№ 2 февраль 2022 — 10 февраля 2022

Страна происхождения товара в заявке на закупки строительных работ

Версия для печати 1746 Материалы по теме
Страна происхождения товара в заявке на закупки строительных работ

Заказчики и подрядчики, занятые в сфере закупок строительных работ, наверняка обратили внимание на изменения, которые произошли в Законе № 44‑ФЗ с 1 января 2022 года. Сегодня мы расскажем о том, как изменилось содержание заявки участника.

51.jpg

Александр Николаевич ЕВСТАШЕНКОВ, руководитель Экспертного центра Института госзакупок

С 1 января текущего года содержание заявки участника при закупке строительных работ претерпело изменения. Теперь в данной заявке необходимо указывать сведения о стране происхождения поставляемых товаров, если их поставка предусмотрена проектной документацией, типовой проектной документацией или сметой на капитальный ремонт. Указанное правило распространяется на любые конкурентные закупки, проводимые в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона № 44‑ФЗ, и предусмотрено статьей 43 указанного закона.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона № 44‑ФЗ в заявку участника (в случае если заказчик в качестве описания объекта закупки использует проектную документацию, типовую проектную документацию или смету на капитальный ремонт) не включается информация, предусмотренная подпунктами «а» и «г» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона № 44‑ФЗ. При этом подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 43, предусматривающий предоставление сведений о стране происхождения поставляемого товара, в указанную норму не включен, и, следовательно, сведения о стране должны быть предоставлены участником в заявке.

Аналогичный подход в законе о контрактной системе применен в отношении электронных конкурсов (пункт 1 части 19 статьи 48 Закона № 44‑ФЗ). Однако ни одна из указанных норм не предусматривает предоставление участником сведений о характеристиках и товарном знаке (при наличии) товаров, предлагаемых к поставке при осуществлении строительных работ. В отношении последнего участник просто соглашается со всеми требованиями заказчика по умолчанию.

Если проектная, типовая проектная документация или смета на капитальный ремонт предусматривают поставку товаров конкретных товарных знаков, то административная практика центрального аппарата ФАС России по данному вопросу за 2021 год[1] однозначно говорит об обязанности заказчика предусматривать возможность поставки участником эквивалентных товаров. То есть в описании объекта закупки должны быть слова «или эквивалент». То, что участник не имеет возможности предоставить сведения о характеристиках и товарном знаке эквивалентных товаров непосредственно в заявке, не исключает его право поставить эквивалентные товары при исполнении контракта.

Иными словами, подавая заявку участник соглашается со словами «или эквивалент», а не с товарными знаками из описания объекта закупки. Поэтому если проектная документация, типовая проектная документация или смета на капитальный ремонт предусматривают поставку исключительно товаров зарубежных производителей, а участник в качестве страны происхождения товара с 1 января 2022 года укажет, что такой страной является, например, Российская Федерация, то заявка такого участника не может быть отклонена. Исключения будут возможны, если конкретное территориальное управление ФАС России будет придерживаться позиции, что включение в качестве технического задания проектной документации (с 1 января 2022 года не типовой проектной документации и не сметы на капитальный ремонт) является соблюдением заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44‑ФЗ.

Откуда товары?

Требование о предоставлении участником сведений о стране происхождения товара порождает, по нашему мнению, обязанность заказчика предусматривать в требованиях к содержанию и составу заявки участника перечень товаров, в отношении которых сведения о стране должны быть предоставлены. Отсутствие такого перечня приведет к спорам о необходимости предоставления участником сведений о стране в отношении конкретного товара, а также по отнесению такого товара к категории поставляемых или используемых. В отношении последних заказчик не вправе в соответствии с Законом № 44‑ФЗ устанавливать требования о предоставлении сведений о стране. Поэтому для исключения подобных споров наличие перечня поставляемых товаров в описании объекта закупки необходимо.

Однако при формировании такого перечня заказчик может столкнуться с новыми проблемами: проблемами применения актов об импортозамещении, если поставляемые товары из перечня попадут под действие запретов, ограничений допуска, условий допуска, установленных статьей 14 Закона № 44‑ФЗ. В 2021 году отдельные проверяющие на указанные закупки закрывали глаза, так как применять нормативные правовые акты об импортозамещении при осуществлении закупок строительных работ фактически было невозможно именно из-за отсутствия в заявке сведений о стране происхождения товара. С 1 января 2022 года такие сведения предоставляются, и теперь нельзя сказать о том, что при осуществлении названных закупок акты об импортозамещении могут не применяться.

В качестве вывода

В связи с изложенным мы рекомендуем разделять закупки строительных работ и закупки на поставку товаров даже в том случае, если соответствующая поставка предусмотрена проектной документацией. Это позволит избежать рисков аннулирования проводимых процедур и обвинения заказчика в том, что он не применяет акты об импортозамещении.



[1] При этом практика территориальных управлений ФАС России не всегда соответствует практике центрального аппарата.


Поделиться