25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 1 январь 2022 — 12 января 2022

Контроль качества аудита финансовой отчетности страховщиков

Версия для печати 553 Материалы по теме

При осуществлении Федеральным казначейством внешнего контроля качества работы аудиторских организаций касательно финансовой отчетности страховщиков следует учитывать, что такой аудит имеет свою специфику. Дело в том, что существует специальное страховое законодательство, прежде всего Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». У страховых организаций имеются определенные нюансы в ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской отчетности, налогообложении.

60.jpg

Денис Анатольевич ОНИЩЕНКО, начальник отдела по надзору за аудиторской деятельностью УФК по Ростовской области

61.jpg

Наталья Алексеевна ХОХОЛ, заместитель начальника отдела по надзору за аудиторской деятельностью УФК по Ростовской области

На наш взгляд, можно выделить пять аспектов, которым органам Федерального казначейства стоит уделить особое внимание при проверке аудиторских заданий по аудиту отчетности страховых организаций.

62.jpg

Ведение бухгалтерского учета страховыми организациями (страховщиками) осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете». Следует отметить, что страховым законодательством установлены повышенные требования к финансово ответственным должностным лицам субъектов страхового дела. Руководители субъекта страхового дела должны иметь высшее образование и стаж работы в качестве руководителя подразделения субъекта страхового дела, иной финансовой организации не менее двух лет. Член совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации также должен иметь высшее образование, подтвержденное документом об образовании и о квалификации с представлением копии такого документа. Главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера страховой организации должны, если иное не установлено нормативным актом органа страхового надзора, иметь опыт работы по специальности в страховой, перестраховочной организации не менее двух лет из последних пяти лет, предшествующих назначению на указанную должность.

В отчетности страховщика должна быть раскрыта следующая информация:

1) нормативное соотношение собственных средств (капитала) страховщика и принятых обязательств;

2) состав и величина сформированных страховых резервов и результаты их изменений;

3) состав и структура активов, в которые размещены собственные средства (капитал) страховщика;

4) состав и структура активов, в которые размещены средства страховых резервов страховщика;

5) операции по перестрахованию с указанием сведений о перестрахователях и перестраховщиках;

6) структура финансового результата деятельности страховщика по отдельным видам страхования;

7) состав акционеров (участников) и их доли в уставном капитале страховщика;

8) иная информация, установленная нормативными актами органа страхового надзора.

63.jpg

Согласно статье 28.1 Закона № 4015-1 достоверность, полнота, своевременность составления и представления отчетности страховщика подлежат внутреннему контролю.

Внутренний контроль в страховых организациях в соответствии с полномочиями, определенными уставом и внутренними организационно-распорядительными документами страховщика, осуществляют:

1) органы управления страховщика;

2) ревизионная комиссия (ревизор) страховщика;

3) главный бухгалтер страховщика (его заместители);

4) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) страховщика;

5) специальное должностное лицо, структурное подразделение, ответственные за реализацию и соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

6) актуарий;

7) другие работники и структурные подразделения страховщика в соответствии с полномочиями, определенными внутренними организационно-распорядительными документами страховщика.

Квалификационные требования к органам управления страховщика, лицам, осуществляющим функции ревизора страховщика, внутреннего аудитора, руководителю службы внутреннего аудита страховой организации, должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, закреплены в статье 32.1 Закона № 4015-1. Статус актуария и его контрольные полномочия регламентированы Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 293‑ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации».

Для обеспечения надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности страховщика законодательству РФ страховщик организует внутренний аудит. Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации, ему же подчинены и подотчетны. В осуществлении своих полномочий внутренний аудитор, служба внутреннего аудита помимо законодательства руководствуются положением об организации и осуществлении внутреннего аудита, разработанным в организации в соответствии со статьей 28.2 Закона № 4015. Выявленные нарушения и недостатки в деятельности страховщика подлежат фиксированию в отчетах аудитора, службы внутреннего аудита, которые представляются для ознакомления руководителю страховой организации и аудируемым отделам, а также в орган страхового надзора.

64.jpg

Страховщики составляют и представляют в орган страхового надзора отчетность по формам и в порядке, которые им установлены. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в соответствии с положением Банка России от 28 декабря 2015 года № 526-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета „Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования“».

Требования к содержанию и заполнению отчетности страховых организаций регламентированы указанием Банка России от 25 октября 2017 года № 4584-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиков, а также формах, сроках и порядке представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков». Указанием Банка России от 20 июля 2020 года № 5510-У «О порядке и сроках представления в Банк России годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пунктах 2–5 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208‑ФЗ „О консолидированной финансовой отчетности“» установлен порядок представления страховщиками консолидированной финансовой отчетности. Страховая организация наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, составляемой в соответствии с Федеральным законом № 402‑ФЗ, составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208‑ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением страховые организации обязаны представить в Банк России, а также опубликовать на официальном сайте страховщика или в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в этой отчетности лиц.

65.jpg

Аудиторское заключение страховщика наряду с прочей информацией, установленной правилами аудиторской деятельности, должно содержать раздел о выполнении страховщиком требований по финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных Законом № 4015-1 и нормативными актами органа страхового надзора, и об эффективности организации системы внутреннего контроля страховщика. Поэтому в аудиторское заключение целесообразно включать следующую информацию:

1) о наличии надлежащим образом оплаченного уставного капитала, размер которого должен быть не ниже установленного Законом № 4015-1 минимального размера уставного капитала страховщика;

2) о соответствии состава и структуры активов, принимаемых страховщиком для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала);

3) о соблюдении нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых страховщиком обязательств;

4) о соответствии расчета страховых резервов страховщика правилам формирования страховых резервов;

5) о наличии в учредительных, внутренних организационно-распорядительных документах положений, предусматривающих создание системы внутреннего контроля, устанавливающих полномочия лиц, осуществляющих внутренний контроль в организации;

6) о назначении внутреннего аудитора (организации службы внутреннего аудита) на основании решения совета директоров, подчиненного (подчиненной) и подотчетного (подотчетной) совету директоров (наблюдательному совету) страховой организации, наделенного (наделенной) соответствующими полномочиями, правами и обязанностями;

7) о соответствии лица, назначенного на должность внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), квалификационным и иным требованиям, установленным Законом № 4015-1;

8) о соответствии положения о внутреннем аудите страховой организации требованиям Закона № 4015-1;

9) о периодичности составления отчетов внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) аудируемого лица. Кроме того, о включении в отчет наблюдений, сделанных внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) в отношении нарушений и недостатков в деятельности аудируемого лица, их последствий, и рекомендаций по устранению таких нарушений и недостатков, а также информации о ходе устранения ранее выявленных нарушений и недостатков в деятельности организации;

10) о рассмотрении в течение года исполнительными органами управления страховой организации отчетов внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) и предложенных мерах по устранению нарушений и недостатков.

Гарантиями финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; сформированные страховые резервы; средства страховых резервов, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование; эффективный внутренний контроль. Поэтому особое внимание при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих аудит финансовой отчетности страховых организаций, проверяющему необходимо уделить тому, насколько подробно аудитором рассмотрены следующие вопросы:

66.jpg

1. Оценка риска непрерывности деятельности в соответствии с положением Банка России от 10 января 2020 года № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков», в том числе оценка организации бизнес-процессов страховщиков.

2. Проверка соответствия качества активов требованиям указаний Банка России от 22 февраля 2017 года № 4297-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов», от 22 февраля 2017 года № 4298-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов», положения Банка России от 10 января 2020 года № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков».

3. Проверка соответствия регуляторной оценки страховых резервов требованиям положений Банка России от 16 ноября 2016 года № 557-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию жизни», от 16 ноября 2016 года № 558-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни», в том числе с целью проверки соблюдения требований указания Банка России от 22 февраля 2017 года № 4297-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов».

4. Проверка корректности расчета фактического и нормативного размера маржи платежеспособности в соответствии с указанием Банка России от 28 июля 2015 года № 3743-У «О порядке расчета страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств».

5. Анализ соответствия отраженных в отчетности страховых резервов данным ежегодного обязательного актуарного оценивания.

6. Способ оценки ожидаемых кредитных убытков по дебиторской задолженности по договорам страхования и перестрахования, оцениваемых в соответствии с МСФО (IFRS) 9, оценка достаточности сформированных резервов под обесценение, а также соответствие учетной политики требованиям отраслевых стандартов бухгалтерского учета по следующим статьям отчетности:

  • ценные бумаги;
  • страховая дебиторская задолженность;
  • прочая дебиторская задолженность;
  • вложения в дочерние и ассоциированные компании;
  • предоставленные займы, прочие активы.

7. Оценка достоверности отраженной на балансе страховой организации стоимости недвижимого имущества в соответствии с положением Банка России от 22 сентября 2015 года № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях», в том числе анализ правомерности отражения в стоимости недвижимости сумм НДС.

8. Правильность классификации и оценки финансовых инструментов в соответствии с МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

9. Адекватность раскрытия по уровням иерархии справедливой стоимости в соответствии с МСФО (IFRS) 13.

10. Полнота и корректность денежного выражения оценочных обязательств, отражаемых в бухгалтерской отчетности.

11. Соответствие сформированных в учете и отраженных в бухгалтерской отчетности отложенных налогов требованиям положения Банка России от 4 сентября 2015 года № 490-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов некредитными финансовыми организациями», оценка правомерности признания отложенных налоговых активов.

12. Обоснованность формирования расходов страховой организации; проверка корректности отражения в бухгалтерском учете вложений в ценные бумаги в случае применения указания Банка России от 24 марта 2020 года № 5419-У «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета вложений в ценные бумаги (кроме векселей), оцениваемые по справедливой стоимости, отдельными некредитными финансовыми организациями».

13. Корректность использования регуляторных и надзорных послаблений, принятых Банком России в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

14. Использование в отчетности в соответствии с положением Банка России от 28 декабря 2015 года № 526-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета „Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования“» результатов актуарного оценивания; анализ самих результатов такого оценивания. В частности, результатов оценки обязательств страховщика, отраженных в актуарном заключении, их сопоставимость с данными, отраженными в бухгалтерской отчетности, а также с величиной страховых резервов, рассчитанной в соответствии с положениями Банка России от 16 ноября 2016 года № 557-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию жизни» и от 16 ноября 2016 года № 558-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни».

Чек-листы

Таким образом, в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций, которые осуществляют аудит отчетности страховых организаций, внешнему контролеру следует на основании представленных рабочих документов аудитора оценить соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, что в свою очередь позволит сформировать представление о правомерности мнения, выраженного в аудиторском заключении.

Для этого считаем целесообразным разработать унифицированные чек-листы, которые представляют собой перечень контрольных вопросов, подготовленных с учетом выделенных выше аспектов.

67.jpg

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно