В Москве 25 февраля прошел вебинар Союза финансистов России. Как всегда, площадку для его проведения предоставило Федеральное казначейство, выступления транслировались в территориальные органы ведомства всех субъектов РФ. Участие в вебинаре приняли представители финансовых органов регионов, муниципальных образований, организаций — членов СФР. Участники рассмотрели новые подходы к разработке и реализации госпрограмм и их формату, подняли тему реализации в 2022 году федеральных программ по проведению капитального ремонта зданий образовательных организаций и условий участия в них. Обсудили и другие актуальные для финансистов вопросы.
Выступивший с приветственным словом руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин отметил хорошие итоги исполнения федерального бюджета прошедшего года. Как сообщил глава Казначейства России, уровень исполнения федерального бюджета составил 97,5%. Эта цифра уже стала неким маркером — опускать уровень исполнения бюджета ниже не планируется. Снизились остатки неиспользованных ассигнований. «Если раньше они не превышали 1 триллиона рублей, то сейчас составили лишь 635 миллиардов рублей. Это очень незначительная сумма остатков», — отметил Артюхин и коротко остановился на причинах их формирования.
Внедренный в стране принцип бюджетного процесса — кассовый расход федерального бюджета синхронизирован с кассовыми расходами по целевым субсидиям, которые предоставляют субъектам РФ. И очевидно, что кассовое исполнение бюджета является лакмусом, показывающим результативность использования ассигнований. Ведь предоставить средства и использовать их на 100% технической сложности не представляет, а вот к степени достижения результата вопросы еще есть. «И в первую очередь перед вами, уважаемые коллеги, Минфин России будет ставить задачу обеспечения результативности использования целевых субсидий, предоставленных финансовым органам субъектов и в ряде случаев муниципалитетов. А мы будем за этим внимательно следить. Мы будем приглашать на площадку Казначейства России представителей финансовых органов, ГРБС и последовательно изучать всю ситуацию с кассовым исполнением», — подчеркнул Артюхин.
Также он сообщил, что Федеральное казначейство составило рейтинг исполнения субъектами Федерации целевых субсидий. «И, как ни странно, в отстающие попали регионы, которые всегда были в передовых. Среди них, в частности, есть регионы из центральной части России», — аккуратно сформулировал руководитель ведомства. По его словам, это свидетельствует о том, что резервы более полного кассового исполнения бюджета еще не исчерпаны.
Общая задача, которую ставит Правительство РФ, — за цифрами кассового исполнения нельзя забывать о результативности. «У нас, конечно, налажена большая система контроля достижения результатов, модернизирована система заключаемых соглашений, зафиксированы контрольные точки. Но, уважаемые коллеги, очень важно, чтобы все главные распорядители средств субъектов РФ своевременно проходили по этим контрольным точкам. Это необходимо для того, чтобы процесс достижения результатов был наблюдаемым. Собственно, в этих целях работает система нацпроектов», — отметил Артюхин.
Также он обратил внимание присутствующих на то, что охват наблюдения за достижением результатов был расширен. В него теперь включено обязательное использование инфраструктурных бюджетных кредитов, которые предоставляет федеральный бюджет субъектам РФ. Сюда же входят и так называемые региональные инвестиционные проекты, паспорта которых регионы также заполняют в системе управления нацпроектами. «Таким образом, вся региональная инвестиционная составляющая должна отражаться в этой системе, что даст нам возможность видеть полную картину. И эта работа в том числе завязана на кураторстве вице-премьерами инвестиционной активности регионов», — резюмировал глава Федерального казначейства.
Также Артюхин сообщил, что Федеральное казначейство выполнило все свои обязательства в части начисления процентов по остаткам на счетах регионов. «Мы перечислили 37,1 миллиарда рублей в бюджеты субъектов РФ. Уверен, это хорошее подспорье нашей системе казначейских платежей. И, конечно, аккумулирование всех ресурсов бюджетной системы на едином казначейском счете дает возможность для оперативного управления средствами, что важно в современных условиях», — завершил выступление спикер.
Совершенствование БК РФ
«Любые политические решения влекут за собой привлечение дополнительных финансовых средств, и поэтому финансисты сейчас, как и всегда, находятся на передовой решения проблем. Они должны работать над тем, чтобы бюджеты наполнялись доходами и оптимально расходовались накопленные средства. А для этого необходимо очень четкое, понятное и стабильное законодательство», — отметила Н. С. Максимова, председатель Совета Союза финансистов России, приступая к освещению темы совершенствования Бюджетного кодекса.
Действующий кодекс вступил в силу в 1998 году и работает уже почти четверть века. За эти годы изменилось многое — и страна, и бюджетный процесс. Принято почти 160 законов, вносящих изменения и поправки в действующий закон. С ним стало сложно работать. В связи с этим в настоящее время в Правительстве Российской Федерации и в Государственной думе идет активная работа над новой редакцией Бюджетного кодекса. В представленной Минфином России версии предлагается перейти к структуре, состоящей из разделов, глав и статей, отказаться от деления на составные части, исключить множество статей, утративших силу. Документ должен получиться системным, стабильным и удобным для правоприменения.
Что касается разделов кодекса, которые относятся к межбюджетным отношениям, то в законопроект включено положение о трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений. В ее составе представители Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной думы, которые принимают решения по распределению межбюджетных трансфертов.
И поскольку сейчас на пике тема цифровизации всех сфер деятельности, то в БК РФ будет включена новая глава, регулирующая обеспечение цифровизации бюджетного процесса. «Цифровизацией государственной экономики у нас занимаются на всех уровнях финансовой системы. И надо сказать, что процесс внедрения цифровизации на разных уровнях идет очень неравномерно. Есть сложности и у субъектов, но более всего это касается муниципальных образований. Ни для кого не секрет, что некоторые муниципалитеты до сего времени не имеют доступа ни к интернету, ни к финансовым ресурсам, которые позволили бы им приступить к внедрению цифровых технологий», — отметила Максимова.
Она напомнила, что 22 октября 2021 года было принято распоряжение Правительства РФ №
И еще одна тема, которая существенно повлияет на изменение версии Бюджетного кодекса, — это ожидающий сейчас второго чтения в Государственной думе законопроект №
При Комитете по бюджету и налогам Государственной думы создан Экспертный совет по разработке новой версии кодекса. Члены СФР включены в состав данного совета и будут работать над тем, чтобы их предложения были учтены в БК РФ.
О новациях Бюджетного кодекса и нормативных правовых актов в части казначейского сопровождения средств, предоставленных из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, участникам вебинара рассказала О. В. Харитонова, заместитель начальника Управления казначейского сопровождения Федерального казначейства.
В частности, она остановилась на вступившем в силу с 1 января текущего года Законе от 1 июля 2021 года № 244‑ФЗ, который вносит изменения в БК РФ и приостанавливает действие пункта 4 статьи
2065 объектов отобрано на предоставление субсидии на капремонт школ в рамках программы «Модернизация школьных систем образования» в
Статья 242.26 БК РФ определила, что казначейское сопровождение указанных средств может осуществлять как финорган субъекта РФ (муниципального образования), так и Федеральное казначейство, в случае если ему будут переданы отдельные функции регионального (муниципального) финоргана в соответствии со статьей 220.2 БК РФ. В связи с этим в Порядок направления обращений высших исполнительных органов госвласти субъектов РФ (местных администраций), утвержденный приказом Минфина России от 31 марта 2020 года № 50н, были внесены изменения. Пункт 4 приказа дополнен новым подпунктом «е», в котором говорится, что финорган может передать Федеральному казначейству полномочия по исполнению функции открытия и ведения лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами участников казначейского сопровождения, и санкционированию операций по расходам участников казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта РФ (местного бюджета).
Пункт 5 приказа № 50н также подвергся изменениям. Теперь в случае направления высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ / местной администрацией Обращения о передаче (прекращении осуществления) функций финоргана субъекта РФ / муниципального образования данное обращение должно содержать функции, предусмотренные подпунктами «а» — «е» (здесь речь о передаче всех функций). Либо казначеям могут быть переданы только функции по казначейскому сопровождению.
«Мы провели анализ передачи Федеральному казначейству функций по казначейскому сопровождению. На сегодняшний момент в органы казначейства по всем уровням бюджетной системы переданы полномочия 36 субъектов РФ, полномочия только по уровням бюджетов субъектов передали 12 регионов, только по уровню муниципальных образований — 9 субъектов РФ», — сообщила Харитонова (рисунок).
Развитие школьной инфраструктуры
Итогами приемочной кампании по отбору объектов на предоставление субсидии на капремонт школ в рамках программы «Модернизация школьных систем образования» в
Второй поднятой спикером темой стала организация бесплатного здорового горячего питания в школах. Замминистра напомнил, что этот один из самых сложных с точки зрения запуска организации работ проектов реализуется уже без малого полтора года. В настоящее время бесплатное здоровое горячее питание организовано во всех муниципальных и государственных школах. В федеральном бюджете на эти цели в текущую трехлетку предусмотрено ежегодно порядка 62 миллиардов рублей в масштабе страны. В прошлом году 84 региона заключили соглашения на сумму 58 миллиардов рублей. А нераспределенные 4 миллиарда рублей были перечислены в Резервный фонд. При этом из 58 миллиардов рублей контрактации в регионах были заключены на сумму 54,3 миллиарда рублей. А кассовое исполнение при этом составило 49,9 миллиарда рублей. «Куда мы с вами движемся? 91,9 процента кассовое исполнение по абсолютно очевидным расходам, которые должны носить системный стопроцентный характер, это недопустимо!» — упрекнул региональных руководителей Николаев. (Статью заместителя министра просвещения России, посвященную реализации программы развития школьной инфраструктуры, читайте в апрельском номере журнала «Бюджет».)
Госпрограммы по-новому
О новых подходах к разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и к их формату рассказала А. В. Пенчук, начальник отдела методологии программно-целевого планирования Департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Минфина России. В частности, сейчас Минфин совместно с Минэкономразвития ведет работы над корректировкой постановления Правительства РФ № 999, в котором содержатся правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Планируется предусмотреть отдельный подтип субсидий — так называемую единую субсидию, в рамках которой бюджетные ассигнования будут даваться на показатели госпрограмм, а не на финансирование конкретного расходного обязательства. Это позволит субъекту РФ самому выбирать перечень конкретных расходных обязательств, которые позволят ему достигнуть определенных показателей.
«Нормативные акты сейчас находится в стадии обсуждения. Этот новый тип межбюджетного трансферта можно будет попробовать реализовать в пилотном формате с отдельными субъектами РФ», — сообщила Пенчук.
С. А. СТРЕЛЬНИКОВА