Версия для печати 991 Материалы по теме
Реализация арктической стратегии: региональный аспект

В 2021 году Россия стала председателем в Арктическом совете на два года, что дает возможность государству еще раз подчеркнуть свое лидерство в вопросах освоения Арктики. Несмотря на сложные макроэкономические условия, реализация проектов в Арктической зоне РФ по-прежнему остается в числе приоритетных планов многих крупных компаний. Как региональным предприятиям не упустить шанс стать полноправным участником арктических проектов? Какая региональная стратегия нужна сегодня? Какие основные шаги уже сделаны и что еще должно быть предпринято в этом направлении?

Алексей Михайлович ФАДЕЕВ, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г. П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН, эксперт АНО «Экспертный центр — Проектный офис развития Арктики (ПОРА)», доктор экономических наук.

Институциональные условия для реализации проектов в Арктике

В настоящее время на государственном уровне предпринят ряд мер, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие предпринимательской деятельности в Арктике. Так, в прошлом году принят Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 193‑ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», определяющий правовой режим, меры государственной поддержки и порядок осуществления предпринимательской деятельности в АЗРФ. В октябре 2020 года утверждена Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года — основополагающий документ, определяющий системное развитие всего Крайнего Севера страны. Также в прошлом году Президент РФ подписал указ от 5 марта 2020 года № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».

99.jpg

Справка

101.jpg

В Арктический совет входят восемь арктических государств: Канада, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Соединенные Штаты.

Для реализации Закона № 193‑ФЗ глава государства расширил льготы для нефтегазовых проектов в Арктике и на шельфе, подписав соответствующий закон, вносящий поправки в Налоговый кодекс (от 13 июля 2020 года № 195‑ФЗ). Новые преференции должны стимулировать добычу углеводородов на шельфе и в Арктике, производство сжиженного природного газа (СПГ), развитие газохимии, а также освоение нефтегазоносных провинций. Открывающиеся налоговые возможности позволяют начать реализацию очень крупных проектов в регионах.

Формирование институциональных условий для освоения Арктики на этом не закончилось. Правительство РФ постановлением от 12 мая 2020 года № 656 утвердило создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Столица Арктики» (речь в нем идет о Кольском районе Мурманской области и городе Мурманске). На территории опережающего развития действует таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная правом Евразийского экономического союза и законодательством РФ.

Арктика сегодня — безусловный императив экономической стратегии целого ряда регионов нашей страны. Не так давно в стране принят закон об Арктической зоне Российской Федерации, в которую вошли девять субъектов. Сегодня в Арктике создается до 15% ВВП государства, а предприятия, работающие в Арктической зоне РФ, формируют до 25% общего объема экспорта нашей страны.

Несмотря на очевидные негативные последствия пандемии, многие регионы смогли сохранить большинство реализуемых арктических проектов и даже демонстрируют рост. Так, например, Мурманская область стала лидером по привлечению инвестиций в Арктической зоне РФ в 2020 году. Это стало возможным благодаря системе созданных государственных преференций, которые позволили инвесторам принять и ускорить инвестиционные решения по таким проектам, как освоение месторождения платиноидов Федорова Тундра в Мурманской области (объем инвестиций — 82 миллиарда рублей), модернизация Ковдорского ГОКа (объем инвестиций — 20 миллиардов рублей), строительство нового терминала навалочных грузов в порту Мурманска (инвестиции — 13,4 миллиарда рублей), а также горнолыжного комплекса «Порт Лиинахамари» (инвестиции — 12,5 миллиарда рублей).

Только с государством

Экономика Арктического региона, как и всех иных территорий, безусловно, подвержена влиянию макроэкономических факторов. При этом стоит отметить, что реализация проектов в АЗРФ объективно является одним из наиболее капиталоемких направлений промышленной политики России. Заметное присутствие государства в экономике Арктики — залог безопасности освоения этого уникального региона.

Но освоение АЗРФ не может определяться одними лишь законами рынка. Анализ зарубежного опыта реализации энергетических проектов на Крайнем Севере, в том числе на шельфе, показывает, что ни один из них не рассматривается в отрыве от решения социально-экономических проблем развития территории. Не менее важна еще одна принципиальная черта зарубежных проектов в новых районах — невозможность решения задачи исключительно в рамках подходов, ориентированных на чистую коммерческую эффективность проектов.

Если говорить о масштабных проектах, то здесь, безусловно, крайне важна реализация механизмов государственно-частного партнерства. Практически все арктические проекты — крайне капиталоемкие, требующие значительных инвестиций. Сегодня это финансовое бремя в подавляющем большинстве случаев ложится на плечи самих операторов, реализующих проекты. Паритетное партнерство с государством, направленное, например, на создание транспортно-логистической инфраструктуры, может существенным образом повысить конкурентоспособность проектов в Арктике, оказывая значительное влияние на региональное развитие.

В 2020 году в этом направлении сделан ряд важных шагов. Так, Правительство России выделит на поддержку инвестиционных проектов в Арктике более 214 миллиардов рублей. Распоряжением Правительства РФ от 1 февраля 2021 года утвержден перечень арктических инвестиционных проектов (таблица), которым будет оказана государственная поддержка.

Таблица. Перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории АЗРФ

Наименование инвестиционного проекта

Наименование юридического лица

Срок реализации инвестиционного проекта

Цели и задачи реализации инвестиционного проекта

«Федорова Тундра» (Мурманская область)

АО «Федорово Рисорсес»

2021–2027 гг.

Создание горно-металлургического комбината

«Павловское» (Архангельская область)

АО «Первая горнорудная компания»

2021–2025 гг.

Создание горнодобывающего предприятия для добычи и переработки свинцово-цинковых руд. Строительство причальных сооружений для отгрузки готовой продукции

Освоение Сырадасайского месторождения (Красноярский край)

ООО «Северная звезда»

2021–2024 гг.

Добыча рядового угля и получение угольного концентрата. Получение металлургического кокса. Строительство морского угольного терминала для отгрузки угольного концентрата

Строительство морского специализированного терминала навалочных грузов в морском порту Мурманск (Мурманская область)

ООО «Морской терминал ТУЛОМА»

2021–2023 гг.

Строительство морского специализированного глубоководного терминала по перевалке минеральных удобрений и апатитового концентрата

Строительство индустриального объекта «Смолтовый завод» (Мурманская область)

ООО «Русское море — Аквакультура»

2021–2024 гг.

Создание закрытого бассейнового рыбоводного хозяйства по производству посадочного материала лосося и форели. Снижение зависимости отечественной рыбоводной отрасли от импорта

«Витино: морской порт и нефтебаза» (Мурманская область)

ООО «Норд Стар»

2021–2022 гг.

Техническое перевооружение порта Витино и Беломорской нефтебазы. Введение в эксплуатацию портового терминала, осуществляющего перевалку нефтепродуктов

102.jpg

Вовлечение региональной промышленности в арктические проекты

Начало реализации крупномасштабных проектов в Арктической зоне РФ открывает уникальные возможности для развития региональной промышленности. Распространено мнение, что реализация арктических проектов под силу только крупным корпорациям. Не отрицаю справедливость суждения о возможности выполнения сложных технологических решений только опытными компаниями, имеющими достаточную компетенцию для безопасного и эффективного выполнения работ. При этом стоит отметить, что современная структура мирового нефтегазового комплекса во многом представлена предприятиями малого бизнеса, численность сотрудников в которых не превышает десяти человек.

Региональные компании способны участвовать в подготовительной части реализации проектов: подготовка площадок под строительство объектов, электромонтажные услуги, сборка металлоконструкций, ремонт судов, занятых в работах по обустройству месторождений, строительство плавпричалов. Потенциал региональных компаний также может быть востребован при осуществлении необходимых изысканий, строительстве скважин, оказании транспортных услуг. Очевидные перспективы в освоении углеводородного потенциала Арктики приобретает потенциал ледокольного флота, базирующегося в Мурманске. Кроме того, территории некоторых предприятий области выступают как перспективные в вопросах размещения комплексных баз обеспечения проектов.

Для большинства российских региональных предприятий работа в периметре нефтегазового комплекса является новым видом деятельности. И, несмотря на очевидные конкурентные преимущества, имеющийся высокий интеллектуальный и промышленный потенциал, российские предприятия часто не способны составить конкуренцию иностранным коллегам в рамках проводимых тендерных процедур. Отечественные компании нуждаются в значительном повышении уровня собственной компетенции. Речь идет о международных требованиях к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг, охране окружающей среды, охране труда и т. д. Отечественные компании могут пока рассчитывать на победу преимущественно в тендерах, которые подразумевают выполнение общестроительных, электромонтажных и иных видов работ, то есть тех, которые не относятся к производству высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Отечественные компании могут рассчитывать на победу в тендерах, которые не относятся к производству высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью

Поэтому одним из ключевых векторов проводимой промышленной политики должно стать существенное повышение доли российских компаний, участвующих в тендерных процедурах компаний-операторов. Региональным компаниям для успешного использования их промышленного потенциала в процессе реализации нефтегазовых проектов, необходимо отвечать ряду серьезных требований. В рамках проводимых тендерных процедур операторы проектов (или крупные генеральные подрядчики) учитывают целый ряд специфических требований. Это и технические ресурсы поставщиков, их репутация, наличие опыта (выполнение аналогичных видов работ ранее), производственные показатели, наличие технических и финансовых ресурсов для проведения работ, технологий, гарантии со стороны банков и страховых компаний. В рамках оценки тендерных предложений большое внимание уделяется показателям качества работ, охраны окружающей среды, наличию необходимого оборудования, стоимости и срокам выполнения заказов, структуре и организации производства, кредитоспособности компании и многим другим.

P. S. Продолжение статьи будет опубликовано в следующем номере журнала «Бюджет». Для нефтегазовых проектов поставщиков отбирают по результатам тендерных процедур, в которых участвуют уже имеющие значительный опыт подобных работ зарубежные компании. Это осложняет конкурентную борьбу отечественных компаний-поставщиков. На примере нефтегазового комплекса автор проанализирует возможные вызовы для региональных предприятий.

Поделиться