В статье рассмотрены основные итоги анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в условиях применения федеральных стандартов. Рассматриваемый период — 2020 и 2021 годы.
Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Государственный финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ
Валентина Олеговна ВОЛКОВА, главный специалист-эксперт отдела внутреннего контроля и внутреннего аудита в секторе государственного управления Контрольно-аналитического управления в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства, ассистент и аспирант кафедры «Государственный финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ
Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита (далее — Стандарты ВФА), издаваемые Минфином России поэтапно с конца 2019 года, привнесли существенные новшества в систему регулирования организации и исполнения этого полномочия. Значительные изменения коснулись форм организации внутреннего финансового аудита, в том числе порядка передачи полномочий и возможных способов образования субъекта ВФА. Также коррективы коснулись применяемой терминологии и перечня оформляемых в процессе этой работы документов. Такие масштабные изменения, безусловно, требуют времени для внедрения их в деятельность главных администраторов.
В 2021 году перед Казначейством России была поставлена задача анализа первого применения главными администраторами бюджетных средств положений Стандартов ВФА. В этих целях Минфин России в соответствии с Методикой проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, утвержденной приказом Минфина России от 27 декабря 2019 года № 1657, поручил Федеральному казначейству проведение четырех аналитических мероприятий.
Анализ ВФА главных администраторов средств федерального бюджета
В рамках первого мероприятия Федеральное казначейство провело оценку организации и осуществления ВФА в 90 главных администраторах средств федерального бюджета, по итогам которой был составлен соответствующий рейтинг. Отметим, данную оценку Минфин России применяет для расчета показателей при оценке качества финансового менеджмента главных администраторов.
Аналитические мероприятия показали, что к основным недостаткам организации и осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового аудита в 2020 году можно отнести следующие:
- отсутствие актуального решения об организации внутреннего финансового аудита;
- отсутствие ведомственного (внутреннего) акта главного администратора либо несоответствие его содержания Стандартам ВФА;
- отсутствие либо некорректное содержание реестров бюджетных рисков, планов проведения аудиторских мероприятий, программ, а также заключений по результатам аудиторских мероприятий, годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
Кроме того, в отдельных главных администраторах внутренний финансовый аудит не осуществлялся (рисунок 1).
Что касается основных причин и условий недостатков в деятельности субъектов ВФА, можно отметить следующее: недочеты возникли в том числе в связи с тем, что главные администраторы средств федерального бюджета планировали издание (актуализацию) ведомственного (внутреннего) акта после утверждения полного комплекта стандартов ВФА. Поэтому в анализируемый период они осуществляли внутренний финансовый аудит в соответствии с ранее изданными порядками.
Одна из основных проблем организации аудита — неукомплектованность штата субъекта ВФА. В частности, в случае увольнения должностного лица, уполномоченного на осуществление внутреннего финансового аудита, обеспечить полноценную замену зачастую не удается вовремя. Некоторые главные администраторы средств федерального бюджета указали в качестве причины неосуществления ВФА приостановление (отмену) аудиторских мероприятий в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, результаты данного аналитического мероприятия показали, что далеко не все главные администраторы средств федерального бюджета смогли своевременно перейти на новые рельсы и работать в соответствии со Стандартами ВФА. Об этом также свидетельствует увеличение количества недостатков относительно результатов анализа, полученных Федеральным казначейством в 2019 году. С информацией о результатах указанного мероприятия можно ознакомиться на официальном сайте Федерального казначейства roskazna.gov.ru в разделе «Контроль / Анализ осуществления ГАБС ВФА / Результаты анализа».
Анализ ВФА главных администраторов на региональном и муниципальном уровнях
В 2021 году Федеральное казначейство также провело аналитические мероприятия в отношении главных администраторов бюджетных средств региональных и местных бюджетов в 20 субъектах РФ. Были рассмотрены все три предусмотренные Стандартами ВФА формы организации внутреннего финансового аудита:
- упрощенное осуществление ВФА;
- передача полномочий по ВФА;
- образование субъекта ВФА в главном администраторе бюджетных средств.
Упрощенное осуществление ВФА и передача полномочий
При рассмотрении случаев принятия решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита и передаче полномочий по его осуществлению выявлены следующие типовые недостатки (рисунок 2):
- решение руководителя главного администратора об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита оформлено с нарушением требований стандартов ВФА;
- руководитель главного администратора не выполняет действия, направленные на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита;
- оформляемые документы о передаче главному администратору полномочий администратора по осуществлению внутреннего финансового аудита, не соответствуют Стандартам ВФА;
- ведомственные акты главных администраторов не содержат всех положений, предусмотренных Стандартами ВФА в части передачи полномочий по внутреннему финансовому аудиту;
- главные администраторы бюджетных средств не исполняют принятые от администраторов бюджетных средств полномочия по осуществлению ВФА.
Итоги мероприятия свидетельствуют о том, что проблемы организации внутреннего финансового аудита в основном связаны со следующими причинами:
- несоблюдение установленных Стандартами ВФА критериев, определяющих возможность принять решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита;
- недостаточный уровень квалификации сотрудников главных администраторов;
- отсутствие центра (совета), координирующего деятельность главных администраторов по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Образование субъекта ВФА
При проведении аналитического мероприятия в отношении главных администраторов, принявших решение об образовании субъекта ВФА, несоответствие требованиям Стандартов ВФА (в том числе применяемой терминологии) было выявлено во всех типах основных документов, оформленных при его организации и осуществлении (рисунок 3). Это:
- ведомственные (внутренние) акты главных администраторов;
- реестры бюджетных рисков;
- планы проведения аудиторских мероприятий;
- программы аудиторских мероприятий;
- заключения;
- годовая отчетность о результатах деятельности субъекта ВФА.
Результаты мероприятия показали, что основными причинами возникновения недостатков являются:
- отсутствие организации ВФА у главных администраторов;
- неукомплектованность штата субъекта ВФА;
- недостаточный уровень квалификации сотрудников главных администраторов;
- некорректное отражение положений стандартов ВФА в ведомственных актах главных администраторов и, как следствие, ненадлежащее применение таких положений при осуществлении планирования, проведения и оформления результатов аудиторских мероприятий.
Подводя итоги, можно сказать, что результаты аналитических мероприятий показали потребность в повышении уровня организации и осуществления внутреннего финансового аудита на всех уровнях бюджетной системы. При этом обязательным условием повышения эффективности бюджетной политики является четко выстроенная система внутреннего финансового аудита. В связи с этим очень важно, чтобы финансовые органы субъектов РФ проводили с главными администраторами всех уровней бюджетной системы разъяснительную работу по вопросам организации и осуществления ВФА в соответствии с положениями статьи
В заключение хотелось бы отметить важность стандартизации внутреннего финансового аудита по всей стране и подчеркнуть, что и в дальнейшем Федеральное казначейство и его территориальные органы будут способствовать внедрению Стандартов ВФА в деятельность главных администраторов бюджетных средств в ходе взаимодействия в рамках реализации аналитических полномочий. Казначейство России также нацелено на получение Минфином России обратной связи, необходимой для построения в Российской Федерации структурированной и отлаженной эффективной финансовой системы.