«Бюджет» продолжает начатую в прошлом номере тему организации школьного питания. Сколько же должен стоить школьный обед, чтобы он, с одной стороны, был полезным и покрывал все потребности растущего детского организма, а с другой — был вкусным и нравился детям? Достаточно ли сегодняшнего объема финансирования организации школьного питания для обеспечения полноты тарелки школьного обеда и ее безопасности?
Международная организация Оксфам (Oxfam), изучающая проблемы бедности и неравенства, опубликовала доклад о влиянии первых двух лет пандемии на финансы мирового населения. В исследовании, подготовленном к Давосскому экономическому форуму, говорится, что доходы абсолютного большинства жителей Земли заметно снизились. В то же время десять самых богатых людей планеты извлекли выгоду из сложившейся ситуации, увеличив суммарное состояние с 700 миллиардов до 1,5 триллиона долларов.
Давосский доклад Oxfam
За последние 25 лет 1% богатейших людей сконцентрировали в своих руках больше мирового богатства, чем приходится на 50% населения планеты, находящегося на дне. Но самый большой прирост их состояний (за всю историю человечества) произошел за время COVID-19. Этому способствовали стремительный рост цен на фондовом рынке, рост монополий, разорение малого и среднего бизнеса, снижение ставок корпоративного налога, прав и заработной платы персонала.
Согласно выводам экспертов, за два года пандемии еще 160 миллионов человек оказались за чертой бедности. Оксфам призывает ввести
По словам аналитиков, это очень консервативная оценка смертности в результате голода, отсутствия доступа к здравоохранению, а также гендерного насилия, с которым сталкиваются женщины. Люди умирают от голода, потому что не могут позволить купить себе еду. Они умирают, заразившись инфекционным заболеванием из-за того, что им вовремя не сделали прививки. Люди умирают и от других болезней, потому что не могут позволить себе частную медицину, тогда как мощности государственной направлены на борьбу с пандемией.
Крупные фармацевтические корпорации продолжают удерживать монопольный контроль над технологиями разработки вакцин, что ограничивает доступ к ним ряда беднейших стран, и это ведет к появлению новых мутаций вируса. Более 80% вакцин поступило в страны G20, а менее 1% — в страны с низким уровнем дохода. Этот прививочный «апартеид» унес жизни и усугубил неравенство во всем мире. В ряде стран самые бедные люди почти в четыре раза чаще умирают от COVID-19, чем самые богатые.
Жизнь в очередной раз показала, что в чрезвычайной ситуации страны мира находятся не в 190 разных
Неравенство — это не абстрактная проблема. Оно имеет разрушительные, реальные последствия. Оно сделало пандемию коронавируса еще более смертоносной, более продолжительной и разрушительной. «Вирус встроен в наши экономические системы и разрывает наши общества на части. Эта реальность возникла не случайно, а по выбору регуляторов, и эти решения находятся в пределах исследовательской досягаемости», — считают в Оксфам. Национальные правительства и региональные власти обладают огромными возможностями для радикального изменения такого курса, и у них есть выбор.
Неравенство несоразмерно затрагивает подавляющее большинство людей, живущих на планете, и особенно негативно сказывается на положении женщин и девочек, высвечивает расовое неравенство. Одной из самых больших проблем для человечества остается гендерное неравенство. Пандемия привела к ухудшению ситуации и в этом. Женщины чаще страдают и умирают из-за гендерного насилия в последние два года. Если ранее на устранение самых вопиющих последствий гендерного неравенства, согласно подсчетам ученых, требовалось порядка 99 лет, то теперь это займет не менее 135 лет. В регионах Африки, Латинской Америки и Карибских островов (совокупно) 252 мужчины сосредоточили во владении больше богатства, чем все женщины (один миллиард), проживающие в этих регионах. У коронавируса есть и расовая парадигма. Так, например, доказано, что проживающие в Бразилии люди с темной кожей умирают от коронавируса в 1,5 раза чаще, чем белокожие.
Опыт Китая
В ходе Всемирного экономического форума в Давоссе, который и в этом году прошел онлайн, выступил глава Китая Си Цзиньпин. По его данным, впервые в мире за последние 30 лет зафиксировано снижение индекса человеческого развития, за чертой бедности оказались еще более 100 миллионов человек, 800 миллионов человек недоедают, ухудшается и без того непростая ситуация с жизнью населения, прежде всего в области продовольственной безопасности, образования, трудоустройства, медицины и здравоохранения.
Из-за пандемии отдельные развивающиеся страны вновь стали жертвами нищеты и хаоса. Даже в развитых странах дела обстоят далеко не благополучно, многие люди оказались на грани выживания. Си Цзиньпин напоминал о необходимости придерживаться концепции общей истории. «Жизнь в очередной раз показала, что в чрезвычайной ситуации в условиях глобального кризиса страны мира не находятся на 190 разных лодках, они в одной лодке и разделяют общую судьбу», — отметил руководитель Китая.
В 2021 году в КНР была опубликована так называемая белая книга «Борьба с бедностью: опыт и вклад Китая». За последние восемь лет в стране инвестировали в решение этой социальной проблемы порядка 246 миллиардов долларов. Идея о создании «среднезажиточного общества» принадлежит Дэн Сяопину, предложившему эту цель в качестве одной из основ реформаторского обновления КНР еще в 1979 году. По информации Всемирного банка, за последние 40 лет китайским властям удалось вытащить из крайней нищеты более 850 миллионов своих граждан.
В новом программном документе, посвященном этой проблеме, отмечено, что создание общества среднего достатка было крайне тяжелой задачей для Китая с населением 1,4 миллиарда человек. Эта цель была главным устремлением и «тысячелетней мечтой китайского народа». В феврале 2021 года Си Цзиньпин заявил, что Китай одержал победу в борьбе с абсолютной бедностью. По его словам, за последнее время в КНР 98,99 миллиона жителей сельской местности переступили черту бедности, из числа бедных районов было выведено 832 уезда и 128 тысяч деревень. Цель ликвидации бедности в период до 2030 года продекларирована в повестке дня ООН. Китаю удалось добиться целевых показателей раньше поставленных сроков. Сейчас китайские власти готовы посильно помочь развивающимся и нуждающимся странам в достижении этой цели.
Выбор правильной государственной стратегии в решении проблем неравенства — непростая задача для любого национального правительства. Какие приоритеты выбрать? На чем остановиться: на механизмах обеспечения роста доходов населения или на доступе к качественному образованию? Как отмечают специалисты: бюджетных средств может быть недостаточно, чтобы социальные выплаты могли создать долгосрочный стабильный эффект сохранения доходов населения выше черты бедности.
Главными акцентами программ, реализованных в Китае, стали перевоз населения в благоприятные районы и развитие электронной торговли в сельской местности. Первая инициатива получила широкое распространение в качестве мер по борьбе с бедностью и в ведущих экономических державах мира (Соединенных Штатах и Великобритании), и в развивающихся государствах (Индии, Таиланде, Бразилии). Практическое воплощение этой меры далеко не везде произвело положительный эффект. Однако в Китае эта программа привела к росту доходов переселенных домохозяйств на 8,56%. Но развитие системы электронной торговли для фермеров поспособствовало снижению бедности более чем на 20%.
Во Вьетнаме впечатляющих результатов удалось достичь за счет электрификации бедных территорий, и эта программа более чем окупила вложенные в нее средства. Средний прирост дохода достиг 24,7% за год, а в совокупности достигнутые результаты более чем в четыре раза превысили затраты на саму программу электрификации.
М. Н. КУТУЗОВА