Версия для печати 591 Материалы по теме
Обзор актуальных инструментов на рынке госфинансов

Рынок госфинансов по итогам 2021 года продемонстрировал стабильное следование устоявшимся трендам, несмотря на влияние внешних факторов. В статье мы рассмотрим итоги прошедшего года на рынке субфедеральных заимствований, сформировавшиеся и проявившиеся тенденции, а также инструменты, используемые при управлении субфедеральными бюджетами с привлечением кредитных организаций.

Татьяна Алексеевна ГЕРАСИМОВА, вице-президент — директор департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

На протяжении последних лет российская финансовая система постоянно сталкивается с различными вызовами, влияющими как на всю ее структуру в целом, так и на каждый отдельный элемент. Если 2020 год поставил нас лицом к лицу с пандемией, то 2021-й научил работать и развиваться в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки и прочих негативных факторов, отзвуком которых стала растущая неопределенность на финансовых рынках.

Тем не менее даже в таких условиях Россия сохраняет ориентир на развитие национальной экономики, одним из элементов которой является система государственных и муниципальных финансов. СМП Банк также остается верен себе — несмотря на все нестабильности и неопределенности, мы по-прежнему стремимся быть полезными для клиента — это одна из главных ценностей банка. Для этого мы, во-первых, стремимся максимально понимать задачи и потребности наших клиентов и, во-вторых, мониторим состояние рынка, отслеживаем влияющие на него факторы и зарождающиеся на нем тренды.

Сезонность и сроки

Подводить окончательные итоги 2021 года по рынку субфедеральных коммерческих заимствований пока рано, в силу того что годовая отчетность еще не опубликована. Однако некоторые выводы сделать все же можно. Первый тренд, который в очередной раз продемонстрировал себя (мы не раз отмечали его в своих аналитических заметках, публикуемых в журнале «Бюджет»), — сезонность спроса на привлекаемые от кредитных организаций в субфедеральные бюджеты средства.

Традиционно спрос на кредиты от кредитных организаций принимает наименьшее значение в январе, когда маховик исполнения бюджета соответствующего года только начинает раскручиваться, а расходы соответствующего бюджета минимальны. Дальнейшая динамика объявляемых аукционов находится в строгой корреляции с объемами бюджетных расходов: рост спроса предшествует соответствующему росту расходования средств, так как аукционы объявляются с учетом временных издержек, возникающих в связи со спецификой процедур проведения аукционов и последующего заключения контрактов.

Сезонность спроса на данном рынке проявляется вне зависимости от факторов, влияющих на совокупный объем потребности субфедеральных бюджетов в кредитных ресурсах. Несмотря на общее снижение объема рынка в 2021 году по сравнению с 2020-м, динамика изменения спроса внутри каждого из указанных периодов сходна. При этом объем аукционов, проведенных в январе 2022 года, практически не отличается от аналогичного показателя, сложившегося в январе 2021 года, — 14,5 миллиарда рублей и 14,2 миллиарда рублей соответственно (рисунок 1).

19.jpg

Отдельно следует остановиться на сроках привлечения финансирования. По результатам 2021 года мы получили подтверждение общей тенденции рынка на снижение срока заключаемых контрактов. Как мы уже неоднократно отмечали, повышенная волатильность финансовых рынков и политика Центробанка по повышению ключевой ставки (и, как следствие, рост стоимостных условий заимствований) привели к тому, что наиболее популярными и результативными сейчас являются краткосрочные кредитные контракты.

Из общего объема заключенных в течение 2021 года контрактов доля контрактов со сроком действия до 370 дней составила 64% (или 318,6 миллиарда рублей), сроком от 371 до 740 дней — 18% (90,9 миллиарда рублей), сроком от 741 до 1100 дней — 17% (86,9 миллиарда рублей). Что интересно, доля объявленных закупок, по результатам которых были заключены контракты (то есть подана хотя бы одна заявка), для всех сроков примерно одинакова и составляет около 40%.

Бесспорно, в условиях складывающейся неопределенности контракты на кредитование сроком около одного года являются наиболее привлекательными для всех участников рынка. Банк избавляется от риска получить долгосрочный дешевый актив, если вдруг произойдет повышение учетной ставки, заемщик же, в свою очередь, нивелирует риск возникновения долгосрочного дорогого обязательства в случае дальнейшего снижения среднерыночной стоимости заимствований.

Ставки

Складывающиеся на рынке процентные ставки также демонстрируют следование сформировавшимся трендам, а именно устоявшейся парадигме зависимости от размера ключевой ставки Банка России. Помесячный анализ процентных ставок, причем как начальных, так и сложившихся по результатам конкурентных процедур, в рамках которых кредитные организации соревновались между собой за право заключения соответствующего контракта, показывает, что все ставки рынка следуют за изменением ключевой ставки с минимальным временным разрывом.

При этом интересно, что средняя величина начальной ставки по всем объявленным аукционам ниже, чем средняя ставка по состоявшимся аукционам. Данный факт обусловлен тем, что некоторые заемщики в надежде привлечь максимально дешевое финансирование объявляют аукционы с начальной ставкой ниже рыночной. Как правило, такие аукционы либо отменяет сам заемщик, либо аукцион признают несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.

О росте стоимости привлекаемых на рынке средств свидетельствуют и данные промежуточной отчетности. Согласно опубликованной Казначейством России информации о результатах исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации общий совокупный объем расходов субфедеральных бюджетов на обслуживание государственного и муниципального долга в течение 2021 года составил 102,2 миллиарда рублей против 100,4 миллиарда рублей по результатам 2020 года.

20.jpg

Казалось бы, за прошедший год показатель изменился крайне незначительно, однако ситуация далеко не так проста. Нельзя забывать, что в середине 2021 года Правительство России внедрило механизм замещения коммерческих кредитов бюджетными, ставка по которым составляет 0,1% годовых. По результатам реализации этого механизма структура внутреннего государственного и муниципального долга претерпела значительные изменения: объем задолженности субфедеральных бюджетов перед кредитными организациями сократился практически в два раза относительно значения на начало года. При этом объем средств, привлеченных за счет эмиссии ценных бумаг, изменился незначительно — меньше чем на 10%.

В результате такого комплексного подхода ситуация предстает в совершенно ином свете. Фактический объем долга, обслуживаемого региональными и местными бюджетами по рыночным ставкам, значительно снизился, но расходы на его обслуживание отнюдь не уменьшились.

В контексте процентных ставок также стоит отдельно упомянуть механизм заключения контракта на предоставление региональному или местному бюджету кредитных ресурсов по плавающей ставке. Данный механизм был внедрен Правительством России после того, как Банк России приступил к реализации политики по постепенному снижению значения ключевой ставки.

В целом сама по себе идея финансовых продуктов, цена которых является гибкой и меняется исходя из рыночной конъюнктуры, для банковского сектора далеко не нова. Наиболее ярким примером подобного продукта на рынке государственных финансов являются операции по размещению средств федерального бюджета, осуществляемые Казначейством России. В рамках таких операций сделки, несущие риск недополучения казначейством процентного дохода в случае изменения ситуации на финансовых рынках, заключаются в привязке к индикативной ставке RUONIA. При этом пересчет значения ставки, по которой на размещенные средства начисляется процентный доход, осуществляется на ежедневной основе. Подобная политика позволяет Казначейству России получать процентный доход, находящийся максимально в рынке.

В свою очередь, плавающая ставка по кредитованию субфедеральных бюджетов несколько отличается от используемого Федеральным казначейством механизма. В силу специфики законодательства о контрактной системе, а также с учетом соответствующих разъяснений Минфина России, плавающая ставка по соответствующим контрактам может работать только в пределах цены контракта, определенной по результатам проведения конкурентной процедуры. Иначе говоря, в случае повышения ключевой ставки Банком России выше значения, действовавшего на момент проведения аукциона (а плавающая ставка по кредитным контрактам, заключаемым с региональными и местными администрациями, привязывается именно к ключевой), фактическая ставка по контракту окажется ниже рыночных значений. Вследствие этого контракты, содержащие условие о плавающей ставке, в ситуации проведения Банком России политики по ее повышению не являются привлекательными для кредитных организаций. Доля закупок с плавающей ставкой, по которым в 2021 году банки соревновались за право заключения контракта, составила всего 2% от общего объема.

Размещение временно свободных средств

Вообще, обсуждая разнообразные инструменты на рынке государственных финансов, хочется еще раз коснуться вопроса размещения временно свободных бюджетных средств. Дело в том, что в отличие от кредитования, которое осуществляется с использованием норм законодательства о контрактной системе, порядок размещения субфедеральными бюджетами средств в финансовые инструменты определяется непосредственно финансовым органом соответствующего субъекта РФ. Благодаря этому мы можем наблюдать широкое многообразие используемых инструментов и подходов к каждому элементу инвестирования временно свободных средств.

Например, в ключе определения процентной ставки размещения средств существуют следующие варианты подхода. Это определение твердой процентной ставки исходя из текущей рыночной конъюнктуры, привязка (с понижающим или повышающим коэффициентом) к индикативным ставкам финансового рынка с фиксацией на момент заключения сделки, а иногда даже полноценный механизм плавающей процентной ставки (опять же привязанной к одному из рыночных индикативов), при котором процентная ставка пересчитывается на ежедневной основе.

Не менее многообразно и число используемых финансовых инструментов. Помимо классических сделок срочного депозита региональные администрации также используют депозиты овернайт и до востребования, размещение средств через центрального контрагента и сделки репо под залог ценных бумаг. Ряд субъектов РФ, помимо стандартного формата отбора заявок, использует различные биржевые системы (что, помимо прочего, значительно упрощает документооборот), а сделки с центральным контрагентом и сделки репо проводятся исключительно с использованием биржевых систем.

К сожалению, в силу специфики и разрозненности публикуемых данных не представляется возможным оценить рынок в полном объеме. Однако даже на основании имеющихся данных можно сделать вывод, что совокупный объем предложения за 2021 год превысил 10 триллионов рублей, а сроки размещения принимали самые разные значения, начиная от одного дня и заканчивая максимально возможным сроком в 12 месяцев, установленным Бюджетным кодексом.

Описанное многообразие говорит само за себя: коллеги подходят к вопросу не только профессионально, но и с определенной долей творчества. Это позволяет не только обеспечить дополнительные источники дохода для соответствующих бюджетов, но и получить доход с минимальным уровнем риска.

В завершение хочу обратиться к прекрасной половине редакции журнала, его читателей, партнеров и коллег. Коллектив группы СМП Банка от всей души сердечно поздравляет вас с самым прекрасным весенним праздником — Международным женским днем! Это один из самых теплых праздников, который дарит весеннее настроение и веру в силу добра. Примите теплые пожелания здоровья, счастья, успехов во всех делах, радости, мира и благополучия вам и вашим близким!

Поделиться