В феврале Научно-исследовательскому финансовому институту Министерства финансов РФ исполняется 85 лет. С чем подошел к юбилею бессменный научный форпост Минфина? Об этом наш разговор с директором института Владимиром Станиславовичем НАЗАРОВЫМ.
Для Минфина России
— Владимир Станиславович, если коротко, что такое НИФИ? В чем особенность института?
— НИФИ — единственный в стране научно-исследовательский институт в области финансов. Одна из его ключевых задач — переложение передовых знаний мировой финансовой науки в конкретные практические решения. Сегодня нашими заказчиками являются не только Минфин России и другие федеральные министерства, но и крупные транснациональные компании и, что особенно приятно, региональные власти.
Наш институт на федеральном уровне координирует реализацию стратегии финансовой грамотности в стране. В НИФИ создан центр инициативного бюджетирования, который по числу реализуемых проектов и глубине научных исследований является одним из лучших в мире.
Пять лет назад институт вышел на международный уровень — мы оказываем коллегам из ряда стран содействие в развитии системы управления государственными финансами.
— Изначально НИФИ создавался как мозговой центр при союзном Минфине и фактически полностью работал на министерство. И сегодня для нужд Минфина выполняется больше половины исследований института. Как изменилась роль НИФИ и взаимоотношения с основным заказчиком?
— Прежде всего необходимо отметить роль Министерства финансов в обеспечении устойчивости бюджетно-финансовой системы страны. Устойчивость — это способность преодолевать негативные внешние шоки и при этом выполнять все социальные обязательства государства.
Проведенные Минфином реформы последних лет заложили основу, которая помогает в штатном режиме внедрять, в том числе с участием НИФИ, инновации в фискальной сфере, совершенствовать финансовые инструменты для граждан и организаций, изыскивать средства для новых приоритетных мер поддержки экономики и социальной сферы. Мы всегда рады помочь коллегам.
— Что дает НИФИ министерству? Как вы оцените вклад института в финансовую политику страны?
— Если совсем коротко, то исследования НИФИ призваны повысить качество нормативных решений Минфина за счет анализа широкого круга источников и международного опыта. Для многих будет откровением, но даже за консервативными на первый взгляд решениями Минфина стоит глубокий анализ рисков или негативных примеров внедрения из зарубежной практики, выполненный силами института. В этой связи нашу работу можно сравнить с подводной частью айсберга: институт обеспечивает необходимую связь теории и практики, мониторинга экономических показателей и практического внедрения новейших исследований и разработок.
Отдельно отмечу формирование на базе НИФИ дискуссионной площадки для делового и научного общения ученых и практиков, а также обсуждения результатов наиболее значимых фундаментальных и прикладных исследований в области экономики и финансов. Те предложения, которые мы направляем в Минфин, предварительно проходят верификацию экспертного сообщества.
— Какая часть ваших исследований доходит до практической реализации, а какая выполняется «про запас»? Как выстраивается работа с департаментами министерства? Есть ли у института автономия в выборе тем или выводов исследований?
— При определении тем научных исследований департаменты-заказчики учитывают предложения института, которые в свою очередь основаны на изучении актуальных вопросов развития российского и зарубежного финансовых рынков, передовых практик бюджетного планирования и исполнения бюджетов, новейших бюджетных и финансовых инструментов. Таким образом НИФИ участвует в процессе внедрения в российскую практику современных научных разработок, которые способствуют решению макроэкономических, финансовых и бюджетных задач страны.
Использование результатов исследований в практической деятельности департаментов является основным критерием оценки актуальности и востребованности нашей работы. Это и существенная мотивация для сотрудников, которые видят результат своей работы. Например, это улучшение условий ОСАГО для автолюбителей по итогам реформы прошлого года, совершенствование инструментов межбюджетной поддержки, повышение адресности социальной поддержки семей с детьми.
Поэтому мы уделяем особое внимание практической составляющей: заказывая исследование, департамент должен видеть пути его применения для решения конкретных задач. До начала основной работы сотрудники НИФИ совместно с департаментами министерства детально прорабатывают техническое задание будущего исследования, а далее большое внимание уделяется обсуждению промежуточных и итоговых результатов с представителями Минфина.
Для регионов
— Среди ваших заказчиков — федеральные власти страны и крупные международные компании, но вы особенно отметили регионы. Почему?
— Наука должна работать на благо людей. Новые технологии и решения, разрабатываемые в НИФИ, должны делать жизнь лучше на местах. Достичь этого, обеспечить максимальный эффект для жителей региона можно через прямое взаимодействие с его властями и учет местной специфики.
Ежегодно НИФИ направляет в Министерство финансов РФ около 200 экспертно-аналитических записок и материалов.
Большая часть наших исследований, выполненных по заказу федеральной власти, может быть адаптирована и востребована на региональном уровне. Так произошло, например, с обзорами бюджетных расходов или с «Детским бюджетом», в котором собраны данные о расходах на поддержку детей из всех бюджетных источников.
— Какие исследования института сегодня востребованы на региональном уровне?
— В первую очередь регионы заинтересованы в исследованиях по вопросам сбалансированности и оздоровления своих бюджетов, роста налоговых поступлений, поддержки социальной стабильности и распределения дотаций, а также в консультациях по стратегическому планированию и инфраструктурным проектам.
Одно из наиболее перспективных направлений — анализ бюджетных расходов, цель которого сформулировать предложения по их оптимизации. На федеральном уровне НИФИ выполняет эту работу уже несколько лет. Для регионов мы начали проводить такие обзоры с 2021 года. Первый же из таких проектов — обзор социальных расходов бюджета Санкт-Петербурга — стал победителем конкурса лучших практик принятия управленческих решений, организованного Счетной палатой РФ. В текущем году обзоры бюджетных расходов будут выполнены еще для нескольких регионов.
Наиболее востребованными на региональном уровне являются обзоры бюджетных расходов социальной сферы, здравоохранения, образования; на жилищные программы, ЖКХ и инфраструктуру; на развитие региональной экономики; на цифровизацию и внедрение ИТ.
— Что получает регион в результате обзоров бюджетных расходов?
— Регион получает научно обоснованные рекомендации, какие расходы должны быть в первую очередь сокращены или перераспределены в пользу более эффективных и что должно быть изменено в системе управления этими расходами.
Например, анализ расходов на ЖКХ дает оценку состояния жилищного фонда региона, эффективности его использования и содержания. Также он включает рекомендации по совершенствованию финансирования жилищного строительства и по учету граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, показывает эффективность сети учреждений для оказания соответствующих госуслуг.
По итогам проведения оценки эффективности социальной сферы видно, где необходимо усилить социальную поддержку, повысить охват или увеличить размер выплат, а где необходимо предусмотреть и обосновать введение критериев нуждаемости, поскольку средства социальной поддержки региона расходуются неэффективно.
— Что еще интересного для регионов вы делаете в социальной сфере? Расскажите подробнее о «Детском бюджете» регионов. Это ведь так же изначально федеральный проект?
— Действительно, до прошлого года «Детский бюджет» формировался НИФИ только на федеральном уровне. Поэтому региональный «Детский бюджет», в котором собраны данные о расходах регионов на поддержку детей, сформирован в России впервые. Эти данные уникальны, их еще никто не собирал. В документе отражены все расходы каждого субъекта РФ на детей, их здоровье, образование, культурное и физическое развитие, в том числе на детей, которые по разным причинам остались без родительского попечения, затраты на социальную поддержку семей при рождении и воспитании детей, на поддержку материнства и рождаемости.
Пожалуй, впервые информация такого уровня открывается одновременно и для граждан, и для чиновников. Для граждан это в первую очередь элемент открытости и доступности информации о бюджете в нужном ракурсе. Для представителей властей всех уровней это прежде всего инструмент принятия управленческих решений, который дает набор верифицированных первичных данных. Минфин, например, на его основе готовит ежегодный доклад о положении детей и семей с детьми.
Отмечу и подготовку для регионов социальных кодексов, концепция которых разработана в нашем институте. В Волгоградской области, например, принятие кодекса и закрепление имущественных критериев нуждаемости позволили установить, что до 75 процентов граждан, ранее получавших адресную социальную помощь, не соответствовали этим критериям. Кроме того, до 40 процентов новых заявителей государственной социальной помощи предоставляли недостоверные сведения об имуществе. В течение первого года действия Социального кодекса эта доля сократилась вдвое.
Важный момент: цель применения принципа адресности и критериев нуждаемости — не сокращение расходов, а справедливое распределение средств. В той же Волгоградской области после принятия кодекса средний размер социальной помощи на семью вырос в 2,2 раза, а размер пособия по утрате имущества — в 2,5 раза. Кроме того, были введены новые адресные меры соцподдержки, в том числе одиноким отцам, малоимущим трудоспособным.
— Среди региональных, ориентированных на граждан проектов НИФИ выделяется инициативное бюджетирование. Вы назвали Центр инициативного бюджетирования НИФИ лучшим в мире. Почему вы так считаете?
— До 2015 года различные практики партисипаторного бюджетирования существовали в России в разрозненном состоянии. Силами созданного в институте Центра инициативного бюджетирования была подготовлена методология, началось обучение региональных команд и информационное продвижение практики. В результате число проектов и объемы их финансирования выросли в десятки раз, а само инициативное бюджетирование — термин предложен, кстати, НИФИ — превратилось в приоритетный проект федерального масштаба. Сегодня разработанная в стенах института российская методология инициативного бюджетирования внедряется за рубежом в качестве модельной. Например, в прошлом году мы очень плотно поработали с нашими коллегами из Узбекистана, где уже запущена национальная программа поддержки местных инициатив.
— Какие еще проекты НИФИ востребованы на международном уровне?
— Да, действительно, для органов власти стран, которые являются стратегическими партнерами России, НИФИ реализует масштабные программы двустороннего сотрудничества, в рамках которых оказывает экспертную поддержку в различных областях государственной бюджетно-налоговой политики. В том числе мы готовим предложения по изменению законодательства, выработке инструментария для анализа и мониторинга экономических показателей, по развитию отраслей экономики.
Такая работа ведется в рамках соглашений Минфина России с финансовыми ведомствами Армении, Таджикистана и Узбекистана. В этих странах с учетом своей специфики могут быть востребованы разные направления, и в своей работе мы отталкиваемся в первую очередь от задач, актуальных для каждой страны на данном этапе ее развития и реформирования.
Раньше подобная экспертная поддержка была привилегией исключительно международных институтов, таких как Всемирный банк или Международный валютный фонд. Российские эксперты присутствовали только как наемные сотрудники в этих организациях.
Из истории
— Давайте вернемся к юбилею института. 85 лет — это большой срок. С чем лично у вас ассоциируется НИФИ за этот период? Для чего он создавался и в чем принимал участие?
— В ранние годы первого социалистического государства в экономике было допущено множество ошибок. Сначала военный коммунизм — когда решили полностью отказаться от денег. Затем — ошибки первой пятилетки, когда из-за неправильного планирования и просчетов в экономике начала давать сбои финансовая система и пришлось прекратить финансирование каждого третьего строящегося объекта.
Эти неудачи во многом были вызваны отсутствием теоретического базиса для новой формы экономических отношений. Нужно было переработать и весь мировой капиталистический опыт, и социалистический опыт первых лет для создания такого базиса, который бы обеспечивал устойчивое развитие финансовой системы молодого государства. Для решения этих задач 27 февраля 1937 года и был создан Научно-исследовательский финансовый институт.
После войны НИФИ стал ведущим центром в СССР по теоретической разработке проблем финансов и обобщению передового опыта финансовых органов и банков. Фактически он формировал основы для проведения всех значимых реформ СССР в финансово-экономической сфере.
Еще в 1940–1950-е годы институтом были заложены основы страхования в СССР, а, например, в
Число публикаций сотрудников института в Scopus выросло с 2015 года более чем в 15 раз, а издаваемый институтом «Финансовый журнал» стал одним из четырех специализирующихся на научных исследованиях в
— Наверняка богатая теоретическая база зарубежного опыта НИФИ пригодилась в
— Да, все это пригодилось в период возвращения страны к рынку. Например, при проведении бюджетной реформы, в том числе при совершенствовании межбюджетных отношений, а также при подготовке законопроекта о государственном финансовом контроле.
Отмечу и разработку в стенах института налоговой реформы. В частности, были подготовлены: замена налога с оборота на НДС, законодательство об акцизах и о подоходном налоге с физических лиц, правовая база для введения налогов для кооперативов.
Вместе с Институтом профессиональных бухгалтеров России НИФИ выступил головным учреждением по реализации программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Кадры
— В
— В НИФИ мощный кадровый состав. Институт активно развивается: за последние несколько лет сформированы центры компетенций в области макроэкономического прогнозирования, страхования, финансов здравоохранения, отраслевой экономики и ГЧП, инициативного бюджетирования, зеленых финансов, регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.
Как и в былые времена, сегодня в институте работает много видных ученых. Я не стану здесь называть конкретных лиц, перечисление их имен и заслуг займет много времени. Скажу лишь, что число публикаций сотрудников института в Scopus выросло с 2015 года более чем в 15 раз, а издаваемый институтом «Финансовый журнал» в прошлом году стал одним из четырех специализирующихся на научных исследованиях в области финансов изданий в списке RSCI. Это ограниченный круг лучших в стране журналов, отобранных из более чем шести тысяч изданий, представленных в Российском индексе научного цитирования.
Кроме того, НИФИ не только привлекает к работе ведущих специалистов, но и работает со студентами вузов для выявления наиболее способных будущих молодых ученых. Так, в течение последних лет были приняты на работу выпускники, в том числе из МГУ, СПбГУ, Финансового университета при Правительстве РФ, РАНХиГС, ВШЭ, МГИМО, РЭШ. Многие из них, работая в НИФИ, не только защитили диссертации, но и существенно продвинулись по карьерной лестнице: среди ведущих специалистов научных центров большая доля сотрудников до 30 лет.
— За счет чего обеспечивается конкурентная заработная плата? И как поддерживается мотивация сотрудников?
— Согласен, зарплата — это важнейший фактор в борьбе за кадры. Поэтому развитие внебюджетных исследований для нас — это не только статус и прямая конкуренция с ведущими научными центрами страны, но и дополнительный источник для финансовой мотивации сотрудников.
Институт выполняет работы не только для федеральных и региональных органов власти, но и для некоммерческих и международных организаций — таких как Всемирный банк и Евразийская экономическая комиссия. Коммерческий же сегмент наиболее представлен в таких отраслях, как фармацевтика, сельское хозяйство, транспорт и логистика, образование, нефтегазовая отрасль. Среди наших заказчиков — «Яндекс», «Мегафон», Alibaba.com и «Джонсон&Джонсон». Так что наши внебюджетные работы дают хорошую прибавку к зарплатам, которые с начала
При этом мы установили для всех сотрудников показатели и критерии оценки эффективности их деятельности. На их основании и назначаются стимулирующие выплаты. Это мотивирует к достижению более высоких результатов и, кроме того, стимулирует долгосрочную занятость в НИФИ.
— Как пандемия повлияла на деятельность института и его результаты?
— В НИФИ высокий уровень цифровизации. Практика удаленной работы началась в институте еще в 2017 году. Она позволила пережить ковидные ограничения без потерь в производительности труда, а созданная несколько лет назад информационная система обеспечивает соблюдение плана публикаций и структурирует работу по всем исследованиям.
Более того, во многих научных центрах института работают люди из регионов. Это существенная экономия на издержках, а главное — мы не ограничены в выборе лучших кадров на рынке.
К сожалению, пандемия немного отложила реализацию некоторых международных проектов. Еще в сентябре 2019 года НИФИ подписал соглашение о стратегическом сотрудничестве с китайской Академией фискальных наук Минфина КНР. Мы с китайскими коллегами планируем скоординировать наши усилия в области системных и институциональных реформ, промышленной, инвестиционной, экономической и торговой политики. Планируется проведение форумов и семинаров, разработка учебных программ и совместных научно-исследовательских проектов. Словом, делать всю ту работу, для которой НИФИ и создавался. Уверен, что в ближайшем будущем эта работа обязательно будет запущена.
— Что дальше? Какие творческие планы у вашего института?
— В советский период НИФИ самостоятельно планировал свою деятельность и определял перспективы развития, исходя из актуальности исследования теоретических и прикладных финансово-кредитных проблем и поручений Минфина. В тот период институт доминировал в исследованиях для Госплана СССР, министерств финансов страны и союзных республик. Фактически НИФИ всегда был главным финансовым советником страны.
В современный период сформировалось большое число научных центров — РАНХиГС, ВШЭ, Институт Гайдара. И восстановление утраченных позиций, в том числе и развитие инициативных исследований для Минфина России, — это также одна из основных задач, стоящих перед институтом.
С 2019 года НИФИ относится к первой категории научных организаций страны и признан научной организацией — лидером в области экономики и финансов. Такой статус присуждается, только если организация является в стране флагманом отрасли или научного направления, а также если показатели оценки результативности ее деятельности соответствуют мировому уровню. Наш институт соответствует этим требованиям. Но почивать на лаврах не стоит. Каждый день ставит новые вызовы перед нашей страной и ее финансовой системой. Помочь найти лучший ответ на эти вызовы — наше общее дело.
Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ