25 апреля 2024 года
№ 1 январь 2022 — 12 января 2022

Инициативное бюджетирование: первые итоги реализации в Республике Крым

Версия для печати 732 Материалы по теме
Инициативное бюджетирование: первые итоги реализации в Республике Крым

Опыт внедрения различных практик партисипаторного бюджетирования в разных субъектах РФ показал, что использование этого финансового инструмента повышает уровень доверия граждан к власти, улучшает коммуникацию в связке «общество — местное самоуправление», побуждает людей ответственно относиться к уплате налогов. В то же время инициативное бюджетирование способствует развитию системы местной власти на основе принципов прозрачности и публичности.

Ирина Валериевна КИВИКО, заместитель председателя Совета министров Республики Крым — министр финансов Республики Крым

Первым этапом реализации инициативного бюджетирования в Республике Крым стало формирование нормативной правовой основы. С этой целью согласно распоряжению главы региона[1] была сформирована рабочая группа, основная задача которой заключалась в разработке модели реализации инициативного бюджетирования на полуострове на базе имплементации опыта субъектов РФ. Инициатором данного проекта и уполномоченным органом выступило Министерство финансов РК. Результатом совместной работы стало принятие в мае 2020 года регионального Закона «Об инициативном бюджетировании в Республике Крым».

В основе данного законодательного акта лежит принцип интеграции граждан в процесс принятия решений по вопросам бюджетирования на местном уровне, что на практике означает прямую демократию в действии. Инициативное бюджетирование также основывается на принципах равенства прав всех участников; самоорганизации участников на принятие коллегиальных и совместных решений; инициативности, согласно которому каждый участник может выразить свое видение решения тех или иных проблем; принципе соучастия местных органов власти, проектно-консультационных центров и инициативных групп людей. Возникающий феномен органической солидарности внутри группы способствует ее сплоченности, пониманию взаимной функциональной зависимости, социальной интеграции и, как следствие, повышению вовлеченности жителей в общественные процессы. Идея введения инициативного бюджетирования имеет новаторский характер, поскольку ее следует понимать как реакцию на изменения, происходящие в обществе.

Специфическая модель

Популярность партисипаторного бюджетирования растет, но одновременно с этим перед практиками встают вопросы относительно его реализации. Инициативное бюджетирование не имеет универсальной, единой для всех формулы внедрения и применения. Есть только одна общая рекомендация: для реализации данного финансового механизма команда или группа должна самостоятельно определить цели, задачи и способы их достижения и выполнения. Таким образом, изучив успешный опыт Республики Башкортостан и других субъектов РФ, Республика Крым сформировала свою специфическую модель инициативного бюджетирования как одного из наиболее действенных инструментов реализации государственной политики в сфере общественной жизни.

Порядок проведения конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования на уровне региона определен постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 658 «О некоторых вопросах реализации инициативного бюджетирования на территории Республики Крым». Представляемые на конкурсный отбор проекты должны соответствовать обязательным параметрам, основные из которых приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные параметры инициативного бюджетирования
в Республике Крым, 2021 г.

Участники

Городские, сельские поселения, муниципальные районы

Общий объем субсидии

46,1 млн руб.

Максимальная сумма субсидии на один проект

1 млн руб.

Количество проектов от одного поселения

неограниченно

Минимальный уровень софинансирования со стороны местного бюджета

5%

Минимальный уровень софинансирования со стороны населения

3%

С целью методологического сопровождения мероприятий, направленных на реализацию и развитие механизмов инициативного бюджетирования в республике, создания институционных, правовых и организационных основ их применения был создан Центр изучения гражданских инициатив на базе ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова». Сотрудники центра на протяжении всего жизненного цикла проекта оказывают консультационную поддержку его участникам. Именно активное взаимодействие сотрудников центра с инициативными гражданами и администрациями муниципальных образований способствовало тому, что конкурс проектов успешно стартовал.

Первый опыт внедрения инициативного бюджетирования продемонстрировал большие возможности использования этой инновационной технологии в Республике Крым. В конкурсе приняли участие 44 сельских поселения из 14 районов. Общее количество жителей, внесших свой вклад в поиск решения проблем местного значения, составило более 6,5 тысячи человек, а количество прямых благополучателей от реализации проектов превысило 59,5 тысячи человек. Данные таблиц 2, 3 характеризуют количество представленных проектов и результаты конкурсного отбора в разрезе муниципальных районов и источников их финансирования.

Таблица 2. Результаты конкурсного отбора, 2021 г.

Подано проектов на конкурс

84

Количество проектов, получивших субсидию из бюджета Республики Крым по результатам конкурса

53

Общая сумма субсидии

45,5 млн руб.

Софинансирование местного бюджета

6,5 млн руб.

Софинансирование населения

2,1 млн руб.

Вклад спонсоров

1,9 млн руб.

Таблица 3. Репрезентация участия районов в конкурсе проектов

Район

Общее количество проектов от МО

Допущены к конкурсу

Из них получили субсидию

% победивших проектов от допущенных к конкурсу

Бахчисарайский

1

1

1

100,0

Белогорский

7

6

6

100,0

Джанкойский

8

8

7

87,5

Кировский

1

1

0

0

Красногвардейский

10

9

8

88,8

Красноперекопский

2

2

2

100,0

Ленинский

3

3

3

100,0

Нижнегорский

5

5

5

100,0

Первомайский

1

1

1

100,0

Раздольненский

1

1

1

100,0

Сакский

5

5

1

20,0

Симферопольский

27

18

10

55,5

Советский

11

11

8

72,7

Черноморский

2

0

0

0

На современном этапе реализации инициативного бюджетирования определена следующая типология проектов:

  • объекты благоустройства (включая освещение улиц);
  • объекты физической культуры и массового спорта (рисунок).
35.jpg

Значение инициативного бюджетирования

По нашему мнению, реализация инициативного бюджетирования окажет и уже оказывает влияние на многие социально-экономические аспекты развития региона. Например:

1. Широкое распространение практик инициативного бюджетирования станет катализатором социальной активности граждан.

2. Вовлечение граждан в бюджетный процесс позволит сформировать местным органам власти базу первоочередных потребностей общественности.

3. Выступая как определенный обучающий инструмент по вопросам местного самоуправления, инициативное бюджетирование уже способствует формированию необходимых компетенций и повышению финансовой грамотности граждан.

4. Уже сейчас реализация проектов инициативного бюджетирования обеспечивает прозрачность и доступность основной бюджетной информации.

5. Инициативное бюджетирование способствует формированию взаимной ответственности за принятие и реализацию решений как со стороны местных властей, так и со стороны общественности.

Считаю, что первые шаги в реформировании архитектуры бюджетной системы вселяют сдержанную надежду на способность органов власти реализовывать успешные реформы, оптимизирующие экономические процессы и положительно влияющие на рост общественного благосостояния. Применение инициативного бюджетирования в Республике Крым как гибкого, нейтрального инструмента, основанного на инициативах и потребностях общественности, даст возможность рационально и эффективно распоряжаться бюджетными расходами и повысит эффективность реализации бюджетной политики на местном уровне.



[1] Распоряжение главы Республики Крым от 27 мая 2019 года № 238-рг «О составе рабочей группы по развитию инициативного бюджетирования в Республике Крым».


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно