№ 2 февраль 2022 — 10 февраля 2022

Приоритеты налоговой системы

Версия для печати 1030 Материалы по теме
Приоритеты налоговой системы

Сессия Гайдаровского форума «Приоритеты налоговой политики» началась неожиданным вопросом модератора, председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам А. М. Макарова. Почему ее участники статс-секретарь Министерства финансов РФ, заместитель министра А. В. Сазанов и руководитель ФНС России Д. В. Егоров пришли на встречу без галстуков? Значит ли это, что чиновники намерены говорить правду?

Юрьев день для поправок

Приоритетами налоговой политики спикеры назвали: представитель Минфина России — администрированность, собираемость, предсказуемость, руководитель налоговой службы — упрощение, доверие и адекватность реалиям.

Если говорить о предсказуемости, а именно от нее зависят доверие и адекватность реалиям, то только в 2021 году Государственная дума приняла 24 федеральных закона, внесших изменения в Налоговый кодекс. За несколько лет, по словам Макарова, поменяли порядка 1000 норм Налогового кодекса. В настоящее время на рассмотрении у депутатов еще 16 законопроектов, которые в ближайшие дни войдут в налоговое законодательство и которыми будут должны руководствоваться и налоговики, и налогоплательщики. При этом любое изменение вызывает необходимость корректировки информационной системы. В информатизации администрирования налоговая служба в последнее время шагнула беспрецедентно широко. Тем не менее большое количество налогоплательщиков живут на земле и пока не пользуются облачными технологиями. Статс-секретарь Минфина России заверил, что баланс между непрерывным развитием информационных технологий и запаздывающими возможностями некоторых налогоплательщиков соблюдается и будет соблюдаться. То есть нормы, которые создаются и применяются, в любом случае предполагают две формы взаимодействия администратора и плательщика.

Что касается слишком частой корректировки этих норм, то депутат Государственной думы предложил рассмотреть возможность определить Юрьев день — единственный возможный для внесения поправок в налоговое законодательство. Его собеседники согласились, что это было бы идеальным вариантом. Тем не менее соблюсти такое правило будет невозможно, так как неизбежны поручения президента, Правительства РФ, в соответствии с которыми изменения нужно будет вносить не только в Юрьев день.

Предпроверочные мероприятия

Вопросы есть не только к предсказуемости налоговой политики, но и к практике налоговиков. В частности, модератор сессии задал вопрос о целесообразности проведения предпроверочных мероприятий, которые тоже увеличивают административную нагрузку на налогоплательщика. Причем нет четкого описания, как должна действовать налоговая в случае обнаружения ошибок. «И после того как проведены оценочные мероприятия, буквально начинается торг с налогоплательщиком: „Или вы вот столько платите, или начинаем проверку“. Как с этим бороться?» — обратился к участникам сессии Макаров.

Руководитель налоговой службы предложил рассмотреть этот вопрос в другой плоскости, частично согласившись с тем, что описания системы предпроверочного анализа нет. Он отметил, что нарушения, выявленные в ходе предпроверочного анализа, имеют значительно более мягкие последствия, чем в ходе налоговой проверки.

«99 процентов вопросов, возникающих при предпроверочном анализе, снимаются одним ответом или корректировкой декларации», — сказал он.

Наднациональное регулирование налоговой системы

Когда писался ныне действующий Налоговый кодекс, налоговое законодательство практически было делом национального регулирования. Сейчас начинается абсолютно новый процесс наднационального регулирования налогового законодательства. В 2016 году ОЭСР учредила рабочую группу ОЭСР/G20 по BEPS (Inclusive Framework), объединив все заинтересованные страны и юрисдикции в Комитет по фискальным вопросам. Рабочая группа включает 135 участников и осуществляет мониторинг и экспертную оценку исполнения минимальных стандартов BEPS, а также ведет работу по разработке стандартов для решения проблем, связанных с размыванием базы и перемещением прибыли. Помимо юрисдикций, в рабочую группу вовлечены также международные организации и региональные налоговые органы.

Цифровизация способствует устойчивому росту и повышению благосостояния стран. В то же время масштабы и скорость таких изменений создают проблемы во многих областях, включая налогообложение. Реформирование международной налоговой системы для решения налоговых проблем, связанных с цифровизацией экономики, восстановления стабильности международной налоговой системы и предотвращения дальнейших несогласованных односторонних налоговых мер — приоритетная задача международного сообщества в течение нескольких лет. Первое, что мы получили, — это концепцию правил налогообложения Pillar, причем это уже реально работает. «Тенденции перехода в налоговых системах к наднациональному регулированию — это благо, это негатив или это просто реальность, к которой надо приспособиться?» — прозвучал вопрос на сессии.

Ответ был следующим. Мир изменился, и, если раньше инструменты налогового планирования фокусировались внутри страны, теперь они вышли за пределы государства и имеют международное значение. Центр прибыли может перемещаться из одной страны в другую, штаб-квартира — располагаться в нескольких налоговых юрисдикциях. Это новые вызовы, и на них нужен ответ. Сейчас разрабатываются общемировые правила налогообложения, и их будет необходимо импортировать в российскую систему налогообложения. При этом, безусловно, нужно будет адаптировать все работающие сейчас механизмы налоговой преференции. Что касается необходимой для реализации наднационального налогового регулирования цифровизации, то, как отметил Макаров, в этом вопросе Россия не следует трендам, а задает их.

Что ждать от налоговой системы в 2022 году?

В скором времени грядет большая реформа международного налогообложения, и весь текущий год будет идти работа по настройке российского налогового законодательства под новые международные правила. Кроме того, по словам Егорова, налоговая служба продолжит развивать сервисы и по-прежнему будет стремиться к незаметности для налогоплательщика.

В. П. БЕСПАЛОВА

Поделиться