Версия для печати 568 Материалы по теме

О подготовке квалифицированных кадров для финансовых и экономических ведомств страны на примере преподавания в России экономической и финансовой стратегии читайте в статье.

35.jpg

Владимир Львович КВИНТ, заведующий кафедрой экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Центра стратегических исследований Института математических исследований сложных систем МГУ имени М. В. Ломоносова, лауреат высшей награды МГУ — премии имени М. В. Ломоносова I степени за научные работы — за цикл научных работ «Теория стратегии и методология стратегирования»

Экономическую и финансовую стратегию много лет, с 1990 года, я преподаю за рубежом и уже 15 лет в России. И конечно, различия преподавания этой дисциплины в США и в России огромны. В России, в отличие от США, за редким исключением, никто не преподает экономическую и финансовую стратегию. Имеющийся максимум — это преподавание стратегического управления, которое еще называют стратегическим менеджментом. Причем, зачастую, преподают его люди, которые не знают ни теории, ни методологии стратегирования, потому что никогда специально их не изучали. В результате в основном это не образование, а профанация.

Вторая проблема, и отличие одновременно, — учебники. Своих достойных учебников в стране практически нет, а имеющиеся немногочисленные иностранные, как правило, плохо переведены. Но и это не так страшно, все-таки это высококачественные книги. Хуже другое, что некоторые российские авторы делают на основании этих книг свои — перерабатывают иностранную книгу, добавляют в нее непрофессионально обоснованные положения и публикуют под своим именем. В результате и преподаватели, и студенты у нас плохо разбираются даже в стратегическом управлении, не говоря о методологии разработки стратегии, реализации стратегии — с этим они просто незнакомы.

В России в каждой серьезной государственной структуре есть отдел стратегического планирования, у нас действует Закон № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». При этом работающих стратегий в стране крайне мало. Ситуация парадоксальная, но вполне объяснимая. Основная проблема не в том, что сам закон не на 100% эффективен и корректен, — несмотря на свое несовершенство, он вполне позволяет разрабатывать перспективы развития. Проблема кроется в том, что исполнители вообще не понимают предмета, которым они должны заниматься. Они не знают, чем стратегическое планирование, стратегическое управление и сам процесс стратегирования отличаются друг от друга — для них это синонимы. В результате происходит профанация процесса на всех этапах — от преподавания до разработки и реализации стратегий. Поэтому большинство стратегических планов рождаются с большим шумом, а потом без фанфар уходят в мусорную корзину истории; их просто тихонько снимают с реализации различными решениями. И это одинаково свойственно и федеральному, и региональному уровням исполнительной власти.

Как изменить ситуацию?

Конечно, начинать решение проблемы стратегирования в стране необходимо с организации достойного обучения. Прежде всего нужно качественно подготовить преподавательский состав, чтобы они смогли на высоком уровне давать студентам общую теорию стратегии, методологию разработки национальных, региональных, отраслевых и корпоративных стратегий. В России это очень мало где происходит, потому что подготовка преподавательского состава и разработка достойной программы обучения — это долго и дорого, а при отсутствии политической поддержки и вовсе слабо реализуемо. Одно из немногих мест, где к этому процессу подошли осознанно и ответственно, — это кафедра экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ. Чтобы было понятнее, что значит обучить человека разработке и реализации стратегии, сразу оговорюсь, что кафедра за два года магистратуры преподает учащимся 35 дисциплин.

36.jpg

Первоначально профессорско-преподавательский состав кафедры формировался из приглашенных из Европы, США, Японии ученых. Теперь у нас преподают уже соотечественники, прошедшие обучение у иностранных профессоров. Но и до сих пор по некоторым специальностям в России невозможно найти узких специалистов высокого класса. Например, финансовую стратегию на кафедре преподает человек, окончивший специально для этого Тель-Авивский университет. Наши преподаватели обучались в Израиле, Швейцарии, Канаде, США — это очень сильные профессионалы, но их слишком мало на огромную страну.

Мы имеем средства для приглашения иностранных специалистов по отдельным направлениям — на кафедре и сейчас преподают несколько профессоров из США, Нидерландов, Канады, Франции, Японии. Налажена очень тесная связь с Центральным экономико-математическим институтом РАН, академик, член-корреспондент В. Л. Макаров и член-корреспондент А. Р. Бахтизин читают нашим студентам лекции по агент-ориентированному моделированию. Это такой механизм, который позволяет более эффективно разрабатывать финансово и материально сбалансированные стратегии и осуществлять долгосрочный мониторинг их реализации. Все магистранты кафедры пишут диссертации по различным аспектам разработки и реализации стратегий.

Вместе с Северо-Западным институтом управления РАНХиГС мы организовали выпуск серии монографий в формате «Библиотека стратега». Вместе с Тихоокеанской инвестиционной группой («ТИГР») публикуем «Библиотеку стратегии Дальнего Востока России». Совместно с Кемеровским государственным университетом при поддержке правительства Кузбасса в 2020–2021 годах завершили написание, подготовили и издали беспрецедентную, не имеющую аналогов девятитомную монографию «Стратегия Кузбасса», в этом издании отражены не только 15-летние, но и 50-летние — до 2071 года — перспективы стратегического развития этого важнейшего индустриального региона России.

Вот уже пять лет ежегодно проводим крупные международные конференции «Теория и практика стратегирования». С 2021 года на трех языках — русском, английском, китайском — на базе Кемеровского государственного университета издаем уникальный журнал «Стратегирование: теория и практика».

Справка «Бюджета»

37.jpg

За разработку стратегии водоснабжения, водоотведения и водного баланса Республики Узбекистан указом президента Ш. М. Мирзиёева, В. Л. Квинт удостоен государственной награды Узбекистана — ордена «Дустлик» («Дружбы»).

Учебники по стратегированию

Работая за рубежом, я написал несколько книг, которые стали учебниками в более чем 200 университетах мира — в том числе в вузах США, Канады, Великобритании, Германии, Китая, Словении, Албании, Польши, Армении, Киргизии, Узбекистана, Швейцарии и других стран. Один из этих учебников еще в 2012 году был переведен на русский язык и опубликован издательским домом «Бюджет». Министерство науки и высшего образования РФ присвоило учебнику свой гриф, и мы получили возможность использовать его в работе. Также учебники и методические пособия пишут наши преподаватели. Сейчас под грифом Московской школы МГУ выходит российский учебник по стратегическому управлению, который написала профессор нашей кафедры, доктор экономических наук И. В. Новикова.

Первые соратники

Наша учебная программа, используемая в МШЭ МГУ «Экономическая и финансовая стратегия», начала находить применение в других вузах страны. В Кемеровском государственном университете создана кафедра стратегии регионального и отраслевого развития, на которой уже второй год ведется преподавание по нашей программе. Причем слушателями этого курса являются как вчерашние выпускники бакалавриата, так и ведущие работники госорганов регионального уровня, причем не только Кузбасса, но и других регионов Сибири.

Год назад создана кафедра индустриальной стратегии в ведущем технологическом и научно-исследовательском университете России — НИТУ «МИСиС». На будущий год будет первый набор, пока она готовит бакалавров, введено несколько ознакомительных курсов по стратегическому управлению, стратегическому лидерству, стратегическому управлению финансами.

39.jpg

Конечно, на такую огромную страну, как Россия, это капля в море — к настоящему времени МГУ подготовил более 580 стратегов. Но мы делаем, что можем, работаем в разных направлениях. Например, несколько лет назад в крупнейшей гимназии Санкт-Петербурга совместно с ее руководством мы создали Школу юных стратегов, где стали учить азам стратегирования учеников 9–11-х классов. Сегодня таких школ в России уже 18. Их выпускники имеют такой уровень знаний, что некоторые побеждают в международных конкурсах по разработкам стратегий.

Кстати, наш курс по преподаванию методологии стратегирования использует Приморский университет Словении, в котором действует филиал МГУ. Уже второй год в филиале МГУ в Армении преподаватели нашей кафедры также читают предметы курса экономической и финансовой стратегии.

Нет теории без практики

Однако не надо думать, что наши преподаватели исключительно теоретики — это далеко не так. Они участвуют в разработках реальных практических стратегий, осуществляемых Центром стратегических исследований Института математических исследований сложных систем МГУ. Например, в прошлом году мы закончили более чем двухлетнюю разработку, а сейчас задействованы в мониторинге реализации дорожных карт Стратегии социально-экономического развития Кузбасса — важнейшего индустриального региона России. Кафедра дважды участвовала в разработке стратегий Санкт-Петербурга: одной — до 2030 года, второй — до 2035 года. Стратегия Санкт-Петербурга и стратегия Кузбасса — первые в России стратегии, которые были не только защищены решениями региональных законодательных органов, но и утверждены в качестве региональных законов — а это означает уже другой уровень требований к мониторингу и последовательной реализации стратегий.

Разрабатываем мы и отраслевые стратегии, некоторые из них уже полностью реализованы. Причем мы проходим весь цикл: после создания стратегии мы участвуем в разработке дорожных карт, в реализации стратегии, мониторинге ее реализации и так далее.

Мы работаем за рубежом, во многих странах мира. Например, в прошлом году мы закончили разработку стратегии водоснабжения, водоотведения и водного баланса Узбекистана.

Но на такую огромную страну, как Россия, я уже говорил, усилий одного МГУ и нескольких вузов недостаточно. Чтобы ситуацию поменять в корне, необходим современный образовательный стандарт по преподаванию теории стратегии, методологии стратегирования. Также нужен профессиональный стандарт стратега. Убежден, что два этих стандарта — образовательный и профессиональный — могут качественно повлиять на изменение ситуации с подготовкой для госсектора и для корпораций профессиональных специалистов по стратегированию. Это, наконец, поможет эффективной реализации и Закона № 172‑ФЗ, и федеральных и региональных стратегий.

40.jpg

Поделиться