Внедрение Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ (ЕИСУКС) ознаменовало новый этап кадровой работы. В статье описан процесс перехода УФК по Алтайскому краю на использование ЕИСУКС, а также проанализированы современные возможности и перспективные направления развития системы.
Наталья Павловна БАРКОВСКАЯ, заместитель руководителя УФК по Алтайскому краю
Анна Юрьевна ЧИТОРКИНА, заместитель начальника отдела государственной гражданской службы и кадров УФК по Алтайскому краю
Требования времени
«Кадры решают все» — эта знаменитая фраза в настоящее время — эпоху цифровой трансформации — как никогда, актуальна: именно сегодня от выбора применяемых цифровых технологий и стратегии кадровой политики зависит качество кадровой службы, которая определяет эффективную деятельность государственного органа. Рассматривая процессы цифровизации с позиции кадровика, можно сказать, что в последние годы в ответ на экономические вызовы, связанные с развитием инновационных технологий, цифровизацией экономики и социальными инновациями, а также с эпидемиологической ситуацией, кадровая работа на государственной гражданской службе также претерпела существенные изменения.
С внедрением новых информационно-коммуникационных систем и технологий появилась возможность работать удаленно, проводить в режиме онлайн аттестации, квалификационные экзамены и конкурсы на замещение вакантных должностей, вести электронные трудовые книжки, обрабатывать электронные листки нетрудоспособности, предоставлять в электронной форме отчетность.
Одним из инструментов, способствующих переходу кадровой работы на госслужбе на новый уровень, соответствующий современным требованиям, является внедрение Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации. ЕИСУКС — глобальная общероссийская система, созданная с целью формирования единого межведомственного и внутриведомственного информационного пространства по кадровым вопросам на федеральном и региональном уровнях.
Актуальность и значимость ЕИСУКС определяют положения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». В соответствии с документом в ближайшие
В соответствии с указом Президента РФ от 11 августа 2016 года № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на
На пути к единой системе
С поставленной задачей Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее — Управление) успешно справилось благодаря начатой еще в 2011 году подготовительной работе.
В 2011 году, когда ЕИСУКС существовала как федеральная государственная информационная система «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», Управление осуществило первую пробную публикацию информации на портале.
Функции оператора ЕИСУКС выполняет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
В 2013 году создана пилотная версия ЕИСУКС, апробацией которой на протяжении пяти лет занимались федеральные органы исполнительной власти, а также высшие органы исполнительной власти субъектов РФ.
С 2016 года Управление на портале размещает информацию о конкурсах на замещение вакантных должностей.
В 2017 году централизованное ведомственное прикладное программное обеспечение (ППО) по кадровому учету внедрено в промышленную эксплуатацию и Федеральным казначейством начата первая выгрузка данных в ЕИСУКС.
В течение 2018 года сотрудники Управления проходили обучение по функционалу ЕИСУКС, проверяли корректность загружаемой информации прошлых периодов и дополняли систему новыми данными о кадровом учете.
10 декабря 2018 года в рамках реализации государственной программы РФ «Информационное общество
В 2019 — первой половине 2020 года Управление вело параллельную эксплуатацию централизованного ведомственного ППО по кадровому учету и ЕИСУКС и изучало возможности системы.
Сталкиваясь с проблемами функционирования системы, а также замечая несовершенства в ее технологических процессах, Управление безотлагательно направляло обращения в службу технической поддержки ЕИСУКС, обращалось с предложениями о доработке системы в адрес Федерального казначейства в целях решения вопросов о модернизации системы на уровне Правительства РФ. Так, за период
Таблица. Статус работы в ЕИСУКС 22 июля 2020 г.
Наименование УФК |
|
|
|
|
|
|
|
Расчет денежного содержания по данным ЕИСУКС |
Да/нет |
Да/нет |
Да/нет |
Да/нет |
Да/нет |
Да/нет |
Да/нет |
Да/нет |
|
УФК |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Тесный контакт со службой технической поддержки ЕИСУКС, а также активная позиция Федерального казначейства в формировании предложений по совершенствованию системы позволили настроить утверждение приказов о возложении исполнения обязанностей и премировании, а также корректное формирование табелей учета рабочего времени, реализовать возможность увольнения сотрудников, находящихся на дату увольнения в отпуске. Настойчивость, целеустремленность и нацеленность на конечный результат сплоченной команды кадровиков позволили сохранить в масштабах края передовые позиции Управления в процессе перехода на «промышленное» использование ЕИСУКС и произвести интеграцию с ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» (22 июля 2020 года). Передовой опыт, полученный в ходе миграции данных о кадровом учете в ЕИСУКС, создал положительную репутацию Управления среди государственных органов Алтайского края и органов Федерального казначейства других субъектов.
Единая система — новые возможности
За два с половиной года работы с ЕИСУКС Управление оценило как масштабы и возможности системы, так и то, что система постоянно дорабатывается и становится более адаптированной к нуждам пользователей. Еще несколько лет назад мы даже не могли себе представить, что в ППО, существующем для учета кадров, можно планировать работу по предстоящей декларационной кампании, вести ее и проводить анализ предоставленной информации в электронном виде, а сегодня это реалии жизни, в которых мы существуем благодаря ЕИСУКС. Преимущества системы ЕИСУКС над ранее используемым в работе ведомственным ППО по кадровому учету кратко отражены на рисунке 1.
Еще одним преимуществом ЕИСУКС является формирование единого межведомственного и внутриведомственного информационного пространства по кадровым вопросам на гражданской службе, что предполагает информационный обмен ЕИСУКС с внешними информационными системами (рисунок 2). Информационное взаимодействие ЕИСУКС с внешними информационными системами осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Перечень и содержание подсистем ЕИСУКС постоянно уточняется и дополняется в соответствии с требованием времени.
Перспективы развития системы
Перспективными направлениями развития ЕИСУКС являются:
- представление государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера через личный кабинет пользователя ЕИСУКС;
- проведение межведомственных проверок представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера посредством СМЭВ (запросы направляются в автоматическом режиме в соответствующие ведомства: Росреестр, ФНС, ПФР и другие);
- развитие функционала по формированию ведомственных планов противодействия коррупции, отчетов об их реализации и отчетов по эффективности работы подразделений кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Реализация возможности представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера через личный кабинет пользователя ЕИСУКС позволит экономить время кадровика, требуемое для сканирования и загрузки в систему справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а в случае перехода на ведение электронных личных дел исключит один из элементов бумажного документооборота.
Осуществление посредством СМЭВ межведомственных проверок сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера позволит сократить время на осуществление кадровой службой государственного органа анализа указанных сведений, исключит возможность влияния человеческого фактора на качество осуществляемого анализа и позволит более результативно проводить проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими.
Развитие функционала по формированию ведомственных планов противодействия коррупции, отчетов об их реализации и отчетов по эффективности работы подразделений кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений минимизирует трудозатраты кадровых служб, позволит федеральным органам получать актуальную информацию о ходе реализации территориальными органами и подведомственными организациями планов и показателях отчетности в текущем времени.
И новые технологии, и законодательство не стоят на месте, постоянно совершенствуются и дополняются в соответствии с требованиями современного мира. Благодаря государственной поддержке развития цифровизации экономики в Российской Федерации закономерно ожидать, что внедрение в работу кадровых служб ЕИСУКС и развитие ее перспективных направлений — это не последняя инновация, которая облегчает и совершенствует работу кадровика, освобождая время для решения важных стратегических задач. Мы стараемся жить в ногу со временем, применять новые механизмы и эффективные практики, ведь в современном мире самое важное — не потерять время.