В январе юбилей у видного советского и российского государственного и политического деятеля, заместителя министра финансов РСФСР и заместителя министра финансов РФ, депутата Государственной думы
— Надежда Сергеевна, притом что ваш трудовой стаж без малого 60 лет, в вашей трудовой книжке совсем немного записей. Первым местом работы в 1964 году стал Люберецкий райфинотдел Московской области, вы работали там инспектором по бюджету. Вторым — Минфин
— Да, в школе я очень увлекалась химией, любила проходить практику в лаборатории химического комбината. Меня завораживали манипуляции с реактивами, результаты происходящих в пробирках и колбах процессов. Я мечтала поступить в институт имени Менделеева. Но мама очень попросила меня не делать этого, мотивируя количеством онкобольных женщин, работавших на этом предприятии, ранним уходом с химического производства на пенсию по вредности. Да и у меня после работы в лаборатории почему-то слезала кожа с неба.
— А кто из родственников повлиял на выбор в пользу профессии финансиста?
— Мой дядя, который работал в ЦК КПСС. На семейном совете он высказался кратко: «Иди в финансовый. За финансистами большое будущее». Я тогда не особо понимала, что это означает, но совету последовала.
— В итоге вы поступили и благополучно окончили Московский финансовый институт. Вам нравилось там учиться?
— Да, я училась с удовольствием, получала повышенную стипендию. В институте я много занималась спортом. У меня был первый разряд как по художественной гимнастике, так и по бегу на лыжах. А летом мы ходили лазать по горам — на Домбае мне вручили значок «Турист СССР». Я очень им гордилась.
— Как представитель и советской, и современной российской школы финансистов, можете сравнить качество обучения профессии тогда и сейчас?
— Вспоминая школьные и студенческие годы, думаю, что сама система образования, возможность посещать бесплатно любые кружки при школах, в домах пионеров — помните стихи Агнии Барто: «драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота...» — это о нас. Туристические походы, пионерские и комсомольские лагеря, трудовая практика формировали разностороннюю, подготовленную к жизни в коллективе и к самостоятельным шагам личность. И было бы разумно использовать советский опыт в вузах в части прохождения в процессе обучения практики на производстве, в учреждениях, организациях, куда бы вуз направлял студентов по профилю их обучения. В современных условиях, наверное, это должен быть госзаказ, оплачиваемый работодателю государством.
Награды
- Орден Дружбы
- Медаль «За трудовую доблесть»
- Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
- Медаль «100 лет со дня учреждения Государственной Думы»
- Звание «Заслуженный экономист Российской Федерации»
- Знак «Отличник финансовой работы»
- Значок «Турист СССР»
— Как уже упоминалось, Минфин, тогда РСФСР, был вашим вторым местом работы. Как вы попали на эту престижную работу?
— На своем первом месте работы — в Люберецком райфинотделе Московской области — я в основном инспектировала сельские бюджеты. Эти поездки по селам в дребезжащих, не отапливаемых зимой автобусах по раздолбанным дорогам отнимали очень много времени. И, когда в семье появилась первая дочка, муж просто взял меня за руку и привел в отдел кадров Минфина РСФСР — он сам работал в Минфине, тогда министерство находилось на улице Неглинной. Начальником отдела кадров оказался мой земляк из подмосковного Воскресенска, где я провела детство. Мы пообщались, обменялись добрыми воспоминаниями, он изучил мою характеристику из райфинотдела, и поскольку она была превосходной, то меня приняли на работу в Управление финансирования промышленности министерства. Мне установили оклад аж 120 рублей в месяц. Это после моих-то 85 рублей в райфинотделе.
— В Минфине у меня были прекрасные наставники. Это тоже была повсеместная практика — профессионалы помогали новичкам делать первые шаги в правильном направлении. В Минфине РСФСР я, как принято говорить, прошла путь от старшего экономиста до заместителя министра финансов. Всегда вспоминаю с благодарностью нашего министра А. А. Бобровникова, его заместителей О. Н. Тарасова, А. Н. Каменскова, начальников управлений А. К. Коровушкина, И. П. Молчанова, Г. И. Журавлеву и многих других дорогих моему сердцу сослуживцев, имена которых современному читателю, скорее всего, ничего не скажут.
А вот имена Т. А. Голиковой, А. Г. Силуанова, Б. И. Златкис сегодня у всех на слуху. Это профессионалы высочайшего уровня, занимающие высокие государственные посты. Они пришли в Минфин республики позже меня, и я их помню совсем молоденькими, но быстро набирающими опыт. С Антоном Германовичем довелось работать в одном управлении, а с Беллой Ильиничной даже в одном отделе.
В конце 1991 — начале 1992 года после печальных для граждан СССР событий[1] нас перевели на работу в Минфин России на Ильинку. И началась новая жизнь, новый этап работы, особенно в сфере межбюджетных отношений.
В период моей работы в Минфине РСФСР, то есть в советские времена, организация работы по составлению и исполнению проектов государственного бюджета СССР, государственных бюджетов союзных и автономных республик и проектов местных бюджетов — краевых, областных, окружных, городских, районных — регламентировалась приказом министра финансов СССР. Все бюджеты составлялись с поквартальной разбивкой по доходам и расходам вплоть до бюджетов городов районного подчинения, сельских и поселковых бюджетов. Все они включались в государственный бюджет СССР, в рамках которого формировалось более 52 тысяч бюджетов.
Все бюджеты были сбалансированы по доходам и расходам рубль в рубль. И только госбюджет Союза принимался с профицитом или с дефицитом. Поэтому в начале принимался и утверждался Верховным Советом СССР союзный бюджет, потом бюджеты союзных республик и далее по нисходящей — до поселковых советов. Следует отметить, что в советской России — в РСФСР — межбюджетные отношения были только вертикальными.
Основной задачей финансистов низшего уровня было согласовать в вышестоящей инстанции по максимуму объем бюджетных расходов, которые рассчитывались по каждой статье по установленным нормам и нормативам на единицу численности или количеству объектов финансирования. А под расходы уже формировались доходы. Причем сбалансированность регулировалась подоходным налогом, норматив отчислений по которому устанавливался по каждому бюджету вплоть до десятых долей.
На защиту бюджета в вышестоящий финансовый орган регионы направляли самых опытных работников — зубров финансовой системы. Кстати, часто они впоследствии становились претендентами на повышение и занимали руководящие посты «наверху». Так одновременно и формировался кадровый резерв, и производилась ротация кадров.
Однако стоит отметить, что доля этих защитников была незавидной. Они ютились за столами, выставленными в коридоры Минфина, считали на привезенных с собой арифмометрах, а то и на счетах, часто до ночи ожидая приема куратора. Мы, по молодости, с любопытством смотрели, с какой скоростью матерые финансисты делят и умножают на этих счетах. И ведь ни единой ошибки! Нам, республиканским финансистам, тоже доводилось бывать в этой шкуре — при защите бюджета республики в союзном Минфине.
В современной же России работа по составлению и исполнению бюджетов регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ, принятого в 1998 году. Она ведется децентрализованно на федеральном, региональном и местном уровнях на принципах самостоятельности бюджетов и в соответствии с закрепленными на каждом уровне полномочиями. Справедливости ради надо отметить, что Минфин России свои функции методического руководства, надзора и помощи регионам исполняет неукоснительно. Анализирует и оценивает бюджеты всех субъектов РФ — и при их формировании с точки зрения тщательного учета всех доходов, оптимизации расходов и определения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, и при исполнении бюджетов, для поддержки дотацией на сбалансированность бюджетов или иными трансфертами.
В Минфине России я проработала 20 лет, и лучшие из них связаны с работой над бюджетами субъектов РФ. В конце девяностых годов была сформирована концепция межбюджетных отношений. Предварительно мы изучили опыт стран с федеративным устройством, подготовили статьи Бюджетного кодекса в этой части, много занимались анализом бюджетных расходов, проводили обучающие семинары с региональными и муниципальными финансистами. Горжусь, что многие финансисты из регионов звали меня мамой. В тот период очень важной была поддержка и очень непростые решения, принимаемые министрами финансов РФ М. М. Задорновым, А. Л. Кудриным, заместителем и первым заместителем министра финансов В. Б. Христенко. Большой вклад в становление межбюджетных отношений внесли Т. Г. Нестеренко, Е. В. Бушмин , А. М. Лавров, руководители других департаментов Минфина России.
— То, что региональные и муниципальные финансисты звали вас мамой, я сама слышала, причем от них. Вообще все, кто с вами знаком, как один, после высокого профессионализма называют такое свойственное вам и крайне редкое в современном деловом мире качество — ровное, корректное и доброжелательное отношение к людям независимо от их социального статуса, возраста, пола и вероисповедания. Вы его в себе воспитали или это врожденное?
— Я отношу себя к типичным представителям своего поколения, воспитанным пионерией и комсомолом в духе интернационализма, коммуникабельности, не избалованным комфортом в повседневной жизни, устойчивым к стрессам, невзгодам и в общем-то добрым к другим людям.
Моя мама была директором детского дома, в котором жили и воспитывались дети, потерявшие родителей во время войны. Им необходимо было постоянное внимание, и, естественно, мама пропадала на работе. А я после школы частенько бежала в детдом, где у меня были друзья. Мама говорила мне, что каждый человек — это целый мир, иногда тебе непонятный, а то и чуждый, и надо стараться не осуждать его, а прежде всего попытаться настроиться на его волну, понять мотивы его поступков и только тогда выстраивать с ним отношения, общаться с открытой душой.
— Поговорим о следующем этапе — периоде вашей работы в Госдуме. Что стало причиной смены работы? Почему при выборе нового места вы отдали предпочтение законодательной власти? Уверена, были и другие варианты. Кстати, какие?
— В 2003 году Правительство РФ подготовило и провело административную реформу, в результате которой с января 2004 года у федеральных министров в штате оставался только один заместитель. Алексей Леонидович[2] сделал непростой выбор в пользу нашего главного тогда налоговика В. Д. Шаталова. Остальные 14 замов должны были выбрать для себя другое поле деятельности. Спасибо нашему министру, он всем помог трудоустроиться. У меня был выбор — проректором в Академию бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, вице-президентом в банк, депутатом в Госдуму РФ. Я выбрала последний вариант, хотя для этого предстояло пройти через горнило выборов по одномандатному избирательному округу в Карачаево-Черкесской Республике. Кто участвовал в избирательной компании одномандатником знает, как это непросто. В этот период агитации за мою кандидатуру в республике мне очень помогла С. Ю. Орлова, тогда первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету. Этот опыт пригодился мне в дальнейшем избраться в депутаты от Республики Хакасия.
А выбор мой объясняется тем, что руководитель департамента, заместитель министра, министр в Минфине России обязательно является участником составления и исполнения закона о федеральном бюджете. Работа над законом в федеральном Минфине, участие в представлении и защите закона в Государственной думе и Совете Федерации, работа с депутатами и их поправками — все это я проходила в качестве руководителя Департамента межбюджетных отношений и заместителя министра финансов РФ. И мой опыт давал мне уверенность, что накопленные знания и навыки пригодятся мне и в статусе депутата. Так оно и вышло.
— Режим работы сильно изменился по сравнению с предыдущим периодом?
— Нет, не сильно. Работа в Комитете по бюджету и налогам Госдумы под руководством сначала Ю. В. Васильева, а потом А. М. Макарова не давала расслабляться. Особенно жаркая пора в период рассмотрения и принятия закона о федеральном бюджете, законопроектов, вносящих поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. Да и другое законодательство почти всегда требует финансовой оценки. Плюс одна неделя в месяц посвящается общению с избирателями с выездом в территорию, интересы жителей которой ты представляешь в Думе.
— Вы были депутатом Государственной думы четырех созывов. Что для вас было важным в этой работе? Что из сделанного в эти годы доставляет вам наибольшее удовлетворение?
— Было много важной, ответственной и интересной работы, но одним из главных стимулов в период работы в Госдуме для меня была возможность реализовывать в бюджетном законодательстве предложения финансистов субъектов РФ и муниципальных образований — членов СФР, бессменным председателем совета которого я являюсь вот уже 18 лет. Например, за 2020 год от СФР мы внесли в Госдуму 189 предложений, из которых почти половина так или иначе реализована.
— Расскажите о работе в СФР. Как вы во все это попали?
— Союз (изначально Сообщество) финансистов России был создан в мае 2003 года по инициативе региональных финансистов. Поскольку финансовая система была децентрализована — финансисты стали подчиняться соответствующим главам регионов и муниципальных образований, — Министерство финансов России не имело полномочий руководить ими. А общения всем хотелось. Вот и решили в рамках некоммерческого партнерства создать сообщество, которое предоставляло бы возможность финансистам с мест почаще общаться и с федеральными руководителями, и между собой, делиться опытом, вырабатывать совместные предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и решению назревших проблем.
Алексей Леонидович эту инициативу поддержал, и меня, поскольку я, будучи заместителем министра финансов РФ, курировала вопросы межбюджетных отношений, единогласно избрали председателем Совета СФР. После моего ухода из федерального Минфина других охотников нести в ведомстве дополнительную нагрузку на общественных началах не нашлось, и это почетное звание члены СФР сохранили за мной. Это позволило мне уже в качестве депутата реализовывать предложения наших финансистов-практиков.
— Как вы оцениваете, работа СФР в последнюю пару лет сильно пострадала из-за ковида?
— Свалившаяся на нас пандемия, к сожалению, резко ограничила и даже исключила возможность личного общения. Мы вынуждены коммуницировать через телекоммуникационные каналы Федерального казначейства и его территориальных органов, проводить семинары с членами союза в режиме ВКС. Спасибо Р. Е. Артюхину и его коллективу за поддержку. Впрочем, нет худа без добра — такое общение финансистов и казначеев оказалось очень кстати при подготовке перехода на казначейскую платежную систему.
Огромная благодарность за поддержку работы СФР первому заместителю министра финансов Л. В. Горнину, руководителям департаментов межбюджетных отношений (А. В. Юрину, Л. А. Ерошкиной), бюджетного и госдоходов Минфина России, всем финансистам — членам союза, организациям — партнерам, аппарату СФР. И, конечно, большое спасибо руководству и редакции журнала «Бюджет» за неизменно позитивное сотрудничество, освещение деятельности СФР на страницах издания.
— В мае 2023 года СФР исполняется 20 лет. Чему будет посвящен юбилейный год?
— В ближайшие месяцы Комитет по бюджету и налогам Государственной думы планирует начать работу над уточненной редакцией Бюджетного кодекса. Министерство финансов РФ и Счетная палата имеют свое видение этого процесса. Члены СФР уже внесли свои предложения, которые мы обобщили, и я буду их представлять как член экспертного совета и рабочей группы Комитета Госдумы по бюджету и налогам по разработке новой версии БК РФ.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА
Уважаемая Надежда Сергеевна!
Поздравляю Вас с юбилеем!
Многие наши коллеги и друзья, поздравляя Вас, будут, конечно, вспоминать, какой огромный вклад Вы внесли в развитие финансовой системы страны, как закладывали основы современного бюджетного процесса, строили систему финансовых основ местного самоуправления и межбюджетных отношений с регионами. Но я прежде всего хочу отметить и поблагодарить Вас за замечательные человеческие качества — отзывчивость, чуткость, внимание, взвешенность в оценках и суждениях. Вы всегда умели находить подход к людям, не просто работали с коллегами, а охотно делились с нами знаниями и опытом, а для молодых сотрудников стали настоящим наставником и учителем. Вы воспитали новое поколение минфиновцев-профессионалов, чьи умения и навыки сегодня — основа и залог финансовой стабильности нашей страны.
Став депутатом и возглавив Союз финансистов России, Вы продолжили вести активную работу по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства. В Думе снова пригодилось Ваше умение простым и доступным языком объяснять самые сложные темы, связанные с государственными финансами и федеральным бюджетом. За эти годы благодаря Вам серьезно вырос общий уровень знаний и понимания депутатским корпусом вопросов функционирования бюджетной системы нашей страны и межбюджетного взаимодействия.
Дорогая Надежда Сергеевна, я от всего сердца желаю Вам хорошего настроения, крепкого здоровья, сил и энергии! Пусть рядом всегда будут верные друзья и единомышленники, готовые поддержать Ваши проекты и идеи.
Любви и счастья Вам и Вашим близким!
А. Л. КУДРИН, председатель Счетной палаты РФ
Уважаемая Надежда Сергеевна, Вы тот человек, о котором можно говорить только с особой теплотой и уважением. Благодаря глубокому пониманию финансовых и экономических процессов в России, широкой эрудиции, высокому уровню личной ответственности, дару убедительного собеседника Вы снискали авторитет и уважение всех, кто волею судеб оказывался с Вами рядом: сотрудников и коллег-депутатов, руководителей финансовых органов российских регионов и руководства страны.
Вся Ваша жизнь — это работа, направленная на укрепление и развитие общественных финансов России в целом и субъектов РФ в частности. Вы всегда держите руку на пульсе событий, происходящих в регионах. Будучи заместителем председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам, Вы возглавляли одно из сложнейших направлений бюджетного процесса — межбюджетные отношения и, как заботливая мама, всегда готовы направить и дать мудрый совет, к которому мы все всегда прислушивались. И сейчас, возглавляя экспертный совет по бюджетному законодательству при Комитете Госдумы по бюджету и налогам, Вы по-прежнему активно участвуете в развитии бюджетного процесса страны. Вы соавтор не одной сотни законодательных инициатив и поправок к проектам федеральных законов, многие из которых направлены на активизацию экономического роста и увеличение доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Вы всегда вникаете в суть проблем и оказываете помощь и поддержку в их решениях.
Сегодня со страниц журнала с символическим названием «Бюджет» у нас есть прекрасная возможность обратиться к Вам и высказать слова благодарности за колоссальный труд на благо нашей Родины, за то внимание и терпеливое напутствие, которое так важно. Хочется верить, что мы еще долгие-долгие годы будем чувствовать это участие.
Надежда Сергеевна! Я поздравляю Вас с юбилеем! В этот праздничный день от всего сердца желаю крепкого здоровья и счастья на долгие годы. Пусть рядом с Вами всегда будут надежные друзья, а тепло и поддержка близких придают Вам силы для достижения новых целей. Пусть надежды и мечты воплощаются в жизнь!
А. М. МАКАРОВ, председатель Комитета Государственной думы по бюджету и налогам