Версия для печати 709 Материалы по теме
Цифровая экосистема в сфере ГЧП решит многие проблемы

В 2021 году Правительство России разработало и запустило беспрецедентное количество мер поддержки, направленных на интенсивное развитие инфраструктуры в стране. Речь идет о выделении нескольких триллионов рублей. При этом большинство мер поддержки работают для проектов, предусматривающих привлечение внебюджетного финансирования в формате государственно-частного партнерства. О том, как унифицировать бизнес-процессы, о решении проблем, с которыми сталкиваются инвесторы, об их доверии государству, о цифровых решениях, позволяющих повысить эффективность взаимодействия всех заинтересованных сторон, говорили участники панельной сессии «Инвестор как клиент государства. Новый подход к государственно-частному партнерству». Мероприятие прошло в рамках Гайдаровского форума — 2022.

Перед регионами и муниципалитетами, которые, по сути, выступают основными заказчиками строительства инфраструктурных объектов, стоит новый управленческий вызов — за короткий срок предложить инвесторам портфель качественно структурированных проектов, которые будут соответствовать требованиям, необходимым для получения федеральной поддержки. Все это возможно осуществить, если внедрить в текущую деятельность органов власти новые принципы клиентоцентричности, когда основным клиентом государства станет частный инвестор.

По словам первого заместителя министра спорта РФ А. Р. Кадырова, первый опыт внедрения государственно-частного партнерства в спортивную отрасль наработан в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы». Проекты ГЧП, реализованные в спортивной и социальной сферах, показали свою эффективность: на один бюджетный рубль было привлечено 3,5 рубля внебюджетных средств. «Сегодня, когда перед нами стоит национальная цель — повысить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов, мы видим, что в стране недостаточно соответствующей инфраструктуры, — сказал Кадыров. — Развить инфраструктурную базу в том объеме, в котором нам необходимо, за счет бюджета невозможно». По его мнению, привлечение частных инвесторов поможет решить проблему нехватки объектов для занятия спортом населения. «Уже есть примеры в виде эффективных бизнес-решений по созданию фитнес-клубов, причем не только в крупных городах. Есть ряд предприятий, которые предлагают решения для небольших населенных пунктов», — пояснил замминистра. Предложение Минспорта России привлекать частных инвесторов в данную сферу поддержало Правительство РФ, и уже с текущего года спортивное ведомство планирует начать компенсацию инвесторам процентных ставок кредитных учреждений, а с 2023 года начнет софинансировать объекты по программам ГЧП и концессиям. В 2023 и 2024 годах предусмотрено финансирование по 3 миллиарда рублей ежегодно.

Принцип одного окна в ГЧП-сфере

За последнее время Минспорт России провел встречи, в том числе с главами муниципальных образований и потенциальными инвесторами, в рамках которых удалось выявить сложности при реализации инвестиционных проектов. Главной проблемой оказался недостаток знаний и компетенции у специалистов, работающих с ГЧП-проектами. «Чуть более четверти регионов имеют специалистов по инвестициям и проектам ГЧП, и то не факт, что они все обладают необходимым уровнем компетенции», — отметил Кадыров.

Во многом успех проекта зависит от того, правильно ли он структурирован. Чтобы помочь регионам и муниципалитетам грамотно сформировать проект, Минспорт России планирует в этом году запустить популярный сервис одного окна. Обратившийся в одно окно может рассчитывать на помощь в структурировании проекта и тем самым сократить время на поиск правильных решений, необходимых для получения положительного результата и «правильных дверей». «Надеюсь, те шаги, которые мы предпринимаем совместно с бизнес-сообществом и с регионами, приведут к активному развитию спортивной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций, причем не только в строительство, но и в управление», — считает Кадыров. По его мнению, управление — очень важная часть в данном вопросе. Мало построить объект, его еще нужно максимально загрузить.

Чтобы помочь регионам и муниципалитетам грамотно сформировать проект, Минспорт России планирует в текущем году запустить популярный сервис одного окна.

Поддержка тем, кто привлекает бизнес

Губернатор Мурманской области А. В. Чибис считает правильным то, что в последнее время федеральная поддержка связана именно с ГЧП-инвестициями. «Подход, когда преимущество имеет тот, кто привлек к реализации инфраструктурного, в том числе социального, проекта частные деньги, на мой взгляд, абсолютно правильный, так же как и запущенный механизм инфраструктурного меню», — высказал свое мнение губернатор. По его словам, Мурманская область в рамках инфраструктурного меню полностью выбрала все свои лимиты на проекты в социальной сфере и инфраструктурные проекты, способствующие росту экономики.

Губернатор также отметил, что за последние три года рост инвестиций в экономику региона составил 30%. Этому способствовал ряд фактов, в частности установление для инвесторов региональных налоговых преференций, создание первой в Арктике территории опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики» с теми же преференциями, что действуют на Дальнем Востоке. Также в регионе до 2025 года снижены налоги для малого и среднего бизнеса. «Наш малый бизнес, работающий на упрощенке и использующий режим „доходы“, платит один процент — это, наверное, самые комфортные условия в Российской Федерации, — рассказал Чибис. — Все предпринятые меры создали условия для роста интереса к арктической зоне».

Что касается истории с ГЧП-проектами, то, по словам губернатора, здесь принципиально важна сквозная система поддержки для тех, кто пытается что-то сделать в данном направлении. В Мурманской области функционирует интернет-портал, где аккумулируется вся информация о ГЧП, а зарегистрированные пользователи портала через личный кабинет получают информационное и консультационное сопровождение. Крупные проекты ГЧП сопровождают на уровне областного правительства. В регионе функционирует Корпорация развития Мурманской области, определен заместитель губернатора, который отвечает за реализацию ГЧП-проектов. «Для удобства инвесторов мы внедрили систему инвестиционных уполномоченных в отраслевых ведомствах, а также в муниципалитетах, — рассказал Чибис. — Они оперативно помогают потенциальным инвесторам в решении многих вопросов». В настоящее время в области из 89 проектов ГЧП реализовано семь. Самый глобальный проект, самый сложно структурированный — «Новый Мурманск» — начинается в текущем году. Он предусматривает редевелопмент территории судоремонтного завода на берегу Кольского залива. Здесь будет построен культурно-деловой центр, который станет точкой притяжения для мурманчан и гостей города. На его территории появятся объекты делового, культурного и гастрономического туризма. «Проект по созданию новой современной городской экономики и среды станет для крупнейшего за полярным кругом города якорным даже не с точки зрения инвестиций, а с точки зрения изменения качества жизни людей», — прокомментировал планы губернатор.

Автоматизация проектной работы

23.jpg

Исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ — генеральный директор ООО «ПроШкола» А. А. Денисова считает, что в первую очередь важны долгосрочность и понятность правил упаковки проекта, их соблюдение на всех этапах. «При установлении понятных правил и при постоянном обучении у субъектов РФ будет успех. Команда каждого проекта ГЧП — 50 человек разных профессий, им нужно работать в понятной среде, правилам и понятной дорожной карте», — считает Денисова.


Она уточнила, что, поскольку ВЭБ.РФ — системный игрок, он поддерживает систематизацию и автоматизацию проектной работы на базе платформы «Росинфра». «Сейчас у нас 51 субъект РФ работает над подготовкой проектов на этой платформе. Наличие стандартов коммуникации упрощает все механизмы, и мы видим ускорение подготовки проектов примерно в два раза, — уточнила Денисова. — Автоматизация важна, и я надеюсь, что часть задач, связанная со стандартизацией, будет находить отражение в цифровых средах. Мы двигаемся в полною бесшовную интеграцию всех управленческих цифровых платформ и создаем цифровую экосистему управления проектов ГЧП».

К тому же, по его мнению, чтобы инфраструктурные проекты состоялись, очень важно вовлечь ответственных чиновников в процесс, а также чтобы власть конкурировала за эти инвестиции. В качестве примера губернатор привел проект строительства завода по производству меди, который компания «Норникель» хотела реализовать в другом субъекте РФ. «Наш крупнейший налогоплательщик — „Норникель“ планировал строить завод в другом регионе, но мы смогли убедить их построить завод в Мурманской области, предоставили весь пакет льгот, договорились о другой стоимости электроэнергии для этого проекта, — пояснил спикер. — Это 150 миллиардов инвестиций и две тысячи рабочих мест. При строительстве нового завода невозможно не создавать различную инфраструктуру для людей, поэтому за этим следует новый микрорайон, новая среда для жизни, развлекательные комплексы и прочее».

Клиентоориентированность под вопросом

Клиентоориентированность чиновников в отношении бизнеса — это правильная, но, по ощущениям первого вице-президента Газпромбанка А. Чичканова, несколько виртуальная картинка. «Клиентоориентированность чиновников сегодня представляется как некая цель, некое будущее, к которому мы должны прийти, но никак не практика», — считает Чичканов. Он назвал три главные проблемы, которые не позволяют называть работу чиновников клиентоориентированной. Прежде всего это кадровая проблема — о ней давно говорят и бизнес, и чиновники, участники сессии тоже ее назвали. По словам банкира, программа подготовки кадров, обучающие семинары, в том числе выездные, организованные ВЭБ.РФ, помогают, но не решают проблему глобально. «Проекты ГЧП очень инерционные и достаточно комплексные: они охватывают и отраслевые, и финансовые, и имущественно-правовые вопросы. Среди них бывают очень сложные, на решение которых уходит год, а то и два, — пояснил Чичканов. — За это время специалист в администрации региона или муниципалитета, с которым ты вел переговоры, которого привлек на свою сторону и, можно сказать, обернул в „религию ГЧП“, может уволиться, уйти в бизнес, переехать в другой регион. И если ты не успел с ним дойти до точки невозврата (подписания соглашения), то, скорее всего, тебе придется начинать все заново».

Вторая проблема — отсутствие единого подхода чиновников разного уровня к одной и той же проблеме, связанной с ГЧП-проектами. «У нас нет стандартизированных подходов к разным механизмам, и прежде всего к платежным, — подчеркнул банкир. — Например, до сих пор нигде не определено, что такое минимально гарантированный доход. Все об этом говорят, но понимают это по-разному. И когда федеральный центр начинает критиковать регионы, которые находятся в одной лодке с бизнесом, за использование определенного платежного механизма, то эти „разборки“ могут продолжаться месяцы и годы, а инвестор, который вложился в предпроектные разработки, вынужден ждать, когда стороны договорятся». Чичканов считает, что в сфере ГЧП должны быть разработаны разные стандартные типы договоров. «Мы понимаем, что это задача бизнеса, вряд ли ее стоит возлагать на государственные органы, но бизнес пока до нее не дошел, — отметил спикер. — Нам с ВЭБ и теми банками, которые активно участвуют в регионах в ГЧП-проектах, надо подготовить такую документацию».

И третья проблема, которая, по мнению спикера, тоже ведет к отсутствию клиентоориентированного подхода, — это недостаточное финансирование. По мировым стандартам, чтобы поддерживать инфраструктуру на приемлемом уровне, необходимо вкладывать 4,5–5% ВВП. В России, по данным Чичканова, этот показатель колеблется в пределе 1,8–2%. Очевидно, что этого недостаточно. Вместе с тем государство понимает проблему и наряду с программами софинансирования, которые приняты в дорожной отрасли, в сельском хозяйстве, предусматривает и другие инструменты. Мы видим сегодня серьезный прорыв по поддержке финансирования строительства школ, кампусов, в том числе на принципах ГЧП. Все это, как считает спикер, позволяет надеяться, что проблема недофинансирования, в том числе по региональным проектам, будет постепенно решаться.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться