Сессия Гайдаровского форума «Приоритеты налоговой политики» началась неожиданным вопросом модератора, председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам А. М. Макарова. Почему ее участники статс-секретарь Министерства финансов РФ, заместитель министра А. В. Сазанов и руководитель ФНС России Д. В. Егоров пришли на встречу без галстуков? Значит ли это, что чиновники намерены говорить правду?
Юрьев день для поправок
Приоритетами налоговой политики спикеры назвали: представитель Минфина России — администрированность, собираемость, предсказуемость, руководитель налоговой службы — упрощение, доверие и адекватность реалиям.
Если говорить о предсказуемости, а именно от нее зависят доверие и адекватность реалиям, то только в 2021 году Государственная дума приняла 24 федеральных закона, внесших изменения в Налоговый кодекс. За несколько лет, по словам Макарова, поменяли порядка 1000 норм Налогового кодекса. В настоящее время на рассмотрении у депутатов еще 16 законопроектов, которые в ближайшие дни войдут в налоговое законодательство и которыми будут должны руководствоваться и налоговики, и налогоплательщики. При этом любое изменение вызывает необходимость корректировки информационной системы. В информатизации администрирования налоговая служба в последнее время шагнула беспрецедентно широко. Тем не менее большое количество налогоплательщиков живут на земле и пока не пользуются облачными технологиями. Статс-секретарь Минфина России заверил, что баланс между непрерывным развитием информационных технологий и запаздывающими возможностями некоторых налогоплательщиков соблюдается и будет соблюдаться. То есть нормы, которые создаются и применяются, в любом случае предполагают две формы взаимодействия администратора и плательщика.
Что касается слишком частой корректировки этих норм, то депутат Государственной думы предложил рассмотреть возможность определить Юрьев день — единственный возможный для внесения поправок в налоговое законодательство. Его собеседники согласились, что это было бы идеальным вариантом. Тем не менее соблюсти такое правило будет невозможно, так как неизбежны поручения президента, Правительства РФ, в соответствии с которыми изменения нужно будет вносить не только в Юрьев день.
Предпроверочные мероприятия
Вопросы есть не только к предсказуемости налоговой политики, но и к практике налоговиков. В частности, модератор сессии задал вопрос о целесообразности проведения предпроверочных мероприятий, которые тоже увеличивают административную нагрузку на налогоплательщика. Причем нет четкого описания, как должна действовать налоговая в случае обнаружения ошибок. «И после того как проведены оценочные мероприятия, буквально начинается торг с налогоплательщиком: „Или вы вот столько платите, или начинаем проверку“. Как с этим бороться?» — обратился к участникам сессии Макаров.
Руководитель налоговой службы предложил рассмотреть этот вопрос в другой плоскости, частично согласившись с тем, что описания системы предпроверочного анализа нет. Он отметил, что нарушения, выявленные в ходе предпроверочного анализа, имеют значительно более мягкие последствия, чем в ходе налоговой проверки.
«99 процентов вопросов, возникающих при предпроверочном анализе, снимаются одним ответом или корректировкой декларации», — сказал он.
Наднациональное регулирование налоговой системы
Когда писался ныне действующий Налоговый кодекс, налоговое законодательство практически было делом национального регулирования. Сейчас начинается абсолютно новый процесс наднационального регулирования налогового законодательства. В 2016 году ОЭСР учредила рабочую группу ОЭСР/G20 по BEPS (Inclusive Framework), объединив все заинтересованные страны и юрисдикции в Комитет по фискальным вопросам. Рабочая группа включает 135 участников и осуществляет мониторинг и экспертную оценку исполнения минимальных стандартов BEPS, а также ведет работу по разработке стандартов для решения проблем, связанных с размыванием базы и перемещением прибыли. Помимо юрисдикций, в рабочую группу вовлечены также международные организации и региональные налоговые органы.
Цифровизация способствует устойчивому росту и повышению благосостояния стран. В то же время масштабы и скорость таких изменений создают проблемы во многих областях, включая налогообложение. Реформирование международной налоговой системы для решения налоговых проблем, связанных с цифровизацией экономики, восстановления стабильности международной налоговой системы и предотвращения дальнейших несогласованных односторонних налоговых мер — приоритетная задача международного сообщества в течение нескольких лет. Первое, что мы получили, — это концепцию правил налогообложения Pillar, причем это уже реально работает. «Тенденции перехода в налоговых системах к наднациональному регулированию — это благо, это негатив или это просто реальность, к которой надо приспособиться?» — прозвучал вопрос на сессии.
Ответ был следующим. Мир изменился, и, если раньше инструменты налогового планирования фокусировались внутри страны, теперь они вышли за пределы государства и имеют международное значение. Центр прибыли может перемещаться из одной страны в другую, штаб-квартира — располагаться в нескольких налоговых юрисдикциях. Это новые вызовы, и на них нужен ответ. Сейчас разрабатываются общемировые правила налогообложения, и их будет необходимо импортировать в российскую систему налогообложения. При этом, безусловно, нужно будет адаптировать все работающие сейчас механизмы налоговой преференции. Что касается необходимой для реализации наднационального налогового регулирования цифровизации, то, как отметил Макаров, в этом вопросе Россия не следует трендам, а задает их.
Что ждать от налоговой системы в 2022 году?
В скором времени грядет большая реформа международного налогообложения, и весь текущий год будет идти работа по настройке российского налогового законодательства под новые международные правила. Кроме того, по словам Егорова, налоговая служба продолжит развивать сервисы и по-прежнему будет стремиться к незаметности для налогоплательщика.
В. П. БЕСПАЛОВА