№ 2 февраль 2022 — 10 февраля 2022

Рынок труда как приоритет социальной политики

Версия для печати 759 Материалы по теме

От состояния рынка труда во многом зависит социальная политика государства. Поэтому участники дискуссии «Стратегия социального развития России: среднесрочные перспективы» Гайдарского форума — 2022 в своих выступлениях делали акцент именно на том, какие действия необходимо предпринимать, чтобы люди имели работу и получали достойную зарплату.

Министр труда и социальной защиты РФ А. О. Котяков отметил, что в настоящее время рынок труда уже восстановился после пандемии, и обрисовал тренды его развития. В частности, демографические изменения говорят о том, что в ближайшей перспективе рынок труда значительно изменится. Следствие увеличения продолжительности жизни — рост в структуре населения страны числа граждан старше 65 лет. Если сейчас эту возрастную категорию составляют порядка 23 миллионов человек, то к 2030 году цифра вырастет до 37 миллионов. «Это в значительной степени предопределяет развитие именно социальной сферы: сферы услуг и здравоохранения. Сегодня необходимость оказания услуг гражданам 65+ обеспечивает рабочие места для порядка 5,5 миллиона наших граждан. В 2030 году это сфера потребует как минимум 6,3–6,5 миллиона рабочих мест. Поэтому сегодня мы занимаемся развитием системы долговременного ухода, создаем инфраструктуру для поддержания активного долголетия, комплексной реабилитации инвалидов», — рассказал Котяков.

Министр отметил, что возрастная структура меняется по всему контингенту работающего населения. В категории «молодежь» сейчас преобладают граждане, которые были рождены в 1990-е годы. Но это очень малочисленная когорта людей, рожденных в новой России, и в ближайшей перспективе численность категории «от 15 до 29 лет» будет увеличиваться. При этом число граждан, которые находятся в самой активной экономической фазе, в возрасте от 30 до 44, снижается. То есть этот возраст у нас будет в дефиците. Именно поэтому, по словам министра, государство сейчас формирует программы по вовлечению молодежи в рынок труда.

Задача — не удержать, а привлечь

Какую политику в сфере занятости реализует Новгородская область, рассказал губернатор региона А. С. Никитин. По его словам, последние три года Новгородская область имеет положительный миграционной баланс и приток молодых кадров. Что сыграло на такой результат? В течение последних пяти лет регион вкладывает средства в профессиональное образование. Причем в этом участвуют и работодатели. В каждом колледже есть совет работодателей, работа которого направлена на то, чтобы учащиеся получили то образование, которое позволит им найти хорошее рабочее место, и желательно в Новгородской области. О росте качества профессионального образования говорят следующие цифры: в 2017 году студентов из других регионов в новгородских колледжах не было, сейчас — из 32 регионов.

За последние 10 лет средний возраст материнства увеличился с 27 лет до почти 29 лет, что снижает количество рождений

От профессионального образования в плане своего развития не отстает и высшее. По статистике 2020 года, в рейтинге опорных университетов Новгородский государственный университет поднялся с последнего на третье место в стране, что привело к 65-процентному приросту количества студентов как новгородцев, так и приехавших из соседних регионов. Поэтому перед руководством области стоит задача не по удержанию молодежи, с этим проблем уже нет, а по привлечению. Для этого в прошлом году принято два важных решения. Первое — это создание особой экономической зоны, на данный момент уже имеющей восемь резидентов. Второе — создание научно-образовательной долины «Интеллектуальная Электроника — Валдай».

Если же говорить о демографии в чистом виде, то, как сказал новгородский губернатор, переломить все негативные тренды в этой сфере невозможно. Тем не менее опускать руки тоже нельзя. Существует положительная практика борьбы с абортами, и Новгород ее использует. Например, работа с женщинами, которые планируют искусственное прерывание беременности. Ее ведут не только медики, но и социальные работники. Последние пытаются заставить женщин рассмотреть ситуацию, в которой ребенок не станет лишним и не приведет к бедности, предлагая всевозможные траектории развития событий, связанные с получением образования, открытием малого бизнеса. В итоге 15% женщин меняют свое решение.

41.jpg

Самая же главная причина, по которой семьи отказываются от рождения детей, — это отсутствие денег. Люди понимают, что рождение второго, а тем более третьего ребенка неминуемо скажется на их благосостоянии и снизит возможности по достойному воспитанию уже рожденных детей.

«Как способ решения этой проблемы я бы отметил социальный контракт. За два года существования этого инструмента в Новгородской области им воспользовались около 40 тысяч человек. Причем мы стремимся к тому, чтобы предоставляемые в его рамках средства расходовались либо на повышение образования, что в дальнейшем позволит найти более высокооплачиваемую работу, либо на открытие собственного дела», — рассказал Никитин. Причем в Новгородской области интегрировали возможности программы поддержки МСП, которые предлагает Министерство экономического развития РФ, с проектами социального блока. На практике это выглядит так: люди, которые заключают соцконтракт и получают средства на развитие собственного дела, тут же попадают в программу «Мой бизнес», получают консультативную поддержку, а в перспективе — микрокредиты уже как субъекты малого предпринимательства. Сегодня в регионе уже две тысячи таких предпринимателей. Цифры, может быть, небольшие, но для Новгородской области это достаточно значимый результат.

Бизнес и образовательные учреждения

Губернатор Пермского края Д. Н. Махонин, признав, что уральские вузы традиционно сильные и предлагают конкурентное образование, препятствием для привлечения молодежи в Пермский край назвал отсутствие комфортного жилья для студентов. Материально-техническая база высших учебных заведений оставляет желать лучшего. Поэтому регион рассчитывает, что в ближайшие годы на федеральном уровне будет концептуально определена программа строительства кампусов для студентов. Пермский край претендует на то, чтобы реализовать этот проект на своей территории.

Что касается среднего профессионального образования, то в крае идет масштабная модернизация как учебных корпусов, так и общежитий. Буквально в конце прошлого года открыли первое общежитие, и сейчас в планах строительство еще пяти. Активное сотрудничество образовательных учреждений и промышленных предприятий, которые финансируют целевое образование, берут шефство над кафедрами, позволяет выпускникам колледжей активно конкурировать на рынке труда. Как следствие, конкурс среди абитуриентов техникумов достигает 14 человек на место. Именно такой конкурс был зафиксирован в Пермском авиационном техникуме имени А. Д. Швецова. То есть можно сказать, что отношения образовательных учреждений и потенциальных работодателей в корне перестроены. По мнению губернатора, нуждается в переформатировании работы служба занятости. Задача состоит в том, чтобы создать в регионе электронный сервис для постановки на учет в службе занятости и эффективного поиска работы.

Перезагрузка служб занятости

Комментируя выступление пермского губернатора, министр труда и социальной защиты РФ отметил, что в прошлом году начался масштабный проект по реформированию центров занятости на территории всей страны. В первую очередь трансформация коснулась технологической основы биржи труда. В прошлом году все базы центров занятости страны были собраны на единой платформе, что дало четкое понимание структуры рынка труда в плане имеющихся вакансий и предлагаемых компетенций. До этого момента такого инструмента анализа положения дел в стране с занятостью и трудовыми ресурсами не было.

«Сейчас мы подошли уже к существенному изменению всех бизнес-процессов. Стандартизируем и автоматизируем услуги центров занятости по аналогии с МФЦ и крупными кадровыми агентствами», — рассказал Котяков. Как отметил министр, сейчас в корне пересматривается сама идеология работы центров занятости. Буквально два года назад основную задачу центры занятости видели в постановке граждан на учет и выплате им соответствующего пособия. В сегодняшнем видении центр занятости — это, с одной стороны, своего рода кадровое агентство, которое практикует индивидуальный подход к каждому гражданину, оказывает ему помощь в подборе оптимального предложения на рынке труда. С другой стороны, это центр, который предлагает комплексные услуги по обеспечению работодателей соответствующими их требованиям кадровыми ресурсами. Такое переформатирование планируется завершить к 2024 году.

Безусловно, такое смещение вектора развития требует новых компетенций от их сотрудников. Поэтому в настоящее время большое значение придается вопросу повышения квалификации работников центров занятости. В прошлом году соответствующие курсы прошли около четырех тысяч человек на базе Российской академии народного хозяйства и гражданской службы при Президенте РФ. К 2024 году Министерство труда и социальной защиты населения РФ планирует обучить свыше 22 тысяч сотрудников центров занятости. Все это сопряжено с разработкой стандартов, регламентов работы, совершенно иных подходов к организации работы с соискателем рабочего места.

Также министр труда и социальной защиты отметил, что сегодня очень важно вовлекать бизнес в разработку программы образования. Перспективы востребованности выпускников зависят именно от степени взаимодействия сферы образования и сферы производства. В то же время успех бизнеса во многом зависит от качества специалистов, которых ему предлагает рынок труда. И если 2–3 года назад активно участвовал в образовательном процессе только так называемый социально ориентированный бизнес и в стране имелись лишь штучные тому примеры, то сейчас большинство работодателей предпочитают держать руку на пульсе.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться