Экономия средств федеральной субсидии на организацию бесплатного горячего питания учеников начальных классов образуется по объективным причинам: из-за пропуска занятий детьми, из-за незапланированных каникул в связи с карантинами и т. д. В 2020 году размер такой экономии составил 2 миллиарда рублей, то есть около 10% от объема выделенного финансирования. О том, как можно регионам использовать данную экономию, рассмотрено в статье.
Сергей Владимирович МАСЛОВ, вице-президент АНО «Институт отраслевого питания», кандидат экономических наук
Ежегодно по объективным причинам у субъектов РФ образуется экономия средств федеральной субсидии на организацию бесплатного горячего питания для учащихся 1–4-х классов. Как известно, неиспользованные средства субсидии подлежат возврату в федеральный бюджет. В то же время с конца 2020 года мы наблюдаем непрекращающийся рост цен на основные продовольственные товары. В таких условиях вопрос обоснованного использования неизрасходованных средств субсидии приобретает особую актуальность. Рассмотрим, как регионы реагируют на данную ситуацию.
Продуктовая инфляция по итогам 2021 года превысила 10%, а стоимость школьного питания не пересматривалась где-то с начала года, а в некоторых регионах с 1 сентября 2020 года. В связи с этим получается, что детей фактически с каждым месяцем кормили все хуже?! Напомним, из-за того что фактический рост цен на продукты оказался выше прогнозируемого, в августе 2021 года Президент РФ принял решение о дополнительной выплате пенсионерам в размере 10 тысяч рублей. Недопустимо, чтобы люди экономили на питании. На реализацию президентского решения из федерального бюджета дополнительно было выделено 500 миллиардов рублей. На наш взгляд, также нельзя допустить, чтобы ухудшалось и школьное питание. Тем более для улучшения его качества не требуются дополнительные средства из бюджета. Необходимо произвести некоторые расчеты и тем самым обосновать использование неизрасходованных средств субсидии на организацию бесплатного горячего питания в начальных классах.
Посчитаем
Например, за первое полугодие 2021 года экономия федеральной субсидии в Республике Северная Осетия — Алания составила порядка 25% от планового расхода. Руководство региона приняло решение проанализировать итоги первого полугодия и принять меры по законному расходованию субсидии на улучшение питания. Для этого были произведены необходимые расчеты. На их основании руководство республики приняло решение увеличить стоимость питания на следующее полугодие с 58 до 72 рублей, в связи с чем было разработано и новое (улучшенное) типовое меню.
Учитывая сумму сэкономленных средств в Республике Северная Осетия — Алания на четыре месяца 2021 года (с 1 сентября) можно было установить стоимость горячего питания 83,16 рубля в день. Однако данная величина является средним значением в республике без учета суммы экономии по каждому муниципальному образованию, которые неравнозначны. Также следует учесть, что, установив такую стоимость с 1 сентября 2021 года, в дальнейшем, с 1 января 2022 года, ее нельзя снижать. Но для обеспечения стоимости питания в размере 83,16 рубля в течение всего 2022 года запланированных бюджетных средств недостаточно. Этот момент (неприемлемости снижения стоимости питания), безусловно, должен учитываться при принятии решения о расходовании «накопившейся» экономии.
Одновременно муниципалитетам республики было рекомендовано, исходя из реальной суммы экономии в каждом конкретном районе, производить дополнительную закупку фруктов для выдачи ученикам начальной школы с включением их в меню горячего бесплатного питания. Важно отметить, что принятие таких решений осуществлялось с учетом разъяснений Минпросвещения России, данных в письме от 19 ноября 2020 года №_АН-2021/09. Основанием же для их реализации стали нормативные акты, принятые в установленном порядке в республике. К сожалению, имеются факты, когда дополнительные продукты закупают не в соответствии с утвержденным актом, а лишь на основании решения организатора, подкрепленного ссылкой на разъяснения Минпросвещения России, которые, как известно, не являются нормативным документом.
Таким образом, произведенные расчеты и оформленные в установленном порядке нормативные акты позволили Северной Осетии на законных основаниях использовать экономию средств федеральной субсидии для повышения качества питания. Однако такую работу большинство субъектов не проводит. Так, по нашим наблюдениям, стоимость питания в 2021 году не менялась в Приморском крае, Ярославской области и т. д. Она осталась в том же размере, что и была на 1 сентября 2020 года. И это несмотря на то, что размер выделенной субсидии с 1 января 2021 года был проиндексирован примерно на 5% для всех субъектов.
Альтернативный подход
По нашим прогнозам, в регионах, где своевременно не проводили корректировку стоимости питания на одного обучающегося, размер неизрасходованной субсидии может достигнуть в 2021 году
Вопросы обеспечения льготным питанием обучаемых являются полномочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления. И прежде всего их органы управления должны своевременно принимать необходимые решения. Но сам порядок выделения субсидии на бесплатное питание определяет Правительство РФ. В связи с этим представляется необходимым конкретизировать данный порядок для формирования единых, однозначно понимаемых и трактуемых подходов к расходованию данной субсидии, обеспечению ее полного расходования по целевому назначению, так как речь идет о питании детей. Ведь «вернуть» в следующем году экономию в питание детей уже невозможно. Экономия на питании — это не та экономия, которую можно приветствовать, закупая парты, учебники или ремонтируя дороги.
Необходимо усилить контроль, в том числе со стороны финансовых органов, за полнотой расходования субсидии на бесплатное питание детей в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
На наш взгляд, необходимо усилить контроль, в том числе со стороны финансовых органов, за полнотой расходования субсидии на бесплатное питание детей в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Для этого с регионами необходимо проводить соответствующую работу, разъяснить на федеральном уровне методику принятия решений. Это должно найти свое отражение и в нормативных актах субъектов РФ (например, в региональных стандартах организации питания в образовательных учреждениях), и в методике обоснования размера стоимости питания на одного обучаемого. О необходимости такой методики и ее основном содержании мы планируем подготовить отдельную статью. В ней будет отражен ряд проблем, возникающих в связи с отсутствием такой методики, недостатки в регулировании на федеральном уровне (например, до настоящего времени нет единого понимания, на какие цели выделяется субсидия: на обеспечение продуктового состава горячего питания или на все расходы, связанные как с закупкой продуктов, так и с оплатой труда поваров, закупкой расходных материалов, посуды и т. п.).