. Ю. Демидов, заместитель руководителя Федерального казначейства, оценил эффективность проведения мероприятий СФР в формате вебинаров на площадке казначейства как высокую. «У нас появился дополнительный инструмент взаимодействия сотрудников Федерального казначейства и представителей финорганов субъектов РФ и муниципальных образований. Мы работаем плечом к плечу, погружаемся в проблематику и вместе ищем решения возникающих задач и проблем. Для нас это честь, ответственность и польза», — отметил он.
При этом Демидов акцентировал, что создание системы ситуационных центров казначейства не сводится лишь к проведению на этих площадках мероприятий. «Развитие этой технологии мы видим в том, чтобы представлять информацию, которой обладает Федеральное казначейство, в доступной форме. Информации у нас много — все, что касается исполнения бюджета, денежных обязательств, лимитов, данные о том, насколько ответственно ведут себя исполнители госконтрактов, получатели субсидий и прочее. В обычном формате этот огромный набор данных крайне тяжело воспринимать. Поэтому мы под руководством Минфина России разрабатываем систему дашбордов для мониторинга исполнения федерального бюджета. А учитывая, что часть средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов доводится до субъектов РФ, мы планируем набор аналитических панелей, который доступен сегодня федеральному правительству, кастомизировать для нужд регионов», — сообщил Демидов.
В 2022 году в пяти регионах России — Московской и Тульской областях, Республике Татарстан, Красноярском и Ставропольском краях — развернется пилотный проект. В его рамках и будет реализована кастомизация информационных панелей. Также перед казначейством стоит задача интегрироваться в центры управления регионами соответствующих субъектов РФ. По словам Демидова, если пилот покажет востребованность со стороны вошедших в него субъектов РФ, то данная работа будет продолжена и в остальных территориях.
Межбюджетные отношения
С подведения итогов 2021 года начал свое выступление, посвященное особенностям формирования межбюджетных отношений, В. В. Васильев, исполняющий обязанности руководителя Департамента межбюджетных отношений Минфина России. На 1 декабря поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов увеличилось на 28%, это плюс 2,7 триллиона рублей к прошлому году. Налог на прибыль организаций вырос на 57%. Профицит консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 1,6 триллиона рублей.
При этом остатки средств на счетах бюджетов увеличились по сравнению с началом года более чем в два раза. Васильев призвал регионы по возможности не расходовать эти накопления, чтобы сформировать запас ресурсов на 2022 год. Ведь, как отметил спикер, в 2021 году был зафиксирован беспрецедентный рост доходов, который в 2022 году может не повториться. «Часть субъектов РФ формировали поправки в бюджеты на 2021 год, предполагающие существенный рост расходов, включая расходы на новые объекты капитального строительства. Мы, в свою очередь, просим данные средства по возможности направлять на сокращение рыночных долговых обязательств и формирование резервов на 2022 год», — отметил представитель федерального Минфина. Он обратил внимание участников вебинара на необходимость погашения рыночных долговых обязательств при наличии остатков средств на счетах.
Кроме того, Васильев обратился к представителям финорганов региона с просьбой взять под контроль практическую реализацию инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты. «Я понимаю, что заявленные вами проекты готовились в очень сжатые сроки. Но мы должны обеспечить их скорейшую реализацию», — сказал спикер.
В 2022 году будет предоставлено более 200 трансфертов на сумму 3,2 триллиона рублей. При формировании бюджета распределение трансфертов осуществлялось с приоритетом решения задач, определенных нацпроектами. В следующие годы трехлетки суммы растут (таблица), при этом количество трансфертов также превышает 200 единиц.
Таблица. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ в 2020–2024 гг., млрд руб.
№ п/п |
Наименование |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||||
Касса на 01.01.2021 |
СБР на 01.12.2021 |
Закон № 385-ФЗ |
Закон № 390-ФЗ |
Δ к закону, % |
Δ к 2021 году, % |
Закон № 385-ФЗ |
Закон № 390-ФЗ |
Δ к закону, % |
Δ к 2022 году, % |
Закон № 390-ФЗ |
Δ к Закону на 2022 год, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 = 6/5 |
8 = 6/4 |
9 |
10 |
11 = 10/9 |
12 = 10/6 |
13 |
14 = 13/10 |
ВСЕГО, в том числе |
3698,4 |
3664,0 |
2832,9 |
3228,6 |
114,0 |
88,1 |
2906,0 |
3352,1 |
115,4 |
103,8 |
3335,6 |
99,5 |
|
нацпроекты |
814,7 |
819,5 |
665,7 |
938,2 |
140,9 |
114,5 |
635,4 |
1036,6 |
163,1 |
110,5 |
1105,0 |
106,6 |
|
1 |
Дотации, в том числе: |
1303,7 |
1025,9 |
911,8 |
957,4 |
105,0 |
93,3 |
925,1 |
970,6 |
104,9 |
101,4 |
990,1 |
102,0 |
Дотации на выравнивание |
717,9 |
718,3 |
718,3 |
758,6 |
105,6 |
105,6 |
731,2 |
771,3 |
105,5 |
101,7 |
790,9 |
102,5 |
|
Дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели |
100,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
100,0 |
100,0 |
90,0 |
90,0 |
100,0 |
100,0 |
90,0 |
100,0 |
|
Дотации (гранты) бюджетам субъектов РФ за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ |
5,0 |
35,0 |
50,0 |
50,0 |
100,0 |
142,9 |
50,0 |
50,0 |
100,0 |
100,0 |
50,0 |
100,0 |
|
2 |
Субсидии, в том числе: |
1011,5 |
1286,3 |
1024,9 |
1398,9 |
136,5 |
108,8 |
1090,10 |
1534,1 |
140,7 |
109,7 |
1684,3 |
109,8 |
нацпроекты |
442,8 |
481,7 |
393,6 |
646,0 |
164,1 |
134,1 |
398,5 |
746,6 |
187,4 |
115,6 |
912,4 |
122,2 |
|
3 |
Субвенции, в том числе: |
606,2 |
533,9 |
559,9 |
451,2 |
80,6 |
84,5 |
566,1 |
466,0 |
82,3 |
103,3 |
552,1 |
118,5 |
нацпроекты |
122,6 |
152,9 |
166,4 |
165,8 |
99,6 |
108,4 |
167,8 |
180,1 |
107,3 |
108,6 |
192,6 |
106,9 |
|
4 |
Иные межбюджетные трансферты, в том числе: |
777,0 |
817,8 |
336,3 |
421,2 |
125,2 |
51,5 |
324,7 |
381,5 |
117,5 |
90,6 |
109,1 |
28,6 |
нацпроекты |
249,4 |
184,9 |
105,7 |
126,4 |
119,6 |
68,3 |
69,1 |
109,9 |
158,9 |
86,9 |
<0,1 |
<0,01 |
Отдельно выступающий уделил внимание особенностям организации бюджетного процесса в субъектах РФ в 2022 году. Так, предусмотрено приостановление положений, связанных с ограничениями для регионов и муниципалитетов в зависимости от группы долговой устойчивости. Установлена возможность превышения утвержденных законом региона о бюджете предельных объемов долга и предусмотренных БК РФ размеров дефицита на величину средств, направленных на профилактику и устранение последствий коронавирусной инфекции, на сумму бюджетных ассигнований, направленных субъектом РФ на реализацию новых инвестиционных проектов, а также на объем инфраструктурных бюджетных кредитов.
Приостановлено положение об обязательном согласовании Минфином России программ заимствований для регионов, отнесенных к группам с низкой и средней долговой устойчивостью. Расширена возможность регионов и муниципалитетов по финансированию несобственных расходных обязательств в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактикой и устранением последствий распространения ковида, а также иных расходных обязательств, определенных высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ либо местной администрацией. Для дотационных регионов и муниципалитетов предусмотрена возможность не возвращать привлеченные на единые счета бюджетов средства юридических лиц при завершении текущего финансового года.
На год перестает действовать обязанность предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ бюджетам муниципальных образований только в соответствии с перечнем субсидий. Не будет действовать и требование о распределении субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ законом региона о бюджете. На год отменяется
Согласно Закону от 29 ноября 2021 года №
В завершение Васильев сообщил регионам о проводимой работе по разработке методики оценки результатов реализации инфраструктурных кредитов.
Налоговые новации
В конце 2021 года правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект[1], предусматривающий проведение эксперимента по введению нового специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Как сообщил заместитель директора Департамента налоговой политики Минфина России В. В. Сашичев, предусматривается включение в пилот четырех субъектов РФ — Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан. Период проведения эксперимента — с 1 июля 2022 по 31 декабря 2027 года.
На новый экспериментальный режим предполагается переводить организации и индивидуальных предпринимателей, годовой доход которых не превышает 60 миллионов рублей, с численностью работников не более пяти человек. Перешедшие на новый режим получают возможность не сдавать налоговые декларации, весь расчет налоговой базы будет происходить в личном кабинете налогоплательщика. Налоговая ставка при объекте налогообложения «Доходы» будет равняться 8%, при объекте налогообложения «Доходы минус расходы» — 20%. При этом плательщик АУСН не платит страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. А выпадающие доходы бюджетов ПФР, ФСС и ФФОМС из-за нулевых тарифов будут компенсированы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Собранный налог будет распределяться между федеральным и региональными бюджетами по нормативу 50 на 50.
Также директор департамента Минфина России рассказал о возможности увеличения нижнего порога стоимости транспортных средств, которые попадают под повышенную уплату налога. Одновременно обсуждается возможность отказа от перечня легковых автомобилей для расчета транспортного налога, формируемого Минпромторгом России, и начисления налога не в зависимости от стоимости автотранспортного средства, а отталкиваясь от его мощности. Эта тема была поднята в связи с инфляцией и ростом стоимости автотранспорта. (Подробнее о новациях налогового законодательства вы можете прочитать в статье А. В. Сорокина в № 11 журнала за 2021 год.)
Руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Минфина России О. А. Феоктистова представила участникам вебинара новый инструмент управления общественными финансами — Обзор исполнения расходных обязательств региональных и местных бюджетов. На практике с ним в стране знаком лишь Санкт-Петербург. Представитель НИФИ рассказала о сути этого инструмента, сферах и результатах его применения. (Подробнее об обзоре бюджетных расходов читайте в статье О. А. Феоктистовой «Обзор исполнения расходных обязательств региональных и местных бюджетов — итоги года».)
С. А. СТРЕЛЬНИКОВА
[1] Законопроект №